Урок-зачёт по русскому языку
методическая разработка по теме

Чупрова Ольга Александровна

Предлагаемая разработка может быть использована на уроках с 5 по 11 класс. Материал могут использовать любые учителя-предметники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-zachyot.rar108.43 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – зачёт как одна из форм

нетрадиционной формы уроков

                                    Приветствие:              Стихотворение «Я – учитель!»

Казалось бы, одно и то же

Который день, который год,

И не сдержать с утра волненья,

Как будто в этих буднях ты

Открытья ждёшь и вдохновенья,

И исполнения мечты!

Любой урок, любая встреча

Всех кладов на земле ценней:

Ведь каждый школьный миг отмечен
Неповторимостью своей.

В поступке, в слове, в строчке смелой
Всегда отрадно подмечать

Начало и судьбы, и дела

И одарённости печать.

И как бы ни был путь мой труден,

Надежда помогает мне:

Я счастлив думать, как о чуде,
О завтрашнем, о школьном дне.

Во имя радостных открытий
Нам быть в походе до конца.

Нельзя иначе: Я – учитель,
И мне доверены сердца.

 

Звенит звонок, всё громче, всё слышнее.

Какая трель над миром разливается!

Ты думаешь распелся соловей?

А вот и нет – мастер – класс начинается!

Ах, как звенит по школе всей,

Пускай скорее спящий просыпается.
Ты думаешь, что гости к нам пришли?!

А вот и нет – мастер – класс начинается!

    Здравствуйте, уважаемые гости и те, кто сегодня согласился помочь мне в проведении мастер-класса. Я очень рада, что это учителя из разных МО, т.е. цель проведения мастер-класса оправдана: поделиться с коллегами одной из нетрадиционных форм работы  объявление темы (на доске тема мастер – класса)

Вступительное слово (Слайд 1)К традиционным школьным занятиям принадлежат, как известно, уроки изучения нового материала, закрепления знаний, умений и навыков, проверки и учета приобретенных знаний, умений и навыков, анализа контрольных работ, обобщения и систематизации выученного, повторение темы или раздела. Методические рекомендации (Слайд 2) Наряду с этими формами обучения в последнее время широко используются и нетрадиционные или нестандартные. Это, в частности, уроки-семинары, зачеты, лекции, конкурсы, путешествия, интегрированные уроки, занятия-конференции, диспуты

уроки-сказки, тематические игровые уроки, благодаря которым ученики быстрее и лучше усваивают программный материал.

(Слайд 3) Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает, в частности, необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи и т.п. Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий, специфически направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер ребенка, памяти, внимания, пространственного воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач педагогического коллектива.

Значимость указанных выше занятий в общем учебно-воспитательном процессе обусловлена, прежде всего тем обстоятельством, что сама по себе учебная деятельность, направленная в традиционном ее понимании на усвоение коллективом учащихся в целом требований базовой школьной программы, не сопряженная в должной степени с творческой деятельностью, способна, как это ни парадоксально, привести к торможению интеллектуального развития детей. Привыкая к выполнению стандартных заданий, направленных на закрепление базовых навыков, которые имеют единственное решение и, как правило, единственный заранее предопределенный путь его достижения на основе некоторого алгоритма, дети практически не имеют возможности действовать самостоятельно, эффективно использовать и развивать собственный интеллектуальный потенциал. (Слайд 4) С другой стороны, решение одних лишь типовых задач обедняет личность ребенка, поскольку в этом случае высокая самооценка учащихся и оценка их способностей преподавателями зависит, главным образом, от прилежания и старательности и не учитывает (Слайд 5  ) проявления ряда индивидуальных интеллектуальных качеств, таких, как выдумка, сообразительность, способность к творческому поиску, логическому анализу и синтезу. (Слайд 6) Таким образом, одним из основных мотивов использования развивающих упражнений является повышение творческо-поисковой активности детей, важное в равной степени как для учащихся, развитие которых соответствует возрастной норме или же опережает ее (для последних рамки стандартной программы просто тесны), так и для школьников, требующих специальной коррекционной работы, поскольку их отставание в развитии и, как следствие, пониженная успеваемость, в большинстве случаев оказываются связанными именно с недостаточным развитием базовых психических функций. (Слайд 7) Следует также отметить, что игровой, увлекательный характер заданий, являющихся в то же время психологическими тестами, снижает стрессогенный фактор проверки уровня развития, позволяет детям, отличающимся повышенной тревожностью, в более полной мере продемонстрировать свои истинные возможности.

Введение в школьную программу нетрадиционных методов преподавания имеет целью расширить учебный процесс и, не отрываясь от проблем обучения и воспитания, развить личностные качества ребенка. Проблема развивающего обучения сегодня настолько актуальна, что нет, пожалуй, ни одного учителя, который не задумывался бы над ней.

(Слайд8) Традиционно процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и развития. К основным структурным компонентам, раскрывающим его сущность, относят цели обучения, содержание, деятельность преподавания и учения, характер их взаимодействия, принципы, методы, формы обучения. Через эти общие сущностные характеристики возможно выявление особенностей развивающего обучения.

В нетрадиционном обучении деятельность учителя меняется коренным образом. Теперь главная задача учителя не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать» учащимся, а организовать совместный поиск решения возникшей перед ними задачи. Учитель начинает выступать как режиссер мини-спектакля, который рождается непосредственно в классе. Новые условия обучения требуют от учителя умения выслушать всех желающих по каждому вопросу, не отвергнув ни один ответ, встать на позицию каждого отвечающего, понять логику его рассуждения и найти выход из постоянно меняющейся учебной ситуации, анализировать ответы, предложения детей и незаметно вести их к решению проблемы.. Необходимость выбора иной формы организации уроков диктуется и тем, что старшеклассники - это потенциальные студенты, поэтому вполне закономерно уделять особое внимание таким формам работы, как практикумы, семинары, лекции, зачеты, консультации и т.д., ведь именно в этих формах будут проходить занятия в вузах.

Остановимся подробнее на одной из перечисленных форм работы,  одном из видов нетрадиционных уроков: уроке-зачёте. Показ своих “изюминок” (приемов) с комментариями. (Слайд 9) Типы 

карточки (теория, практика, разное)
редактирование (текст, его части)
кроссворд
тест
таблица
лабораторная работа
визитная карточка
план (тема, раздел, текст)

Я постараюсь показать, какие формы работы можно использовать при составлении зачёта, что нужно учитывать. (Слайд10) Это разноуровневое восприятие учащимися информации, мыслительные процессы, разную обученность, темперамент ребёнка, его способности, изучаемую тему, склонности детей, половую принадлежность, а  также детей, занимающихся по 7виду. И, что считаю важным, дать возможность попробовать это сделать самим детям.

Этот вид контроля может быть использован с 4 класса средними и сильными учениками, а с 7 класса всеми ребятами. Это может быть индивидуальная, парная, групповая работа, в зависимости от вышеназванных точек отсчёта.

Сейчас я покажу мини-примеры каждой формы зачёта, а потом попробует каждый составить наиболее приемлемый, понравившийся.

Примеры зачётов (Слайд 11-17). Все мы знаем, что словосочетание «визитная карточка» (Слайд18) в жизни – это представление кого-то по определённым параметрам: Ф.И.О., занимаемая должность, контактные телефоны, адрес и т.д.) 

(Слайд19)Как составить план к тексту?

Форма записи в виде плана помогает восстановить в памяти содержание прочитанного.

Планы бывают нескольких типов: вопросный, назывной, тезисный, план – опорная схема

Вопросный план. Записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например: Как.., Сколько.., Когда.., Почему... и т. д., но не Есть ли..., Пришел ли... и т. п.). 

Тезисный план – план из тезисов глагольного строя (например: Многие животные и птицы пользуются звуками, которые мы не слышим).

Тезис — это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада и т. п. Тезисы обычно совпадают с информативным центром абзаца. Тезисы бывают вторичными и оригинальными. Вторичные тезисы используются с целью выделения главной информации какого-то источника (например, учебника, научной статьи или монографии). Оригинальные тезисы пишутся как первичный текст к предстоящему выступлению на семинаре, конференции или конгрессе.

Назывной план – план из тезисов номинативного строя (например: Использование животными и птицами неслышимых звуков).

План – опорная схема состоит из опор – слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По опорам можно легко восстановить текст выступления или доклада. Выбор опор может зависеть от особенностей памяти пишущего, его целей и задач.

Что такое развернутый и сжатый план научного текста?

План развернутого содержания составляется к диссертациям, дипломным работам, различным исследованиям.

Развернутый план реализуется в разбивке текста на композиционные блоки: введение, основная часть, заключение. Развернутый план формально выражает развитие логики мысли.

Введение — это формулирование проблемы исследования, изложение необходимых для читателя исходных данных о предмете речи, задаче исследования, авторской оценке путей ее решения.

Основная часть посвящена раскрытию, детализации, доказательству основных положений работы. Вначале дается информация обзорного характера, затем — новая информация. Приводятся и объясняются сведения о результатах исследования.

Заключение (выводы) — это итоговое изложение основного концептуального содержания работы, а также краткая формулировка главных выводов.

План свернутого (сжатого) содержания представлен заглавием работы, аннотацией и оглавлением

Индивидуальное создание задуманного: теперь давайте попробуем воспользоваться одним из видов и составить мини-зачёт при помощи дидактического материала, учебников, которые вы принесли.

Учителя пробуют составить любой вид зачёта из предложенных (на экране слайд №9). Рекомендации: использование дифференцированного подхода (кто-то сильному, кто-то слабому); групповая работа (математика – физика); интеграция предметов (руский – литература, история - литература)

Афиширование - представление выполненных работ. Затем смотрим, обсуждаем. 

Рефлексия – активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер-классе

Поделитесь, что из предложенного вы можете использовать на своих предметах? Закончите, пожалуйста,  фразу: «На этом мастер – классе я….»

Желаю всем творческих поисков, нестандартных мышлений, новаций, тесного и плодотворного сотрудничества с детьми, взаимопонимания, вдохновения, успехов в работе!

Спасибо всем за участие в мастер-классе!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-зачёт по биологии тема "Кровь. Кровообращение"

Урок-зачёт по биологии 8 класс тема "Кровь. Кровообращение"...

Методическая разработка урока. Зачёт по теме "Глагол" в 6 классе

Урок-зачет по теме «Глагол» в 6 классе. Данный урок рассчитан на два часа, разнообразные формы организации работы учащихся (в группах, в парах, индивидуально) позволяют систематизировать и обобщ...

Урок-зачёт по теме "Квадратные уравнения"

На уроке - зачёте применяется сочетание индивидуальной и групповой работы....

Урок в форме дидактической игры. Тема: «Урок-зачёт по теме «Имя числительное» в 6 классе.

Заочные экскурсии, которые совершаются на уроках, обогащают учащихся знаниями и позволяют одновременно повторить пройденный материал. Считаю, что целесообразно проводить такие уроки при системати...

УРОК-ЗАЧЁТ по теме «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ» (в форме литературного кафе). «И дольше века длится день…» (один день серебряного века)

Уровень образования:  среднее (полное) общее образование Целевая аудитория:  Учитель (преподаватель) Класс(ы):  11 класс Предмет(ы):  Литература  Краткое о...

Конспект урока по русскому языку "Урок-зачёт по теме "Деепричастие"". 6 класс.

Урок-зачёт по теме «Деепричастие».Цель: • обобщить, систематизировать материал по теме;• закрепить изученные орфограммы (НЕ с деепричастиями) и пунктограммы ( выделение ОД и ДО н...

Вводный урок по русскому языку в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира"

Представленная презентация сопровождает вводный урок русского языка в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира" и может быть использо...