Практико-ориентированное содержание обучения математике
методическая разработка (7 класс) на тему

Волкова Анастасия Александровна

Применение приема «Зигзаг» создает в классе игровую атмосферу – дети чувствуют себя комфортно. Более того, увеличивается доля общения учеников между собой и, соответственно, уменьшается доля общения учитель-ученик. Знания, получаемые таким образом, не исчерпываются усвоением новых фактов, в ситуационном обучении дети приобретают новый практический опыт. Знания не просто передаются от учителя ученику, но скорее создаются в совместном творческом акте. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon летающие ночью65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок для 7 классов.

(биология, математика, литература)

Волкова Анастасия Александровна – учитель математики

Гончарова Ирина Евгеньевна – учитель биологии

Цель:   - формирование благоприятной для обучения эмоциональной среды, когда                              серьезнейшие вопросы решаются без напряжения и с интересом;

  1. через сотрудничество с одноклассниками развивать у детей уверенность в себе, ответственность, взаимопомощь и чувство благодарности за помощь;
  2. повышение у детей самооценки, а также чувства солидарности и гордости за принадлежность некоторому сообществу.

      Применение приема «Зигзаг» создает в классе игровую атмосферу – дети чувствуют себя комфортно. Более того, увеличивается доля общения учеников между собой и, соответственно, уменьшается доля общения учитель-ученик. Знания, получаемые таким образом, не исчерпываются усвоением новых фактов, в ситуационном обучении дети приобретают новый практический опыт. Знания не просто передаются от учителя ученику, но скорее создаются в совместном творческом акте.  

     «Зигзаг» - прием, опирающийся на сотрудничество и групповую работу. Кроме того, с его помощью можно и обучать подобным видам деятельности, способствуя изменению статуса ученика, делая его своего рода «экспертом», «учителем», творцом, вместо традиционного потребителя информации. Это помогает воспитать думающего человека, способного осмысленно применять полученные знания.

Оборудование: тексты, листы бумаги, цветные карандаши и фломастеры.

Ход урока:

I.  Формируются «рабочие» группы по 5 человек.

II. Группам предлагается лист с утверждениями «Верите ли вы, что…». Если группа согласна с утверждением, ставится знак «+», если нет – «-». Желательно, чтобы группы пришли к общему мнению.

ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО…

1.   большинство рукокрылых питаются кровью теплокровных животных?  

2.   за лето (90 дней) одна летучая мышь съедает до 36000 комаров?

3.   у самки летучей мыши чаще рождается 1 – 2 детеныша?

4.   у летучей мыши массой 200г, детеныш весит 20г?

5.   часто рукокрылые выгоняют скворцов и поселяются в их жилище?

6.   в одной пещере может проживать более 20000000 рукокрылых?

7.   напав на лошадь, 10 летучих мышей-вампиров могут выпить более 2л крови?

8.   некоторые рукокрылые являются опылителями и распространителями семян растений?

9.   летучая мышь длиной 5 см, имеет площадь крыльев примерно 25 см2 ? 

10.  многие видовые названия даны рукокрылым по форме носа?

III.  Представитель от каждой команды переносит результаты в таблицу на доске.

Обсуждение результатов.

IV.   Какова тема сегодняшнего занятия? Тема пишется на доске (Рукокрылые).

            Рукокрылые, пожалуй, самые знаменитые существа. С этими робкими, всеми презираемыми и оклеветанными зверьками связаны сотни легенд, примет, поверий… В соответствии с легендами у многих народов летучие мыши либо сами были носителями злого начала, либо прислуживали черным силам, либо злые персонажи имели явные приметы летучих мышей.

             Славянские народы называли летучих мышей нетопыри, что в переводе означает летающие ночью.

             

V.  Каждой группе выдается набор текстов (1 – 5). Ученики с одинаковыми текстами формируют «экспертные» группы. Пересадка.

ПИТАНИЕ РУКОКРЫЛЫХ.       №1.

       Если всех рукокрылых в зависимости от способа добывания пищи разделить на группы, то первое место по количеству видов займут животные, которые ловят насекомых в воздухе. Следующий по важности тип питания рукокрылых – поедание всевозможных плодов растений. Несколько менее распространено собирание неподвижно сидящих насекомых с поверхности различных предметов. За ним, в порядке убывания числа видов, следуют рукокрылые, питающиеся нектаром и пыльцой цветов, рыбоядные, хищные и, наконец, кровососущие.

       Величина колоний летучих мышей зависит не только от величины убежищ, а от того, сколько зверьков может прокормиться на расстоянии, какое они могут преодолеть за время их умеренного по быстроте и недостаточно продолжительного по выносливости полета.

       Это – существенный фактор: ведь летучие мыши очень прожорливы. Достаточно сказать, что за время охоты (а оно обычно у летучих мышей невелико – в общей сложности примерно полтора часа, редко больше) летучая мышь съедает по несколько сотен насекомых. Так, например, было прослежено, что бурая ночница за час совершила около 1200 бросков, а бурый кожан – около 1300. Если даже половина бросков была неудачной (насекомым удавалось спастись, хотя это маловероятно), то и тогда за час каждая съедала 600 – 650 насекомых.

          Можно только удивляться, сколько одна летучая мышь  может съесть... насекомых за одну ночь – 4400 миллиграмм! Из которых 20% - комары (один комар весит 2,2 миллиграмма).  

В лаборатории рыжая вечерница за полчаса съела 115 мучных червей, а бурая ночница за минуту поймала 20 мух дрозофил.

       Подсчитано, что лишь один вид летучих мышей в Техасе уничтожает примерно 7000 тонн насекомых в год. (Не случайно в этом штате принят закон об охране летучих мышей). Известно, что в некоторых районах, в том числе и в некоторых районах нашей страны, летучие мыши свели до минимума или даже полностью уничтожили малярийных комаров.

       Количество пищи регулирует количество летучих мышей в определенной местности. Однако в одном районе в непосредственной близости могут находиться колонии разных видов летучих мышей (а то и смешанные колонии). Они – не соперники: каждый вид либо специализируется на определенных насекомых (крупные, мелкие), либо ловит их на определенной «своей» высоте. А некоторые летучие мыши приспособились охотиться даже на земле. Это труднее, зато наземные насекомые обычно крупнее.

РАЗМНОЖЕНИЕ РУКОКРЫЛЫХ.       №2.

       Число отпрысков в колонии летучих мышей равно одному или двум, и уж совсем редки случаи рождения тройни.

       Летучие мыши средних широт размножаются один раз в год. Обычно сроки появления у них потомства приурочены к концу весны – началу лета, то есть к тому периоду, когда начинается массовый вылет насекомых (ведь рукокрылые умеренных широт насекомоядны).

       В условиях тропических стран, где нет редко выраженных сезонных колебаний «пищевого довольствия», большинство рукокрылых размножаются два, а некоторые и три раза в год. Но все равно даже для тропических летучих мышей, как правило, пик рождения детенышей совпадают с максимальным обилием корма.

       Летучие мышата появляются на свет достаточно крупными. Средний вес новорожденных рукокрылых обычно составляет около 40% материнского веса.

       Внешность новорожденного зверька весьма непривлекательна: тело совершенно голое, лишь на голове видны реденькие короткие волосики, глаза закрыты, рот – узкая щелочка, уши напоминают кусочки скомканной бумаги. Особенно поражают непомерно огромные лапы и большие пальцы «рук», снабженные внушительными когтями. Когти эти служат для укрепления детеныша на теле матери после рождения. Четыре остальных пальца передней конечности, несущие перепонку, у новорожденных маленькие, недоразвитые.

       Потомство у летучих мышей появляется на свет очень «разговорчивым» - с первых же минут жизни малыши начинают пищать и умолкают, лишь найдя материнский сосок.

       Самки большинства видов рукокрылых начинают оставлять детенышей с первого дня после рождения. Однако есть и более заботливые мамаши. Они не расстаются с отпрысками до тех пор, пока те не приобретут волосяной покров и не научатся самостоятельно регулировать температуру тела. Обычно на это требуется около полутора недель. За это время детеныши летучих мышей значительно взрослеют, увеличиваются в весе, обрастают шерстью, становятся зрячими. Теперь и те, кто не расставался с матерью, уже остаются в убежище, когда родительницы отправляются на охоту. В убежище, как правило, малышей бывает много (рождаются они почти все в одно время). Молодые особи образуют в убежище обособленные группы, практически ясли. Прижавшись друг к другу, они ждут матерей, которые, едва прилетев, начинают их кормить (первые дни – молоком, потом – принесенными насекомыми).

       Интересно, что самки некоторых видов рукокрылых отыскивают своих детенышей даже среди большого количества малышей и кормят только их – остальных прогоняют. Самки других видов кормят любого голодного детеныша, оказавшегося рядом.

       Примерно через месяц (у некоторых чуть позже – недель через шесть) детеныши становятся взрослыми, самостоятельными и сами решают свою судьбу: одни улетают, другие остаются в родной колонии.

МЕСТООБИТАНИЯ РУКОКРЫЛЫХ.       №3.

       Принято считать, что летучие мыши сами убежищ не сооружают. И это действительно верно, по крайней мере, для большинства представителей их крылатого племени. Ведь крылья – не самый лучший орган для рытья нор или конструирования гнезд.

       И все-таки строители среди рукокрылых есть. Иногда замечательные домики создают себе коротконосые крыланы. Облюбовав одну из кистей плодов пальмы, зверек энергично вгрызается в нее. Через несколько минут образуется полость, в которой зверек располагается на отдых.

       Выдающимися архитектурными способностями обладают некоторые листоносы. Тайна зодчества этих зверьков заключается в том, что они, своеобразно надкусывая крупные листья растений, сооружают для себя укрытия в виде палатки-зонтика. Тем же способом пользуются некоторые виды фруктоядных листоносов. Материалом для убежища чаще всего служат листья бананов и пальм.

       Но пещеры, вероятно, самый распространенный тип убежища рукокрылых. Если провести сравнение количеств рукокрылых, заселяющих те или иные типы убежищ, то, пожалуй, первое место по численности займут именно пещерные жители.

       В Бракенской пещере, расположенной в одном из южных штатов США находят себе приют множество рукокрылых. Общий вес этой громады 500 тонн, притом, что один зверек весит 25 г. И это не предел. Пещера Новая в Техасе служит убежищем еще большему количеству мышей.

       Пещеры, конечно, не единственное убежище летучих мышей, хотя такое скопление может быть только в пещерах. Более мелкие колонии обосновываются в покинутых шахтах или заброшенных домах, на чердаках домов и в дуплах деревьев – в общем, всюду, где имеются полумрак, относительная прохлада и где можно спокойно провести светлую часть суток.

       Часто скворцы останавливают свой выбор на дуплах деревьев. При этом они не считают летучих мышей достаточно серьезными соперниками и гонят их прочь. Да и как может летучая мышь противиться птицам, ведь скворцы крупнее, сильнее, и вооружены гораздо лучше крылатых зверьков. Поэтому летучим мышам приходиться убираться подобру-поздорову. Иначе могут быть весьма неприятные для них последствия.

       Однако агрессивное поведение со стороны птиц отмечается не всегда. Описано несколько случаев, когда летучие мыши устраиваются в птичьих дуплянках рядом с пернатыми, насиживающими свою кладку.

ЗНАЧЕНИЕ РУКОКРЫЛЫХ.       №4.

       Главное значение летучих мышей в том, что они – активные потребители вредных насекомых. По мнению некоторых специалистов, в этом отношении они значительно превосходят птиц. Вопрос спорный. Но то, что летучие мыши не только уничтожают огромное количество насекомых, но и делают это в то время, когда почти все насекомоядные птицы спят, а многие вредные насекомые бодрствуют, несомненно, увеличивает значение рукокрылых.

       Многие виды рукокрылых приносят огромную пользу в деле борьбы с переносчиками малярии. Также некоторые рукокрылые – опылители и распространители семян растений. И те, и другие являются неотъемлемым звеном в биологических сообществах тропических стран.

       Ученые считают, что в биологическом методе борьбы с насекомыми, вредящими сельскому хозяйству, методе, который со временем, возможно, почти полностью заменит химический, летучие мыши займут видное место.

       Если, конечно, нам удастся сохранить их в достаточном количестве. С каждым годом численность рукокрылых сокращается. Одна из основных причин сокращения численности летучих мышей – уменьшение количества доступных для зверьков убежищ. Широкое использование ядохимикатов приводит к отравлению рукокрылых через пищу.

       И еще одна причина – семейство десмодовых (вампиров) компрометируют все благородное племя летучих мышей во всем мире. Мало того – люди уничтожают миллионы и миллионы рукокрылых, так как им сопутствует слава кровососов, хотя никакого отношения к кровососам все остальные рукокрылые не имеют.

       Видовое разнообразие кровососов невелико, их всего три вида: обыкновенный, белокрылый и мохноногие вампиры.

       Ранки вампиры делают неглубокие, да и крови высасывают немного – 24 – 30 миллилитров  им достаточно, чтобы насытиться. Но опасность заключается в другом: во-первых, на одно животное могут напасть в течение ночи несколько вампиров, во-вторых, ранки долго не заживают и часто воспаляются, в-третьих, эти кровососы способны переносить бешенство.

       После всего сказанного у вас, вероятно, сам по себе напрашивается вывод о том, что вампирам не место на нашей планете. Не спешите с выводами. Живые цепи, выкованные природой, уязвимы и чувствительны к грубому вмешательству человека. Вампиры – тоже звено и поэтому имеют полное право на существование. Однако ограничение численности кровососов до определенного уровня, несомненно, целесообразно.

МНОГООБРАЗИЕ РУКОКРЫЛЫХ.       №5.

      Известно около 1000 видов рукокрылых. Отряд рукокрылых ученые разделяют на два подотряда: крыланов с одним семейством – крылановых и летучих мышей с 16 семействами.

      Самый крупный из всех крылановых, а значит, из всего отряда рукокрылых – калонг. Величиной он с крупную кошку(40 см в длину), но когда расправляет крылья, кажется настоящим великаном: размах его крыльев – более 1,5 м. А карликовый крылан – самый мелкий в подотряде: длина его 6 – 7см, размах крыльев – менее четверти метра. Крыланы, если не считать размеров, в общем-то, все похожи друг на друга. Кроме молотоглава. У него две особенности: огромная непропорциональная голова и любовь к пению. Природа снабдила его сложным и довольно развитым голосовым аппаратом, и зверек им часто пользуется. Правда. Пение его напоминает хор квакающих лягушек, но молотоглаву. Видимо, собственный голос нравится – поет он часто и охотно.

        Жить, летать, находить пищу крыланам помогает тонкое обоняние и острое зрение. К звуковой ориентации они не способны.

           У представителей семейства летучих мышей механизм эхолокации  достиг очень высокого совершенства. Мы даже представить себе не можем диапазона звуков, воспринимаемых этими зверьками. Человек воспринимает колебания, частоты которых лежат в интервале примерно от 20 до 16 – 20 тыс. Гц. Рукокрылые, воспринимая звуки такого же интервала, воспринимают и ультразвуки, частота которых достигает 120 – 150 тыс. Гц. Они воспринимают не только ультразвуковой сигнал, исходящий от другого источника, но и отражение (эхо) собственного сигнала. Это первое и главное условие явления эхолокации. Отражение «своего» сигнала они отличают от смеси множества других звуковых и ультразвуковых волн.

      По скорости возвращения сигнала (эхо) зверьки определяют расстояние до предмета (не только до стены пещеры или ствола дерева, но и до таких мелких существ, как летящая муха). По отражению ультразвукового импульса зверек точно определяет форму и размеры предмета. В этом смысле он своим воспринимающим (слуховым) аппаратом «видит» предметы с не меньшей точностью, чем мы их воспринимаем своими органами зрения.

        В семейство летучих мышей входит множество видов. Каждый вид имеет свои собственные типичные черты. Один из систематических признаков летучих мышей – строение передней части морды – носа. Поэтому и вошли в русскую номенклатуру всевозможные «подковоносы», «листоносы», «гладконосы» и т.п. Здесь же добавим еще немного об «одежке» летучих мышей. Мы привыкли считать летучих мышей серыми или буровато-коричневыми, скромно окрашенными. А между тем среди них есть немало щеголей, «одетых» в оранжево-красные и красно-бурые, кремовые и белые, полосатые и комбинированные «костюмы».

       

VI.    Новые группы называются «экспертные», их цель – тщательно изучить свой текст и быть готовыми преподавать его одноклассникам. Они должны обсудить, как передать свои знания одноклассникам в «рабочей» группе.

VII.   Возвращение в «рабочие» группы. Эксперты передают новые знания членам своей группы.  

VIII.  Каждая группа выполняет работу, обсуждая форму презентации.

IX. Презентация. Все работы вывешиваются на доске.

X.  Возвращаемся к обсуждению таблицы. Если группа изменила мнение по какому-либо вопросу, можно внести исправления.

XI.    Обсуждение результатов.  

XII.   Рефлексия.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ В УЧРЕЖДЕНИИ СПО

Проект представляет собой теоретический и практический материал использования практико-ориентированных задач при обучении математики....

Использование практико-ориентированного подхода в обучении математики»

В настоящее время система образования ставит своей главной целью подготовку для общества квалифицированных специалистов. В образовательном процессе каждая учебная дисциплина создает предпосылки для фо...

Практико – ориентированный подход в обучении математики

Практико - ориентированная задача  позволяет обучать школьников  решать жизненные проблемы с  помощью предметных знаний....

«Использование практико-ориентированных задач на уроках математики как один из способов повышения качества обучения в условиях реализации ФГОС и подготовки к итоговой аттестации»

Требование ФГОС: подготовить выпускника, обладающего необходимым набором со­временных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни, умеющего применят...

Выступление на курсах повышения квалификации учителей математики РСО-Алания по теме: "Практико-ориентированные задания ОГЭ по математике".

В докладе рассматриваются основные типы заданий 1-5 ОГЭ по математике и рациональные способы их решения....

Создание практико-ориентированного учебного проекта как средство реализации практико-ориентированного подхода к обучению учащихся.

Федеральные государственные образовательные стандарты поставили перед школой задачу общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, обеспечивающую такую ключевую компетенцию, как уме...