Проектная работа с обучающимися 8 класса коррекционной школы VIII вида
проект (8 класс) на тему

Артемьева Татьяна Николаевна

Опыт работы с христианскими притчами 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyat_po_pritch.docx113.2 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Этот чудесный мир притчи»

Педагог: Артемьева Т.Н.

Проект по притчам в 8 «А» классе

Название проекта: «Этот чудесный мир притчи»

Вид проекта: групповой, познавательно-творческий

Продолжительность: 4 месяца (ноябрь - февраль)

Участники проекта: обучающиеся 8 «А» класса

Образовательная область: знакомство с православной художественной литературой, развитие речи, изобразительная деятельность

Актуальность: 

Притчи — это не просто тексты, не просто рассказы. Краткие и емкие, многогранные, яркие, часто ироничные - эти хранилища человеческой мудрости не случайно передаются из поколения в поколение через границы государств, с материка на материк.

Черпать мудрость из колодца притч можно бесконечно, и он при этом никогда не оскудевает.

Каждая притча может что-то дать, научить чему-то, в ней заложена какая-то определённая истина, которую можно ощутить в иносказательном коротком рассказе, какой-то определённый урок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живём.

Посредством притч можно получить доступ к знанию законов объёмного мира. Причём этот доступ — облегчённый, потому что притчи — это искусство слов попадать прямо в сердце. Это своеобразный учебный материал, который непременно поможет внимательному и вдумчивому ученику путешествовать по Миру осознанно и радостно.

Притчи называют рассказами, освежающими разум и удаляющими из сердца горе и печаль.

Цели и задачи проекта:

  • адекватное использование речевых средств и средств информационно – коммуникативных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного  построение речевых высказываний в соответствии с задачами  коммуникации;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность  существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, излагать своё  мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, готовность конструктивно  решать  конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества.

Обеспечение: сборники притч, иллюстрации к притчам, литература, репродукции картин, рисунков, фотографии; методическая литература.

Предполагаемый результат:

- развитие интереса к православной культуре;

- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;

- совершенствование выразительности и связной речи детей;

- содействие творческому развитию детей;

- развитие эмоциональной отзывчивости;

- гармонизация отношений между подростками и окружающим миром

Продукт проектной деятельности:

- отзыв о притче (индивидуальная работа), рисунки.

Презентация проекта:

- оформление выставки «Чудесный мир притчи»»

- урок «Притча как художественное произведение»

- викторина «Знакомясь с притчами…»

- встреча со священником

Основные этапы реализации проекта:

Подготовительный:

- обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта;

Совместная деятельность педагога и обучающихся.

1. Чтение христианских притч

2. Подбор притч для индивидуальной работы

Основной этап:

  1. Урок «Притча как художественное произведение»
  2. Беседа со священником
  3. Кроссворд по притчам «Спор ветра с солнцем», «Притча о подвиге клея», «Благородная мышка», «Притча о правде и лжи»

По горизонтали: 1.Кто из персонажей притчи решил лаской и добром добиться результата? 2.Что однажды произошло между ветром и солнцем?  3.Какая оказалась мышка?

По вертикали: 1. Какое качество проявляется в солнце? 2.Что используют двое мальчиков для того, чтобы их не наказали? 3. Что было предметом обожания благородной мышки?4. Что часто сказать трудно? 5.Что обязательно должно быть в делах, даже в добрых?

  1.  Игры-разминки:

«Комплименты»

Все ученики класса должны разделиться на две одинаковые по количеству участников группы. Первая группа учащихся образует внутренний  круг, а вторая – внешний. Ученики во внутреннем и внешнем кругах обязательно становятся лицом друг к другу, при этом каждый ученик находит себе пару.

В паре ученики, приветствуя друг друга, пожимают руки и по очереди говорят комплименты. После обмена комплиментами по сигналу учителя ученики, находящиеся во внешнем круге, делают шаг налево и оказываются перед другими учениками. В новых парах следует повторить приветствие и сказать новый комплимент. Движение по кругу повторяется до тех пор, пока учащиеся не встретятся с тем человеком, с которыми начинали упражнение.

Следует помнить, что комплименты каждому человеку должны быть искренними, при  этом нельзя повторяться. Учитель задаёт порядок и темп движения учащихся. Если учеников нечётное количество, то учитель сам становится в круг.

Учитель может подавать сигнал,  по которому стоящие во внешнем круге ученики двигаются и меняют «соседа». Например, хлопать в ладоши или громко произносить: «Поменялись!»

После игры учитель проводит беседу по вопросам:

  1. Понравилось ли вам упражнение? 2) Оно показалось вам лёгким или трудным? 3) Что было самым трудным? 4)Что вы чувствовали при выполнении упражнения?

«Подарок»

Все ученики класса должны разделиться по парам. Каждой паре предлагается подарить друг другу подарок, описать его и объяснить почему. Нельзя забывать и о словах благодарности.

Данные игры можно проводить на любом этапе урока: организационный момент, актуализация знаний, закрепление, рефлексия.

     Сочетание разных методов, форм и видов деятельности повысит мотивацию учащихся и сделает уроки наиболее оптимальными.

Заключительный этап

1. Викторина «Знакомясь с притчами…»

2. Оформление стенда «Этот чудесный ми притчи» для обучающихся младшей, средней, старшей школы + для педагогов и родителей

    Поскольку основными  стилистическими приёмами в притче являются  сравнение, метафора, аллегория – именно этот жанр представляет собой наибольшую сложность для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. Несмотря на то, что школьники часто интуитивно улавливают метафорический характер притч, тем не менее им бывает трудно раскрыть их смысл и значение.

 Существенным моментом при работе с притчей является воссоздание культурного и исторического контекста, в котором созданы притчи.

     Понять смысл притч помогают гравюры, картины. На уроках  работы над притчей  осуществляется  работа   с иллюстрацией  к тексту или  фрагментами презентации, используются  рисунки, фотографии.
   

Большое значение имеет работа над анализом   притчи:

1.Обсуждение основной идеи, смысла истории.

2.Анализ названия притчи (придумать новое название притчи)

3.Притча без окончания (обсуждение, чем она могла бы закончиться)

4.Сформулировать  вопросы или ответить на поставленные вопросы.

5.Выделение  ключевых понятий.

6.Инсценировка   притчи.

7.Сравнение  нескольких притч.

8.Нахождение и вставка пропущенных слов в притче (или предположить их).

Методы

Метод дискуссий -  создание доступной для понимания проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни. На основе анализа правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.

Исследовательский метод — организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя, самостоятельно выдвигают гипотезу, подтверждают или опровергают её, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают и открывают знания, а не получают их в готовом виде.

 В конце урока  проводится рефлексивный этап - дети дополняют заданную фразу, например:

         Мы говорили о…

         Мы исследовали…

         Мы учились…

Викторина

Православные крылатые фразы

1. Не можете служить Богу и …

 дьяволу
 царю
 мамоне
 животу

2. Не…, да не судимы будете

 грешите
 судите
 будите
 дурите

3. Будьте…, как змии и просты, как голуби

 хитры
 мудры
 сложны
 ядовиты

4. Истина сделает вас …

  1.  святыми
     сильными
     свободными
     голодными

5. Спасись сам, и спасутся вокруг тебя …

 погибающие
 домашние твои
 тысячи
 русичи

6. Где…, там ангелов со сто (Святой Амвросий Оптинский)

 намолено
 старец
 постно
 просто

7. Не в силе Бог, но в …  (Святой Александр Невский)

 любви
 вере
 правде
 знании, где тонкий лед

8. Кому Бог – не Отец, тому … – не мать. 

 царица
 Богородица
 Церковь
 Госдума

9. Рука дающего да не …

 обеднеет
 оскудеет
 опустеет
 отсохнет

10. … моя, Христос воскресе (Святой Серафим Саровский)

 Дочь
 Радость
 Россия
 Братия

11. Рад бы в …, да грехи не пускают

 рай
 храм
 Иерусалим
 паломничество

12. И … во тьме светит, и тьма не объяла его

 светильник
 свет
 святой
 солнце

13. … – всем порокам мать (Святой Владимир Мономах)

 Гордыня
 Лень
 Зависть
 Водка

14. Чистому – всё …

 грязно
 чисто
 свято
 прощается

15. Всегда радуйтесь, непрестанно…, за все благодарите

 проповедуйте
 молитесь
 поститесь
 слушайтесь старца

16. … – малая Церковь

 Двое или трое 
 Часовня
 Колокольня
 Семья

17. … да запотеет в руке твоей («Учение двенадцати апостолов»)

 Меч
 Милостыня
 Посох
 Зарплата

18. Начало … – страх Господень

 премудрости
 святости
 праведности
 начал

19. Носите … друг друга

 Бремена
 Бревна
 Одежды
 На руках

20. … без дел мертва

 Вера
 Надежда
 Любовь
 Община

Загадки

1. Первый раз - прилетел,

 Второй раз - принес,

Третий раз - не вернулся.

2. За свои сны много бит,

За чужие - на троне сидит.

3. Когда животное умней пророка было? Когда животное с царем еду делило?

Когда животное Пророку послужило?

Что это за животное?

4. Когда и где огонь сильнее был воды?

 Когда и где огонь горел, но не сжигал?

Когда и где огонь, сходя, губил?

5. Один царь не мог поворотить руку свою,

У другого - тряслись колени,

Третий - искал в горах блоху,

А у четвертого - была бессонница.

6. Первый раз осла седлали, чтоб пророка воротить.

Во второй раз оседлали, чтоб пророка схоронить.

7. Бог пророку повелел, чтобы хлеба он не ел, Чтоб не пил воды, и ноги не ступали по дороге, по которой он пришел.

Сделав дело, он ушел.

А пророк сказал пророку:

"Много ль будет в этом проку,

Если ты уйдешь голодным?

Воротись в мой дом сегодня, отдохни, поешь немного, и ступай себе в дорогу". Что потом случилось, знает Тот, кто Библию читает.

8. Любим птиц мы щебетанье,

А Христос нам в назиданье

Говорил о птицах тоже

Ну, а кто назвать их может?

9. Что в своей спальне царь сказал,

За много верст пророк слыхал.

10. На горе город, в городе двое,

Вокруг города много, но на горе больше.

11. Три раза по имени Бог называл,

Но голоса Божия отрок не знал.

Но волю Свою объявить хочет Бог,

И Богу внимает отрок - пророк.

12. "Прокляни народ, идущий в Ханаан," –

Так пророка царь .............. просил.

Но не сделал этого старец .................

И с горы он трижды их благословил.

13. На выстрел из лука мать отошла,

Смотреть на смерть сына она не могла,

Но отрока голос Бог услыхал,

Источник с водою Он им указал.

История эта случилася встарь.

Сын был ..................... , а матерь................ .

14. Две женщины стояли пред царем

И спорили. Одна из них неправду говорила..

И спор их царь решил мечом.

О чем был спор? Когда все это было?

15. Слуга бежал, догнал и взял,

Хотя никто его не посылал.

Но, получив то, что он хотел

Болезнью страшной заболел.

16. "О, если б Ты меня благословил,

Рука Твоя была б всегда со мной,

Храня меня от зла, и Твой покой

Мой дом и сердце наполнял –

Тогда бы я не горевал," –

Так Бога ............... молил

И Бог его благословил.

17. У зятя теща была больна,

Врач пришел, и здорова она.

18. Падала роса, но не на землю,

Сухо было, но не на земле.

19. То, что себе готовил - досталось другому,

А что готовил другому - получил сам.

20. У колодца это было:

Раб просил воды напиться.

Напоив раба, девица

И верблюдов напоила.

И оставив водонос ненужный,

Девица к себе домой спешила

Рассказать об этом людям.

С кем, когда и где все это было?

21. Он сил придал Ионафану,

Был пищею в пустыне Иоанну,

И в горнице его Христос вкушал,

Своим родителям Самсон покушать дал. Название его простое,

Скажите, что это такое?

22. Кто в старости глубокой

Был крепок и силен,

И было зорким око?

И сколько лет жил он?

ОТВЕТЫ:

1. Голубь- Быт.8:8-12

2. Иосиф - Быт.37гл.,41 гл.

3. Осел - Числ.22:23-30, Дан.5:21, Иоан.12:14

4. 3 Цар.18:38, Исх.3:2, Быт.19:25

5.Иеровоам - 3 Цар.13:4 Валтасар - Дан.5:6 Саул-1Цар.26:20 Дарий -Дан.6:18

6. 3 Цар.13:11-30

7. 3 Цар.13:11-30

8. Вороны Лук.12:24

9. 4 Цар.6:12

10. 4 Цар.6:15-17

11. Самуил -1 Цар.3гл.

12. Царь - Валак, старец -Валаам - Числ.23 гл.

13. Измаил, Агарь - Быт.21:16

14. 3 Цар.3:16-18

15. Гиезий заболел проказой -4 Цар. 5гл.

16. Иаков- Быт.32:29

17. Теща Петра, Врач - Иисус Христос- Матф.8:14-15

18. Суд.6:37-40

19. Аман Мардохею - Есф.6:6-11; 7:9-10

20. Раб Авраама, Ревекка -Быт. 24 гл.

21.Мед

22. Моисей -120 лет - Втор.34:7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План воспитательной работы в 7 классе коррекционной школы VIII вида

Этот план работы поможет в составлении годового планирования воспитательной работы...

План воспитательной работы в 8 классе коррекционной школы VIII вида

Действующий план воспитательной работы в 8 классе коррекционной школы 8 вида. Приложение к плану четыре рабочие программы....

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 6 классов коррекционной школы VIII вида

Программа по русскому языку и развитию речи определяет содержание предмета и  последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности дет...

Программа адаптации обучающихся 1 класса коррекционной школы VIII вида в условиях школы интерната

Предлагаемая программа групповой работы с обучающимися 1 класса поможет облегчить процесс адаптации детей к условиям школы-интерната, быстрее и успешнее войти в новую школьную жизнь.Игры и упражнения ...

Контрольная работа в 9 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Трудовое право"

Контрольная работа может проводиться на обобщающем уроке по теме "Трудовое право", занимать часть урока или польностью весь урок в зависимости от уровня класса. Работа выполняется полностью в тестовом...

"В гостях у сказки" дополнительная коррекционно-развивающая программа для обучающихся специальных (коррекционных) школ VIII вида.

Программа предназначена для обеспечения  эффективного обучения детей с умеренной умственной отсталостью....