«Педагогическая коррекция обучающихся старших классов (коррекционной школы VIII вида) на уроках по предмету «Труд (технология)», обеспечивающая реализацию их потенциальных возможностей»
методическая разработка (6, 7, 8, 9 класс)
Выбор проблемы «Педагогическая коррекция обучающихся старших классов на уроках по предмету «Труд (технология)», обеспечивающая реализацию их потенциальных возможностей» обоснован необходимостью использования в организации учебного процесса развивающего типа, побуждающего самостоятельную, творческую деятельность, активизирующую мыслительную деятельность учащихся.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Педагогическая коррекция обучающихся старших классов на уроках по предмету «Труд (технология)», обеспечивающая реализацию их потенциальных возможностей»
Учитель труда: Дьячек Анна Васильевна
Быстрое нарастание потока научной информации поставили перед педагогической наукой и школой сложную задачу повышения эффективности процесса обучения. Решение возникших новых задач педагогическая наука и школа ищут, в первую очередь, совершенствуя содержание образования, активизируя познавательную активность и деятельность обучающихся, развивая их мышление и способности в процессе обучения. Каждый учитель заинтересован в том, чтобы его уроки были ярче и увлекательнее, а сам он – интересен ученикам. Важная задача учителя – всемерно способствовать развитию познавательной активности каждого ученика. Поэтому данную тему я выбрала, как тему своего самообразования.
Особенности развития познавательной активности школьников с умеренным недоразвитием интеллекта представляют собой важную проблему в современной социальной педагогике. Мышление является важнейшим свойством человеческой психики, и исследование проблем мышления детей с умственной отсталостью, а также разработка коррекционных мер являются совершенно необходимыми для максимально возможной подготовки таких детей к реальной жизни. Этим объяснятся актуальность данной работы.
Целью моей педагогической деятельности является обеспечение условий для формирования и развития личности каждого ребенка с учетом ограниченных возможностей здоровья, его индивидуальных способностей.
Обучающиеся с интеллектуальной недостаточностью должны получить тот уровень подготовки, который необходим для их социальной адаптации с учетом степени тяжести дефекта, нарушения познавательных возможностей.
Трудности обучения умственно отсталых школьников обусловлены особенностями их психического развития, типологическими и индивидуальными особенностями, недоразвитием познавательной сферы, низкой мотивацией обучения, отсутствием навыков самоконтроля. У многих обучающихся выраженные поведенческие нарушения, нарушения речи разной степени тяжести, грубые нарушения общей и мелкой моторики.
Обучающиеся одного класса отличаются друг от друга как по уровню подготовки к школьному обучению, так и по степени овладения учебным материалом и базовыми учебными действиями.
Свою работу я строю на основе дифференцированного и системно - деятельностного подходов, учитывая индивидуальные особенности и возможности каждого обучающегося. Это даёт качественную организацию учебно-воспитательной коррекционной работы.
Основная задача специальной (коррекционной) школы - это социально – бытовая, социально нормативная и социально – трудовая адаптация обучающихся с последующей интеграцией их в общество. Главная цель трудовой адаптации – выработка и совершенствование трудовых навыков, воспитания личностных качеств, которые дадут возможность этим детям после окончания обучения материально обеспечивать себя, жить в коллективе, по возможности социально адаптироваться в обществе. Решающее условие для успешного обучения является – развитие познавательной активности обучающихся.
Теоретические основы развития познавательной активности учеников.
Развитие познавательной активности учащихся без преувеличения можно считать одной из главных проблем современного образования. Любой учитель знает, что заинтересованный школьник учится намного лучше.
В общей системе коррекционно–воспитательной работы коррекционной школы особая роль принадлежит тем видам деятельности, которые вызывают у учащихся повышенный интерес и эмоционально – положительное отношение к окружающему. К ним, прежде всего, относятся уроки профессионально трудового обучения. Рациональное использование коррекционно–развивающих методов и приемов на этих уроках дает значительный эффект в умственном и личностном развитии учащихся. Процесс усвоения учащимися знаний по трудовому обучению тесно связан с активным протеканием познавательных действий. Важно, чтобы учитель отчетливо понимал, что в условиях специального обучения и воспитания основная функция заключается в развитии обучающихся познавательных умений и целенаправленной деятельности.
Познавательный интерес нужно признать одним из самых значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо как на создание светлой и радостной атмосферы обучения, так и на интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся.
Рассматривая весь учебный процесс как единство внешнего и внутреннего, учитель должен быть озабочен тем, чтобы возбуждать у учащихся столь значительные для познания процессы, как мысли – эмоции – волю, и все они в органическом сцеплении и составляют основу познавательного интереса.
Из психологии известно, что интересы учащихся коррекционной школы мало дифференцированы, отличаются недостаточной глубиной, неосознанностью и неустойчивостью. Развитие мышления детей школьного возраста с умственной отсталостью является одной из основных проблем исследования в социальной педагогике, специальной психологии и олигофренопедагогике. Основы изучения мышления заложили в своих исследованиях такие выдающиеся ученые, как Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Я. Рубинштейн. Вопросами изучения мышления детей с умственной отсталостью занимались А. А. Катаева, Е. А. Стреблева, И. М. Соловьев и др., которые установили, что нарушение мышления - главный признак умственной отсталости.
Вследствие своеобразия психофизического развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья (VIII вид), как правило, интеллектуально пассивны, рассеяны, не уверены в своих силах, и со стороны учителя необходимы определенные усилия, чтобы пробудить их познавательную активность.
Формирование творческой, самостоятельной, развитой личности ученика требует тщательной разработки учебных программ по труду, доступный дидактический материал. Содержание работы на уроке определено программой, которая не исключает творческого подхода к ней со стороны учителя. При подготовке к уроку необходимо учитывать разные уровни общего развития и подготовленности учащихся, их индивидуальные особенности. Поэтому использую на уроках методы индивидуального и дифференцированного подхода. Например: разно уровневые задания, тесты, вопросы, практические работы разной сложности, выбор творческих работ по силам.
Познавательная активность обнаруживается в процессе педагогического общения, охватывающего целостную личность школьника. Эффективным для развития личности школьника, а также познавательной активности, как личностной активности является педагогический процесс, в котором отношения с учащимися строятся на гуманных началах. Практика работы в коррекционной школе показывает, что высокий уровень готовности учащихся к учению достигается при демократическом стиле руководства учащимися, создавая у них чувства заинтересованности и комфортности на занятиях. Требовательность учителя должна быть доброжелательной, справедливой и понятной учащимся.
Чтобы активизировать детей я использую нестандартные формы урока: урок-путешествие, уроки - КВН, уроки-зачёты, уроки творчества, уроки-состязания. Включая игровые моменты в виде дидактических игр, кроссвордов, различных викторин, соревнований, проблемные вопросы и задания. Что позволяет учащимся ярче проявлять свои знания, способности, увлечься учёбой, получать и получать большое количество информации. Это способствует приобретению навыков принятия решений в разнообразных ситуациях, улучшает взаимоотношения между учениками и педагогами. После анализирую урок, что больше заинтересовало, привлекло внимание. В конце урока обязательно провожу рефлексию соответствующую возрасту учащихся. К учащимся подхожу с учётом уровня их возможностей: поощряю сильных, поддерживаю более слабых. Сравниваю работы учащихся с более ранними работами, и говорю о его достижениях и обязательно хвалю, делая акцент не на ошибках на достижениях. Конечно нестандартные уроки больше нравятся обучающимся, но не использую их часто, иначе они превратятся в обыденные.
При отборе учебного материала стараюсь, прежде всего, решить вопрос о доступности его учащимся. Необходимо определить, позволяет ли подобранный материал активно влиять на сенсорные процессы, познавательную деятельность, эмоционально волевую и двигатель но – моторную сферу, и формировать практические навыки. Следует позаботиться о соблюдении преемственности между предыдущими и последующими уроками.
В начале урока необходимо вызвать положительное отношение к изучению материала, возбудить интерес к выполнению заданий, создать психологопедагогические предпосылки к предстоящей работе. Очень важно объяснить детям, чему они научатся на уроке, какое это имеет для них практическое значение. Например: В начале урока строю беседу с учащимися, так чтобы они сами вывели тему урока. Объяснению учащимся цель урока – это один из коррекционных приемов, оказывающих благотворное влияние на развитие осмысленной и целенаправленной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья (VIII вид). Требуется подробные, продуманные, сформулированные указания и разъяснения (вводный и текущий инструктаж технологические карты, составленный план пошива, наглядность с пооперационным выполнением практической работы) которые станут опорой в деятельности учеников на уроке. Началом занятия могут быть письменные ответы по раздаточным карточкам в которые включаю такие фразы , которые настраивают ребят на ситуацию успеха. Например: «Я в тебя верю», «Желаю удачи!», «Спасибо за работу!» Для проверки чаще всего использую взаимопроверку, а затем краткое обсуждение полученных результатов. Другой вариант - беседа о необходимости конкретных знаний для выполнения практической работы или демонстрация и анализ изделия. Одним из вариантов может быть создание проблемной ситуации.
Для этого учителю необходимо:
1.Чётко, конкретно ставить проблемный вопрос определённой трудности. 2. Систематически создавать на уроке проблемную ситуацию и подключать к её решению всех учащихся. 3.Придавать проблемной ситуации эмоциональную окраску. 4. Использовать наглядность. Например, в 5 классе даётся задание рассчитать количество ткани для пошива наволочки. Это проблемное задание, поскольку данные включают в себя набор мерок, а неизвестное - размер куска ткани.
Вариативность построения теоретического этапа занятия способствует созданию у учащихся интеллектуальных эмоций - удивления, любознательности, сомнения. Чем старше учащиеся, тем больше необходимость в разнообразной организации теоретического этапа занятия. По своему опыту могу сказать о перспективе таких направлений, как игровая атрибутика: кроссворды, шарады, анаграммы, викторины - это своеобразная гимнастика ума. Они развивают и тренируют память, обостряют сообразительность, вырабатывают настойчивость, способность логически мыслить, анализировать, сопоставлять, отбирать нужные знания.
В процессе учёбы ученикам необходимо не только вникнуть в смысл полученной информации, но и запомнить много новых понятий и терминов. Чтобы научить учащихся запоминать, выделяя важное, я использую на уроках простой по содержанию и техническому оформлению дидактический материал, предназначенный как для демонстрации перед всеми учащимися, так и в качестве раздаточного. В 5-6 классах девочки знакомятся с терминологией машинных швов, ручных и утюжильных работ. Облегчить запоминание помогают приготовленные мною карточки.
Это карточки с графическими изображениями (рисунками, словами, и даже стихами и т.д.), передающие информацию в закодированном виде. Например: сложит вместе и сметает, всё всегда соединяет, этот шов, дружочек мой называется - стачной.
«Наиболее благоприятные условия для развития детей с интеллектуальной недостаточностью на уроках трудового обучения создаются в том случае, - указывает Ж. И. Шиф, - если восприятие вызывается практической деятельностью, которая выполняется под руководством педагога, сопровождается сравнениями, обобщениями, имеющими наглядное и словесное оформление». Например: технологические карты, составленный план пошива, наглядность с пооперационным выполнением практической работы.
Эффективность формирования познавательных интересов школьников достигается через использование творческих заданий: а) направленных на закрепление материала, используемых при обучении умениям и навыкам; б) направленных на формирование понятий.
Творческие работы служат не столько цели овладения учебным материалом, сколько цели повышения активности и самостоятельности учащихся, развития у них творческого подхода к решению конкретных вопросов, формированию познавательных интересов учащихся. Например: использование проектных технологий (девочки разрабатывают проект изделия) занимаются лоскутным шитьём , любят вышивать, изготавливают различные подарки к праздникам.
Для выбора творческой работы даю учащимся книги, журналы, пользуемся интернетом, а затем обсуждаем с ним выбранную модель, соответствует она уровню его подготовленности, наличию материалов, востребованности.
Систематическое использование разнообразных дидактических средств также приводит к развитию познавательной активности школьников. Одно из таких средств тестовые задания и терминологические кроссворды и головоломки. Решение кроссвордов для повторения пройденного материала проводится фронтально на теоретическом или заключительном этапах занятия. Применяю приём "отгадай загадку", «Закончи предложение». Очень хорошо действует приём "не пропусти ошибку". Поощряю ребят за внимательность!
Подбирая материал к уроку, использую различные исторические сведения, из истории возникновения различной одежды, пословицы о труде, стихи и загадки об инструментах).
В ходе изучения различных педагогических технологий, для повышения интереса к учению применяю элементы различных педагогических технологий, которые гарантируют достижения планируемых результатов всеми учащимися. Используют группу личностно–ориентированных технологий обучения: модульного, дифференцированного , индивидуального обучения, формирования учебной деятельности, ИКТ. (презентации к урокам). Внедрение выбранных технологий, создание благоприятной комфортной среды позволяет активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся на уроках труда.
Заключение
Выбор проблемы «Педагогическая коррекция обучающихся старших классов на уроках по предмету «Труд (технология)», обеспечивающая реализацию их потенциальных возможностей» обоснован необходимостью использования в организации учебного процесса развивающего типа, побуждающего самостоятельную, творческую деятельность, активизирующую мыслительную деятельность учащихся. Мои уроки создают условия для решения этой проблемы.
В заключение отмечу, что даже самые эффективные способы активизации учащихся должны быть использованы разумно. Не следует, например, прибегать к таким приемам, которые дезорганизуют детей вследствие их эмоциональной неустойчивости. Не следует и шаблонизировать приемы, так как они потеряют смысл.
Опираясь на вышесказанное, можно сделать вывод, что процесс развития познавательной активности учащихся должен быть целенаправленным, систематическим, планомерно организованным.
Литература
Сенько Ю.В., Миллер Е.Н. «Обучение и познавательная активность учащихся» -М., 1989г.
Абдухаирова А.Т. «Приёмы активизации мыслительной деятельности» Педагогика, 1998г. №2
Шамова Т.А." Активизация учения школьников". Минск. 1982г.
Широкий Е.Н. Развитие мыслительной активности учащихся» Педагогика 1990г., №10
Щукина Г.И. "Проблема познавательного интереса в педагогике". М, Педагогика 1971г.
«Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе» -М., 1989г.
Ливитес Д.Г. "Практика обучения: современные образовательные технологии".
Маллер А.Р. "Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии"Москва" Аркти", 2002г.
Бгажнокова И.М. "Обучение детей с выраженными недостатками интеллекта: тенденции, перспективы развития".№ 3 М: 2004г.
Тупоногов Б.К. "Основы коррекционной педагогики" - М:ИПТ "Логос" ВОС, 2004г.
Занков Л.В. "Наглядности и активизация учащихся в обучении" - М. 1960 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция связной письменной речи на уроках чтения в старших классах коррекционной школы VIII вида.
В статье отражены характеристика психофизического состояния учащихся с нарушением интеллекта, особенности развития связной письменной речи, задачи и содержания уроков чтения, методика обучению чтения ...

« Развитие интонационного слуха у учащихся младших классов коррекционной школы VIII вида на уроках музыки»
Дети с умственной отсталостью, как правило, характеризуются низким уровнем развития музыкального слуха и музыкальной памяти, ладового и ритмического чувства. Певческий диапазон их ограничен, у многих ...

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 6 классов коррекционной школы VIII вида
Программа по русскому языку и развитию речи определяет содержание предмета и последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности дет...
Программа адаптации обучающихся 1 класса коррекционной школы VIII вида в условиях школы интерната
Предлагаемая программа групповой работы с обучающимися 1 класса поможет облегчить процесс адаптации детей к условиям школы-интерната, быстрее и успешнее войти в новую школьную жизнь.Игры и упражнения ...
Урок русского языка в 3 классе коррекционной школы VIII вида по теме: "Признак предмета"
На уроке дети учатся находить в устной и письменной речи слова, обозначающие признак предмета, ставить вопрос к ...

Проектная работа с обучающимися 8 класса коррекционной школы VIII вида
Опыт работы с христианскими притчами...

К вопросу о формированиии готовности к самостоятельной жизни учащихся старших классов коррекционной школы 8 вида на уроках технологии
Одна из главных задач коррекционной школы- подготовка учащихся к самостоятельной жизни в современном российском обществе. В школах 8 вида, где обучаются дети с интеллектуаль...
