Безопасный интернет: "Квест "Медвежья услуга""
методическая разработка по теме

Подачина Елена Николаевна

Методический материал для проведения занятий по повышению правовой грамотности обучающихся при использовании интернета. Формирует навыки безопасного поведения в сети.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебный квест «Медвежья услуга»

Подачина Елена Николаевна

            Мария Николаевна – самая удивительная учительница в нашей школе. На её уроках всегда очень интересно. Порой даже забываешь, что тебе нужно думать об оценке, настолько увлекательно и завораживающе бывает путешествие, в которое она отправляется вместе с тобой и с любимыми литературными героями. Тем обиднее осознавать ,что именно ты своими необдуманными действиями причинил такому человеку неприятности, заставил его переживать и волноваться. Произошло же это так.

          Среди учителей ежегодно проводится  творческий конкурс «Лучший учитель». В этом году от нашей школы в нём принимала участие наша любимая Мария Николаевна. Мы всем нашим 8а чем могли ей помогали. Решили продемонстрировать свои таланты и представить её на конкурсе, рассказав о ней в стихах, исполняя песни о нашей школьной жизни. Стихи написали сами. Идеями делились все, а в стихотворную форму их облек наш классный поэт - Виктор.

         Одним из этапов конкурса была демонстрация фрагмента урока литературы в нашем классе.

Мария Николаевна решила проверить не нарушается ли при проведении этой части конкурсной работы регламент времени и провела часть урока с нами за несколько дней до начала конкурса . Она увлеклась сама и снова повела нас с собой в удивительный мир литературного произведения. Я не удержался, достал телефон и начал потихоньку снимать, все, что происходит в классе. Мы как завороженные следили за развитием сюжета. Мария Николаевна читала стихи о былинных богатырях, представлялась то веселой княжной, то страдающим раненым воином, а в конце запела. Мы просто открыли рот от изумления.

       Вечером я еще раз просмотрел видеозапись. Ещё раз испытал чувство восторга и решил, что такой замечательный урок будет интересен многим. Пусть посмотрят, какая у нас замечательная учительница. Разместив видео в одной из социальных сетей, я с чувством выполненного долга лег спать. Если бы я мог знать, что будет дальше, я никогда бы этого не сделал.

       В день конкурса мы все были в приподнятом настроении. Мария Николаевна просто блистала. Она улыбалась, ободряла нас. Она знала – все будет хорошо. Спели песни, а когда пришло время читать стихи, мы с нетерпением ожидали, что нас сейчас объявят как авторов, но объявили почему-то только Виктора. Нам стало немного обидно, но мы решили спросить после конкурса, почему у нашего стихотворения только один автор.

       Наша обида сразу отошли на второй план, когда мы увидели лицо Марии Николаевны, выходящей с урока своего коллеги. В её больших карих глазах стояли слезы, весь её вид показывал крайнюю степень растерянности. Как мы потом узнали, мой ролик с фрагментом урока увидел учитель – главный конкурент нашей Марии Николаевны. Он решил, что раз урок появился в интернете, то уже не будет представлен на конкурсе и включил в свой урок стихотворение, которое читала нам наша учительница. Оказывается стихотворение написала сама Мария Николаевна, специально для этого конкурса. Несмотря на то, что стихотворение было авторским, Мария Николаевна не стала читать его на своем уроке. Впечатление было уже не такое яркое. По итогам конкурса она заняла второе место. Наше настроение было испорчено. Я всю ночь почти не спал. Мне виделись былинные богатыри, заплаканные княжны с огромными черными глазами, терема и кони. Утром я встретил Марию Николаевну до урока и всё ей рассказал. Попросил прощения. Она ответила, что никак не могла понять, как её коллега мог узнать о том, что она написала? Ведь она ещё нигде не публиковала своё стихотворение! Меня она простила, но посоветовала внимательно ознакомиться с главами об авторском праве и о порядке публикации материалов в сети интернет.

Вопросы к квесту «Медвежья услуга»

  1. Обоснованно ли обиделись ребята на то, что их фамилии не были названы как фамилии авторов стихотворения?
  2. Имел ли право ученик производить съемку фрагмента урока без разрешения учителя?
  3. Какие положения ГК нарушил ученик, размещая видеосюжет в интернете?
  4. Какие нарушения допустил учитель, включив стихотворение в план своего урока?
  5. Может ли Мария Николаевна восстановить свои авторские права?
  6. Как Вы поступили бы на месте героя дальше? Продолжите сюжет.

Комментарии.

1. Согласно п. 1 ст. 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть четвертая) (далее – ГК) интеллектуальной собственностью являются результаты интеллектуальной деятельности, а также приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (например, товарные знаки и знаки обслуживания). Перечень результатов интеллектуальной деятельности дан в указанной выше статье ГК. Более подробно правила охраны каждого из результатов интеллектуальной деятельности раскрыты в соответствующих параграфах и главах Раздела 4 ГК. Идеи к объектам интеллектуальной собственности не относятся.

2. Гражданский кодекс РФ
Статья 152.1. Охрана изображения гражданина

Обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. После смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии - с согласия родителей. Такое согласие не требуется в случаях, когда:
1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;
2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования;
3) гражданин позировал за плату.

В соответствием с Постановлением совместного пленума Верховного и Высшего арбитражного суда данное правило распространяется и на медийные визуальные сообщения, т.е. на видео.

3. Создание видеозаписи урока, по сути является, воспроизведением произведений (подп. 1 п. 2 ст. 1270 ГК), поскольку происходит создание экземпляра произведения (например, стихотворения) в материальной форме (в данном случае, в форме видеозаписи). Такая форма использования произведения является исключительным правом правообладателей и должна производится только с их согласия (п. 1 ст. 1229 ГК). В тоже время, согласно ст. 1273 ГК допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение гражданином при необходимости и исключительно в личных целях правомерно обнародованного произведения. Таким образом, по общему правилу, возможна запись урока исключительно в личных целях, т.е. для личного просмотра в кругу семьи.

4. Скачивание произведения из Интернета является одним из способов использования произведения (статьи 1229 и 1270 ГК). Прежде чем использовать произведение (в т.ч. путем его скачивания), надо убедиться, что данный способ разрешен лицом, которому принадлежат права на произведение.

5. Согласно п. 4 ст. 1259 ГК для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей. Таким образом, авторские права принадлежат Марии Николаевне  просто по факту создания стихотворения. К ним относятся личные неимущественные права, в частности право авторства (т.е. право называться автором произведения) (п. 1 ст. 1265 ГК). Помимо этого, ей принадлежат исключительное право на произведение, т.е. право использования его любым способом (п. 1 ст. 1229 ГК). К ним относятся, в частности, право на воспроизведение произведения, право на распространение путем продажи или иного отчуждения их оригиналов или экземпляров (подп. 2 п. 1 ст. 1270 ГК).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок информатики.11 класс. Услуги компьютерных сетей

Тема  Услуги компьютерных сетейТип урока Обобщение и систематизация знанийФормы и методы работы:фронтальная работа, индивидуальная работа, практическая работа, работа в группах.Проблемно-по...

УСЛУГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДЕТСКОЙ СТУДИИ "В ГОСТЯХ У СКАЗКИ"...

инструкция для обучающихся, пользующихся услугами автобуса

ИНСТРУКЦИЯ ПО АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ДЕТЕЙ АВТОБУСАМИ(для учащихся, воспитанников)...

инструкция для обучающихся, пользующихся услугами автобуса

ПО АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ДЕТЕЙ АВТОБУСАМИДЛЯ СОПРОВОЖДАЮЩЕГО...

Ученические нормы времени на парикмахерские услуги.

Данные нормы времени разработаны для обучающихся по профессии "Парикмахер". Нормы времени указаны на начало и конец изучения модуля....

Организация социального обслуживания.Качествопредоставления социальных услуг получателям услуг

Консультация для незащищенных словев населения. В рамках данной консультации педагоги и родители могут получить ответы на вопросы: на какие социальные услуги  они могут расчит...