Механизмы управления профессиональным ростом педагога в образовательной организации
статья
Предварительный просмотр:
Ивлева Ольга Александровна,
заместитель директора по УВР
Синицина Светлана Юрьевна
заместитель директора по УВР
МБОУ ООШ №20
г. Ленинск-Кузнецкий
Механизмы управления профессиональным ростом педагога в образовательной организации
Анализ теории и практики управления персоналом позволяет выделить следующие механизмы управления профессиональным ростом работника в организации: стратегический, нормативно-правовой, организационно-экономический. В зависимости от поставленных целей, стратегический механизм управления профессиональным ростом педагогов приобретает свойства долго- или кратковременного действия. Так, например, это может быть программно-целевая стратегия с механизмом управления, основанная на целевой комплексной программе достижения цели организации: «Программа развития школы», «Концепция кадровой политики», «Концепция формирования кадрового резерва» и т.п. Для каждой конкретной организации стратегический механизм управления формируется из элементов: цели управления; критерии управления; факторы управления; методы взаимодействия на данные факторы управления; ресурсы управления.
Нормативно-правовой механизм включает разработку на основе федерального законодательства нормативных правовых (локальных) актов образовательной организации, регулирующих функции, задачи и направления кадровой работы; методических указаний и рекомендаций по совершенствованию функционирования системы управления профессиональным ростом педагогов.
Элементами организационно-экономического механизма являются: планирование кадровых ресурсов образовательной организации; экономическое стимулирование; организационная структура; система руководства осуществлением плановых показателей и т.п.
Важнейшим источником содействия педагогу в его профессиональном развитии является социальная (профессиональная) среда. В социальной среде происходит становление профессиональной идентичности молодого педагога, его включение в профессиональное сообщество с устоявшимися нормами, отношениями, внутренними процессами. Содействие со стороны профессионального сообщества должно проявляться в поддержке научно-педагогического развития педагога; делегирование определенных полномочий; выполнение им новых профессиональных ролей; разнообразные способы оценки и учета личных достижений (конкурсы, публичные выступления, гранты и т.п.), а также в совместной деятельности заместителя руководителя по методической работе и педагога по проектированию перспектив его профессионального роста. Реализация данной функции заместителя руководителя может осуществляться посредством методического и аналитического сопровождения отдельных этапов профессионального развития; диагностики потенциала педагога; изучение вектора его профессиональной направленности; уровня притязаний и самооценки, мотивации к достижениям, его ценностных ориентаций, социально-профессиональных установок; составления совместно с педагогом стратегии профессионального роста. Педагогом разрабатывается и реализуется индивидуальная программа, соответствующая его профессиональным мотивам и целям, основными принципами которой являются индивидуальность; заинтересованность в профессиональном развитии; стимулирование и финансирование профессионального развития; социально-психологический комфорт и удовлетворенность работой; объективность.
Таким образом, спроектированные стратегические, нормативно-правовые, организационно-экономические механизмы управления профессиональным ростом педагога, содействие со стороны профессионального сообщества образовательной организации, детально разработанная индивидуальная программа профессионального роста педагога, являются основополагающими для разработки стратегии привлечения и удержания молодых педагогов, формирования кадрового резерва образовательной организации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация системы методической работы как условие профессионального роста педагога
Методическая работа в школе будет успешна, если все педагоги школы заинтересованы в профессиональном развитии, от удовлетворенности коллектива организацией образовательного процесса в школе. Чем больш...

Мотивация профессионального роста педагога дополнительного образования через организацию внутриучрежденческого контроля
В данной статье отражен опыт работы организации внутриучрежденческого контроля как способ повышения профессионального мастерства педагогов....

Управление профессиональным развитием педагога в образовательной организации
В статье актуальная проблема профессионального развития педагогического персонала школы, решение которой обеспечивает развитие детей, их ус...
Наставничество как форма управления профессиональным ростом педагогов
Из опыта работы образовательного учреждения с молодыми педагогами....
Организация участия обучающихся в конкурсных мероприятиях различного уровня как фактор личностного роста обучающегося и профессионального роста педагога
Задача педагога — вовремя заметить способности ребенка и создать условия для их развития.Активность школьника, его участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах, викторинах способствуе...

«Формирование и реализация индивидуального образовательного маршрута молодого педагога. Профессиональный рост педагога»
Выступление в рамках курсов ПК по ДПП «Наставник молодого педагога» по теме «Формирование и реализация индивидуального образовательного маршрута молодого педагога. Професси...

Выступление по теме "Конкурсное движение как фактор повышения профессионального роста педагогов", в рамках проведения РМО - педагогическая мастерская "Пригласите на урок" на базе Управления образования администрации МО "Холмогорский муниципальный район"
Профессиональные конкурсы – это не только серьёзные творческие испытания для лучших педагогов, участие в конкурсах для учителей физической культуры образовательных учреждений способствует эффект...
