Реализация линии преемственности между школой I и II ступени в образовательной системе «Школа 2100».
статья по теме

Данный материал представляет собой выступление на педагогическом совете по вопросу преемственности обучения между школой I и II ступени

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация линии преемственности между школой I и II ступени в образовательной системе «Школа 2100».

Одним из факторов, обеспечивающих эффективность образования, является непрерывность и преемственность в обучении. При этом под непрерывностью понимается наличие последовательной цепи учебных задач на всем протяжении образования, переходящих друг в друга и обеспечивающих постоянное, объективное и субъективное продвижение учащихся вперёд на каждом из последовательных временных  отрезков. Под преемственностью понимается непрерывность на границах различных этапов или форм обучения (детский сад – школа, школа – вуз, вуз – последипломное обучение и др.), т.е. в конечном счете – единая организация этих этапов или форм в рамках целостной системы образования.

Таким образом, непрерывность и её составляющая – преемственность – предполагают разработку и принятие единой системы целей и содержания образования на всем протяжении процесса – от детского сада до последипломного и курсового обучения.

Сложившаяся в современном российском образовании ситуация как раз и характеризуется отсутствием такой единой системы и рассогласованностью целей (а соответственно программ, учебников, контрольных требований и т.п.) на стыках различных этапов и форм обучения.

И только в рамках образовательной системы «Школа 2100» впервые разработана психолого-дидактическая концепция непрерывности и преемственности образования.

Во-первых, она опирается на идею поэтапного развертывания содержания и на самостоятельно разработанное авторским коллективом понятие содержательно – целевых линий развития учащихся средствами школьных предметов. Проиллюстрирую такие линии на примере предмета «русский язык»:

  1. Овладение грамотой (навыками и умениями чтения и письма)
  2. Расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся
  3. Овладение навыками и умениями различных видов устной и письменной речи
  4. Овладение орфографией и пунктуацией
  5. Овладение рецептивными навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов (в т.ч. умениями ориентировки в тексте)
  6. Систематизация языковых, прежде всего грамматических, знаний о родном языке
  7. Раскрытие для учащихся воспитательного потенциала родного языка, его неразрывной связи с историей, духовной культурой и менталитетом русского народа
  8. Формирование у учащихся того, что в последнее время стали называть «общелингвистической компетенцией»
  9. Формирование у учащихся языкового чутья (языковой интуиции, языкового сознания).

Перечисленные линии (которые выделены в «Школе 2100» для каждого предмета), в свою очередь, подчинены содержательно-целевой ориентации данного этапа процесса непрерывного образования. Такими этапами применительно к задачам нашей образовательной системы являются: а) дошкольное образование; б) начальное образование; в) общее среднее образование (основная и старшая школа).

Во-вторых, преемственность содержания всех ступеней образования реализуется в ОС «Школа 2100» в комплекте учебников и учебных пособий, имеющих одних и тех же авторов от начальной до старшей школы, и в связи с этим характеризующихся единым методическим, дидактическим и психологическим пространством. Кроме того, все учебники и учебные пособия ОС «Школа 2100» разработаны на основе дидактического принципа минимакса: определена нижняя граница, или нижний уровень, - то содержание, которое каждый ребенок как минимум должен усвоить, и предложена верхняя граница, или верхний уровень, - то содержание образования, которое может быть предложено ученику сверх стандарта и требований программы (т.е. по максимуму). Другими словами, обучаясь по таким учебникам, ученик может узнать максимум, но должен (под руководством учителя) освоить минимум. При таком подходе к проблеме отбора содержания образование становится действительно адаптивным («школой для всех»), основанным на индивидуальном подходе к каждому ученику. Ребёнок, по той или иной причине отстающий в развитии, ограничивается минимумом, «сильный» берет все, что ему дают, и идет дальше. Все остальные размещаются в промежутке между минимумом и максимумом в соответствии со своими индивидуальными возможностями, способностями, предпочтениями, но при этом каждый получает перспективу для своего личностного и познавательного развития. Есть и ещё один «плюс»: для решения любой возникающей в жизни проблемы надо уметь находить нужную информацию, а принцип минимакса учит определять потребность в информации и самостоятельно её находить (т.е. формирует информационную компетентность учащихся).

В-третьих, преемственность в ОС «Школа 2100» прослеживается не только в содержании образования, но и в методике преподавания. Сегодня мы являемся свидетелями закономерного процесса: постепенно уходит в прошлое традиционная школа – школа объяснения знаний, и всё активнее набирает силу школа нового исторического типа – школа развития. Её важнейшей характеристикой является деятельностный подход  в образовании. И ОС «Школа 2100», как и любая другая концепция развивающего обучения, базируется на этом подходе. В связи с этим, авторами «Педагогики здравого смысла» (ОС «Школы 2100») разработана система деятельностно ориентированных принципов: принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, принцип опоры на предшествующее развитие, принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества. В образовательной программе «Школа 2100» читаем: «Процесс учения – это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом», а потому процесс обучения есть всегда обучение деятельности. Обучать деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить ребёнка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути и средства её достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать ребёнку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. А для этого сам процесс учения должен быть творческим, т.е. все задачи, стоящие перед учеником, должны быть «задачами на соображение».

Реализуется этот деятельностный подход прежде всего в единых образовательных технологиях, используемых в ОС «Школа 2100», позволяющих обеспечить преемственность в обучении и развитии детей, а также сохранить привычную для них структуру и атмосферу урока.  Речь идёт прежде всего о  технологии проблемно-диалогического обучения, технологии формирования правильного типа читательской деятельности и технологии оценивания учебных достижений.

Одна из самых разработанных на сегодняшний день технология проблемно-диалогического обучения позволяет заменить урок «объяснения» нового материала уроком «открытия» знаний. Данная технология предполагает, что:

  1. в начале урока учитель в диалоге с учениками создаёт проблемную ситуацию;
  2. далее ученики в диалоге с учителем, исходя из проблемной ситуации, формулируют учебную проблему, которая существует в двух основных формах: 1) как тема урока и 2) как несовпадающий с темой урока вопрос для исследования, ответом на который и будет новое знание;
  3. в диалоге с учителем ученики актуализируют имеющиеся у них знания, которые пригодятся для решения учебной проблемы. Определяют, каких знаний недостаточно и что нужно узнать (сделать), чтобы найти решение проблемы (составить план действий);
  4. выполняя план, ученики с помощью учителя осуществляют поиск решения проблемы и открывают новое знание (понятие, закономерность, правило), решая соответствующие учебные задачи. Применяют новое знание, делая вывод о том, какое решение учебной проблемы найдено, и выражают это решение в виде словесного тезиса, схемы, таблицы, художественного образа и т.п.

Данная технология очень результативна, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности при сохранении здоровья учащихся. Технология проблемного диалога носит общепедагогический характер, т.е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени, и в этом её универсальность.

Другая общепредметная технология - технология формирования правильного типа читательской деятельности. Она предполагает три этапа работы с текстом:

1. Работа с текстом до чтения (её цель – развитие механизма антиципации, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации и т.п.)

2. Работа с текстом во время чтения (её цель – понимание текста и создание собственной читательской интерпретации), основными приёмами здесь являются диалог с автором и комментированное чтение.

3. Работа с текстом после чтения (её цель – корректировка собственной читательской интерпретации объективным авторским смыслом).

Данная технология максимально эффективно учит такому необходимому общеучебному умению, как самостоятельное чтение и понимание текста.

В стадии апробации находится технология оценивания учебных достижений, приводящая систему контроля и оценивания в ОС «Школа 2100» в соответствие с принципами развивающего личностно ориентированного образования. Основными её составляющими являются: развитие у учащихся умений самоконтроля и самооценки; фиксация результатов контроля в предметных таблицах требований; дифференциация оценки по специальной шкале уровней успешности.

В связи со всем выше сказанным, нужно признать, что авторскому коллективу «Школа 2100» удалось создать современную личностно ориентированную образовательную систему для массовой школы, которая полностью соответствует государственной политике и направлениям модернизации российского образования и эффективно реализует идеи развивающего образования, непрерывно и преемственно от дошкольной подготовки до окончания общеобразовательной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по географии 6 класс.Образовательная система "Школа-2100."Рельеф литосферы"

Проблмно-диалогический урок с использованием разных технологий....

Рабочая программа по английскому языку для начальной школы и тематическое планирование для 2 класса в рамках образовательной системы "Школа 2100" с учётом ФГОС

Рабочая программа разработана на весь курс обучения английскому языку в начальной школе в рамках образовательной системы "Школа 2100" по учебнику М.З.Биболетовой "Enjoy English" , содержит все необход...

Рабочая программа по математике 5 класс по образовательной системе "Школа 2100"

Программа по образовательной системе "Школа 2100" Авторы УМК: Козлова С.А., Рубин А.Г....

ПРОГРАММА ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100»)

Личностное результаты и универсальные учебные действия обучающихся в Федеральном государственном образовательном стандарте и Образовательной системе «Школа 2100»...

Статья "Возможность реализации требований стандарта посредством разноуровневого обучения информатике в основной школе по образовательной системе "Школа 2100"

Для реализации стандарта 2 поколения необходимы современные образовательные технологии и новые учебники, обеспечивающие развитие предметных умений, универсальных учебных действий и личностных качествш...