Реализация профильности при обучении кадет
статья на тему

Коркин Сергей Алексеевич

 

«Концепция профильного обучения» рассматривает его как средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Статья посвящена раскрытию основных направлений реализации профильного обучения в Кронштадтском морском кадетском корпусе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация профильности при обучении кадет

«Концепция профильного обучения» рассматривает его как средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

При реализации концепции профильного обучения мы должны опираться на интересы основных субъектов обучения: воспитанника, его родителей или законных представителей, педагогов, Корпуса, заказчика в лице Главнокомандующего ВМФ, государства.

Воспитанник  главный субъект обучения. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом должны существенно расшириться возможности выстраивания воспитанником индивидуальной образовательной траектории. На практике эти возможности не расширяются, а сужаются границами входящих в состав профиля доминирующих предметов. В результате образовательная траектория воспитанника становится не индивидуальной, а профильной, что заметно сужает рамки его выбора.

Родитель (законный представитель)  это субъект, в определенной степени удаляющий воспитанника от его индивидуальных потребностей. Вектор родительской направленности профилизации обостряется к выпускным классам, когда у родителей часто преобладает формальная ориентация на вуз, при этом профиль выбранного вуза может никак не соотноситься с реальными способностями, интересами и достижениями воспитанника, а определяться престижностью, доступностью обучения в вузе или другими соображениями.

Педагог чаще всего видит свою роль в углублении и расширении содержания своего предмета для воспитанников соответствующего профиля. Здесь возникает проблема сокращения времени на определенные предметы в классах других профилей.

Корпус на качественном уровне может обеспечить достаточно ограниченное число профилей.

Государство решает проблему профильности на уровне официальных документов, требует введения профильного обучения и достижения его эффективности.

Заказчик. Некоторое время назад в условиях отсутствия приема в военные вузы, Департамент образования Министерства обороны требовал готовить выпускников к государственной службе. В то время мы определили следующие профили обучения:

  • физико-математический;
  • гуманитарный;
  • социально-экономический;
  • оборонно-спортивный.

Анализ поступления выпускников 2013 года показывает:

Профильность

К-во

кадет

Поступили в военные вузы

Из них в вузы ВМФ

Физико-математический

21

14

11

Социально-экономический

16

9

2

Гуманитарный

19

9

3

Оборонно-спортивный

18

4

2

Эти результаты показывают, что обучение во всех остальных профильных классах, кроме физико-математического, не позволяет на должном уровне подготовиться к поступлению в военно-учебные заведения.

В результате опроса воспитанников 11 класса мы получили следующие данные:

Профильность

К-во

кадет

Поступили в военные вузы

Из них в вузы ВМФ

Физико-математический

19

14

9

Физико-математический

19

16

14

Гуманитарный

18

16

13

Оборонно-спортивный

21

17

17

Приведенные цифры показывают, что выбор военно-учебного заведения от профиля обучения практически не зависит.

Исходя из требований Главнокомандующего ВМФ о подготовке выпускников кадетского корпуса для поступления в высшие военно-учебные заведения ВМФ, Кронштадтский морской кадетский корпус изначально является профильным учебным заведением. Для всех выпускников необходимо для поступления углубленное изучение таких предметов, как русский язык, математика и физика. И с точки зрения выбора будущей военной профессии можно выделить следующие профили обучения:

  • командный;
  • инженерный механический;
  • инженерный радиотехнический.

Каждый из этих профилей потребует углубленного изучения отдельных учебных дисциплин (физики, математики) или их разделов, дополнительных элективных курсов по выбору.

Профильное обучение входит в систему профессионального самоопределения воспитанника Корпуса.

В настоящее время профильность обучения в Корпусе реализуется по следующим направлениям деятельности:

  1. Предпрофильная подготовка. Обеспечивает воспитанникам корпуса возможность попробовать себя в различных направлениях деятельности. Она реализуется посредством небольших по объему предпрофильных курсов, раскрывающих особенности различных профессий. В качестве эксперимента в прошлом году для кадет 8 класса был проведен элективный курс «Предпрофильная подготовка», который состоял из двух частей: основные понятия профессиологии и основы выбора профессии; особенности военных и военно-морских профессий, военно-учебные заведения.
  2. Профессиональная ориентация воспитанников. Это систематическая, целенаправленная работа по знакомству воспитанников с будущими военно-морскими профессиями. Перед кадетами Корпуса (особенно, выпускниками) регулярно выступают представители военных и военно-морских вузов, организуются экскурсии, посещение Дней открытых дверей.
  3. Мотивация кадет к поступлению в военно-морские вузы в ходе работы кружков и секций дополнительного образования. Учебными программами дополнительного образования предусматривается изучение истории ВМФ, учебных заведений, экскурсии, совместные мероприятия с курсантами военно-морских институтов.
  4. Психологическое сопровождение процесса профориентации, оказание психологической помощи кадетам в выборе профиля обучения, работа с родителями.
  5. Целенаправленная воспитательная работа, направленная на формирование у воспитанников чувства причастности к профессии военного моряка, готовности продолжить обучение в военно-морских вузах (организация ритуалов, встречи с ветеранами, организация тематических мероприятий, индивидуальная работа воспитателей).
  6. Повышение роли военной составляющей в образовательном процессе. Достигается за счет введения в учебный план дисциплины «Основы военно-морской подготовки», организации корабельной и шлюпочной практики кадет.
  7. Собственно профильное обучение. Основано на углубленном изучении отдельных предметов в соответствии с профилем обучения, введении элективных курсов (математика, физика, химия, обществознание).

Таким образом, мы достигаем основных приоритетов при организации профильного обучения:

  • вариативность и свобода выбора воспитанником элективных курсов, расширение перечня учебных предметов (при необходимости);
  • самоопределение воспитанников, формирование личной ответственности за сделанный выбор;
  • учет мнения родителей и законных представителей (перед определением профиля обучения они обязательно в письменном виде подают свои предложения);
  • выбор воспитанником уровня собственных достижений (обязательного или повышенного);
  • систематический мониторинг эффективности профильного обучения для воспитанников и уровня его реализации со стороны педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Реализация профильного обучения"

Доклад раскрывает систему реализации профильного обучения по иностранным языкам в МБУ гимназии №39 "Классической" г.о. Тольятти...

"Разработка Элективного курса "Деловой английский" как средство реализации профильного обучения в старших классах"

Проект. Итоговая работа на курсах повышения квалификации. Вариативный блок....

Инновационный педагогический опыт «Использование интегральной технологии при реализации профильного обучения на старшей ступени общего образования»

Основная цель современной школы – создание условий для самореализации личности и удовлетворения потребностей каждого ученика в соответствии с его наклонностями, интересами и возможностями. Ещё Ян Амос...

3.11. Реализация профильного обучения

3.11. Реализация профильного обучения  В результате профильного обучения в 2015-16 учебном году,  Мирчин Дозураш ученица 11 «а» класса  МБОУ СОШ№2 им. Т.Б. Куулар успеш...

Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации при реализации профильного обучения в классах гуманитарного профиля (с группами двух направлений: лингвистическое и историческое).

Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся является важной составляющей процесса обучения и должна соответствовать современным требованиям общества и целям образования....