Интегрированное внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе в форме игры- путешествия по стране Филологии «Час открытий» для учащихся 6 класса.
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс)

Солодилина Вера Николаевна

Интегрированное внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе в форме игры - путешествия «Час открытий» можно проводить и в рамках «Недели русского языка и литературы», и в конце четверти или учебного года между классами параллели или внутри класса. Специфика внеклассного мероприятия характеризуется следующими факторами:

1) в содержании внеклассного мероприятия определяющее значение имеет практическая сторона знаний (дети знакомятся с жанром японской поэзии и пробуют сочинять хокку)

2) преобладанием эмоционального аспекта над информативным (во время мероприятия в классе царила атмосфера доброжелательности, сотрудничества, вся работа была основана на демократических принципах общения с учащимися, на развитие творческой активности детей).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx28.6 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное внеклассное мероприятие

 по русскому языку и литературе в форме игры- путешествия

 по стране Филологии «Час открытий»

для учащихся 6 класса.

                                                                                   Разработала

                                                                                       Учитель русского языка и литературы

                                                                                         МОУ «Лицей г.Козьмодемьянска»                                                                                                                                                              

                                                                                         Солодилина Вера Николаевна

Козьмодемьянск

2019

Игра- путешествие по стране Филологии «Час открытий»

Цель: развивать коммуникативные навыки учащихся, творческое воображение; формировать навыки публичного выступления, эстетического вкуса, интереса к русской литературе, коррекция и развитие устных речевых способностей, познавательной активности; прививать интерес к изучению русского языка и литературы как на уроках, так и во внеурочное время.

Задачи:

обучающая:

повышать познавательный интерес к предметам "Русский язык" и "Литература" через различные занимательно-познавательные задания

развивающая:

способствовать развитию творческих способностей учащихся

воспитатывающая: прививать любовь к  русскому языку и литературе

 Планируемые результаты

На занятиях внеурочной деятельности у учащихся будут сформированы

личностные универсальные учебные действия, т.е.:

учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи;

способность к самооценке на основе критерия успешности занятий;

чувства прекрасного и эстетического;

регулятивные универсальные учебные действия,

 т.е. научатся:

 -принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;

-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-оценивать правильность выполнения действия;

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок;

познавательные универсальные учебные действия, т.е. научатся:

-строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

-основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

коммуникативные универсальные учебные действия, т.е. научатся:

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не -совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в -ситуации столкновения интересов;

-строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

-задавать вопросы;

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных

Оборудование:

Презентация "Путешествие  по  стране Филологии»

Организация игры:

В игре участвуют три команды, деление на команды производится перед началом игры, участники выбирают себе название. Игра проводится в несколько туров, игроки переходят от одной станции к другой. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество жетонов.

Ход игры

  1. Слово учителя. Самоопределение, мотивация  к учебной деятельности. 

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Представьте себе зимний морозный день на лесной полянке. Мороз щиплет вас за щечки. У вас замерзли носик и ушки. Потрите их. Вам стало тепло и весело. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Передайте ваше тепло и радость окружающим. Я желаю вам сохранить это тепло и радость на протяжении всего урока.

Сегодня наше занятие пройдет в форме путешествия, а поэтому вас ждут не строгие правила и упражнения, а забавные и творческие задания. Сегодня вы побываете в волшебной стране Филология. Вы будете сочинять стихотворения, отгадывать шарады, составлять анаграммы и многое другое, чего вы, может, никогда не делали. И пусть игра-путешествие в Мир творчества принесёт вам много счастливых минут!

Разрешается думать, размышлять, соображать, ломать голову, раскидывать умом и шевелить мозгами.

Запрещается грустить, унывать, вешать нос, хныкать и стонать.

В стране Филологии вы остановитесь на станциях: "Синквейн", "Буриме","Анаграммы", "Хокку","Шарады"

В путеществие вы отправитесь тремя группами, представьте, пожалуйста, названия своих команд.(Представление)

- Итак, путешествие начинается.

2. Путешествие

1 Станция "Анаграммы"

Анаграмма - слово анаграмма происходит от греческих слов, смысл которых можно толковать как "Новая запись". Это способ перестановки букв, в результате которого получается новое слово или сочетание слов. Сейчас анаграммами называют просто перемешивание букв составляющих исходное слово, иногда перемешивание производится с сохранением слогов, таким образом облегчая поиск исходного слова. Довольно часто анаграммы используются для получения псевдонимов, беря за базу настоящее имя. К примеру имя  Дима может трансформироваться в Амид или Идам, а фамилия Орлов в Ролов, Лоров. Анаграммы можно также использовать в качестве тренировки эрудиции, разгадывая при этом незнакомые или малознакомые слова.

Задания:

Попробуй найти анаграммы к словам или составь свои:

Водополье- половодье

Антиквар-травинка

апельсин — спаниель

каратист-артистка

рубашечка - чебурашка

покраснение — пенсионерка

равновесие — своенравие

полковник — клоповник

стационар — соратница

Станция "Шарады"

Шара́да (фр. charade, от окс. charrado — букв. «беседа, болтовня») — разновидность загадки. Игра в шарады — салонная игра. Иногда словом «шарада» называют тайну, загадку вообще.

Шарада представляет собой разбиение слова на слоги таким образом, что каждый слог имеет смысл самостоятельного слова. После чего, как в загадке, даётся описание каждого из этих слов-слогов (например, факт + ура = фактура). Слоги в шарадах могут быть любой части речи: глаголы, существительные, прилагательные, в отличие от других головоломок. Чаще всего шарады представлены в стихах.

Пример:

Мой первый слог — на дереве,

 Второй мой слог — союз.

 А в целом я — материя

 И на костюм гожусь.

 (сук-но)

Задания:

отгадай шарады или составь свои:

1.Начало деревом зовется,

Конец - читатели мои,

Здесь в книге целое найдется,

И в каждой строчке есть они.

(Ответ: «Бук-вы».)

2.Первый слог в удивлении я восклицаю,

Второй слог я с книжной полки снимаю,

Когда же первый со вторым соединится,

То получится мельчайшая частица.

(Ответ: «А-том».)

3.Часть танца - слог мой первый,

Вино - мой слог второй,

На целом перевозят

Чрез реку бечевой.

(Ответ: «Па-ром».)

4. Мой первый слог - предлог,

Во втором мы проживем все лето,

А целое от нас и вас

Давно уж ждет ответа.

(Ответ: «За-дача».)

5.Начало - голос птицы.

Конец - на дне пруда,

А целое в музее

Найдете без труда.

(Ответ: «Кар-тина».)

Станция «Танцевальная»

Динамическая пауза

Станция "Буриме"

Буриме (фр. bouts-rimés — «рифмованные концы») — литературная игра, заключающаяся в сочинении стихов, чаще шуточных, на заданные рифмы, иногда ещё и на заданную тему. Иногда к буриме относят и другую игру, называемую также «игрой в чепуху»: записывают несколько строк или даже строф и передают листок партнёру для продолжения, оставив видимыми только последние из них.

Задания:

сочини стихи на заданные рифмы:

1...щенка

...пока

...помогите

...найдите

2...зима

...она

...ходить

...любить

3...Машу

...кашу

...мишке

...книжки

4...весна

...сна

…звенят

...ребят

5...у тропинки

...травинки

...бежит

...лежит

Станция "Синквейн"

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.

Пример синквейна на тему любовь:

Любовь.

Сказочная, фантастическая.

Приходит, окрыляет, убегает.

Удержать ее умеют единицы.

Преданность

Составьте синквейн на одну из предложенных тем «Дружба», «Конфликт», «Снайпер», «Слово», «Правила».

Станция "Хокку"

Хокку является одним из самых известных и наиболее распространенных жанров японской поэзии. Правда, смысл коротких трехстрочных стихов постичь под силу далеко не каждому, так как в них заключена глубинная связь природы и человека. Оценить, насколько эти стихи прекрасны и возвышенны, могут лишь очень чувственные и утонченные натуры, которым, к тому же, свойственна наблюдательность. Ведь хокку – это всего лишь одно мгновение жизни, запечатленное в словах. И если человек никогда не обращал внимания на восход солнца, шум прибоя или же ночную песню сверчка, то проникнуться красотой и лаконичностью хокку ему будет весьма сложно.

Стихотворение состоит из трех коротких строчек, первая из которых содержит исходную информацию о месте, времени и сути события. В свою очередь, вторая строка раскрывает смысл первой, наполняя мгновение особым очарованием. Третья же строка представляет собой выводы, которые очень часто отражают отношение автора к происходящему, поэтому могут быть весьма неожиданными и оригинальными. Таким образом, первые две строчки стихотворения носят описательный характер, а последняя передает ощущения, которые навеяло на человека то, что он увидел.

Примеры хокку:

Как свищет ветер осенний!

 Тогда лишь поймёте мои стихи,

 Когда заночуете в поле

Задания:

сочини хокку на темы:

1. "Зима"

2. "Школа"

3. "Мой компьютер"

Станция «Литературная» ПРОЧТИ СТИХОТВОРЕНИЕ

1 команде - прочитать наизусть басню И.А.Крылова

2 команде - прочитать наизусть стихотворение А.С.Пушкина

3 команде - прочитать наизусть стихотворение М.Ю.Лермонтова

3.Слово учителя.

Рефлексия 

Наше путешествие подходит к концу. Мы побывали на нескольких станциях огромной страны под название Филология.

Что узнали нового и интересного?

Чему научились?

Чего никогда не делали и сумели сделать?

Что показалось трудным?

4. Подведение итогов игры


Закончить занятие я хочу одной очень интересной притчей.

Притча:

...Однажды мудрец решил подвергнуть испытанию своих учеников и повёл их в сад, в углу которого была дверь с огромным замком. "Тот, кто откроет дверь, будет назван умнейшим". Один за другим пытались они открыть дверь и, не добившись успеха, отходили. Но один ученик внимательно осмотрел дверь, навалился на нее плечом, толкнул и - о, чудо! - она стала поддаваться, и раскрылась. Тогда мудрец сказал: "Ты станешь умнейшим, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы".

- Ребята, я очень хочу, чтобы на этом мероприятии каждый из вас поверил в свои силы и тогда вы сможете "открыть любую дверь".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по русскому языку и литературе в 5 классе

Интегрированный урок-игра по русскому языку и литературе в 5 классе по теме "Путешествие по королевству "Русский язык"...

Интегрированный урок "Математика, русский язык и литература", 5-6 класс

Аннотация УМП      УМП предназначен для освоения и закрепления таких тем           математики,  как запись натуральных ч...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ НА ТЕМУ «УНЫЛАЯ ПОРА! ОЧЕЙ ОЧАРОВАНЬЕ!». 6 КЛАСС.

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ НА ТЕМУ «УНЫЛАЯ ПОРА! ОЧЕЙ ОЧАРОВАНЬЕ!». 6 КЛАСС....

Интегрированный урок по русскому языку и литературе в аспекте диалога культур ( на примере рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», 5 класс,

Данный  урок направлен на обобщение и систематизацию знаний учащихся по изученным темам на уроках русского языка и литературы. Научить детей  анализировать художественный текст, ф...

Конспект открытого интегрированного урока по русскому языку и литературе: «Роль обособленных членов предложения в художественном тексте»

Интегрированный урок по русскому языку и литературе на материале рассказа Паустовского "Телеграмма"...

Подготовка к заданию 9.3 ОГЭ по русскому языку. Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературе. Подготовка к сочинению на тему ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА? КАКОГО ЧЕЛОВЕКА МОЖНО НАЗВАТЬ ДОБРЫМ?

В МАТЕРИАЛАХ ПРЕДСТАВЛЕН ОПЫТ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧЕНИКОВ К ЗАДАНИЮ 9.3 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6-9 КЛАССАХ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИ СОЧИНЕНИЯ 9.3 НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И ЛИТЕРАТУРНЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПРИ НА...

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе в форме игры - путешествия по стране Филологии «Час открытий» для учащихся 6 класса

Интегрированное занятие по русскому языку и литературе способстует развитию творческого начала в юном читателе...