Модель "Школа творческого проектирования "Креатив"
методическая разработка (5 класс) по теме

Батюк Ирина Викторовна

Аннотация.

        Современная школа ищет пути внедрения передовых технологий. Стремительное изменение общественных процессов, втянутых в реформу отечественного образования порождают проблемы и страхи всех субъектов обучения. Школа как воспитательный центр,  самих учащихся, их педагогов и родителей  должна создавать условия для роста творческого мышления, самовоспитания и взросления подростка.  Автор статьи предлагает поразмыслить над причинами «рисков» и «страхов», порождаемых внедрению в школьный образовательный процесс проектно-исследовательских технологий. Так ли они страшны, на первый взгляд и какие конкретные действия, способны их ликвидировать. На примере опыта МБОУСОШ № 5 г. Муравленко предлагается к рассмотрению модель «Школы творческого проектирования «Креатив».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_batyuk_muravlenko_mbousosh_no_5.docx53.06 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект «Школа творческого проектирования «Креатив»

(Концептуальная характеристика)

Батюк Ирина Викторовна учитель театра высшей категории Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 5 г. Муравленко ЯНАО

Аннотация.

        Современная школа ищет пути внедрения передовых технологий. Стремительное изменение общественных процессов, втянутых в реформу отечественного образования порождают проблемы и страхи всех субъектов обучения. Школа как воспитательный центр,  самих учащихся, их педагогов и родителей  должна создавать условия для роста творческого мышления, самовоспитания и взросления подростка.  Автор статьи предлагает поразмыслить над причинами «рисков» и «страхов», порождаемых внедрению в школьный образовательный процесс проектно-исследовательских технологий. Так ли они страшны, на первый взгляд и какие конкретные действия, способны их ликвидировать. На примере опыта МБОУСОШ № 5 г. Муравленко предлагается к рассмотрению модель «Школы творческого проектирования «Креатив».

           Метод проектов  является  одним из инструментов личностно-ориентированного обучения и отнюдь не является принципиально новым в мировой педагогике.  Еще в 1920-е годы о нем говорили как о методе проблем и связывали с гуманистическим направлением в философии  и образовании. У истоков стояли педагоги США Дж.Дьюи и его ученик – В.Х.Килпатрик. Именно тогда было заявлено, что обучение может и должно быть активным и основываться на  заинтересованности получать необходимые знания для решения проблемы, взятой из реальной жизни знакомой и значимой для ребенка. Эволюция развития метода конечно изменила многое в технологии и структуре метода. Но суть,  безусловно, осталась прежней. Важным по сей день, остается стимулирование интереса ребят к определенным проблемам, решение которых побуждает получать знания как индивидуально, так и в коллективе и через проектную деятельность  показать практическое применение полученных знаний. Метод проектов привлек  русских педагогов еще в начале XX века, буквально параллельно  американцам. Под руководством педагога  С.Т.Шацкого в 1905 была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позже, уже при советской власти эти  идеи стали широко распространяться, но в 1931 году постановлением ЦК ВКП(б)  метод проектов был осужден. Между тем за рубежом он весьма успешно развивался и вскоре стал популярным во многих  странах, где идеи  гуманистического подхода к образованию ставились во главу педагогической пародигмы.(США, Великобритания, Бельгия, Израиль, Финляндия, Германия, Италия, Бразилия, Нидерланды). «Все, что я познаю, я знаю,  для чего мне  надо и где и как я могу эти знания применить» - основной тезис современного понимания  метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

         Метод проектов  всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которые учащиеся выполняют в течении определенного отрезка времени. Метод проектов всегда работает на конкретный результат, который можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Что бы добиться результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

         Если говорить  о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология включает в себя совокупность  исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

        Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относят к технологии XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

        В современном мире, где отрасли технического характера перестают быть только  механическим производством, требующие от профессионалов четкого побуквенного исполнения  программ – во всех сферах становится востребованным специалист, способный неординарно мыслить и принимать нестандартные решения, специалист с высоким коэффициентом творческого мышления.  Больше того, если вчера неординарность личности принималась за  исключительный факт, то сегодня нужно быть готовым к резкому росту индивидуализации, что в конечном итоге превратит неординарность в норму. Поскольку современный социум быта и производства способствует индивидуализации человека с первых дней жизнедеятельности, готовя его к новому обществу высоко компьютерных технологий, то ничего сверхъестественного в этом нет. Жизнь часто диктует нам свои требования, заставляя нас меняться. Здесь же идет речь о преобразования мироощущения человека.  Кто он человек  «завтра» - несомненно, обладающий хорошей, устойчивой  базой знаний, творческим потенциалом, высоким уровнем самосознания и самоконтроля. Еще в прошлом веке гений русской науки Н.Пирогов утверждал: «Все высокое и прекрасное в нашей жизни, науке и искусстве создано умом с помощью фантазии, и многое – фантазиею при помощи ума. Можно смело утверждать, что ни Коперник, ни Ньютон без помощи фантазии не приобрели бы того значения в науке, которым они пользуются». То есть, личность, в которой гармонично соединено логическое и  художественно-образное мышление с  нравственно-правовыми ценностями человеческого сообщества. Современное образование поворачивается лицом к этому эпохальному заказу, понимая всю значимость и актуальность проблемы. Все чаще сегодня школьник поставлен в условия, когда решить проблемы, опираясь на полученные знания сложно, а подчас невыполнимо, так как успех выполняемого задания   лежит в активном творческом подходе, в поиске нестандартных решений. Школа – фундамент будущей жизнедеятельности. Фундамент обязан быть прочной  хорошо просчитанной  конструкцией, рассчитанной на последующее возведение стен и кровель на протяжении всей жизни. Готовя современного ребенка к взрослой жизни, мы обязаны учитывать то, что ему кроме знаний и умений понадобиться способность к активному творческому мышлению, а так же высоко- развитая эмоционально-чувствительная сфера, гарантирующая необходимую степень сопереживания для нравственно-этического самоконтроля  личности.

       

       На современном этапе развития образования возникает одна общая для всех проблема № 1: традиционное фундаментальное образование с его ориентированием на высокий образовательный результат выпускника склонно к авторитарной модели обучения: интерес - учитель – ученик   и не заинтересовано в развитии демократичной модели  ученик-интерес-учитель. В этой модели – учителя не видно, он, кажется на втором плане. А между тем проект требует от современного учителя умения конструктивно и стратегически просчитывать и выстраивать векторы выбранного детьми действия, что бы в нужный момент быть необходимым и полезным.  Учитель всегда должен быть на несколько шагов впереди. Когда же он должен включиться? Этот деликатный вопрос решается на стадиях обсуждениях проекта. Задача проста, дать понять учащимися, что они не одни, что в проблемных местах проекта им покажут, расскажут и научат, познакомят с консультантами, помогут найти спонсоров  и т.д. Учитель всегда выступает в роли Доброго  Волшебника, у которого в рукаве припрятаны бонусы. И что самое главное Волшебник объясняет – от куда эти бонусы, как их сделать и применить.  И тогда от проекта к проекту – потребность в Добром Волшебнике будет уменьшаться, а это значит, что учащиеся не просто получили опыт, но и усвоили его на подсознательном уровне. Они готовы, уйдя со школы применить этот опыт самостоятельно. Развивая самостоятельность, мы способствуем воспитанию ответственности и целеустремленности ученика, что  обязательно положительно скажется и на его успеваемости. Проблему № 1 можно решить, если посмотреть на проект, как на способ воспитания волевых качеств учащегося. Предположим, педагогический коллектив проникся идеей воспитания детей через погружение в проектную деятельность. Сразу же  появляется проблема № 2: педагогическая нерешительность. Согласитесь, трудно зажечь идеей детей, если сам боишься провала. Так же легко убить идею рожденную детьми – убеждая их, что это ни практически, ни на уровне концепции не возможно и абсурдно. Убийство идеи чревато тяжелыми последствиями отчуждения и неприятия педагога. Возможно убив идею, вы отбросили человечество на 100 или 200 лет развития назад. Абсурдность часто равна гениальности. Помогите воплотить идею насколько это возможно. Риск, что реализация провалиться -  велик, к ужасу учителей, но не ребенка. Неудача, является толчком для новых  начинаний. Возможно, потом в будущем этот опыт будет ценным для сегодняшнего ребенка – специалиста и ученого завтра. Только с педагогом, который сам не боится ошибаться и умеет из неудачи извлечь положительный опыт – учащиеся решают свои психологические проблемы зажимов, пессимистического осмысления жизни и своего места в обществе. Решение проблемы № 2 дает гарантию формирования оптимистического настроя и повышения вероятности успеха как коллективного. так и индивидуального. Администрация школы позаботилась об учителях, дав возможность пройти профессиональную подготовку в технологии проектирования и психологии подростка 10-16 лет. Значит скоро проявиться  проблема № 3: учащимся не легко определиться в выборе направления проекта, темы проекта, формы конечного продукта. Здесь два пути. Первый самый простой – дать темы на выбор и увлечь собственным примером, собрав единомышленников. Второй сложнее, требует создания стратегической программы развития образовательной среды, в которой создаются условия для самостоятельных учебных, проектных и исследовательских проб  с перспективой выхода на практическую проектную деятельность. В помощь учащимся – созданный банк идей, постоянно пополняющийся и отслеживающийся Координационным Советом. Решение проблемы № 3, окончательно снимет тревожность учащихся и учителей, но породит проблему № 4: тревожность родителей. Ведь дети будут постоянно находиться в активном ритме, где все рассчитано поминутно. Беспокойство родителей будет связано со страхами перегрузки и накопления усталости. Подобные страхи оправданы, ведь родители зачастую ориентируются в образовательном пространстве фрагментально. Нужно помочь им соединить  отдельные представления в целостную картину. Продукт, который школа предлагает должен быть понятным, информация о нем прозрачна, результат ощутим. Проблема № 4 решаема при условии, если родитель из потребителя переходит в разряд соавторов. Он не просто отслеживает процесс реализации проекта, но и внедряется в проект в необходимый момент. Вот мы подошли к моменту, когда все в школьном пространстве работает как часы, где проект главный механизм. Как последняя проверка – проблема № 5: коэффициент полезности продукта проекта. Зачем мы создавали этот проект, кто будет пользоваться этим продуктом,  и какая выгода лично для участников проекта.  Поверьте, если ребенок хоть раз усомниться в конечной целесообразности проекта – он раз и навсегда покончит с этой деятельностью.  Социальные заказы, поступающие от учителей школы, учащихся, родителей – могут помочь решить эту проблему. Где же искать эти «заказы»? Регулярное социологическое исследование, рефлексия на промежуточных этапах обучения, сотрудничество с банком идей, фестивали и конкурсы проектов – это традиционный набор инструментов, способствующих наладить процессуальную связь между заказом и продуктом. Круг замкнулся. Получилась такая простая схема: заказ – идея – соглашение – подготовка – реализация. Попробуем все систематизировать в таблице:

№ п\п

Проблема

Причины, порождающие проблему

Выход и создание условий решения проблемы

Полученный результат

1

Традиционное фундаментальное образование с его ориентированием на высокий образовательный результат выпускника склонно к авторитарной модели обучения: интерес - учитель – ученик   и не заинтересовано в развитии демократичной модели  ученик-интерес-учитель.

1. Учитель опасается падения авторитета его значимости;

2. И учителя и родители опасаются снижения успеваемости.

3. Предположение о снижении дисциплины в школе и дома.

1. Рассматривать проект как  способ воспитания волевых качеств учащегося.

2.Создать условия для осознания важности миссии создания проекта.

Развитие самостоятельности и воспитание чувства ответственности ученика, положительно скажется  на его успеваемости в целом.

2

Педагогическая нерешительность

1. Отсутствие необходимых знаний для организации и реализации проектной деятельности.

2. Страх неудачи проекта.

1. Повышение квалификации и педагогическое обучение технологии проектирования;

2. Создание при Координационном Совете кризисного центра в помощь проектным группам.

Формирование оптимистического настроя и повышения вероятности успеха.

3

Учащимся не легко определиться в выборе направления проекта, темы проекта, формы конечного продукта

1. Отсутствие самоопределения и четкой цели в жизни подростка.

2. Учащийся средней школы еще не умеет рассчитывать свои физические и временные ресурсы, разрабатывать свой индивидуальный график жизнедеятельности.

1.Создание стратегической программы развития образовательной среды, в которой создаются условия для самостоятельных учебных, проектных и исследовательских проб  с перспективой выхода на практическую проектную деятельность.

2. Создание банка идей.

3.Психологическое сопровождение учащихся.

1.Ликвидация тревожности учащихся и учителей.

2. Включение в проектную деятельность учащихся по выбору.

4

Тревожность родителей

1. Беспокойство родителей связано со страхами перегрузки ребенка и накопления усталости.

2. Отсутствие видения полной картины образовательного пространства.

1.Прозрачность и доступность информации о школе и деятельности ученика.

2. Вовлечение родителей в совместные события, в том числе проекты.

Родитель из потребителя переходит в разряд соавторов.

5

Коэффициент полезности продукта проекта. Зачем мы создавали этот проект, кто будет пользоваться этим продуктом,  и какая выгода лично для участников проекта.  

1. Приобретение негативного опыта бесполезности работы.

2. Отсутствие связи с социальным окружением, когда продукт некому и незачем показывать.

1. Социальные заказы, поступающие от учителей школы, учащихся, родителей.

2. Регулярное социологическое исследование, рефлексия на промежуточных этапах обучения, сотрудничество с банком идей, фестивали и конкурсы проектов.

1. Осознание собственной значимости в жизни школы и города.

2. Уход от иждивенческой модели поведения.

3. Развитие демократических устоев в школе и воспитание демократических ценностей подростка.

Таким образом, цель создания школы творческого проектирования «Креатив» - формирование образовательной среды построенной на принципах демократии,  целесообразности, взаимовыручки, взаимодоверия и самовоспитания личности, способствующей развитию навыков коммуникативного сотрудничества, творческого мышления, способности к            самообразованию учащихся подростковой школы.

Задачи:

  • Создать условия для изучения педагогическим коллективом школы опыт проектно-исследовательских технологий через организацию курсов повышения квалификации, дистанционного обучения, проведения обучающих семинаров и  конференций;
  • Провести социологическое исследование исходной ресурсной базы, социальных заказов, идей и пожеланий от различных субъектов прямых и косвенных участников проектирования;
  • Создать Координационный Совет для взаимосотрудничества  на различных уровнях:

А) учебная, метоучебная и надпредметная деятельность;

Б) школа, город, родители, учащиеся;

В) школа I, II  и III ступени образования;

Г) творческие лаборатории: социальное проектирование, профилактические проекты, учебные проекты, педагогические проекты, игровые проекты, творческие проекты.

  • Создать банк проектно-исследовательских идей по каждой лаборатории;
  • Обеспечить психологическое сопровождение проектной деятельности учащихся.
  • Разработать положения для творческих лабораторий, план мероприятий образовательных событий, конкурсов, фестивалей и форумов,  связанных с результатами проектной деятельностью учащихся;
  • Разработать и провести мониторинг результативности проектной деятельности.

Этапы проекта «Школа творческого проектирования «Креатив»:

  • 1-й этап. Подготовительный.
  • Сбор и анализ источников по применению в практике проектных технологий, обучение педагогов.
  • Серия социологических исследований  исходной ресурсной базы, социальных заказов, идей и пожеланий от различных субъектов прямых и косвенных участников проектирования;
  • 2-й этап. Организационный.
  • Разработка положения для творческих лабораторий, плана мероприятий образовательных событий, конкурсов, фестивалей и форумов,  связанных с результатами проектной деятельностью учащихся;
  • Создание банка  проектно-исследовательских идей по каждой лаборатории;
  • Заключение договоров между всеми субъектами участников проекта.
  • 3-й этап. Реализации проекта.
  • Запуск  проектов всех типов и направлений.
  • Отслеживание результативности и коэффициента полезности проекта.
  • Создание условий для выхода на городской, окружной
    всероссийский и международный уровень проектных групп.
  • 4-й этап. Презентация проекта.
  • Публичное представление проектного продукта.
  • Внесение данных о создателях проекта и результатах в электронную книгу школы.

Практическая значимость создания школы творческого проектирования «Креатив».

  • Создание модели дополнительного образования на основе интеграции основного и дополнительного образования с основными концептуальными идеями ФГОС.
  • Внедрение  на более широком уровне проектно-исследовательские технологии в учебный процесс современной школы.
  • Обеспечение условий для самореализации и повышения творческой и познавательной активности учащихся и педагогов.

     Данная концепция удобна своей вариативностью  создаваемых моделей, которую каждая школа разрабатывает исходя своих ресурсов, задач и потребностей. Хочу привести в пример модель , опираясь на опыт учебного учреждения МБОУСОШ № 5 г.Муравленко ЯНАО.

       В основу лег опыт научно-исследовательского общества учащихся «Эрудит»,  творческой группы проектной деятельности учащихся «Креатив», сообщество прикладного творчества «Город мастеров», «Театр исторического костюма», «Социальный театр», клуб школьного самоуправления «Энергия»,  клуб татаро-башкирской культуры «Айсылу», кружки, студии, секции и дополнительного образования. В результате взаимосотрудничества  была предложена модель «Школы творческого проектирования  «Креатив» , объединившую в единую систему весь образовательный процесс школы, которую предлагаю в заключение статьи в качестве действующего примера.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация КТД. Закон 5 С, или как организовать коллективное творческое дело. (Сборник методических рекомендаций для тех, кто работает по методике коллективного творческого воспитания).

Сборник методических рекомендаций для педагогов и учащихся. Методические рекомендации посвящены организации и проведению коллективных творческих  дел в классных сообществах. В рекомендациях ...

Игра как метод обучения и развития творческих способностей учащихся детского творческого объединения.

В статье рассматривается организация и проведение сюжетно-ролевой игры "День Земли"....

Работа над творческим проектом. Творческий проект - "Игрушки - подушки"

Проект выполнен в программе паур- поинт. Этот материал мне помогает в работе над проектами. Проект был представлен на районе и занял 1 место. Затем на городе и занял 2 место. Если кому -то подойдет и...

Творческие профессии, творческие люди

Эту презентацию можно использовать  на уроках ИЗО,  искусства по теме Современное искусство", а также по профориентации....

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы - выступление на МО

Статья "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы"...