Интегрированное занятие "Теория множеств, фонетика, систематика в биологии"
план-конспект занятия (6 класс) по теме

Киселева Т.А.

Интегрированное занятие по математике, русскому языку и биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teoriya_mnozhestv.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Теория множеств, фонетика и систематика в биологии.

Цели:

 1. Обучающая:

    Усвоение  и творческое использование понятий: множество,   объединение и пересечение множеств

 2. Развивающая:

  - Развитие логического мышления и речи школьников;

  -Совершенствование умений частично – поисковой познавательной      деятельности, приемов наблюдения.

 - Формирование умения нешаблонно, творчески подходить к решению заданий;

 3. Воспитательная:

 - Воспитание мотивов учения, уважительного отношения к словам и числам, к окружающему миру, любви к родной природе.

Методы: эвристический, исследовательский.

Технологии:

Технология «Интегрированная модель развития логического мышления»;

Информационно – коммуникационная технология.

Тип занятия: внеклассное мероприятие (за страницами учебника)

Вид занятия: исследование.

Средства обучения: компьютеры, кластеры,  раздаточный материал, проектор, музыкальный центр.

 Опережающая деятельность:  подготовка исторических справок,

слайдов учащимися.

Ход урока

1. Организационно - мотивационный этап урока.

Интрига- разминка

Предлагается разминка, где учащиеся демонстрируют  навыки логического мышления.

Пары- слова, основанные на одном из лингвистических понятий. Каком? (антонимы)

Сложение-вычитание

Положительное - отрицательное

Учитель:

Придумайте свои фразы

Ученики:

Умножение- деление

Больше - меньше

Делитель – кратное

Параллельные – перпендикулярные

Простое - составное

Возведение в степень – извлечение корня

Учитель:

А в биологии можно найти такие пары?

Ученики: теплокровные – хладнокровные

Слово учителя: усложняем задание

Умножать на 1 можно (делить на 0 нельзя)

Перпендикулярные отрезки пересекаются (параллельные нет)

Пословицы:

Зубы из Минска выгонят (язык до Киева доведет)

Цент доллар убивает (копейка рубль бережет)

Из рекламных роликов:

Получи зарплату, но бодрствуй нервно (заплати налоги и спи спокойно)

Плохо лишиться сарая за городом (хорошо иметь домик  в деревне)

Учитель: Слова антонимы, к какому разделу лингвистики относятся?

Ученик: лексика

Учитель: Какие понятия входят в этот раздел лингвистики

Ученики: синонимы, омонимы, паронимы.

2. Проблемно-ориентированный этап урока.

 Учитель:

 Предлагаем посмотреть на это явление сточки зрения математики.

Лексика – это множество тематических групп слов.

-Как вы понимаете, что такое множество?

Ученики формулируют определение множества, элементов множества, рассматриваем конечные и бесконечные множества (слайд№2).

Приводим примеры множеств из математики (фронтально).

- На какие части можно разделить эти множества?

- Как их можно назвать? (подмножества)

Примеры из русского языка (слайд № 3)

Теорию множеств мы можем широко использовать при изучении алфавита, фонетики.

Алфавит- это множество букв (универсальное).

Все 33 буквы делятся на подмножества: согласные и гласные, согласные звуки делятся на твердые звуки и мягкие звуки.

Историческая справка (подготовлена учеником)

Бесконечное множество нельзя задать перечислением всех его элементов, но часто можно описать их свойства. Встречаются и конечные множества с той же степенью неопределенности. Например, до сих пор ученым не удалось расшифровать письменность острова Пасхи. До нас дошли несколько десятков табличек, покрытых рисуночными значками, вырезанными зубом акулы по дереву. Эти письмена аборигены называют кохау ронго- ронго  - «говорящее дерево». Множество знаков – иероглифов в письменности острова Пасхи, можно определить этим предложением, но нельзя с уверенностью и точно перечислить, хотя это заведомо конечное множество.

Учитель: Как определяются отношения между множествами?

Например, в русском языке(слайд№4)

Вводим определение пересечения и объединения множеств (слайд№5).

Дети формулируют определения самостоятельно.

Минута релаксации (слайд№6)

Картинка с природой Хакасии. В это же время звучит спокойная музыка.

БИОЛОГИЯ

3. Рефлексия

- С какими понятиями работали на занятии?

Термины вывешиваются на доске в виде схемы – кластера.

- А что представляет эта схема? (множество понятий)

Домашнее задание по выбору:

  1. Подготовить примеры множеств, их пересечения, объединения.
  2. Подготовить презентацию на заданную тему.

Итог занятия: (слайд №8)

Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли

    под горячим солнцем тележки с камнями для строительства.        

  Мудрец остановился и задал каждому по вопросу.

    У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И то

    ответил с ухмылкой, что целый день возил эти проклятые камни.  

    У второго мудрец спросил: «А что ты делал  целый день?», и тот ответил:

«А я добросовестно выполнял свою работу».

    А  третий улыбнулся, лицо его  просияло: «А я принимал участие в строительстве Храма!»

    Ребята, каждый для себя оцените свою работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок "Звук и слух в биологии и физике"

Урок-игра "Что? Где? Почему?".Дидактической целью предлагаемого урока является проверка и оценка знаний учащихся по физике и биологии,  а также с целью проверки понимания учащимися ценности интег...

Интегрированный бинарный урок "Путешествие по стране биологии и литературы"

Бинарный урок "Путешествие по стране биологии и литературы" Разработан в соавторстве с преподавателем литературы Сафроновой И.Н. Интегрируются два общеобразовательных предмета: биология и литература...

Интегрированный урок - игра «Звездный час» по биологии, географии и химии.

Цель мероприятия, его воспитательные и развивающие задачи:Повысить интерес учащихся к изучению химии, биологии и географии;Обогатить интеллект и кругозор дополнительными знаниями по предметам;Ра...

Интегрированная игра по химии, физике и биологии по теме: “Электричество”.

Интегрированная игра по химии, физике и биологии  по теме: “Электричество” предназначена для учащихся 8-9 классов. Данная игра проводилась на предметной неделе. Урок проводится по типу телевизион...

Интегрированный урок-семинар по химии и биологии в 9 классе "Его величество Железо"

Данное занятие предполагаем предварительную самостоятельную подготовку учащихся в группах.Учебный материал обобщает  и систематизирует знания учащихся по химии и биологии.Содержание занятия предп...