Отрицательные стороны дистанционного образования и on-line обучения в удаленных малокомплектных школах России.
статья по теме

Ачилова Виктория Васильевна

Некоторые ошибки любителей вводить новшества в сферу образования без учета материально-технической и ментальной действительности в российском обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otritsat_storony.docx19.76 КБ

Предварительный просмотр:

Отрицательные стороны дистанционного образования и on-line обучения в удаленных малокомплектных школах России.

   К основным направлениям создания и использования инновационных технических и программных средств обучения относится дистанционное образование, on-line обучение.

Давайте последовательно разберемся по немногим аспектам этого вопроса.

  1. Тип обучения – область применения в учебных заведениях разного типа.

  Положительные стороны этого обучения красочно расписаны в интернете, но они работают лишь тогда, когда ученик (студент) хочет учиться, а не иметь диплом любой ценой. Сколько же истинно желающих учится мы имеем в школах и в других учебных заведениях?  Этот вопрос к социологии и интернет-опросникам, но не более 25- 50% точно.                                                      

   Возникает  дальнейший вопрос – что делать тем, кто хочет получить образование любой ценой, в том числе и с помощью дистанционного обучения? Выход один – платить за зачеты и контрольные работы или преподавателям ( увеличивая число взяточников в стране), или умным сокурсникам (одноклассникам). Второй выход тоже чреват моральным падением: с одной стороны умный учащийся знает, что он может за свои «мозги» получить деньги – и это хорошо, а с другой стороны, он знает, что,  имея деньги, можно не учиться самому.  У нашего «умницы» опять на лицо нравственный кризис – одному можно все за деньги, а другому – только своим трудом и еще и работай на низкоинтеллектуального студента (ученика).

  На выходе из этой ситуации мы получаем, что половина студентов ничего не решали и не учили, но сдали контрольные, а вторая половина (а то и только треть) – обучились по этой программе.  Т.е. 25-50%  обученность по курсу (программе), но имеют дипломы все. Все формальности соблюдены. Все это было бы не так страшно, если бы обучали только по программе «вязания спицами», а не врачей, пожарников, электриков и другие специальности, которые несут ответственность за жизнь людей или дорогостоящее оборудование.

 Какой же выход из этой ситуации?

1.Нужно очень жестко прописать профессии и дисциплины, по которым дистанционное ( как и заочное) образование недопустимо. Не на бумаге, а на деле. Потому, как получают зачеты в медицинских ВУЗах  знают все, и это не «сплетни и клевета», это сарафанное радио народа. Загруженность преподавателей  ВУЗов и  невозможность реальная обучить столько студентов, сколько на них приходится – это вопрос к трудовому кодексу и к финансированию образования. Хотим иметь липовых специалистов по всем направлениям – будем вводить дистанционное образование и экономить на заработной плате  преподавателей и учителей.

2. Ученикам и студентам из разряда «умниц» разрешить сдачу экзаменов и обучение по дистанционным программам, так как это дешевле и фактически они эти программы уже освоили, занимаясь самостоятельно. Как их выявить и как принимать у них зачеты?  Обязательные ГОСы по дисциплине (выездные, индивидуальные) на выходе и собеседование по предмету с опытным экзаменаторов на входе.

3. Т.е. количество дисциплин, по которым можно преподавать дистанционно – это очень малая  часть обучения, применимая лучше, как дополнительный материал к предмету.

2. Технические характеристики оборудования.

   Следующий немаловажный момент – это качество Интернет соединения. Усиленно спускающие дистанционное обучение и on-line обучение на страну забывают о том, что они живут в крупных городах, где качество Интернета высокое за счет телевизионных антенн или прямого кабельного  подключения.  Выехали бы эти господа на 30-50 км от города по всей территории России и посмотрели бы на свой Интернет. Живя в 130 км от Воронежа и 30 км от телевизионной вышки, без высокопроводного кабельного подключения, мы, учителя сельских малокомплектных школ, мучаемся по пол-дня с заполнением электронных журналов и отправкой электронной почты. Наше время на выход в Интернет никто не учитывает. Это с нашей-то учительской ответственностью, а что можно говорить об ученике, который просто не захочет ждать долго открывающуюся страницу или отсутствия он-лайн связи.

  1. Тип обучающихся  по здоровью.

 Еще один малоучитываемый аспект дистанционного обучения – слабость общего здоровья современных подростков и молодых людей. Не для кого не секрет, что здоровье нынешнего молодого поколения слабое, и ни какими дополнительными часами по ОБЖ и физкультуре этого не исправить. Не исправит этого и очередная диспансеризация – эта беготня за подписями врачей.

   Гиподинамия – как болезнь общества,  нарушающая здоровье граждан, еще больше усилится за счет сидения за компьютером большее количество число часов при дистанционном обучении. И родительским внушением «Не сиди долго за компьютером» или учительскими нормами работы за компьютером по ТБ – этого не решить. Мало того, самых работоспособных и желающих учиться детей, мы таким образом,  еще больше испортим, т.е. подорвем физически их здоровье. Сами знаете, как незаметно летит время за экраном ПК, особенно когда «охота пуще неволи».

  1. Что  важнее – экономия денежных средств бюджета, погоня за модой или качество обучения?

Наше государство как-то любит внедрять модные вещи в свой быт, не задумываясь о том, что все новое – это хорошо забытое старое, и что русскому хорошо – то немцу смерть.

 Вдумайтесь в само слово – дистанционное , т.е. отдаленное, не близкое, не родное. Почему-то забываем о простом психолого-педагогическом правиле: ребенок начинает зачастую учиться уже потому, что рядом есть заинтересованный взрослый. Никакой текст, никакая картинка, никакой выдающийся лектор не заменит заинтересованного в личном развитии ребенка родителя или педагога. Только живой пример, произнесенное живое (эмоциональное, теплое даже на уровне физики) слово обучают. Поставьте у ребенка телевизор с лучшими записями – не научится говорить! Спросите психологов, как профессионалов, что лучше –живой, хотя и не всегда  знающий, но борющийся за тебя, как личность человек или профессиональный диктор с экрана. Даже лучшие образцы мирового кинематографа запоминаются хуже, чем случай из реальной жизни. О том, что мы видели не на дистанции, а рядом с нами – мы будем помнить и рассказывать другим - всю жизнь.

  Не надо переоценивать роль обучающих компьютерных программ, особенно,  если за этим прячется  равнодушие за интеллект и нравственность ребенка или молодого человека. Дистанционное обучение – для «умников» (в ущерб их здоровью), но не для большинства детей, и %  этого обучения должен быть минимален и не для всех дисциплин. А для основной массы детей, особенно общеобразовательных школ, так же как и техникумов и училищ - только очное обучение. И это до тех пор, пока желание учиться будет больше, чем внешние награды и  «должен» родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционное образование как инновационная форма обучения

В данной работе даны причины возникновения, основные формы организации, необходимые средства, области применения, достоинства и недостатки дистанционного образования как инновационной формы обучения....

Методическая разработка интеллектуальной on-line игры для выпускников основной школы «Развитие гражданского общества в современной России».

Интеллектуальная игра  разработана для учащихся 9 класса, проводится с помощью ВКСУрок является вторым и заключительным в теме.Цель данной игры - применение на практике теоретических знаний...

Дистанционное обучение английскому языку в малокомплектных школах

Данный учебный материал предназначен для учителей, обучающих английскому языку дистанционно. Материал знакомит с дистанционным курсом "Читаем с удовольствием"....

Личностно ориентированное обучение в условиях малокомплектной школы

Действенные современные подходы в педагогической деятельности...

Дистанционное образование как инновационная форма обучения математике

Дистанционное образование как инновационная форма обучения математике....

Дистанционное обучение английскому языку в малокомплектных школах

Одной из главных задач концепции образования сельских школ Российской Федерации является доступность образования сельских школьников, повышение качества их образования, воспитание конкурентоспособных ...

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ

Учитель малокомплектных школ должен иметь богатый опыт организации внеклассной работы по математике. Проводить занимательные часы, математические утренники, кружковую работу по математике, олимпиады, ...