Урок как целая динамическая система
статья по теме

 

Урок- это логически законченный, целостный, ограниченный опреде­ленными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса. В нем в сложном взаимодействии находятся основные элементы учебногопроцесса: цели, задачи, содержание, формы, методы, средства, взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_kak_celaya_dinamicheskaya_sistema.doc226 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13

Урок как целая динамическая система

Выполнила:

Темникова Вера Юрьевна

учитель математики, информатики

НЕРЮНГРИ

2008

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………….      3

Планирование образовательно-воспитательно-развивающих задач урока………           3

Примерное содержание разделов поурочного плана..................................................         3

Структурные элементы урока………………………………………………………             4

Заключение………………………………………………………………….................           7

Урок - это логически законченный, целостный, ограниченный опреде ленными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса. В нем в сложном взаимодействии находятся основные элементы учебного процесса: цели, задачи, содержание, формы, методы, средства, взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся.

Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения
его конечной цели — чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что
поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа — как учитель
будет действовать, чтобы цель была достигнута.

Планирование образовательно-воспитательно-развивающих задач урока

I. Образовательные задачи 

  1. проконтролировать степень усвоения основных знаний, умений и навыков, изученных и сформированных на предыдущих уроках …
  2. обеспечить усвоение основных задач, входящих в содержание темы урока…
  3. сформировать специальные умения  и навыки по данному учебному материалу…
  4. сформировать  (закрепить,   продолжить  формирование)  общие учебные умения и навыки на материале этого урока.

II. Воспитательные задачи  

  1. содействовать в ходе урока формированию мировоззрен ческих понятий
  2. осуществлять нравственное воспитание, обеспечить в ходе урока изуче ние вопросов: патриотизм,  гуманизм, товарищество, этические нормы поведения…
  3. решения задач эстетического воспитания
  4. в целях решения задач физического и санитарно-гигиенического вос питания, развития работоспособности, профилактики утомления…
  5. формировать правильное отношение к природе

III. Задачи развития учащихся 

  1. в целях решения задач развития у учащихся умений выделять главное, формирование умений сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые факты и понятия…
  2. Обеспечивать развитие речи учащихся…
  3. формировать у школьников умения преодолевать трудности в учении, закалять волю, обеспечивать ситуации эмоциональных пережи ваний…
  4. развитие у учащихся познавательного интереса

Примерное содержание разделов поурочного плана

I. Тема урока

  1. Дидактическая цель и задачи урока.
  2. Тип, структура урока.
  3. Общие методы. Приемы работы учеников.
  4. Средства наглядности. Источники информации, ТСО. ЭВТ.

II. Повторение опорных знаний

  1. Какие ранее изученные понятия, законы надо активизировать в сознании учащихся, чтобы подготовить их к восприятию нового материала.
  2. Самостоятельная работа учащихся (ее объем, смысл).
  3. Способы развития интереса учащихся к теме, к предмету.
  4. Формы контроля за работой класса, отдельных учащихся.

III. Усвоение новых знаний

  1. Новые понятия, законы и способы усвоения.
  2. Что   должны   узнать   или   усвоить   ученики.   Познавательные учебные задачи.
  3. Самостоятельная работа и ее содержание (дидактическое назна чение).
  4. Проблемные и информационные вопросы.
  5. Варианты решения проблемы.
  6. Варианты закрепления изученного.

IV. Формирование умении и навыков

  1. Конкретные умения и навыки для отработки.
  2. Виды устных и письменных самостоятельных работ, упражне ний.
  3. Способы "обратной связи".
  4. Фамилии учащихся, которые будут опрошены.

V.  Домашнее задание

  1. Что повторить и приготовить к уроку.
  2. Творческая самостоятельная работа.
  3. Объем и время выполнения домашнего задания (сообщить уча щимся).

                       

                          Структурные элементы урока

Организационный этап

  1. Дидактическая задача этапа        

    Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока

  1.  Содержание этапа

Взаимные приветствия учителя и учащихся: фиксация отсутствующих, проверка внешнего состояния класс ного помещения; организация внимания.

  1. Условия дости жения положи тельных резуль татов

Требовательность, сдержанность, собранность учите ля; систематичность  организацион ного воздействия;

  1. Показатели вы полнения дидак тической задачи

Кратковременность организационного момента; пол ная готовность класса к работе; быстрое включение учащихся в деловой ритм, организация внимания всех учащихся.

  1. Кратковременная организация процесса.

                      Требователь ность, сдержанность преподавателя, ярко выраженная                  волевая направленность деятельности.

  1.  Способы активизации на этапе        

           Запись на доске цели урока.

  1.  Ошибки, допус каемые при реа лизации        

 Нет единства требований к учащимся, не стимулиру ется их  познавательная активность

Этап всесторонней проверки домашнего задания

  1. Дидактическая задача этапа

Установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом знания, умения и навыки

  1.   Содержание этапа

Выяснить степень усвоения заданного па дом материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные недочеты

  1.  Условия дости жения положительных резуль татов

Оперативность учителя, целевая направленность его деятельности; использование учителем системы прие мов, позволяющих определить выполнение домашнего задания у большинства учащихся класса

Этап всесторонней проверки знаний и умений

  1. Дидактическая задача этапа

Глубоко и всесторонне проверить знания 1-4 учащих ся, выявив причины обнаруженных пробелов в знани ях и умениях; стимулировать опрашиваемых и весь класс к овладению рациональными приемами учения и самообразования

П.   Содержание этапа

Проверка различными методами объема и качества усвоения материала; проверка характера мышления учеников; проверка степени сформированности общеучебных навыков и умений; комментирование отче тов учащихся; оценка знаний, умений и навыков

III. Условия дости жения положи тельных резуль татов

Использование самых различных методов проверки знаний, начиная от фронтальной беседы, индивидуаль ного опроса и кончая тестовой проверкой, которая дает возможность за 10-15 минут получить ответы всего класса на 10-20 вопросов; постановка дополнительных вопросов ; создание атмосферы важности работы, осуществляемой учащи мися на данном этапе

IV. Показатели вы полнения дидак тической задачи этапа

Проверка учителем не только объема и правильности знаний, но также их глубины, осознанности, гибкости и оперативности, умения использовать их на практике; рецензирование ответов учащихся, направленное на выяснение положительных и отрицательных сторон в их знаниях

V.    Требования

                   Обучающий характер опроса. Осознанность, полнота действенности учащихся. Привлечение учеников к исправлению ошибок.

VI. Ошибки

                      Слабая активизация учащихся в процессе проверки.

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

I.    Дидактическая задача этапа

                  Организовать  и  направить  к  цели  познавательную деятельность учащихся

П.   Содержание этапа

                 Сообщение цели, темы и задач изучения нового мате риала; показ его практической значимости; постановка перед учащимися учебной проблемы

III. Условия дости жения положи тельных резуль татов

Предварительная формулировка учителем цели, оцен ка значимости для учащихся нового учебного мате риала, учебной проблемы, фиксация этого в поуроч ном плане; умение учителя четко и однозначно опре делить образовательную цель урока, показать учени кам, чему они должны научиться в ходе урока, каки ми знаниями, умениями, навыками овладеть; вариа тивность приемов сообщения учащимся цели на раз личных уроках

IV. Показатели вы полнения дидак тической задачи этапа

Активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах; эффективность восприятия и осмысления нового материала; понимание учащимися практической значимости изучаемого материала.

Этап усвоения новых знаний

I. Дидактическая задача этапа

Дать учащимся конкретное представление об изу чаемых фактах, явлениях, основной идеи изучае мого вопроса, правила, принципа, закона; добить ся от учащихся восприятия, осознания первичного обобщения и систематизации новых знаний, ус воения учащимися способов, путей, средств, ко торые привели к данному обобщению; на основе приобретаемых знаний вырабатывать соответст вующие умения и навыки

II.   Содержание этапа

Организация внимания; сообщение учителем ново го материала; обеспечение восприятия, осознания, систематизации и обобщения этого материала уча щимися

III. Условия дости жения положи тельных резуль татов

Использование приемов, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого материала; пол ное и точное определение отличительных призна ков изучаемых объектов и явлений;  запись в тетрадях формулировок, опор ных пунктов плана,

IV. Показатели вы полнения дидак тической задачи этапа

При использовании метода эвристической беседы, само стоятельной работы учащихся в сочетании с беседой, использовании компьютерной техники показателем эффективности усвоения учащимися новых знаний и умений является правильность их ответов и действий в процессе беседы и активное участие класса в подведе нии итогов самостоятельной работы, а также качества знаний учащихся на последующих этапах обучения

V.   Требования

Четкая постановка перед учащимися задач изучения темы, стимуляция интересов к рассматриваемому вопросу. Обеспечение должной научности, доступно сти, систематичности изложения материала. Концен трация внимания на главном и изученном.

VI. Дополнительная активизация

Использование нестандартных форм и способов обу чения. Высокая степень самостоятельности при изу чении нового материала.

VII. Ошибки

Нет четкости в постановке задач, не выделено главное, не систематизирован и не закреплен материал, не связан с ранее изученным.

Этап проверки понимания учащимися нового материала

I. Дидактическая задача этапа

Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерности; устранить обнаруженные пробелы

II.   Содержание этапа

Проверка учителем глубины понимания учащимися учебного материала, внутренних закономерностей и связей сущности новых понятий

III. Условия дости жения положи тельных резуль татов

Постановка вопросов, требующих активной мысли тельной деятельности учащихся; создание нестан дартных ситуаций при использовании знаний; обра щение учителя к классу с требованием дополнить, уточнить или исправить ответ ученика, найти  более рациональное решение .

IV. Показатели вы полнения дидак тической задачи этапа

Учитель спрашивает средних и слабых учеников, класс привлекается к оценке их ответов; по ходу про верки учитель добивается устранения пробелов в понимании учащимися нового материала; основной критерий выполнения дидактической задачи - уро вень осознанности нового материала большинством слабых и средних учеников

Этап закрепления нового материала

I.    Дидактическая задача этапа

Закрепить у учащихся  знания и умения, которые (необходимы для самостоятельной работы по новому материалу

II.   Содержание этапа

Закрепление полученных знаний и умений; закрепле ние методики изучения материала;

III. Условия дости жения положи тельных резуль татов

Выработка умений оперировать ранее полученными знаниями, решать теоретические и практические зада чи; использование разнообразных форм закрепления знаний

IV. Показатели вы полнения дидак тической задачи этапа

Умение учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи; умение воспроизводить основные идеи нового материала, умение выделить существенные признаки ведущих понятий.

V.   Требования

Доступность, последовательность выполняемых зада ний, самостоятельность учащихся при этом. Оказание ученикам дифференцирующей помощи.

VI. Дополнительная активизация

Разнообразие заданий, их практическая направлен ность

VП.Ошибки

Вопросы и задания предлагаются в той же логике, что и изучение нового материала. Однообразие способов за крепления. Мало времени отводится на закрепление.

Подведение итогов занятия

I.    Дидактическая единица этапа

Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее

II.   Содержание этапа

Самооценка и оценка работы класса и отдельных уча щихся. Аргументация выставленных отметок, замеча ния по уроку, предложения о возможных изменениях на последующих уроках.

III. Условия дости жения положи тельных резуль татов

Четкость, лаконичность, максимум участия школьни ков в оценке своей работы

IV. Требования

Адекватность самооценки учащихся и оценки учителя. Осознание учениками значимости полученных резуль татов и готовность использовать их для достижения учебных целей

V. Дополнительная активизация

Использование алгоритма опенки работы класса, учи теля и отдельных учеников. Стимуляция высказыва ния личного мнения об уроке и способах работы на нем.

VI. Ошибки

Скомканность этапа, подведение итогов после звонка или отсутствие данного этапа. Расплывчатость, необъ ективность в оценке, отсутствие поощрения

Заключение

Основные  этапы современного урока

 организационный момент, характеризующийся внешней и внутрен ней (психологической) готовностью ученика к уроку;

 проверка домашнего задания (проверка пройденного материала бесполезна, если не имеет отношения к новому материалу);

 проверка знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для восприятия нового материала;

 постановка цели и задач урока перед учащимися;

 организация восприятия и осмысления новой информации, т.е. ус воение исходных знаний - это центральное звено урока;

 первичная проверка понимания нового материала;

 организация усвоения способов деятельности путем воспроизве дения информации и упражнений в ее применении по образцу (возможна смена вариантов);

 творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений;

 обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний;

 домашнее задание к следующему уроку, в том числе ранее прой денного учебного материала, необходимого для восприятия сле дующей темы;

 подведение итогов урока, в том числе оценка деятельности уча щихся и объявление отметок.

Примерный план урока по теме “Сложение дробей ”(урок изучения нового материала).

(по учебнику под ред. Г.И. Дорофеева, Математика, 5 класс)

Цели урока:

Образовательные: Познакомить учащихся с правилами сложения дробей с одинаковыми и с            разными знаменателями. Выработать умения решать примеры, используя данные правила, обеспечить усвоение основных задач, входящих в содержание данной темы, сформировать специальные умения  и навыки по данному учебному материалу.

Воспитательные: Осуществлять нравственное воспитание, обеспечить в ходе урока изуче ние вопросов патриотизм,  гуманизм, товарищество, решения задач эстетического воспитания.

 Развивающие: Формирование умений сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые факты и   понятия, обеспечивать развитие речи учащихся, развитие познавательных процессов.

Ход урока

  1. Организационный этап
  2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

Вспомнить с учащимися, как привести дробь к общему знаменателю.

Запишите с помощью дроби, какая часть фигуры закрашена в желтый цвет, в синий цвет?

Какая часть фигуры закрашена?

                                         

                                        =

        

Правило: Чтобы сложить дроби с одинаковыми знаменателями, нужно сложить их числители, а знаменатель оставить прежним.

=

Пример:,  +=,    +=, а затем вторым способом – приведение дроби к общему знаменателю

Правило: Чтобы найти сумму дробей с разными знаменателями, их предварительно нужно привести к общему знаменателю.

  1. Этап проверки понимания учащимися нового материала

С целью закрепления нового материала рекомендуется прорешать с учащимися номера из учебника №958, №959, №964, №965

  1. Подведение итогов занятия

Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на следующий урок. Провести оценку работы класса и отдельных уча щихся. Аргументировать выставленные отметки, озвучить замеча ния по уроку.

  1. Домашнее задание

Сообщить учащимся что повторить и приготовить к следующему уроку.

Сообщить уча щимся объем и время выполнения домашнего задания .

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-закрепление по теме: "Системы счисления. Перевод целых чисел из одной позиционной системы счисления в другую"

Целью данного урока является закрепление учащимися 8-го класса умений по переводу целых чисел из одной системы счисления в другую. В ходе урока учащиеся работают в группах по 2-3 человека. Самос...

"Общество как динамическая система"

Обществознание, 10 класс, презентация "Общество как динамическая система"...

Метод динамической системы задач

Динамической  системой  задач  можно  назвать  такую  специально   подобранную  систему  задач,  в  которой:а)  Каждая  последующа...

Презентация по обществознанию "Общество как сложная динамическая система", 10 класс к учебнику Л.Н.Боголюбова

Презентацию можно использовать к уроку "Общество как сложная динамическая система" к учебнику Л.Н.Боголюбова, 10 класс...

Презентация "Общество как сложная динамическая система"

Презентация по теме "Общество как сложная динамическая система" рассматривает разделы: особенности социальной системы, социальные институты. Включает практикум по теме § 2...