Организация личностно-ориентированного обучения
статья по теме

Долгова Галина Николаевна

В статье даются характерные особенности личностно-ориентированного урока с профессиональной позиции преподавателя 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЭНГЕЛЬССКИЙ МЕХАНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ.

                                                                                       

                                                                                     Преподаватель спец.дисциплин

                                                                                     Долгова Галина Николаевна

ЭНГЕЛЬС  2012

              Центром учебного процесса является не учитель и не предмет, а ребенок.

              Гуманистическая психология и на ее основе педагогика, личностно ориентированное образование рассматривает  личность как сложную индивидуальную цельность, неповторимость и высшую ценность, которая обладает потребностью к реализации своих возможностей. Педагог  видит в учащемся личность, способную развивать свои природные ум и сердце, любознательность; личность способную делать выбор, принимать решения и нести за них ответственность; личность, способную вырабатывать собственные ценности в процессе учебной и другой деятельности.

              Целью обучения является развитие личности, ее самосознание, ее самореализация.

               Знание, учебная программа- это средства развития. Урок является многофункциональной единицей образовательного процесса, где сосредотачиваются и реализуются все педагогические воздействия; происходит общение преподавателя и учащихся. Направленное не только на активизацию познавательных возможностей, но и  на систематическое , целенаправленное изучение личностных проявлений каждого учащегося.

               На уроке преподаватель работает со всей группой, но при этом должен видеть каждого. Это задача трудная, порой кажущаяся неразрешимой, но ее необходимо выполнять, т.е. в результате, на деле строить и проводить личностно ориентированный урок. Но как сочетать, а главное- как реализовать столь разноправленные задачи: с одной стороны, сообщать, закреплять, проверять  эффективность усвоения знаний, а с другой- находить  пути включения каждого ученика в процесс урока, используя его индивидуальные способности.

Возможно ли это? И при каких условиях?

                Справедливо отметить, что современный урок сегодня стал очень гибким, разнообразным по целям и задачам, по формам и методам преподавания, насыщенным по использованию новейших технических средств. И все же не всегда его можно назвать личностно ориентированным.

                В последнее время, чтобы повысить интерес к уроку, преподаватель иногда не ставит плохой оценки, даже если ответ учащегося того заслуживает.

Стремясь  помочь слабым, он нередко старается «не замечать» проявлений недисциплинированности, использует разнообразные развлекающиеся моменты: интеллектуальные игры в виде различных кроссвордов, тестов, творческих заданий на смекалку, сообразительность: вводит на уроке элементы соревновательности и т.п.

Все это, конечно,  делает урок более интересным, привлекательным, результативным с точки зрения поставленных целей, но еще не дает достаточных оснований считать его личностно ориентированным уроком.

                 Личностно ориентированный урок- это не просто создание преподавателем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту учащихся как к  опыту их собственной жизнедеятельности. Работа  с субъектным опытом на уроке предполагает использование различных форм общения, способствующих подлинному сотрудничеству преподавателя и учащегося, направленного на совместный анализ процесса учебной работы. Учащийся  как носитель субъектного опыта, должен иметь возможность максимально использовать его, а не просто безоговорочно принимать, т.е. усваивать все, что сообщает преподаватель.

                  Основной замысел личностно ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъектного опыта учащихся по рассматриваемой теме, и согласовать его с задаваемым заданием, нести соответствующее научное содержание и тем самым добиться усвоения материала.

                 Преподаватель на уроке помогает учащемуся преодолеть ограниченность его субъектного опыта, существующего в виде разрозненных представлений , относящихся к различным областям знаний, переводя этот опыт на научно-значимые образцы, носителями которых является преподаватель.

                 Я считаю, что  профессиональная позиция преподавателя должна состоять в том, чтобы узнать и уважительно относиться к любому высказыванию учащегося по содержанию обсуждаемой темы. Он должен продумать не только, какой материал он будет сообщать на уроке, но и  какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в субъектном опыте учащихся.

Важна при этом и форма обсуждения детских «версий». Она  должна быть жесткой в виде оценочных ситуаций (правильно-неправильно). Это должен быть равноправный диалог, где каждый учащийся может высказать свое мнение по обсуждаемой теме, не боясь ошибиться. Задача преподавателя обобщить эти «версии», выделить и поддержать те из них, которые наиболее адекватны научному  содержанию, соответствуют теме урока, целям и требованиям того или иного предмета.

                    Характерной особенностью личностно ориентированного урока является опора на психофизические предпосылки, представляющие учащемуся возможность прохождения программного материала. Для этого нужны индивидуальные карточки-задания, иллюстрированный раздаточный материал.

                    Обращение к процессуальной стороне освоения, т.е. к тому, как учатся учащиеся и как они  сотрудничают с преподавателем (с другим учащимся), является основной ценностью личностно ориентированного урока.

При его построении и проведении  преподаватель часть своих функций поручает учащимся. Сильные учащиеся проверяют работу другого или более слабых. При  самостоятельной работе по учебнику, когда вводится новый материал, преподаватель может не излагать его, а организовать беседу по прочитанному материалу, опираясь на высказывание учащихся. При этом он может судить не только о том, что усвоили учащиеся из прочитанного, но и как они организовали свою работу над чтением учебника (например, «старался запомнить текст», «выделить главную мысль», «связать с уже известным»).

 Обсуждая с учащимися различные способы их работы над учебником, преподаватель получает важную информацию о том, на что опирается при этом тот или иной учащийся (например, на анализ содержания, на иллюстрации, картинки, карты, схемы).

Анализируя на уроке результаты контрольной (самостоятельной работы), считаю, что преподаватель должен не только объявить выставленные оценки, повторить разделы темы, вызвавшие наибольшее количество ошибок, но и обязательно обсудить те способы, которыми пользовались учащиеся при выполнении работы, выявить и поддержать наиболее  рациональные, оригинальные.

                   Говоря о необходимости уделять на уроке специальное внимание раскрытию способов учебной работы, следует иметь в виду, что способ есть личностное образование, в котором проявляются «стилевые» особенности познания, присущие каждому учащемуся. Способ учебной работы приобретается учащимися самостоятельно. Ведь всех детей в группе учат одинаково, но каждый учится по своему. Способ отражает эмоционально- потребностное отношение учащегося к приобретению знаний; овладение системой действий, обеспечивающих выполнение заданий; волевую регуляцию, включающую рефлексию на результат и процесс своей работы. В способе реализуется индивидуальная  избирательность учащегося к типу, виду и форме учебного материала, подлежащего усвоению.

                    Анализ способов учебной работы связан с умением преподавателя проникнуть в скрытый процесс переработки материала каждым учащимся.

-При анализе ответа на уроке целесообразно обращаться к учащемуся с вопросом: «Как ты рассуждал, чтобы прийти к такому выводу?»

-При оценке выполнения задания: «Что ты делал для того, чтобы найти ответ?»

-При проверке домашнего задания: «С чего  ты начинал, когда читал текст учебника?» или «Каким планом пользовался при подготовке устного ответа?» и др.

Отвечая на вопросы, учащиеся раскрывают собственную технологию работ, но при этом, на уроке должна быть создана атмосфера доброжелательности, открытости, доверительности.

Преподаватель получает при этом важную информацию о том, как выполняет учащийся то или иное задание, какие умственные действия он совершил, в чем затрудняется. Анализируя это, он может в ходе урока давать учащимся нужные советы по рациональной организации работы, сравнивать предлагаемые способы, оценивать наиболее эффективные, выбирать те, которые кажутся более оригинальными, продуктивными, совместно их обсуждать.

                  Таким образом, описанный сценарий личностно ориентированного урока изменяет:

1.Тип взаимодействия преподавателя и учащегося (от команды к сотрудничеству);

2.Ориентацию преподавателя в ходе урока на анализ не столько результативной, сколько процессуальной стороны учения;

3.Позицию учащегося: от  прилежного исполнителя к активному творцу;

4.Характер складывающихся в процессе урока учебных ситуаций, которые должны гибко варьироваться преподавателем, выбираться им в зависимости от активности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты