Формирование смыслового чтения у учащихся с ОВЗ.
презентация к уроку (10 класс)

Аккужина Лилия Файзулловна

Формирование смыслового чтения у учащихся с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_smyslovogo_chteniya_u_uchashchihsya_s_ovz.docx337.33 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование смыслового чтения у обучающихся с ОВЗ».

                                                                                   «Люди перестают мыслить,

                                                                                    Когда перестают читать.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

                                                                                    Ни о чем не думает тот, кто  

                                                                                    Ничего не читает».

Смысловое чтение — это процесс понимания текста с целью получения информации и знаний, это фундамент любой учебной деятельности.

Что входит в понятие – это вид чтения, которое направлено на понимание читающим смыслового содержания текста.

            Что является целью- максимально точное и полное понимание содержания текста, всех его деталей, практическое осмысление.

            Основные задачи- научить вдумчиво читать, извлекать из прочитанного нужную информацию, соотносить ее с изменяющимися знаниями.

 Обучение детей с нарушением интеллекта требует поиска особых методов, приемов, которые могут быть использованы на различных предметах при работе с текстом.

Цель моего выступления: показать опыт работы с обучающимися коррекционной школы по формированию смыслового чтения.

Работу с текстом можно вести на разном уровне.

Есть базовые (простые) приемы, которые помогают понять основной смысл.

А есть эффективные(сложные) приемы, которые учат анализировать, оценивать.

Какими базовыми приемами  пользуюсь:

1.найти в тексте незнакомые слова и объяснить их значение. Словарная работа должна вестись на каждом уроке.

  1. озаглавить текст, разделить его на абзацы;
  2. составить план;
  3. выделить основную мысль и тему текста;
  4. найти в тексте описание природы или героя;
  5. ответить на вопросы по тексту.

Теперь приведу примеры эффективных приемов.

  1. Приём «Ассоциативный куст» 

Учитель даёт ключевое слово или заголовок текста, ученики записывают вокруг него все возможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые связи между понятиями.

2. Сопоставление сходств и различий –

приём работы, основанный на сравнении объектов.

Например:

  • Класс делится на две группы
  • Первая готовит доказательства положительных качеств героя. Использует при этом текст и свой жизненный опыт.
  • Вторая- готовит доказательства отрицательных качеств героя.
  • Подкрепляет свой ответ выдержками из текста.

3. Прием «Толстые и тонкие вопросы»

Учащимся задаются вопросы:

«Тонкие вопросы»: кто? что? когда? Может? Будет? Согласны ли Вы?

«Толстые»: Почему Вы считаете? В чем различие? Предположите, что будет, если…

Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз? Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему?

4. Обобщение   содержания текста

«Интерпретация текста»:

  • нахождение в тексте заданной информации;
  • нахождение в тексте данных, иллюстрирующих определённую мысль.

5. Прием " Рассказ-предположение по "ключевым" словам"

По опорным словам нужно составить рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим и предположениям, расширяя материал.

6. Восстановление деформированного текста»

1) необходимо расположить  «перепутанные» части текста в правильной
последовательности.
2) «собрать» правило, алгоритм.
3) «найди ошибку»

7. Прием "Написание синквейна"

Синквейн: Маленькое стихотворение из 5 строк, которое помогает выделить сут

  • 1 строка: Кто? Что? (одно слово, тема).
  • 2 строка: Какой? Какая? (два слова, можно из предложенных).
  • 3 строка: Что делал? (три слова-действия).
  • 4 строка: Фраза из текста (помогаем найти).
  • 5 строка: Чувство (смайлик или одно слово: "интересно", "грустно").

8Прием "Шесть шляп мышления" (в упрощенном виде):

  • Белая шляпа (факты): "Расскажи, что случилось ".
  • Красная шляпа (эмоции): "Какие чувства у тебя вызвал этот рассказ?".
  • Желтая шляпа (плюсы): "Что хорошего произошло?".

Работа по этой методике - это групповая работа.

     Класс делится на группы. Каждая выбирает себе одну шляпу.


Белая — самая нейтральная. Участники этой группы оперируют только фактами, доказывают, почему все произошло именно так, а не иначе.
Желтая — солнечная, радостная, позитивная. Участники этой группы ищут выгоды предложенного решения, обрисовывают только положительные моменты.

Красная — эмоции, страсть. Эта группа высказывает только эмоциональное восприятие заданной ситуации, без обоснования своих выводов.

9. Работа с таблицей

Простая таблица, которую ребенок заполняет во время или после чтения.

"Кто? Что сделал? Где? Когда?": 

10. Лента времени/Цепочка событий:

Лента времени - графическое описание последовательности событий в хронологическом порядке.

 Нарисовать линию и расположить на ней основные события рассказа по порядку. Отлично подходит для повествовательных текстов.

11. Кластер (паутинка): Это графический прием.

 В центре пишется главная тема или герой, а на "лучиках" — все, что мы о нем узнали (какой он, что сделал, с кем общался)

«Кластер» один из приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо, которая способствует развитию смыслового чтения.

12. «Корзинка идей»

 Формы работы — индивидуальная и групповая.

 Алгоритм работы:

  • Объявляется тема урока.
  • Индивидуальная работа. Каждый ученик записывает в тетради все, что ему известно по теме.
  • Работа в парах или в группах. Учащиеся обмениваются информацией, выясняя, в чем совпали их мнения, а в чем возникли разногласия.
  • Работа с классом. Все высказывания учитель кратко записывает на доске.
  • Все идеи и предложения осмысливаются и анализируются в дальнейшем ходе урока. На этапе рефлексии можно снова обратиться к "Корзине идей", чтобы подвести итог урока.

Прием "Корзина идей" позволяет подготовить учащихся к восприятию новой темы, научиться видеть ошибки и исправлять их самостоятельно, анализируя свою работу и обобщая выводы. 

13 . «Фишбоун», или «рыбий скелет».

Этот прием помогает выявить причинно-следственные связи.

 Голова- тема, вопрос, а хвост- ответ на вопрос. Кости верхние –основные понятия темы, нижние- суть понятий.

 Этот прием также предполагает точное прочтение и умение делать умозаключении.

Указанные приёмы могут использоваться как в комплексе, так и в отдельности. Можно по-разному сочетать эти приёмы. Это зависит от целей урока, уровня подготовки учащихся, содержания материала на всех уроках.

Приемы, позволяющие актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу.

                                 Труд.

Прием " Рассказ-предположение по "ключевым" словам"

Тема: Блузка

  • Вид изделия
  • Назначение
  • Ткани
  • Швы
  • Отделка

Прием восстановление деформированного текста

«Найди ошибку»

Технология выполнения стачного шва взаутюжку.

Детали сложить изнаночными сторонами внутрь. Срезы необходимо уравнять. Проложить машинный шов. Затем проложить ручной шов. Убрать нитки временного назначения. Разутюжить срезы шва в разные стороны.

Прием сопоставление сходств и различий

Хлопчатобумажная ткань

 Свойства

Интеллект-карта – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления.

  Рисование интеллект-карт - необычный вид деятельности, почти игровой, но это уникальный и простой метод запоминания информации.

Метод обладает уникальной особенностью – при работе с текстом с помощью карты школьники учатся сворачивать и разворачивать информацию; лучше запоминают ее благодаря ассоциациям и оживлению рисунками; могут увидеть все элементы текста; хорошая опора для развития монологической речи.

С помощью интеллект-карты очень легко научить учащихся запоминать стихотворение

1. Определить центральный образ стихотворения.

2. Нарисовать веточки карты, соответствующие строчкам стихотворения

3. Записать ключевые слова на каждой веточке.

4.Нарисовать символы, рисунки, знаки.
5. Прочитать строчку стихотворения и найти "веточку", на которой зарисована эта строчка и ее ключевые слова.
6. По рисункам и ключевым словам расшифровать каждую веточку.

7. Восстановить весь текст стихотворения по памяти.

C:\Users\антонина\Desktop\выступления на семинарах\image-18-02-20-03-56.jpegC:\Users\антонина\Desktop\выступления на семинарах\image-18-02-20-03-56-1.jpeg

Picture background

Picture background

Приемы формирования смыслового чтения на примере изучения рассказа «Дорогой подарок» Л. Воронковой на уроке чтения в 5 классе.

1 Восполнение пропусков слов в предложении: дается текст или ряд отдельных предложений с пропущенными в них словами. Это упражнение развивает способность одновременно с техникой чтения осуществлять смысловой анализ текста. 

  Всех удивили ребята из ---------------кружка: они принесли большой букет  ----------примул.

 2.  Восстанови слова. Вставь гласные между согласными так, чтобы получилось слово. Прочитай полученные слова.

  1. С- Н- .        2)  П- З- МК- .

Дюжина-?         Полдюжины-?

 

3. Восстановить план рассказа. Пункты плана перепутаны.

- Расположите пункты плана в нужной последовательности.

ПЛАН.

  1. Красивая ваза.

                                        3   «Подарки» для тёти Нюры.

  1. Рисунок Серёжи.

4.«Сканирование»-  передавать изображение довольно близко к тексту. 

Просканировать описание рисунка Сережи. Другими словами, вы еще раз пробежите глазами этот отрывок, а затем опишите подарок Сережи близко к тексту, используя опорные слова, расположенные на доске

  1. Дополни словосочетания: зеленые . . .  ,  синие и красные … ,  желтое … ,                          

 (зеленые березки, синие и красные цветы, желтое солнце)

                                                   

  -Представили.

- Какой детали рисунка не хватает среди этих слов? (голубая речка)      

- Опишите рисунок Сережи.

Если вы были внимательны в ходе всего урока, то с легкостью расположите в нужной последовательности душевное состояние т.Нюры.

Радость за учителей,  легкая грусть,  безразличие,  удивление,  теплота,  благодарность

Прием Синквейн

1) Подарок                                  ( само имя существительное )

2) Неожиданный, прекрасный   (  прилагательные к этом слову )

3) Дарить, принимать, делать    глаголы к этому слову )

4) Дарить подарки очень приятно! (Предложение из 4 слов с этим словом)

5) Дар                                             ( синоним к этому слову )

                             Математика.

Специальные упражнения для развития компонентов

смыслового чтения на уроках математики.

Помимо работы непосредственно с задачами, необходимы дополнительные смысловые упражнения:

«Составь задачу» по готовой схеме, рисунку или по набору предметов.

«Закончи задачу»: учитель дает начало, а ученик придумывает вопрос

и решает.

«Исправь ошибку» в готовом условии задачи или в ее решении.

«Выбери вопрос к условию»: дано условие и несколько вопросов,

нужно выбрать подходящий.

«Сравни две задачи»: найти сходства и различия.

Работа с деформированными текстами: Восстановить правильный

порядок предложений в условии задачи.

Игры-драматизации: Проигрывание сюжета задачи в ролях, что помогает понять смысл.

Цель формирования основ смыслового чтения на уроках математики у

детей с интеллектуальными нарушениями -научить ребенка не просто

механически производить вычисления, а понимать суть

математической задачи, видеть ее связь с реальной жизнью.

Заключение.

Весь процесс обучения основывается на чтении текстов. Поэтому научить ребенка читать правильно, эффективно, продуктивно можно на всех уроках, используя разные приемы смыслового чтения.

Смысловое чтение — это такой вид речевой деятельности, при котором происходит смысловое восприятие прочитанного материала, зафиксированного графически.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности психики человека, способствующие формированию смыслового чтения. Уровни понимания текста.

С точки зрения психологии в формировании смыслового чтения у учащихся участвуют все высшие психические функции: мышление, память, внимание, восприятие и понимание. Подробно я хотела бы остановиться се...

Приемы формирования смыслового чтения на уроках математики

Буклет "Приемы формирования смыслового чтения на уроках математики" предназначен для помощи педагогическим работникам при подготовке к учебным занятиям.Работу по формированию умений и навыков самостоя...

Методическая разработка "ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"

Систематическая и планомерная работа по формированию умений работы с текстом учебника включает разнообразные аспекты, пополняясь ими в разных возрастных группах. Формирование навыков самостоятельной р...

Формирование смыслового чтения

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того,чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможнос...

Методические рекомендации педагогам по формированию навыков смыслового чтения у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках биологии

Методические рекомендации педагогам по формированию навыков смыслового чтения у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках биологии...

Методические рекомендации педагогам по формированию навыков смыслового чтения у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках географии

Методические рекомендации педагогам по формированию навыков смыслового чтения у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках географии...

Методические рекомендации педагогам по формированию навыков смыслового чтения у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках биологии

Методические рекомендации педагогам по формированию навыков смыслового чтения у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках биологии...