«ДРУЗЬЯ МОИ, ПРЕКРАСЕН НАШ СОЮЗ…»
методическая разработка (10 класс) по теме

Петрова Алена Николаевна

Данная методическая разработка для преподавателей составлено для проведения междисциплинарного занятия – литературно-культурологической конференции, посвящённой 200-летию со дня открытия Царскосельского лицея.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_sayta1.docx38.6 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ

МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ №2

А.Н. Петрова

Тема: «ДРУЗЬЯ МОИ, ПРЕКРАСЕН НАШ СОЮЗ…»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЗАНЯТИЯ

Санкт-Петербург

2011-2012 уч.год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Данная методическая разработка для преподавателей составлено для проведения междисциплинарного занятия – литературно-культурологической конференции, посвящённой 200-летию со дня открытия Царскосельского лицея.


ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ

        В 2011 году в Санкт-Петербурге широко отмечалось знаменательное событие - 200 лет со дня открытия Царскосельского лицея. Это было замечательное высшее учебное заведение, воспитавшее величайших государственных деятелей России. Мы решили организовать литературно-культурологическую конференцию, в ходе которой наши учащиеся могли бы познакомиться с принципами обучения и воспитания данного заведения.

Царскосельский лицей — это особенная страница российской истории. Он уникален в масштабах России. В нём царила атмосфера романтизма, свободы и братства. Возвышенные умонастроения его воспитанников вот уже два века вдохновляют умы новых поколений и служат примером для тех, кто выбрал путь служения науке, культуре и общественному прогрессу. Благодаря теме нашей конференции мы вновь возвращаемся в своих исканиях к первому в России лицею — Царскосельскому, давшему миру столько замечательных людей. Н.М. Карамзин сказал, что «история есть завет предков потомству», таким образом, Царскосельский лицей служит нам примером в деле поиска путей модернизации образования.

В чём успешность образования, полученного в лицее? Возможно, это отношения, сложившиеся в лицейском сообществе. «Друзья мои, прекрасен наш союз…», — отмечал А.С. Пушкин. В этой оценке звучит очень важный момент – в лицейском пространстве учащиеся, педагоги раскрывают свою душу, талант, свои самые надежды. Чтобы участники образовательного процесса смогли почувствовать себя открытыми, должно возникнуть нечто открытое, искреннее, обращённое к величию человека, прекрасного в своих чувствах и стремлениях. Особенность лицейского духа, как нечто возвышенное, обращается к лучшим душевным проявлениям человека. Лицейское братство является примером для подражания, идеалом, к которому следует стремиться.


ЦЕЛЬ

Цель: формирование понятий о культуре взаимоотношений в стенах учебного заведения.

Задачи:

Дидактические:

  1. ознакомление с историей, традициями Царскосельского лицея;
  2. знакомство с «дружеским кругом» А.С. Пушкина;
  3. знакомство с творчеством поэта и его друзей;
  4. знакомство с кодексом дружбы лицеистов и их идеалами.

Развивающие:

  1. развитие творческих способностей;
  2. развитие коммуникативных навыков;
  3. развитие навыков самоорганизации;
  4. развитие навыка поиска информации;
  5. формирование навыка работы в группе.

Воспитательные:

  1. формирование представлений студентов о роли лицеистов в истории России;
  2. формирование образа современного «лицеиста».

ВИД ЗАНЯТИЯ

        Занятие проводилось в форме конференции, состоящей из семи этапов:

  1. пропедевтическая работа;
  2. организационная часть;
  3. вступительная речь организаторов;
  4. художественная (основная) часть;
  5. анализ работы в малых группах;
  6. подведение итогов конференции;
  7. постановка домашнего задания.

Время, отведённое для конференции – 90 минут. Место её проведения – актовый зал. Время проведения – 19 октября.

СХЕМА ИНТЕГРАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ

Истоки

История                                                 Время правления императора Александра I

                                                        Отечественная война 1812 года

Литература                                                «Золотой век» русской литературы

Поэзия эпохи романтизма

Русский язык и культура речи                 Формирование русского литературного языка

Культурология                 Культура поведения 19 века

        Культура общения в 19 веке

Этика                Нормы поведения в 19 веке

        


Пропедевтический этап

        За 2 недели до конференции студентам предъявили задание:

  1. создать газеты, посвященные лицеистам (Н.Корсакову, В.Вольховскому, А.Дельвигу, И.Пущину, А.Горчакову, А.Пушкину, В.Кюхельбекеру), в которых бы освещались следующие моменты:

1. Биография (основные пункты: где и когда родился; учёба в Лицее; интересы; карьера; политические взгляды и т.д.)

2. Портрет

3. Произведения (отрывки стихотворений, эскизы рисунков).

4. Что сами сочтёте интересным…

  1. создать презентации, в которых рассматривались бы следующие вопросы:

1. Какие качества определяли лицеиста?

2. Какие качества определяют современного студента?

3. Какие качества, по вашему мнению, определяют дружбу?

Подготовительный этап

художественной (основной) части

        Для постановки художественной части необходимо участие активных и артистичных студентов. Для исполнения главных ролей – выдающихся выпускников Царскосельского лицея, а также преподавателя математики, преподававшего лицеистам, следует выбрать студентов, юношей.

        Для создания атмосферы 19 века двое студентов, обладающих навыками игры на фортепиано, обеспечивали музыкальное сопровождение. В ходе осуществления сценария звучали следующие музыкальные композиции: «Вальс» Г. В. Свиридова из к. ф. «Метель», Б. Окуджавы «Кавалергарды» из к. ф. «Звезда пленительного счастья», Ю. Кима «19 октября».

        В постановке необходимо также участие девушек, которые составят «лицеистам» пары в вальсе.

        Репетиции по сценарию проводились в течение недели.

        Презентация, посвященная лицею подготовлена преподавателями.


СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНОГО ЭТАПА

Выходят музыканты со свечами, ставят подсвечники на пианино, садятся за инструмент. Звучит музыка, во время исполнения миниатюры выходят ведущие.

Двое ведущих, дама и кавалер, одетые в нарядные костюмы, останавливаются в правом углу сцены. Лицеисты, одетые в чёрные брюки, белые рубашки стоят за кулисами.

Ведущий. 19 октября 1811 года в Царском Селе близ Петербурга 30 мальчиков сели за парты. Из этих мальчишек выросли поэты, министры, офицеры, сельские домоседы и неугомонные путешественники.

Пушкин. Пушкин Александр. Прозвища Француз, Егоза.

В те дни, когда в садах Лицея

Я безмятежно расцветал,

Читал украдкой Апулея,

А над. Вергилием, зевал,

Когда ленился и проказил,

По кровле и в окошко лазил,

И забывал латинский класс

Для алых губ и чёрных глаз;

Когда тревожить начинала

Мне сердце смутная печаль,

Когда таинственная даль

Мои мечтанья увлекала...

Когда французом называли

Меня задорные друзья,

Тогда педанты предрекали,

Что ввек повесой буду я.

Ведущий. "...Пушкин (Александр). Имеет более блистательные, нежели основательные дарования, более пылкий и тонкий, нежели глубокий ум. Прилежание его к учению посредственно. Читая множество французских книг, но без выбора, приличного его возрасту, наполнил он память свою многими удачными местами известных авторов; довольно начитан и в русской словесности, знает много басен и стишков. Самолюбие вместе с честолюбием, делающее его иногда застенчивым, чувствительность с сердцем, жаркие порывы вспыльчивости, легкомысленность ему свойственны. Его словоохотность и остроумие восприяли новый и лучший вид с счастливою переменою образа его мыслей, но в характере его вообще мало постоянства и твёрдости."

Ведущий. Великий русский поэт. (Выходит в середину зала, музыка звучит громче). Пушкин и его друзья,.. Слушая рассказ о них, задумаемся о себе, о своих друзьях. Что было? Что будет? Сегодня мы вспомним об одном классе, который уже прошёл по жизни до конца. Прошел много десятилетий назад. Оглядываясь в прошлое, мы как бы соединим наше сегодня и их далекоё...

Вольховский. Вольховский Владимир. Прозвище Суворочка.

Пушкин. О, Владимир был ПЕРВЫМ учеником во всем Лицее!!!

Ведущий. «..В русском и латинском языках. 2-й ученик. В географии и истории весьма хорошие дарования, основательно судит и успевает хорошо. В чистописании способен и очень прилежен. По нравственной части весьма благонравен, степенен, благороден, кроток, искренен, рассудителен». Окончил Лицей с золотой медалью.

Вольховский. Я был самым слабым, поэтому много занимался гимнастикой. Когда учил уроки, носил на плечах 2 тяжелых словаря. Ребята посмеивались надо мной, иногда в стихах:

Суворов наш

Ура! Марш, марш

Ведущий. Стал участником тайного общества декабристов. Генерал – майор, участник войны с Персией и Турцией.

Горчаков. Горчаков Александр. Прозвище Франт.

Пушкин. Министр!!! Окончил Лицей с золотой медалью. Поступил на гражданскую службу в Коллегию иностранных дел. Дипломат, впоследствии министр иностранных дел, канцлер.

Ведущий. "...Князь Горчаков (Александр), Превосходных дарований. Благородство, крайняя склонность к учению с быстрыми в том успехами, всегдашняя вежливость, искренность в обращении, ко всякому дружелюбие, чувствительность с великодушием суть души его; пылкость ума и нрава его выражают быстрая речь, и все его движения; при том он осторожен, проницателен и скромен. Чувствительность причиняла ему прежде много страданий, но теперь она вошла в пределы умеренности. Опрятность и порядок царствуют во всех его вещах."

Дельвиг. Дельвиг Антон. Прозвище Тося, Тосенька.

Ведущий. "...Барон Дельвиг (Антон). Способности его посредственны, как и прилежание, а успехи весьма медленны. Мешкотность вообще его свойство и весьма приметна во всем, только не тогда, когда он шалит или резвится: тут он насмешлив, балагур, в нем примечается склонность к праздности и рассеянности. Чтение разных русских книг без надлежащего выбора, а может быть и избалованное воспитание поиспортили его, почему и нравственность его требует бдительного надзора, впрочем приметное в нем добродушие, усердие его и внимание направят его к важнейшей и полезнейшей цели."

Пушкин. Мой близкий друг. Создатель альманахов «Северные цветы», «Подснежник» и «Литературной газеты».

Дельвиг. Я не любил шумные игры, возню. Меня считали ленивым, любителем поспать, Однажды не выучил урок, спрятался под кафедрой и там заснул. Мне тогда написали:

Дай руку, Дельвиг! Что ты спишь?

Проснись, ленивец сонный!

Ты не под кафедрой сидишь,

Латынью усыплённый.

Корсаков. Корсаков Николай.

Пушкин.  Редактор лицейских журналов, музыкант. Веселый и милый друг. Умирая от чахотки во Флоренции, написал себе эпитафию:

Прохожий, поспеши к стране родной своей.

Ах! Грустно умирать далеко от друзей.

Ведущий. «...Корсаков (Николай). С весьма хорошими дарованиями, имеет живое воображение, острый, беглый проницательный ум и счастливую память; но пылок и слишком резов и развлечен, чтобы быть основательным и порядочным; полагаясь на свои способности, особливо на память он недовольно прилежает к учению, обнимает предметы скоро и более поверхностно; оттого он нерадив, крайне неосмотрителен, неопрятен, непостоянен, нескромен. Но искреннее намерение и желание себя исправить скоро может восстановить его…»

Кюхельбекер. Кюхельбекер Вильгельм. 14 лет. Прозвище Кюхля. Мы с Пушкиным были очень дружны. Он писал обо мне много и по-разному.

За ужином объелся я,

А Яков запер дверь оплошно -

И стало мне, мои друзья,

И кюхельбекерно, и тошно.

Пушкин. Поэт, литературный критик, издатель альманаха "Мнемозина". Член общества декабристов. Участвовал в восстании 14 декабря 1825 года на Сенатской площади. По делу о восстании Кюхельбекер был приговорен к смертной казни, замененной потом 20 годами каторги.

 

Ведущий. "...Кюхельбекер (Вильгельм), лютеранского исповЕдания. Способен и весьма прилежен; Он добродушен, искренен с некоторою осторожностью, усерден, склонен ко всегдашнему упражнению, избирает себе предметы важные, героические и чрезвычайные; но гневен, вспыльчив и легкомыслен. Неуместное внимание происходит, может быть, от глухоты на одно ухо"

Пущин. Пущин Иван. Прозвища Большой Жано, Иван Великий.

Ведущий. "...Пущин (Иван). С весьма хорошими дарованиями; всегда прилежен и ведёт себя благоразумно. Благородство, воспитанность, добродушие, скромность, чувствительность, с мужеством и тонким честолюбием, особенно же рассудительность-суть отличные его свойства. В обращении приятен, вежлив и искренен".

Ведущий. Самый близкий друг Пушкина. 14 декабря был на Сенатской площади. Осуждён. Приговорён к 31 году тюрьмы и ссылки.

Звучит «Вальс» Г, В. Свиридова из к. ф. «Метель», по сцене вальсируют пары.

Горчаков. Мы встретились впервые летом 1811 года, прожили вместе 6 лет, а потом ежегодно собирались и праздновали день открытия Лицея - 19 октября. Пушкин к этому дню писал стихи:

Пора и мне... пируйте, о друзья!

Предчувствую отрадное свиданье,

Запомните ж поэта предсказанье:

Промчится год, и с вами снова я,

Исполнится завет моих мечтаний;

Промчится год, и я явлюся к вам!

О, сколько слез и сколько восклицаний,

И сколько чаш, подъятых к небесам!

                И первую полней, друзья, полней!

                И всю до дна в честь нашего союза!

                Благослови, ликующая муза,

                Благослови, да здравствует Лицей!

                Наставникам, хранящим юность нашу,

                Всем честию, и мёртвым и живым,

                К устав подъяв признательную чащу,

                Не помня зла, за благо воздадим.

Горчаков. Мы решили через 10 лет после окончания Лицея праздновать серебряную дружбу, через 20 лет - золотую. 19 октября 1880, 1881, 1882 годов я отмечал один - последний живой лицеист.

Звучит первый куплет и припев песни Б. Окуджавы «Кавалергарды», музыка Шварца, из к. ф. «Звезда пленительного счастья».

Вольховский. За шесть лицейских лет мы полюбили друг друга. Стали друзьями, Мы пронесли эту дружбу через всю жизнь. Пушкин писал:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он как душа неразделим и вечен

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина,

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село!

Дельвиг. А помните, на приёмных экзаменах?

Пущин. Кажется, я не был из застенчивого десятка, но тут как - то потерялся - глядел на всех и никого не видел. Запомнился только один мальчик - живой, курчавый, быстроглазый, тоже несколько сконфуженный - Александр Пушкин. По сходству фамилий (он Пушкин, я Пущин), потому что наши спальни оказались рядом (моя № 13, его № 14), мне захотелось с ним особенно сойтись.

Ведущий. Они действительно быстро сдружились, стали неразлучны. Это о нем Пушкин позже напишет:

Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный

Твой колокольчик огласил...

Корсаков. За лето и осень мы уже немало привыкли друг к другу, так что нам было не так страшно 19 октября в Екатерининском дворце на церемонии открытия Лицея. Присутствовал сам император Александр I с семьей, было много гостей.

Кюхельбекер. Больше всего запомнилась речь профессора права Куницына. Он говорил об обязанностях гражданина и воина. К концу его замечательной речи мы были покорены. Позже Александра Петровича полюбили все лицеисты, особенно Пушкин:

Куницыну дань сердца и вина!

Он создал нас,

он воспитал наш пламень,

Поставлен им краеугольный камень,

Им чистая лампада возжена...

Корсаков. А после обеда мы все играли в снежки в саду у дворца Растрелли. Снег в ту осень выпал очень рано.

Пущин. Потом начались обычные дни.

Презентация «Заочная экскурсия в Царскосельский лицей» (показываются слайды с видами Лицея)

Кюхельбекер. Лицей - маленький 4 - этажный городок. Инспекторы, гувернёры живут внизу, там же и хозяйственное управление.

Вольховский. На втором этаже столовая, больница, конференц-зал.

Дельвиг. Здесь Пушкин будет читать стихи Державину, и тот воскликнет: «Я не умер! Вот кто заменит Державина».

Горчаков. Третий этаж - учебные классы, кабинет физики, кабинет для газет и журналов, библиотека.

Пушкин. У нас глобус и географические карты, на которых вы не увидите Антарктиды и истоков Нила. А Сахалин - еще не остров.

Горчаков. На четвертом этаже - спальни. У каждого лицеиста - своя комната в половину окна. В комнате - комод, железная кровать, конторка, зеркало, стул, стол для умывания. На конторке чернильница и подсвечник со щипцами.

Вольховский. На каждой комнате номер.

Пущин. Мы потом долго играли в числа, подписывали письма своими номерами. «№14 не согласен с №13» означало, что Пушкин не согласен с мнением Пущина.

Корсаков. В Лицее были запрещены телесные наказания. Наказывали только «домашним арестом» - закрывали в комнате и к дверям приставляли «дядьку» на часах.

Дельвиг. Подъем был в 6 часов утра, потом молитва, уроки, завтрак. Ежедневно 7 часов - уроки, остальное - прогулки, игры, гимнастика. По средам и субботам бывало вечернее «танцеванье» или «фехтованье».

Кюхельбекер. Уроков немало, зато немало и забав! А помните, как Мясоедов, по кличке Мясожоров описал восход солнца в стихах? «Блеснул на западе румяный царь природы...»

Пущин. А Пушкин, услыхав, что солнце у Мясоедова восходит на западе, приделал окончание:

Блеснул на западе румяный царь природы,

И изумленные народы

Не знают, что начать:

Ложиться спать или вставать.

Горчаков. А помните первый лицейский анекдот и первое лицейское прозвище?

Дельвиг. Много прозвищ придумывали мы друг другу. Вот например, Пушкину, Стрекоза, Сверчок, Искра, Обезьяна, Мартышка, Смесь обезьяны с тигром. Да и сам Пушкин говорил о себе:

А я, повеса вечно праздный,

Потомок негров безобразный,

Взращённый в дикой простоте,

Любви не ведая страданий,

Я нравлюсь юной красоте

Бесстыдным бешенством желаний.

Ведущий. У Пушкина всегда были нелады с математикой. Однажды он решал у доски задачу. Долго переминался с ноги на ногу и молча писал.

Сценка. Пушкин пишет на доске. Подходит учитель математики с указкой в руке и спрашивает: «Что же вышло? Чему равняется икс?» Пушкин, улыбаясь, отвечает: «Нулю». Учитель математики: «Хорошо! У Вас, Пушкин, в моем классе все кончается нулем. Садитесь на место и пишите лучше свои стихи».

Ведущий. И Пушкин писал:

Если жизнь тебя обманет –

Не печалься, не сердись.

В день уныния смирись.

День веселья, верь, настанет!

Сердце будущим живёт.

Настоящее уныло.

Всё проходит, всё пройдёт.

Что пройдёт – то будет мило!

Горчаков. В Лицее у нас было много «первого»: первые стихи, первая любовь, первые разочарования.

Корсаков. Наши стихи попадают в первый рукописный журнал «Неопытное перо». Редакторы: Пушкин, Дельвиг и я. Потом таких журналов было еще много.

Ведущий. Забавы, шутки, розыгрыши, пирушки и влюбленности... Но была и большая духовная работа. Дружба с поэтом Жуковским, знакомство с историком Карамзиным, поэтом Вяземским, политическим деятелем Плетнёвым.

Дельвиг. Наше главное достояние - дружба. Мы её боготворили, ставили на первое место. Много выше карьеры. Удачи. Даже любви.

Волъховский. Больше всего о дружбе говорили и писали в Царском Селе в летние дни 1817 года - дни окончания Лицея.

Ведущий. В день окончания Лицея пели гимн на слова Дельвига:

Шесть лет промчалось, как мечтанье,

В объятьях сладкой тишины,

И уж Отечества призванье

Гремит нам: шествуйте, сыны!

Простимся, братья! Рука в руку!

Обнимемся в последний раз!

Судьба на вечную разлуку,

Быть может, породила нас!

Корсаков. Потом директор надел нам на пальцы чугунные кольца - символ крепкой дружбы.

Кюхельбекер. Впереди у нас была еще вся жизнь, но никто из нас не забыл Лицей, друзей, наше Отечество.

Корсаков.

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он как душа неразделим и вечен,

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас не бросила судьбина,

И счастие куда б ни повело,

Всё те же мы: нам целый мир чужбина,

Отечество нам Царское Село! (все лицеисты произносят хором последнюю строчку)

Звучит песня Ю. Кима «19 октября»


ЛИТЕРАТУРА

  1. Басина, М.Я. В садах Лицея. На брегах Невы: документальные повести.
  2. Вересаев В. В. Пушкин в жизни
  3. Голлербах, Э. Царское Село в поэзии
  4. Грот, К.Я. Пушкинский Лицей (1811—1817): Бумаги I курса, собранные академиком Я. К. Гротом
  5. Кобеко, Д. «Императорский Царскосельский лицей. Наставники и питомцы»
  6. Пушкин, А.С. «Собрание сочинений»
  7. Равкин, З.И. Педагогика Царскосельского лицея Пушкинской поры (1811-1817): историко-педагогический очерк.
  8. Руденская, М.П. Они учились с Пушкиным.
  9. Эйдельман, Н. Я. «Прекрасен наш союз...»
  10. http://museum.edu.ru/catalog.asp?ob_no=12881


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника ко Дню Лицея: «Друзья мои, прекрасен наш союз!»

Сценарий " Друзья мои, прекрасен наш союз" предназначен для проведения внеклассного  мероприятия по литературе в 5-7 классах....

Научно-исследовательская работа «Друзья мои, прекрасен наш союз!» 200-летию Пушкинского лицея

ВведениеСвою научно-исследовательскую работу мы посвящаем русскому поэту XIX века Александру Сергеевичу Пушкину. Тема исследования выбрана не случайно, так как считаем ее актуальной. Ведь творчество П...

Литературная композиция «Друзья мои, прекрасен наш союз…»

Сценарий включает в себя информацию о лицейских друзьях Пушкина и стихотворения Пушкина, посвящённые друзьям....

Литературная композиция "Друзья мои, прекрасен наш союз!"

Литературная композиция о друзьях А.С.Пушкина по Лицею. Может быть использована как на уроках, так и во внеурочное время....

"Друзья мои! Прекрасен наш союз!"

Презентация к литературному проекту, посвященному жизни  А.С.Пушкина в Лицее....

флэшмоб "Друзья мои , прекрасен наш союз!"

Флэшмоб «Друзья мои, прекрасен наш союз!» - внеклассное  мероприятие в рамках неждели русского языка и литературы (для учащихся 5-11 классов).»Цель:создать условия для формирования коммуникативны...