Реализация профильности при обучении кадет
статья на тему
«Концепция профильного обучения» рассматривает его как средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Статья посвящена раскрытию основных направлений реализации профильного обучения в Кронштадтском морском кадетском корпусе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация профильности при обучении кадет
«Концепция профильного обучения» рассматривает его как средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
При реализации концепции профильного обучения мы должны опираться на интересы основных субъектов обучения: воспитанника, его родителей или законных представителей, педагогов, Корпуса, заказчика в лице Главнокомандующего ВМФ, государства.
Воспитанник главный субъект обучения. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом должны существенно расшириться возможности выстраивания воспитанником индивидуальной образовательной траектории. На практике эти возможности не расширяются, а сужаются границами входящих в состав профиля доминирующих предметов. В результате образовательная траектория воспитанника становится не индивидуальной, а профильной, что заметно сужает рамки его выбора.
Родитель (законный представитель) это субъект, в определенной степени удаляющий воспитанника от его индивидуальных потребностей. Вектор родительской направленности профилизации обостряется к выпускным классам, когда у родителей часто преобладает формальная ориентация на вуз, при этом профиль выбранного вуза может никак не соотноситься с реальными способностями, интересами и достижениями воспитанника, а определяться престижностью, доступностью обучения в вузе или другими соображениями.
Педагог чаще всего видит свою роль в углублении и расширении содержания своего предмета для воспитанников соответствующего профиля. Здесь возникает проблема сокращения времени на определенные предметы в классах других профилей.
Корпус на качественном уровне может обеспечить достаточно ограниченное число профилей.
Государство решает проблему профильности на уровне официальных документов, требует введения профильного обучения и достижения его эффективности.
Заказчик. Некоторое время назад в условиях отсутствия приема в военные вузы, Департамент образования Министерства обороны требовал готовить выпускников к государственной службе. В то время мы определили следующие профили обучения:
- физико-математический;
- гуманитарный;
- социально-экономический;
- оборонно-спортивный.
Анализ поступления выпускников 2013 года показывает:
Профильность | К-во кадет | Поступили в военные вузы | Из них в вузы ВМФ |
Физико-математический | 21 | 14 | 11 |
Социально-экономический | 16 | 9 | 2 |
Гуманитарный | 19 | 9 | 3 |
Оборонно-спортивный | 18 | 4 | 2 |
Эти результаты показывают, что обучение во всех остальных профильных классах, кроме физико-математического, не позволяет на должном уровне подготовиться к поступлению в военно-учебные заведения.
В результате опроса воспитанников 11 класса мы получили следующие данные:
Профильность | К-во кадет | Поступили в военные вузы | Из них в вузы ВМФ |
Физико-математический | 19 | 14 | 9 |
Физико-математический | 19 | 16 | 14 |
Гуманитарный | 18 | 16 | 13 |
Оборонно-спортивный | 21 | 17 | 17 |
Приведенные цифры показывают, что выбор военно-учебного заведения от профиля обучения практически не зависит.
Исходя из требований Главнокомандующего ВМФ о подготовке выпускников кадетского корпуса для поступления в высшие военно-учебные заведения ВМФ, Кронштадтский морской кадетский корпус изначально является профильным учебным заведением. Для всех выпускников необходимо для поступления углубленное изучение таких предметов, как русский язык, математика и физика. И с точки зрения выбора будущей военной профессии можно выделить следующие профили обучения:
- командный;
- инженерный механический;
- инженерный радиотехнический.
Каждый из этих профилей потребует углубленного изучения отдельных учебных дисциплин (физики, математики) или их разделов, дополнительных элективных курсов по выбору.
Профильное обучение входит в систему профессионального самоопределения воспитанника Корпуса.
В настоящее время профильность обучения в Корпусе реализуется по следующим направлениям деятельности:
- Предпрофильная подготовка. Обеспечивает воспитанникам корпуса возможность попробовать себя в различных направлениях деятельности. Она реализуется посредством небольших по объему предпрофильных курсов, раскрывающих особенности различных профессий. В качестве эксперимента в прошлом году для кадет 8 класса был проведен элективный курс «Предпрофильная подготовка», который состоял из двух частей: основные понятия профессиологии и основы выбора профессии; особенности военных и военно-морских профессий, военно-учебные заведения.
- Профессиональная ориентация воспитанников. Это систематическая, целенаправленная работа по знакомству воспитанников с будущими военно-морскими профессиями. Перед кадетами Корпуса (особенно, выпускниками) регулярно выступают представители военных и военно-морских вузов, организуются экскурсии, посещение Дней открытых дверей.
- Мотивация кадет к поступлению в военно-морские вузы в ходе работы кружков и секций дополнительного образования. Учебными программами дополнительного образования предусматривается изучение истории ВМФ, учебных заведений, экскурсии, совместные мероприятия с курсантами военно-морских институтов.
- Психологическое сопровождение процесса профориентации, оказание психологической помощи кадетам в выборе профиля обучения, работа с родителями.
- Целенаправленная воспитательная работа, направленная на формирование у воспитанников чувства причастности к профессии военного моряка, готовности продолжить обучение в военно-морских вузах (организация ритуалов, встречи с ветеранами, организация тематических мероприятий, индивидуальная работа воспитателей).
- Повышение роли военной составляющей в образовательном процессе. Достигается за счет введения в учебный план дисциплины «Основы военно-морской подготовки», организации корабельной и шлюпочной практики кадет.
- Собственно профильное обучение. Основано на углубленном изучении отдельных предметов в соответствии с профилем обучения, введении элективных курсов (математика, физика, химия, обществознание).
Таким образом, мы достигаем основных приоритетов при организации профильного обучения:
- вариативность и свобода выбора воспитанником элективных курсов, расширение перечня учебных предметов (при необходимости);
- самоопределение воспитанников, формирование личной ответственности за сделанный выбор;
- учет мнения родителей и законных представителей (перед определением профиля обучения они обязательно в письменном виде подают свои предложения);
- выбор воспитанником уровня собственных достижений (обязательного или повышенного);
- систематический мониторинг эффективности профильного обучения для воспитанников и уровня его реализации со стороны педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Реализация профильного обучения"
Доклад раскрывает систему реализации профильного обучения по иностранным языкам в МБУ гимназии №39 "Классической" г.о. Тольятти...

"Разработка Элективного курса "Деловой английский" как средство реализации профильного обучения в старших классах"
Проект. Итоговая работа на курсах повышения квалификации. Вариативный блок....

Инновационный педагогический опыт «Использование интегральной технологии при реализации профильного обучения на старшей ступени общего образования»
Основная цель современной школы – создание условий для самореализации личности и удовлетворения потребностей каждого ученика в соответствии с его наклонностями, интересами и возможностями. Ещё Ян Амос...

«Реализация принципа индивидуализации обучения, развитие творческого потенциала учащихся через использование информационно-коммуникационных технологий, электронных средств обучения»
Методическое объединение учителей иностранного языка...

3.11. Реализация профильного обучения
3.11. Реализация профильного обучения В результате профильного обучения в 2015-16 учебном году, Мирчин Дозураш ученица 11 «а» класса МБОУ СОШ№2 им. Т.Б. Куулар успеш...
Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации при реализации профильного обучения в классах гуманитарного профиля (с группами двух направлений: лингвистическое и историческое).
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся является важной составляющей процесса обучения и должна соответствовать современным требованиям общества и целям образования....
Аналитический отчет результата работ по реализацию профильного обучения.
В аналитическом отчете результата работ по реализацию профильного обучения.учителя физики Шаравии Оюмаа Очур-ооловны даны цели и задачи ее работы, так же описан результат ее работы...
