Интегрированный бинарный урок "Путешествие по стране биологии и литературы"
методическая разработка (10 класс) по теме

Котуранова Н.Н.

Бинарный урок "Путешествие по стране биологии и литературы"
Разработан в соавторстве с преподавателем литературы Сафроновой И.Н.
Интегрируются два общеобразовательных предмета: биология и литература.
Тема по литературе: «Поэзия как волшебство» в творчестве К. Д. Бальмонта.
Тема по биологии: «Пластический обмен в клетке».

Урок разработан с применением интересного методического приема "работа по маршруту". Урок включает в себя три маршрута. Условно можно обозначить маршрут №1 как биологический (его прохождение курирует преподаватель биологии), маршрут №2 как литературный (его прохождение курирует преподаватель литературы), но только условно: задания маршрутов интегрируют оба предмета. Задания маршрута включают в себя
а) тесты по биологии и литературе;
б) задания с развернутым ответом;
в) креатив-задания (на творческое и нестандартное мышление).
Маршрут №3 представляет собой биолого-литературный кроссворд, разгадывание которого в непринужденной форме позволяет выполнить повторение пройденного ранее и подтвердить усвоение новой информации данного урока.

 

В предлагаемой разработке содержатся:

1. План-конспект урока.

2. Маршрут урока.

3. Раздаточный материал (стихи К.Д. Бальмонта).

4. Биолого-литературный кроссворд к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_strane_biologii_i_literatury.rar1.96 МБ

Предварительный просмотр:

Маршрутный лист

по

биолого-литературной

стране

ФИО учащегося: ________________________________________

Выполнив задания маршрута, поднимите листочек с его номером, получите отметку преподавателя  в маршрутном листе и двигайтесь дальше.

Маршрут №1

  1. Продолжите предложение: «Фотосинтез – это ….»
  2. Напишите суммарное уравнение фотосинтеза.
  3. Вы получили четыре стихотворения К.Д. Бальмонта. Прочитайте их внимательно и ответьте на вопросы:
  1. Дополните пропущенную фразу и назовите стихотворение К. Бальмонта, в котором говорится  по сути о том же самом, но поэтическим языком: «Основным источником энергии для всех живых существ, населяющих нашу планету, служит энергия  …..  Ее используют непосредственно только клетки зеле ных растений, одноклеточных водо рослей, зеленых и пурпурных бактерий. Другие живые существа нашей планеты не способны к фотосинтезу и используют трансформированную растениями энергию ….  Именно эта трансформация около 3 млрд лет назад дала толчок к развитию аэробной жизни, которая существует сегодня на планете Земля»..
  2. Научным языком фраза звучит так: «Световая фаза фотосинтеза происходит в гранах хлоропласта (хлоропласты – зеленые пластиды клеток). При недостатке световой энергии уменьшается количество хлоропластов за счет перехода части хлоропластов в бесцветные лейкопласты»». Как то же самое будет звучать поэтическим языком в стихотворении К. Бальмонта?
  1. Что такое хемосинтез?
  2. Какие из утверждений правильные:
  1. Бактерии азотбактер осуществляют хемосинтез, фиксируя молекулярный азот и превращая его в нитритный или нитратный.
  2. Исходным материалом для фотосинтеза служат углекислый газ атмосферы и вода.
  3. Фотосинтез осуществляют как автотрофы, так и гетеротрофы.
  4. Фотосинтез состоит из трех фаз: темновая, световая и образование глюкозы.
  5. Обмен веществ и энергии в клетке включает в себя энергетический обмен и пластический обмен.
  6. Фотосинтезирующие клетки, захватывая углекислый газ из атмосферы, выделяют в нее кислород.

     

6. Остановка на маршруте.

Оценка

Подпись преподавателя

биологии

Маршрут №1 пройден.

Маршрут №2

  1. К какому направлению Серебряного века принадлежал К.Д. Бальмонт?
  2. Чье творчество повлияло на литературные взгляды К.Д. Бальмонта?
  3. Как вы понимаете высказывание Г. Адамовича о творчестве К.Д. Бальмонта: «Бальмонт не писал стихов, Бальмонт пел песни, и его слушала вся Россия»?
  4. Вы получили четыре стихотворения К.Д. Бальмонта. Перед вами анализ одного из этих стихотворений. В тексте название стихотворения заменено многоточиями.  Анализ какого стихотворения перед вами?

 «………» внешне представляет собой развернутое описание спяще го зимнего леса. Поэт никак не локализует позицию лирического «наблю дателя», не конкретизирует психологических обстоятельств его видений. Поэтому он не стремится к «ботанической» точности, но использует тему зимней природы лишь как повод для того, чтобы развернуть безбрежную игру лирического воображения. По сути дела, содержанием стихотворе ния становится мозаика мимолетных, рожденных фантазией поэта обра зов. Композиция стихотворения аморфна: каждая последующая строчка не столько расширяет сферу изображения, сколько варьирует на разные лады первоначальное мимолетное впечатление.

Это впечатление почти не углубляется: лишь в конце второй строфы по является намек на активность лирического субъекта. Этот всплеск активнос ти — череда вопросительных предложений — едва намечает существование второго, мистического плана стихотворения. За «тихими стонами» деревьев поэт различает призрачных «духов ночи» — эфемерные создания с «искря щимися очами». Пиротехника «лунного сиянья» дополняется новым качест вом: интуиция истолковывает красивую тревогу леса как «жажду веры, жажду Бога». Однако новый поворот лирического сюжета не получает разви тия: едва проявившись, интонация мистической тревоги вновь уступает мес то самоцельному любованию «лесной» декорацией.

Внутренняя выразительность стихотворения — в преображении статич ной картины застывшего леса в динамичный, беспрерывно меняющий свое русло поток образов. Природные стихии — ветер, метель, лес — оживлены здесь характернейшим для Бальмонта приемом — олицетворением: в стихот ворении все движется, чувствует, живет. Образы вольных стихий (ветра, моря, огня) в художественном мире Бальмонта будто просвечиваются, при обретают прозрачность и глубину символов. Они передают ощущения сво бодной игры сил, легкости, воздушности, раскованной дерзости, в конечном счете — вольности человека в мире. В «…….» за быстро меняющимися, калейдоскопически мелькающими ликами зимней ночи — легкокрылое во ображение художника, его ничем не скованная творческая воля.

Внешние очертания бальмонтовских образов лишены графической чет кости. Тончайшими касаниями поэт наносит лишь контуры предметов, заставляя их будто пульсировать под лунным освещением. Для лирических пейзажей Бальмонта вообще характерны мотивы дрожания, вибрации, тре пета, придающие образному строю качества зыбкости, переменчивости, мимолетности. Выделим в стихотворении словосочетания этой семантической группы: «трепещут очертанья», «роптанья ветра», «дождь струится», «искры лунного сиянья» (продолжите этот ряд самостоятельно).

Что наиболее примечательного, интересного отмечается в образах, в форме стихотворения?

«………», как и большинство других стихотворений Бальмонта, пронизана радужной свето-воздушной игрой. Создаваемые образы (сос ны, ели, березы и т. д.) утрачивают вещественность, приобретают летучую невесомость, будто растворяются в «светлом дожде», в «лунном сиянии». Этому способствует пристрастие поэта к нанизыванию многочисленных эпитетов, в цепочке которых тонет определяемое ими существительное.

Другая заметная в стихотворении особенность бальмонтовской поэти ки — интенсивная, порой гипертрофированная (самоцельная) музыкаль ность. Словесно-звуковой поток в «…….» приобретает окраску баюкающего плескания, неясного журчания. Тишина лунной ночи отте няется всполохами шепота, вздохов, моленья. Излюбленный ритмичес кий ход Бальмонта — повторы разных типов. Это прежде всего лексические повторы. Часто в границах одного стиха дважды, а то и триж ды повторяется одно слово (иногда в слегка измененной форме), Исполь зуется и своеобразный принцип лексического «эха», когда слово вновь всплывает через несколько стихов после своего первого появления.

Еще важнее повтор однородных грамматических конструкций, ис пользуемый и в рамках отдельного стиха, и в рамках строфы — благодаря грамматической однородности нивелируются семантические различия слов, так что, например, словесные пары «дремлет — внемлет» или «вспо миная — проклиная» воспринимаются почти как пары синонимов. Часто прибегает Бальмонт к анафорическому связыванию смежных строчек и к внутренним рифмам. (Найдите в стихотворении соответствующие приме ры.) Не менее заметна и другая грань звуковой организации стиха — ши рочайшее использование аллитераций и ассонансов.

Особенно любит Бальмонт инструментовку на шипящие и свистящие согласные: по стихотворению прокатываются звуковые волны ж-ш-щ-ч, с-з, велика роль сонорных л -р-м-н. Бальмонту присуще умение придать традиционному стихотворному размеру (в данном случае хорею) новый ритмический от тенок. За счет сильного удлинения стиха (поэт растягивает его до восьми стоп) ритмическое движение приобретает качества сонливой замедлен ности, певучей медлительности, размеренной ворожбы.

  1. Станьте на время урока поэтом и сочините небольшое «биологическое» стихотворение, используя рифмы:

……………………………   свет

……………………………   пластический обмен

……………………………   лет

……………………………   перемен

  1. Какие сборники стихотворений принадлежат перу К.Д. Бальмонта:
  1. «Белая стая»
  2. «Будем как солнце»
  3. «Только любовь»
  4. «Жемчуга»

7. Остановка на маршруте.

Оценка

Подпись преподавателя

литературы

Маршрут №2 пройден.

Маршрут №3

  1. Разгадайте биолого-литературный кроссворд. За этот маршрут вы получаете отдельную оценку как по биологии, так и по литературе. Ваша оценка будет зависеть от количества правильно названных слов.

2.. Остановка на маршруте.

Оценка

Маршрут №3 пройден.

По биологии:

Подпись преподавателя биологии

По литературе:

Подпись преподавателя литературы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый интегрированный урок биологии и литературы "Курочка Ряба в биологии и литературе( 7класс)

Урок был создан для закрепления и углубления знаний по теме Птицы".в форме познавательной игры с применением групповой и индивидуальной работы учащихся.Использовались интерактивные комьютерные задания...

Интегрированный бинарный урок «В жертву остальным цветам голубого не отдам» (исследование цвета в русском и английском языках)

Интегрированный бинарный урок «В жертву остальным цветам голубого не отдам» (исследование цвета в русском и английском языках)...

интегрированный урок по биологии и литературе "Проблема здоровья в произведениях русской литературы"

Материал предназначен для интегрированного урока биологии и русской литературы в 8-9 классах. Данная разработка позволит учащимся повысить интерес к чтению...

Интегрированное внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе в форме игры- путешествия по стране Филологии «Час открытий» для учащихся 6 класса.

Интегрированное внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе в форме игры - путешествия «Час открытий» можно проводить и в рамках «Недели русского языка и литературы»...