Чистопольский период русской литературы (1941 – 1943 гг.)
статья по краеведению на тему

В первый период Великой Отечественной войны Татария стала своеобразным культурным центром всей страны. Эвакуированных писателей приняли несколько городов Татарии, но именно Чистополю выпала честь стать своеобразными «литературными Афинами». <?xml:namespace prefix = o /??>

Произведения, написанные за время «чистопольского сидения» (К.А. Федин), представляют все литературные жанры. Созданные в наиболее трудный период Великой Отечественной войны, они внесли свой вклад в историю русской литературы и до сих пор сохраняют свое значение как литературный и исторический факт. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chistopolskiy_period_russkoy_literatury.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Чистопольский период русской литературы (1941 – 1943 гг.)

Чикрина Вера Александровна, г. Чистополь

В начале Великой Отечественной войны Татария стала своеобразным культурным центром всей страны. Этому способствовала эвакуация в регион  деятелей литературы и искусства Москвы, Ленинграда, Украины и Белоруссии, их активное творчество и тесное сотрудничество с местной художественной интеллигенцией.

Эвакуированных писателей приняли несколько городов Татарии, но именно Чистополю выпала честь стать своеобразными «литературными Афинами» [2: 270]. Около 200 деятелей культуры принял наш город, «дал кров и хлеб, предоставил возможность работать» [2: 35] ведущим деятелям отечественной литературы 40-х гг. Л.М. Леонову, К.А. Треневу, К.А. Федину, Н.Н. Асееву, Б.Л. Пастернаку, М.В. Исаковскому, дал путевку в литературную жизнь М.С. Петровых, В.Ф. Бокову, Л.И. Ошанину, А.К. Гладкову, радушно принимал приезжавших в короткие отпуска писателей-фронтовиков В.С. Гроссмана, Е.А. Долматовского, П.А. Павленко, Г.А. Санникова, И.Л. Сельвинского, А.А. Суркова, А.Т. Твардовского, С.П. Щипачева и др.

Произведения, написанные за время «чистопольского сидения» (К.А. Федин), представляют все литературные жанры. Созданные в наиболее трудный период Великой Отечественной войны, они внесли свой вклад в историю русской литературы и до сих пор сохраняют свое значение как литературный и исторический факт.

Примечательно, что это осознавалось и самими писателями в далекие 1941-1942 г. Литературовед Абрам Борисович Дерман уже тогда предлагал ввести в научный оборот понятие «чистопольский период русской литературы», а Л.М. Леонов писал: «Наше житье здесь – это для особой повести, которая будет написана лет через тридцать…» [1]

На самом деле сбор материала о пребывании писателей в Чистополе начался значительно раньше, еще в 50-е годы. Благодаря энтузиазму молодого учителя литературы чистопольской школы № 1 Р.Н. Пормана была заложена основа литературного краеведения. Для самого Рема Николаевича, ставшего впоследствии кандидатом филологических наук, профессором Башкирского государственного педагогического университета, эта тема определила всю научную деятельность.

В изучение проблемы пребывания писателей в Татарии значительный вклад внесли книги и статьи казанских краеведов В.А. Климентовского и В.В. Аристова. Событием стал выход в 1987 г. книги «Чистопольские страницы» (автор-составитель Г.С. Муханов, уроженец Чистополя, в годы ученичества член литературно-краеведческого кружка школы № 1), в которой была предпринята попытка  обобщить и систематизировать собранный материал, рассказать читателю, что сделали эвакуированные деятели культуры в городке на Каме.

К сожалению, приходится констатировать, что в последующие годы серьезных исследований  в этом направлении в нашем регионе не проводилось. Это вовсе не означает, что тема исчерпана или что она перестала быть актуальной. Скорее, наблюдается обратное: усиление и научного, и читательского интереса к истории писательской эвакуации, о чем свидетельствуют выходящие одна за другой книги Н.А. Громовой, разработка этой темы Культурным центром «Дом-музей Марины  Цветаевой» в Москве, сотрудником которого она является, т.е. мы наблюдаем, что научный приоритет разработки темы эвакуации писателей переместился в Москву.

А ведь именно литературно-краеведческий характер проводимых ранее исследований выгодно отличал научные изыскания наших земляков и в то же время придавал региональному изучению всероссийский и даже международный масштаб, так как речь идет об изучении определенного периода жизни и творчества известнейших писателей, творческих историй произведений, сыгравших значительную роль в формировании всей литературы периода Великой Отечественной войны. Несомненно, что представление о литературном процессе периода войны будет еще значительнее, глубже и объемнее, если будет тщательно исследована огромная и разнообразная работа писателей в тылу, их воздействие на духовную и культурную жизнь тыловых городов  и общества в целом.

От констатации факта пребывания того или иного писателя в эвакуации, выяснения бытовых подробностей его жизни и созданных в это время произведений необходимо перейти к более широкому рассмотрению проблемы: каково место писателя в литературном процессе и какое воздействие оказал он сам на этот процесс.

Условия военного времени во многом определили направление развития всей литературы и ее характер: требовался оперативный отклик на происходящие события, мобилизация всех сил на отпор врагу, единение народа, укрепление его духа. По большому счету мы можем наблюдать необычное для советской литературы явление, когда не государственная идеология направляла и определяла литературный процесс, а сама литература формировала общественную идеологию, став весомым и, более того, необходимым фактором Победы.

Особую роль в этом сыграла поэзия. Изучение чистопольского поэтического наследия дает представление об общих тенденциях ее развития. С одной стороны, можно отметить сближение поэзии с публицистикой, некую интеграцию лирических и публицистических, даже газетных, жанров (лирический фельетон, стихотворный лозунг, призыв), с другой – необыкновенный расцвет и востребованность собственно  лирики.

Яркое подтверждение этому – творческая деятельность Н.Н. Асеева.

Схожие черты несут  стихотворения И. Сельвинского («Я это видел», присланное в Чистополь с фронта), А. Суркова («Связист», «Я пою месть», опубликованные в газете «Красная Татария» в 1942 г.),  Л. Ошанина («Кровь за кровь», «Бойцам Калининского фронта», «Ненависть», газета «Красная Татария», 1941-1942 г).

        Стать же шедеврами фронтовой поэзии, пройти проверку временем и донести уже до современного читателя реальную историю человека на войне суждено было лирическим стихотворениям.

Лирика широко представлена в литературе чистопольского периода произведениями М. Исаковского, С. Щипачева, А. Суркова, Е. Долматовского, М. Петровых. Преобладающая часть этих стихотворений написана не столько о войне, сколько войною. С тематической точки зрения это стихотворения о доме, о семье, о любви, о родной природе. Часто это стихотворные послания, адресованные любимым, присланные с фронта в тыл.

Особая страница чистопольского периода и всей литературы военной поры в целом – песенное воплощение поэзии. Песня стала во время войны всеобщим достоянием, т.к. именно она концентрированно и заостренно смогла выразить народное самосознание. Нельзя не отметить, что целый ряд этих песен сохраняет свое значение и сегодня, находит своих исполнителей и слушателей. Безусловно, среди них «В прифронтовом  лесу» и «Огонек» Михаила Исаковского, «В землянке» Алексея Суркова, творческие истории которых связаны с Чистополем.

        Не менее интересно и разнообразно представлены в чистопольском наследии эпические, драматические и публицистические жанры.

        Во время творческой командировки с фронта в Чистополь В. Гроссманом написана повесть «Народ бессмертен». Здесь К.А. Федин начал работу над романом «Первые радости». Разрабатывая чистопольский материал, к жанру рассказа обращались Л. Сайфуллина, В.К. Тренев, К.А. Тренев,  А.И. Эрлих.

        Плодотворно работали в эвакуации драматурги. Особенно значима для краеведения драма Л.М. Леонова «Нашествие» - задуманная, написанная и впервые поставленная на сцене в Чистополе, а в  пьесе «Золотая карета» буквально ощущается атмосфера старинного провинциального городка, узнаваемы его улицы, жители, их быт.

        В Чистополе К.А. Тренев написал пьесы «Торжество» и «Солнце играет»,  в пьесе «Навстречу» рассказал о первых трудных днях войны, начал работу над исторической драмой «Полководец». К героическому историческому сюжету обратился и И.Л. Сельвинский в пьесе «Генерал Брусилов». Летом 1942 г. завершил работу над пьесой «Испытание чувств» К.А. Федин.

Бесспорно, на переднем крае борьбы была публицистика, которая немало сделала для того, чтобы в грозных, катастрофических обстоятельствах пробудить  у людей чувство ответственности, понимание того, что именно от них, от каждого из них зависит судьба страны.  Уже на третий день после начала войны по решению ЦК партии и правительства было создано новое агентство –  Совинфорбюро, задачей которого стало освещение в печати и по радио международных событий, военных действий на фронтах и жизни страны.

В составе Советского Информбюро была образована литературная группа, в работе которой принимали участие и писатели, связанные с Чистополем: В. Гроссман, Л. Леонов,  П. Павленко, Е. Петров, К. Тренев. В Совинформбюро также сотрудничали немецкие писатели-антифашисты В. Бредель, Ф. Вольф, чьи семьи находились в эвакуации в нашем городе.

У Информбюро была еще одна в высшей степени важная задача: в годы войны оно готовило и направляло материалы во многие зарубежные органы печати и радио.  Яркая злободневная публицистика привлекала внимание читателей газет и журналов, радиослушателей во многих странах, формировала в их сознании образ неизвестной им страны.

Приведу лишь один факт. В августе 1942 года, когда фашистские полчища подошли к Сталинграду, Леонид Леонов написал письмо «Неизвестному американскому другу». По подсчетам американских радиокомпаний, письмо Леонова, прочитанное по радио, услышали не меньше 10 миллионов человек. Редакции газет, в которых оно было опубликовано, получили около тысячи писем американцев, поддержавших призыв писателя к скорейшему открытию второго фронта.

Писательская колония оказала непосредственное влияние и на интеллектуальную и культурную жизнь прикамского города, формировала особую духовную среду, которая отличала Чистополь военных лет от других провинциальных тыловых городков. На уроки в общеобразовательные школы приходили Н.Н. Асеев, сестры Маяковские,  Л.М. Леонов и многие др. Литературные среды в Доме учителя, музыкальные  вечера, премьеры спектаклей с участием актеров Ленинградского областного театра, публичные лекции вошли в повседневную жизнь чистопольцев, заложили потенциал развития на долгие годы вперед.

К сожалению, до настоящего времени не предприняты масштабные усилия по сохранению материальных свидетельств, социальной памяти о выдающихся деятелях нашего Отечества. Время неумолимо отдаляет от нас события 1941-1943 гг., все меньше остается в живых их участников, сносятся здания, утрачиваются материальные свидетельства.

Выявление, сбор и сохранение «памятниковой» основы историко-культурной среды города может стать основой для качественного пополнения музейного фонда, создания уникальных музейных экспозиций и выставок, постоянных и эпизодического характера, с целью углубления знаний населения о периоде Великой Отечественной войны, месте и роли литературы в нем. Актуальной является адекватная оценка содержательно-стилистического своеобразия культурно-исторических памятников прошлой эпохи в духовно-нравственном контексте нового, третьего тысячелетия, введение в научный оборот многожанрового творческого наследия писателей.

Список литературы

  1. Леонов Л.М. Письмо В.П. Ставскому 4 апреля 1942 г. – ЦГАЛИ, ф. 1712, оп. 1, ед. хр. 379
  2. Чистопольские страницы. – Казань: Татар. кн. изд-во, 1987


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Чье это дело – война?» (Урок-размышление на основе на основе обзора литературных произведений о войне разных периодов истории русской литературы. В рамках районного семинара по обмену опытом работы в классах углубленным изучением отдельных предметов).

Доверительный и строгий, спокойный и взволнованный – разный по своей эмоциональной напряженности этот разговор с подростком о войне, за которую были когда-то в ответе такие же, как и он,  д...

Презентация "Гоголевский период в русской литературе"

Материалы к вводному уроку по литературе второй половины девятнадцатого века....

Антигитлеровская коалиция в годы Второй мировой войны (1941–1943)

На основе событий и документов углубить знания учащихся об антигитлеровской коалиции; выяснить роль антигитлеровской коалиции во II мировой войне в 1941–1945 гг.; способствовать пониманию необходимост...

Усиление сатирической тенденции в разные периоды развития русской литературы

…В сатире действительность как некое несовершенство противополагается идеалу, как высшей реальности. Ф.Шиллер...

Контрольная работа по теме: "История русской литературы. Первый период русского реализма."

Контрольная работа нацелена на проверку знаний, полученных учащимися за период обучения в стредней школе....

"Русская литература конца 19 начала 20 веков- один из самых интересных периодов русской литературы"

Писателями и поэтами конца 19 начала 20 веков были созданы ценности огромного значения. Литература выразила передовые идеи века.Патриотизм и гуманизм важнейшие свойства произведений тех лет...

Классный час "Смоленское подполье 1941-1943 гг."

Методическая разработка классного часа на тему "Смоленское подполье в 1941-1943гг." и презентация к нему...