Семья как основной институт формирования и социализации личности.
статья по теме

В статье рассматриваются основные факторы воздействия семьи на развитие и воспитание ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                             Соколова Т.Н., учитель истории

                                                             МБОУ СОШ с углубленным изучением

                                                             отдельных предметов №2 г. Волжский

                                                             Волгоградской области

                                                       

 Семья  как социальный институт формирования и социализации личности.

Семья – это тот маленький мир, куда приходит появившийся на свет человек.  И от того, что он получит в семье, зависит его физическое и психическое развитие, а также  само формирование человека как личности.

Поэтому  очень важно видеть связь ребенка и его семьи.  Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей,  их личностный набор нравственных качеств в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Но кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная  атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.

 Нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения  детей, особенно подростков,  который  бы не зависел  от семейных условий в настоящем и  прошлом.

Подробнее остановимся на семейных условиях,  которые влияют на развитие и воспитание  детей.

В последнее время материальный уровень  семьи начинает играть все возрастающую роль. Более обеспеченные родители могут дать ребенку все необходимое для физического и интеллектуального развития. Они выбирают детский сад или школу  не по степени приближенности к дому, а  исходя из уровня образования этого учреждения и психологической комфортности для ребенка, где бы велось обучение в малокомплектной группе, с упором на иностранные языки и компьютерным  обучением, и т.д.  (подобные образовательные услуги из-за высокой стоимости не доступны большинству молодых семей). И, в дальнейшем, материально обеспеченные семьи имеют больше возможности помочь своим детям в получении высшего образования.

Немаловажную роль в психологическом развитии ребенка играет уровень образования  родителей. По данным  социолога Э. К. Васильевой, у родителей с высшим образованием  доля детей с высокой успеваемостью (средний балл  выше 4) втрое выше, чем в группе семей с неполным или  средним образованием. Эта зависимость сохраняется  даже в старших классах, когда дети уже имеют навыки самостоятельной учебной деятельности и не нуждаются  в непосредственной помощи  родителей.

Помимо образовательного уровня родителей, очень влияет на психическое состояние и развитие детей состав  самой семьи и характер взаимоотношений между ее членами. Неблагоприятные  семейные условия характерны для подавляющего большинства  так называемых трудных подростков.

Значительное влияние на личность ребенка оказывает стиль его взаимоотношений с родителями, который  лишь отчасти обусловлен их социальным положением.

Существует несколько относительно автономных психологических механизмов, посредством которых родители влияют на своих детей. Во - первых, подкрепление:  поощряя поведение,  которое  взрослые  считают правильным, и,  наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание  ребенка определенную систему  норм, соблюдение которых постепенно становится для ребенка привычкой и внутренней потребностью. Во-вторых,  идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же, как и они. В- третьих, понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные качества.

Однако, невозможно спрогнозировать полностью результаты воспитания. Здесь возможен механизм психологического противодействия: ребенок, чью свободу  жестко ограничивают, может вырасти с повышенной тягой к самостоятельности, а тот, кому все разрешают, вырасти зависимым. Поэтому, конкретные свойства личности ребенка в принципе не выводимы ни из свойств его родителей (ни по сходству, ни по контрасту), ни из отдельно взятых методов воспитания.

Вместе с тем важны эмоциональный тон семейных отношений и преобладающий в семье тип контроля и дисциплины.

Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи представляют в виде шкалы. На одном полюсе которой стоят максимально близкие, теплые, доброжелательные отношения, а на другом – далекие, холодные и даже враждебные.

В первом случае основными средствами воспитания являются внимание и поощрения, а во втором - строгость и наказания. Множество исследований доказывают преимущества первого подхода. Ребенок, лишенный явных доказательств родительской  любви, имеет меньше шансов на высокое самоуважение, теплые и дружественные отношения с другими людьми и устойчивый положительный образ «я». Изучение юношей и взрослых, страдающих психофизическими и психосоматическими нарушениями, невротическими расстройствами, трудностями в общении, умственной деятельности или учебе, показывает,  что все эти явления значительно чаще наблюдаются у тех, кому в детстве не хватало родительского внимания и тепла. Недоброжелательность или невнимание со стороны родителей вызывает неосознанную взаимную враждебность у детей. Эта враждебность может проявиться как явно,  по отношению к родителям, так и  скрытно. Безотчетная, немотивированная жестокость, проявляемая некоторыми подростками и юношами по отношению к посторонним людям, не сделавшим им ничего плохого, нередко оказывается  именно следствием детских переживаний. Если же эта бессильная агрессия направляется внутрь, она дает низкое самоуважение, чувство вины, тревоги и т.д.

Эмоциональный тон семейного воспитания существует не сам по себе, а  в связи с определенным типом контроля и дисциплины, направленных на формирование соответствующих черт характера. Разные способы родительского контроля также можно представить в виде шкалы, на одном полюсе которой высокая активность, самостоятельность и инициатива ребенка, а на другом - пассивность, зависимость, слепое послушание. А за этими  типами отношений стоит не только распределение власти, но и разное направление внутрисемейной коммуникации: от родителей к ребенку, в других - от ребенка к родителям. Кроме того, родители не всегда практикуют один и тот же стиль дисциплины: отцы, как правило, воспринимаются подростками и на самом деле бывают более жесткими и авторитарными, чем матери, так что общий семейный стиль, в известной степени, компромиссный. Отец и мать могут взаимно дополнять, а могут и подрывать влияние друг друга.

Взаимоотношения родителей и детей меняются по мере взросления последних. Если в дошкольном, младшем школьном возрасте больше внимания уделяется привитию положительных привычек и формированию характера, то  в дальнейшем на первую ступень выступают взаимоотношения детей и родителей. Наилучшие взаимоотношения складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического  стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности,  активности,  инициативы и социальной  ответственности. Поведение ребенка направляется в этом случае последовательно и вместе с тем гибко и рационально:

-родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их обсуждение подростком;

-власть используется лишь в меру необходимости;

-в ребенке ценится как послушание, так и независимость;

-родитель устанавливает правила и твердо проводит их в  жизнь, но не  считает себя непогрешимым;

-он прислушивается к мнению ребенка, но не исходит только из его желаний.

Крайние типы отношений, все равно, идут ли они в сторону авторитарности или либеральной всетерпимости, дают плохие результаты. Авторитарный стиль  вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей незначительности и нежеланности в семье.

Родительские требования, если они кажутся не обоснованными, вызывают либо протест и агрессию,  либо привычную апатию и пассивность. Перегиб в сторону всетерпимости вызывает у подростка ощущение, что родителям нет до него дела. Кроме того,  пассивные, незаинтересованные родители не могут быть предметом подражания и идентификации, а другое влияние - школа, сверстники, средства массовой информации и коммуникации , часто не могут восполнить этот пробел. Ослабление родительского начала, как и его гипертрофия,  способствуют  формированию личности со слабым  «Я».

Рассуждая о семье, как  факторе психического развития ребенка, необходимо отметить важность обнаружения у детей проявляющихся задатков и способностей. Есть множество примеров проявления талантов у детей, когда особое участие в их развитии относится к родителям. Заметить способности не трудно. Но родительский долг состоит в  том, чтобы развить эти способности ребенка, предоставить возможности для самореализации  личности    ребенка. Семью называют ячейкой общества, потому что она является малой частью общества и воспитывает детей,  формирует определенные черты и качества характера, развивает способности детей, способствует развитию интеллектуальной  и трудовой деятельности и формированию личности ребенка, готовит его ко взрослой жизни, как члена общества. Но наиболее важную роль можно отнести семье как источнику  формирования психического здоровья ребенка, начиная еще с дородового периода. Спокойное душевное состояние ребенка является залогом успехов ребенка в развитии способностей в  различных сферах деятельности. Любовь и взаимопонимания между родителями, между детьми и родителями, гибкие и демократичные  методы воспитания способствуют устойчивому психическому и гармоничному развитию личности ребенка.

Всегда нужно помнить: здоровые дети – это будущее здоровье общества. И какими они войдут в мир взрослых, в новое сообщество, зависит от микроклимата каждой семьи.

                    ЛИТЕРАТУРА :

Колесов Д.В., Мягков И.Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. М., 1986

Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.

Петровский А.В.,  Ярошевский М.Г. Психология. Учебник. М.-Изд. Центр «Академия». 1998

Педагогика  /  Под ред.  Бабановского Ю К.-М.. 1988

 

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сотрудничество школы и семьи - главное условие в формировании и воспитании личности ребенка.

В современных условиях ситуация складывается так, что семья и школа являются главными ответчиками за все неудачи, связанные с воспитанием молодого поколения. Сегодняшние дети, к сожалению или к счасть...

Сотрудничество школы и семьи - главное условие в формировании и воспитании личности ребенка.

Семья и школа – это берег и море.На берегу, ребенок делает свои первые шаги,получает первые уроки жизни,а потом перед ним открывается необозримое море знаний,и курс в этом море прокладывает школа.Это ...

Взаимодействие семьи и школы – один из факторов социализации личности воспитанников.

В современных сложных социально-экономических условиях социализация подрастающего поколения требует особого внимания к успешной адаптации Социальный педагог принимает активное участие в этой работе , ...

Семья – важнейший институт социализации личности

Материал для проведения родительского собрания...

Доклад на тему "Социальное положение семьи, как основной фактор формирования личности ребенка"

Семья - малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или индивидуальных потребностях людей в союзе друг с другом. Ее отличают единое экономическое основание общность быта, взаимно зав...

Семья как социальный институт формирования личности ребёнка

Документ содержит информацию о роли семьи в воспитании ребёнка, родительских стилях воспттанияи установках, общении родителей и детей как детерминанте развития ребёнка, социально-психологических типах...

Сущность процесса социализации личности. Стадии, факторы и институты социализации

Педагогика и психология профессиональной деятельности...