Проект "Танковое сражение под Прохоровкой 1943 год"
творческая работа учащегося на тему

Томникова Марина Вячеславовна

Данный проект занял 3 место на Федеральном конкурсе "Растим патриотов России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Tankovoe_srazhenie.doc316 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Новосельская средняя общеобразовательная школа»

"Танковое сражение под Прохоровкой

12 июля 1943 года".

                               

 

Автор идеи и руководитель проекта:

Томникова Марина Вячеславовна,

учитель русского языка и литературы

высш. кв. категории Новосельской средней

общеобразовательной школы.

601275 Владимирская обл., Суздальский р-н.,

с. Суворотское, ул. Красная, д.12

телефон: 8-23-65-310

601275 Владимирская обл., Суздальский р-н.,

с. Новое, ул. Молодежная, д.5, кв.7.

телефон: 8-905-616-62-39

В настоящее время отмечается важнейшая тенденция: современная школа должна стать "антропоцентрической", т.е.центром всех учебно-воспитательных воздействий должен стать конкретный ученик, и соответственно все способы и формы организации школьной жизни должны быть подчинены цели его всестороннего личностного развития, что требует новых принципов личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении, а это, в первую очередь методы обучения, которые позволили бы:

  1. обеспечить достаточный уровень знаний учеников, умение  самостоятельно приобретать и применять их на практике;
  2. развивать исследовательские, рефлексивные, самооценочные общеучебные умения и навыки;
  3. повысить мотивацию к совместной работе в группе, сотрудничеству, проявлению коммуникативных умений;
  4. реализовать принцип связи обучения с жизнью.

Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.

 «Проект—это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создание разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность. В основе метода проектов лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся; умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления». (Е.С. Полат).


Методическое  представление.

  1. Введение.
  2. Методический паспорт творческого проекта.
  3. Работа над проектом.
  4. Заключение.

Здесь, под Прохоровкой,

В сорок третьем,

Смерть презрев, по сигналу атаки-

Шли солдаты наши в бессмертье,

Становились бессмертными танки.

         

             Игорь Чернухин


Введение.

Творческий проект.

"Фрагмент танкового сражения под д. Прохоровка  12июля 1943года".

Этот проект был разработан и осуществлен в МОУ "Новосельская средняя общеобразовательная школа" учителями проблемной группы "Современные образовательные технологии" и учащимися школы под руководством Томниковой М.В., учителя русского языка и литературы. Планировалось раздвинуть рамки общих сведений учащихся о Великой Отечественной войне, в данном случае о  танковом сражении, и открыть имеющиеся материалы для свободного пользования.

  Идею предоставить макет-панораму широкому кругу людей (учащимся, учителям, родителям, ветеранам Великой Отечественной войны), интересующимся вопросами истории войны, подсказали сами учащиеся. В процессе общения было выяснено, что у некоторых учащихся нашей школы  представители старшего поколения  принимали участие в битве на Курской дуге.

  Костенко Максим, ученик 8 класса, рассказал о своем прадедушке Костенко Афанасии Захаровиче, который был командиром танка и погиб под Прохоровкой. Шальнова Катя, ученица 6 класса, собрала интересные сведения о своем дедушке Максимове Степане Александровиче, героически сражавшемся и погибшем на Курской дуге.

 В процессе работы с историческими документами, изучения военной техники тех лет, местности, где происходило сражение, просмотра кинохроники, конструирования, моделирования удалось воссоздать фрагмент танкового сражения. На основе макета-панорамы с использованием КТ создан фильм «Танковое сражение под д. Прохоровка 12 июля 1943 года» (Слайд—шоу.Звуковое).

Этот проект воспитывает патриотические чувства, понимание истоков героизма в битве за Родину, позволяет сохранять и укреплять связь времен: деды—отцы—внуки.


Методический паспорт творческого проекта.

 

Данный творческий проект предназначен для осуществления учащимися средней общеобразовательной школы, проявляющими интерес к истории.

Заказчик проекта: МОУ"Новосельская средняя общеобразовательная школа".

 

Тема проекта : «Патриотизм советских солдат в годы Великой Отечественной войны».

Цели образовательные и воспитательные:

  1. вовлечение учащихся в активный познавательный процесс;
  2. воспитание   интереса к историческому прошлому России;
  3. воспитание чувства патриотизма.
  4. формирование умения давать оценку полученным результатам.

Задачи учебно-педагогические:

  1. приобщение к полезной деятельности;
  2. развитие творческой активности;
  3. развитие коммуникативных способностей;
  4. формирование навыков исследовательской деятельности.

Руководитель проекта: Томникова Марина Вячеславовна, учитель русского языка и литературы..

Консультанты проекта: Косарев А.П., учитель истории,

                        Сороколетова В.П., учитель географии,

      Панов Д.С., учитель труда,

                  Болгова Л.И., учитель математики,

           Гаврилова Н.М., учитель ИЗО.

Возраст учащихся, на который рассчитан данный проект: данный проект предполагает участие ребят в возрасте от 10 до 17 лет.

Состав проектной группы: Балабанова Н.—11 класс;

           Казанкова Т.—11 класс;

     Есаян С.—11 класс;

        Костенко М.—8 класс;

    Шилов А.—6 класс;

       Пешкова Л.—6 класс;

            Самандаров И.—6 класс;

         Тенишева Н.—6 класс;

     Власов И.—6 класс;

         Шальнова к.—6 класс;

           Евстигнеев А.—5 класс;

          Томникова П.—3 класс.

Оборудование:  демонстрационный стол 2 м на 0,75 м, папье-маше, пиломатериалы, оргстекло, фонозапись, краска, канцелярские принадлежности, фигурки солдат, техники.  

Продолжительность: сентябрь 2004 года  - май 2005 года.

Режим работы: группа во главе с консультантом работала еженедельно (раз в неделю); общий сбор проектной группы- раз в  месяц.

Дополнительно привлекаемые участники: Томников А.А., специалист по КТ.

Мотивация: личный интерес учащихся, самореализация, желание внести собственный вклад в празднование 60-летия Победы, рассказать о представителях старшего поколения, принимавших участие в битве на Курской дуге и героически павших за Родину.

Предполагаемые «приращения»: расширение знаний о Великой Отечественной войне и глубокий взгляд на тему.


Осуществление проекта.

Проект был задуман в качестве экспоната для школьного музея и учебно-наглядного пособия для уроков истории, внеклассных мероприятий на военно-патриотическую тематику.  Учащиеся, заинтересованные  проблемами  истории периода Великой Отечественной войны, решили таким образом внести свою лепту в празднование 60-летия Победы.

Идея создания именно макета-панорамы заинтересовала не только учащихся, но и родителей, желающих внести свой вклад в осуществление данного проекта.

 

На первом этапе работы учитель-руководитель сообщил учащимся, что 2005 год будет проходить под эгидой 60-летия Победы в Великой Отечественной войне.

 

Наша задача—внести свой вклад в празднование  великой даты.  Учащимся  -проектантам было предложено собрать исторические данные о танковом сражении под Прохоровкой 12 июля 1943 года с целью расширения знаний о  переломных событиях в ходе войны,   воссоздать  картину тех ужасных кровопролитных дней. В процессе обсуждения определилась форма реализации данного проекта. Учащиеся, работающие над проектом, остановили свой выбор на решении   указанной проблемы посредством создания фрагмента макета-панорамы танкового сражения. Макет можно использовать на уроках истории в качестве учебного пособия, проводить внеклассные мероприятия по военно-патриотической тематике.

Параллельно преследовалась цель более глубоко изучить некоторые страницы истории Великой Отечественной войны.


На втором этапе группа, состоящая из 6 учителей и 12 учащихся,  разделилась на 4 подгруппы по 3 человека   (учитывались интересы учащихся).  Проектанты определили виды и этапы своей деятельности.   Во главе каждой группы   находился  учитель-консультант. Следовательно, третий этап деятельности по ходу выполнения работы делился   на несколько подэтапов.

1-й—сбор информации.

1-я группа собирала исторические сведения о сражении: изучала документы, художественную  литературу, общалась с ветеранами, родственниками погибших, прослушивала фонозаписи, составляла фотоальбом проекта. На основе фотомонтажа создавали видеофильм.

Рук. Томникова М.В.

2-я группа изучала ландшафт местности, где происходило сражение, протяженность поля   боя, расположение окопов, траншей и сам  «котел», где кипел бой . В своей деятельности использовали литературные источники, воспоминания очевидцев и участников сражения.

Рук. Сороколетова В.П.

3-я группа готовила демонстрационный стол. На первом подэтапе работы она сотрудничала со 2-й группой.

Рук. Панов Д.С., Косарев А.П.

4-я группа собирала сведения о видах техники, ее преимуществах и слабых сторонах, живой силе; готовила муляжи техники, оборонительных сооружений, солдат.

Рук. Болгова Л.И., Гаврилова Н.М.

2-й—подведение итогов первого подэтапа.

На заседании творческой группы   были подведены итоги работы микрогрупп. Лидеры отчитались о проделанной работе и совместно выработали план дальнейшей деятельности. Из обилия информации (документов, воспоминаний, произведений художественной литературы, фонозаписей и т.д.) предлагалось выбрать узловые моменты в собранной информации.


3-й—привлечение учащихся для отыскания дополнительных 

сведений о родственниках, участвующих в сражении на Курской дуге. 

Костенко Максим и Шальнова Катя предоставили материал о своих дедушках, непосредственных участниках в сражениях на Курской дуге.

4-й—отчет 2 и 3 групп. 

Группы предоставили демонстрационный стол с готовым ландшафтом. Все работы осуществлялись вручную.  

Для изготовления демонстрационного стола, размером  2 м X 0,75м, понадобились пиломатериалы, оргстекло, шурупы, клей, краска.

Ландшафт выполнялся из папье-маше, древесных опилок, веточек лозы, использовалась краска, почва. Удачной получилась   линия окопов,   имитация обгорелой посадочной полосы. На данном подэтапе была спланирована дальнейшая уже межгрупповая деятельность. 1и4группы планировали размещение боевой техники, « живой силы», т.е воссоздание  фрагмента  сражения.

5-й—работа над  фрагментом сюжета сражения.  

Технику, фигурки солдат, оборонительные сооружения—все учащиеся изыскивали сами. Использовали старые игрушки, клеили, красили и т.д.Работали над сюжетом фрагмента битвы, созданием фотоальбома продукта проекта.

На четвертом этапе проектанты анализировали собранную информацию о  сражении, выбирали наиболее удачно составленные сообщения, планировали форму презентации и определяли докладчиков.

 .   

Шестой этап—презентация. Учащиеся публично, наглядно предоставили   результат своей деятельности. Презентация продукта проходила во время празднования 60-летия Победы.

Седьмой этап—оценка результатов. Проект получил высокую оценку на школьном и районном уровне. Творческая группа получила отзывы благодарности от ветеранов Великой Отечественной войны, родителей, учителей и учащихся школы.


Заключение.

Реализация данного проекта дает возможность саморазвитию личности. В процессе работы предполагается широкий спектр коммуникативных связей как в группе  между учащимися, так и с педагогами, с родителями. В творческой работе развивается   творческая активность учащихся, при этом воспитывается чувство гордости за свою Родину, ответственность за ее будущее и собственная сопричастность к  происходящему.

По итогам Федерального конкурса «Растим патриотов России» в 2007 году  в номинации «Урок мужества» проект занял 3 место.


Приложение к презентации

Обязательным условием презентации является использование КТ: карта Курской битвы, кадры кинохроники (порядок демонстрации кадров хроники указан в материалах презентации), слайд-шоу (звуковое).  

Материал к презентации проекта.

     Руководитель: над этим проектом мы работали в течение 2004-2005 учебного года. Собирали материалы, читали карты, готовили продукт нашей деятельности: "Фрагмент танкового сражения под Прохоровкой 12 июля 1943 года".

    Как известно, 2005 год  посвящен 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. Наша работа—это вклад в празднование великой даты.

     Ученик: Курская битва1943 года—оборонительная (5—23 июля) и наступательная (12—23 августа) операция войск Воронежского, Степного, Брянского и Западного фронтов, проведенных в районе Курского выступа в Великую Отечественную войну. ( Свое сообщение учащийся сопровождает показом по карте). (См. диск. Карта Курского выступа) 

    Немецкое командование на лето 1943 года запланировало крупную наступательную операцию в центральной части фронта под кодовым названием "Цитадель". ( См. кинохроника кадр №1)

 Оно намеревалось взять реванш за поражение под Сталинградом, окружить советские войска в районе Курского выступа, уничтожить их и получить стратегическую инициативу южнее Москвы. ( См. кинохроника кадр №2)

    Ставка разгадала замысел противника и разработала свой план, по которому советские войска, создав мощную оборону, измотав и обескровив противника в оборонительных боях, перейти в наступление. (См. кинохроника кадр №3)

    Для участия в сражении с обеих сторон были стянуты мощные танковые и механизированные соединения. ( См. кинохроника кадр№4)

     К началу Курской битвы значительный перевес в технике и живой силе был на стороне советских войск. Новые танки Т-34, оснащенные рациями (впервые тогда танки были оснащены рациями), новое грозное ракетное оружие, ласково именуемое "Катюшей".

  На рассвете 5 июля 1943 года гитлеровцы атаковали. Сражение приняло напряженный характер. Вся наступательная мощь германской армия была брошена на осуществление  операции "Цитадель". Упорно отстаивали советские воины каждый оборонительный рубеж. Вот лишь некоторые примеры образцов мужества и воинского мастерства. В ходе 12- часового боя гвардейцы 73-й стрелковой дивизии подбили и сожгли 39 танков, уничтожили до тысячи гитлеровцев . Из 450 воинов батальона пало смертью храбрых 200 человек.

  Удар огромной силы приняла на себя 1-я гвардейская  танковая бригада под командованием М.Е. Катукова. Она остановила продвижение вражеских танков на Обоянь.

  Ожесточенное сражение развернулось и в воздухе. В этих воздушных боях прославились многие советские летчики. Среди них А.П. Маресьев, вернувшийся в строй после ампутации обеих ног и ставший Героем Советского Союза; гвардии лейтенант А.К. Горовец—единственный в мире летчик, сумевший сбить в одном бою 9 самолетов противника.

  12 июля 1943 года Ставка ВГК решила ввести в сражение крупные танковые и общевойсковые резервы. (См. кинохроника кадр №5)

    На полях близ мало кому известного села Прохоровка развернулось небывалое в истории войны танковое сражение, в котором с обеих сторон участвовало около 1200 бронированных машин. Гитлер бросил сюда свои отборные танковые дивизии СС—"Мертвая голова", "Рейх", "Адольф Гитлер".

      (Дальнейшее сообщение идет на фоне видеофильма . Следующая информация должна быть прочитана за время демонстрации фильма хорошо подготовленным учеником, а лучше- учителем. См. диск. Слайд—шоу (звуковое). Поле боя, площадью 20 кв.км., представляло собой кипящий котел, который бурлил в течение целого дня. Дым, гарь закрывали небо, не видно было солнца, земля пропиталась маслом, соляркой, кровью и прожжена   на 1м 20 см.

   «Танки шли лавиной. Сколько их, было не считали. Машины двигались по полю зигзагами, меняя направление. Чтобы сбить с толку наших артиллеристов, помешать им прицелиться… . Рвутся бомбы… .Такой грохот стоял, что кровь текла из ушей»- рассказывал участник этих боев рядовой Е.И.Филатов.

«Взрывы поднимали землю. От пыли ничего не было видно даже вблизи. Рот, глаза—все забито песком. Танки различали по силуэтам. Поле горит. Никогда не забуду, какой тяжелый, удушливый дым полз по окопам. Запах пороха, горящего масла, раскаленного металла, золы. Мы задыхались»- дополняет бывший заряжающий К.В. Подколзин. О том, как был подбит последний танк, рассказал наводчик А.В. Пузиков: «Снаряд разорвался прямо на огневой позиции. Меня ранило в голову и в бок. Орудие опрокинулось, оторвалось колесо. Мы поставили орудие на снарядные ящики и продолжали стрелять. На нас вышел фашистский «тигр». Я зарядил снаряд. Танк целился в нас, мы—в него. Танк вспыхнул, но и его снаряд попал в наше орудие. Я потерял сознание».

   Сражение было жестоким; в самый разгар уже не было слышно выстрелов, а только лязг и скрежет металла, танки шли влобовую, хруст, треск, люди сходили с ума… (Все это сообщение нужно прочитать за время демонстрации видеофильма ).

    Предоставляется слово Костенко Максиму и Шальновой Кате, они рассказывают о своих дедушках, погибших во время  битвы под Прохоровкой.

Костенко Максим: мой прадед Костенко Афанасий Захарович, 1912 года рождения, был призван на фронт  в 1941 году, т.е. в самом начале войны. Служил в танковых войсках, командиром танка. Погиб под Прохоровкой в 1943 году. После него осталось пятеро детей. (Здесь сообщение дано  в сокращении. См. фотографию  №1).

    Предоставляется слово Шальновой Кате: мой прадед Максимов Степан Александрович,1907 года рождения , был призван на фронт в 1941 году. Служил в саперных войсках, командиром отделения. Погиб в 1943 году на Курской дуге. У него осталось трое детей. (Здесь дано в сокращении. См. фотографию №2).

   

 Ученик: за 50 дней боев противник потерял около 500 тыс. солдат и офицеров, 1,5 танков, 3тыс. орудий, 3,7 тыс. самолетов. Восполнить эти потери Германия уже не могла.

    Более 100 тыс. воинов Красной Армии были награждены орденами и медалями, 180 человек удостоены звания Героя Советского Союза. В ознаменовании этой победы в Москве был дан первый салют за годы войны. (См. кинохроника кадр №6)

После победоносного завершения Курской битвы последовало общее летнее наступление советских войск.

     Учитель: вот и закончен бой. Ушли в прошлое те грозные дни. Нынешняя Прохоровка совсем другая: новые дома, школа, трехзвездочный отель; мирно колосится пшеница на полях…  А тогда, по воспоминаниям старожилов, на поле сражения земля была прожжена  до  полутора метров, на каждый кв. метр собирали до 5 кг. металла. Страшно было разрабатывать это поле, где на каждом шагу неразорвавшиеся снаряды, гранаты. Но каждую весну, как только сходил снег, появлялась редкая зеленая травка, которая, вызревая, становилась белой. Издали она напоминает пряди седых волос безвременно поседевшей от горя женщины. А ведь  так оно и есть, это седина Матери- земли, которая оплакивает    лучших сыновей, отдавших свои жизни за независимость, свободу. И что бы ни говорили нынешние политики, как бы ни переиначивали историю, это была наша Победа, Победа  всего   народа  великой страны—Советский Союз.

  Стоит на танковом поле пилон «Победа» и каждые пятнадцать минут звонят колокола, звонят, чтобы помнили… чтобы знали….  

Здесь, под Прохоровкой,

В сорок третьем,

  Смерть презрев, по сигналу атаки-

Шли солдаты наши в бессмертье,

   Становились бессмертными танки.

 

Игорь Чернухин.

            Может быть, в журнале иль газете,

         Что хранили быль наших времен,

Дочь моя, читая эти строки,

        Гордо скажет:"Храбро умер он!"

     

 Владимир Чугунов,

                  погиб в атаке на Курской дуге

                                                                                               5 июля 1943 года.


Литература.

  1. История Великой Отечественной войны Советского Союза, 1941—1945, т.3, М., 1964г.
  2. Вторая мировая война 1939—1945, М., 1958 г.
  3. Колтунов Г.А., Соловьев Б.Г., Курская битва, М., 1970 г.
  4. Курская битва. Сб. ст., М., 1970 г.
  5. «Совершенно секретно! Только для командования!». Стратегия фашистской Германии в войне против СССР. Документы и материалы, М., 1967 г.
  6. 50 лет Вооруженных сил СССР, М., 1968 г.
  7. Меллентин Ф., Танковые сражения 1939—1945, пер. с англ., М., 1957г.
  8. Сб. документов, М., 1961г., стр. 169—170.
  9. Кадры  кинохроники.


Приложения.

  1. Карта Курского сражения.
  2. Фотоальбом проекта (фрагмент макета—панорамы).
  3. Фотографии Костенко А.З., Максимова С.А.
  4. Ксерокопии с материалов воспоминаний  участников  Курской битвы.
  5. Ксерокопии Пилона Победы под Прохоровкой.
  6.  Методический паспорт проекта.
  7. Диск ( карта сражения, паспорт проекта, кадры хроники, слайд-шоу (звуковое).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чистопольский период русской литературы (1941 – 1943 гг.)

В первый период Великой Отечественной войны Татария стала своеобразным культурным центром всей страны. Эвакуированных писателей приняли несколько городов Татарии, но именно Чистополю выпала честь стат...

17 января 1943 года-70 лет со дня освобождения города Великие Луки

Презентация посвящена 70-летию освобождения города Великие Луки Псковской области от немецко-фашистских захватчиков...

Конспект беседы на тему "Прохоровка"

Данный конспект беседы был разработан для проведения в среднем звене школы с детьми с ОВЗ. С помощью данного материала, рекомендуется приобщать воспитанников к историческим моментам родного края, выра...

Классный час на тему: «Боль и слава России - поле под Прохоровкой».

Классный час на тему: «Боль и слава России - поле под Прохоровкой». ...

Сценарий классного часа "Третье ратное поле России. Прохоровка"

Классный час был проведен в канун 70-летия Великой Победы после посещения Прохоровского поля 11 классом. Можно использовать полностью или частично при проведении классного часа, посвященного памятным ...

Классный час "Битва под Прохоровкой"

Раскрыть историческое значение Прохоровского танкового сражения; показать роль солдат, офицеров в победе над фашисткой Германией.Способствовать воспитанию у учащихся чувства патриотизма, национальной ...

Виртуальная экскурсия «Прохоровка – третье ратное поле России»

Прохоровское сражение, решившее исход Курской битвы, произошло 12 июля 1943 года, в день святых апостолов Петра и Павла. 26 апреля 1995 года Президентом РФ был подписан Указ № 414 «О создании Го...