ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ
методическая разработка на тему

Известно, что  учебники по математике, не обеспечивают заданиями с этнокультурным материалом. В результате перед учителем стоит сложная и важная задача, разработать дидактический материал к уроку самостоятельно.   

Мною были разработаны задания, которые я применяю на уроках математики в 5-6 классах и на уроках алгебры в 7-8 классах. Данные задания ориентированы на развитие мышления и творческих способностей, повышают интерес к предмету, побуждают к деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мелкова Анжелика Николаевна, учитель математики, МОБУ СОШ № 5 г. Мелеуз, Республики Башкортостан

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО МАТЕРИАЛА НА

УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ

ТОЛЕРАНТНОСТИ

Воспитание достойных граждан своей страны, их всестороннее и гармоничное развитие – главная задача учителя российской школы.

Один из путей ее решения - введение в систему образования этнокультурного материала.

Ведь только знание истории родного края, национальной культуры своего народа делает человека духовно богатым, ответственным за настоящее и будущее своей страны, способствует воспитанию уважения к обычаям других народов и к пониманию психологии человека другой национальности.

Использование этнокультурного материала на любом уроке очень важно и актуально. Спросите, почему?

Потому, что  мы живем в большой многонациональной стране и республике. Имеем разные национальности и исповедуем разную религию, но при этом должны уважать традиции и обычаи человека другой национальности и другой веры, быть толерантными.

Потому, что сегодня  в век высоких технологий и компьютеров теряется связь между прошлым, настоящим и будущим. Современный человек должен восстановить и сохранить эту связь.

И это приводит к мысли о необходимости пересмотреть содержание уроков. Не исключением является и  математика.

Известно, что  учебники по математике, не обеспечивают заданиями с этнокультурным материалом. В результате перед учителем стоит сложная и важная задача, разработать дидактический материал к уроку самостоятельно.  Для этого надо прочитать много книг о родном крае, о людях края, много научной, справочной и художественной литературы. Эта работа занимает много времени и сил.  

Мною были разработаны задания, которые я применяю на уроках математики в 5-6 классах и на уроках алгебры в 7-8 классах. Данные задания ориентированы на развитие мышления и творческих способностей, повышают интерес к предмету, побуждают к деятельности. Но что еще немало важно, выполнение этих заданий позволяет расширить кругозор обучающихся о республике Башкортостан в историческом аспекте, пополнить лексический запас новыми словами, получить дополнительную информацию о башкирской земле.

Например, на уроках математики в 5-6 классах обучающимся очень нравится решать задачи с краеведческим содержанием. С помощью таких задач есть возможность познакомить их с природой Башкортостана, c  историей, устным народным творчеством.

Примеры задач для 5-6 классов.

1. Площадь Башкортостана 142 947 км2. Леса занимают 40 % территории республики. Вычислите площадь лесной зоны Башкортостана.

2. Кобыла дает 18 л молока в сутки. 1/3 молока расходуют на приготовление башкирского национального напитка – кумыс, а остальное оставляют жеребцу. Сколько литров молока достается жеребцу?

3. г. Уфа – столица республики Башкортостан. С севера на юг протяженность столицы составляет 53 км, а с запада на восток – 28 км. Найдите площадь г. Уфы.

4. По данным статистики на 2010 год в республике Башкортостан проживало 4 072 102 человека. Из них городское население составляло 2461,5 тысяч человек. Сколько жителей республики проживает в сельской местности?

5. В Башкортостане водится 47 видов рыб: 13 видов занесены в Красную книгу Башкортостана (стерлядь, таймень, форель ручьевая и т.д.). Сколько процентов составляет рыба, не занесенная в Красную книгу Башкортостана?

6. Южно-Уральский государственный природный заповедник был образован в 1979 г. Сколько лет тому назад произошло это событие?

7. Башкирская земля богата лекарственными растениями. Некоторые из них Занесены в Красную книгу Башкортостана. Высота ландыша майского 1/4 м, ромашки лекарственной 2/5 м, а полыни баргузинской 1/2 м. Узнайте высоту этих растений в сантиметрах.

Например, при изучении темы: «Скорость. Время. Расстояние» в 5 классе можно провести урок - путешествие  по Национальному парку «Башкирия».

Во время урока  использовать можно такие задачи, как:

1. Однодневная прогулка на лошадях по маршруту « К Бельским просторам» в национальном парке « Башкирия» к горам Кугарсен - Тау и Батыр оскан занимает 6 часов. С какой скоростью вы будете передвигаться по маршруту, если его протяженность составляет 12 км?

2. Конно-верховая экскурсия в национальном парке «Башкирия» в урочище Аккаваз занимает 3 дня. Какова средняя скорость движения туристов, если протяженность маршрута  40 км?

3. Две группы совершают экскурсию: одна по маршруту «По отрогам Южного Урала» протяженностью 70 км за 7 дней, вторая по маршруту « Башкирское междуречье» протяженностью 80 км за 192 часа. Сравните среднюю скорость движения групп на маршрутах.

4. В Национальном парке «Башкирия» обнаружено 125 видов редких растений: 45 видов занесены в Красную книгу Башкортостана, а 12 видов – в Красную книгу России.  Сколько процентов редких растений не занесены в Красные книги?

На уроках математики в 5-6 классах отводится много времени на решение  задач. Обычно сюжет задач не очень интересен. Чтобы вызвать этот интерес, оказывается практически каждую задачу можно украсить этнокультурным материалом.

Например: 6 класс « Решение задач с помощью пропорции»  C:\Users\№15\Desktop\Анжела\статья об использовании этнокультурного материала\рис 1 Дворник.jpg

На экране появляется фотография. 

Вопросы:  1. Что изображено на фотографии? Памятник дворнику.

2. Где этот памятник расположен?   г. Салават

3. Что написано на фартуке? « Чисто не там, где прибирают, а там, где не сорят»

Задача. Трое дворников могут подмести площадь за 7 часов. За сколько времени подметут эту же площадь дворники, если им на помощь придут еще 4 дворника.

Формирование вычислительных умений и навыков традиционно считается одной из самых  ведущих и самых «трудоемких» тем в курсе математики. Но такие задания довольно однообразны и монотонны.

Чтобы обучающимся было интереснее заниматься данным видом деятельности,  использую задания, в которых фабулой является история, заканчивающаяся вопросом. Последовательно решая упражнение,  обучающийся получает набор чисел; каждому такому числу соответствует определенная буква; из полученного набора нужно составить слово, что и является ответом на вопрос.  

Например: 1. Немецкий поэт и государственный деятель, которому в 1813 г.  башкирские конники из особого расположения и на вечную память подарили лук и стрелы. Кто этот человек? (Гёте)

1) 1579 – 285 =; 2) 1579 + 285 =; 3) 57*608 =; 4) 360*720 =?

Г=1294; М=1754; Ё=1864; Т=34656; А=3876; Я=25920; Е=25920.

2.  Это один из самых любимых праздников в республике: праздник плуга. Раньше его праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), теперь же — в честь их окончания (в июне). 

Что это за праздник? (Сабантуй)

1) 85*137 - 75*137 =; 2) 78*214 - 78*204 =; 3) 65*21 + 21*35 =;

4) 1 + 779*0 + 779*1 =; 5) 15 + 15*7 =; 6) 84*30 + 16*30 =;

7) 0:164*7 =; 8) 13*201 + 99*13 =?

С=1370; К=10; Н=120; Й=3900; А=780; Е=210; Т=300; Я=148;Б=2100; В=1645; У=0.

C:\Users\№15\Desktop\Анжела\статья об использовании этнокультурного материала\рис 3 Акбузат.jpg

3. В башкирском эпосе «Урал-Батыр» рассказывается о крылатом коне, вышедшем из глубокого озера Йылкасыккан.

Как зовут этого удивительного коня? (Акбузат) 

((2688300:870 - 130390:65 + 807*28) - 20590):30 =

А=3090; О=309; К=2006; Б=22596; У=1084; Я=39; З=23680; М=185; Т=103; Ш=390; Р=24602.

Например, такую же структуру заданий,  использую и во время решения уравнений в 5  классе.

-  Этому гениальному русскому поэту принадлежат слова: « Я тружусь во славу Корана». Поэт читал, изучал Коран и среди его стихотворений есть «Подражание Корану» Кто этот поэт?  (Пушкин)

1) 6х-х+34=69; 2) 8у+2у-1=399; 3) 16(х+7х)=256;

4) 17(х-3)=1734; 5) 7х-х+143=257; 6) 6(3х+6)=2322.

К=7; Т=25; И=40; Ю=13;Н=2; У=105; Ч=15; Е=131; Ш=19; П=127.

Моим ученикам очень нравятся задания с использованием таблицы. Это может быть таблица кодов или таблица, которую надо заполнить в ходе выполнения того или иного задания.

Например:  6 класс « Десятичные дроби».

-  Башкирский народ донес до нашего времени замечательные произведения разных жанров устного творчества. Бесценным культурным наследием являются легенды, предания, сказки и т.д.

Выполнив данное задание, вы узнаете, к какому жанру относятся данные произведения. Совместите одинаковые ответы.

1) Замените десятичные дроби обыкновенными несократимыми дробями.

Эпос

Сказка

Легенда

Предание

0,8 =

0,6 =

0,12 =

0,75 =

2) Выполните действия, а ответ запишите в виде обыкновенной несократимой дроби.

«Узаман-апай»

«Аминбек»

«Акбузат»

«Подснежник»

0,29 + 0,46 =

9,6:16 =

1 - 0,2 =

2 - 1,88 =

-  С этим медресе связаны имена поэтов, писателей, деятелей культуры татарского, казахского, узбекского и киргизского народов, таких как:

 М. Гафури, Ш.Бабич, Х. Туфан, Б. Ишемгул, С. Кудаш. ( Галия)

Найдите значения выражений:

Е

5*4,8 =

А

0,35:0,7 + 44,5 =

Г

1,2:5 =

И

0,55:0,1 =

Л

0,6:0,03 =

Р

0,25*3 =

О

0,22 + 0,4 =

Я

8,4:4 + 45,9 =

0,24

45

20

5.5

48

6 класс « Пропорции».

- Перу башкирских поэтов и писателей принадлежат замечательные стихотворения, высказывания  и афоризмы. Выполнив задание и воспользовавшись данной таблицей, вы узнаете, кому принадлежат данные слова. Ответ:1-2;2-4;3-3;4-1. 

Решите уравнения:

Имя

Слова

1.М. Гафури

х:0,9=2,5:0,3

1. х=6

« Славен мой Урал,

В самоцветах весь!

Взвейся выше скал,

Об Урале песнь!»

2.М.Карим

3:х=5,4:4,5

2.х=7,5

«Всесилен человек и славен, если богат образованием он своим»

3.Акмулла

0,6:х=0,24:1,4

3.х=3,5

«Старайся всюду добрый след оставить,

Как на бумаге след карандаша»

4.С.Юлаев

х:7=3:3,5

4.х=2,5

« Не русский я, но россиянин»

Математика 6 класс « Проценты».

 -  Житель деревни Раевка в Башкортостане Ришат Хазивалеев изготовил его к Новому году. Этот предмет огромных размеров и работал мастер над ним 8 месяцев. Выполнив задание и заполнив таблицу, вы узнаете, что изготовил мастер. (Валенок)

Найдите:

И

А

К

П

Н

О

В

Е

Л

200% от 40

50% от 12,5

2% от 12,4

120% от 2

20% от 2,4

35% от 1,5

30% от 40

44% от 12

10% от 7,8

12

6,25

0,78

5,28

0,48

0,525

0,248

На его изготовление ушло овечьей шерсти (кг): 40% от 125

Размер: 25% от 520  Высота (см): 4% от 350

Математика 6 класс « НОК».

-  Рассказывают о том, что ей помогли три брата: старший – слепой, средний - хромой, а младший – горбатый. За свое спасение она вернула старшему брату зрение, средний перестал хромать, а у младшего исчез горб. Кто это? (Пчела)

Вычислите НОК чисел:

Л

НОК(3;12)

П

НОК(16;12)

Е

НОК(4;5;8)

Ш

НОК(9;15)

В

НОК(8;12)

Ч

НОК(9;6)

Д

НОК(12;10)

А

НОК(10;20)

48

18

40

12

20

Алгебра 7 класс « Формулы сокращенного умножения»

-  Башкирскими художниками были созданы и до сих пор создаются замечательные полотна. Выполнив задание и воспользовавшись данной таблицей, вы узнаете, к кисти каких художников принадлежат данные картины. Ответ:1-5;2-2;3-1;4-4;5-3.

Разложите на множители данные многочлены:

Название картины

Автор

1.« Три женщины»

х2 - 4ху + 4у2=

1.Ф.А.Кащеев

2 - у)2

2.«Портрет матери»

2 + 4ху + у2=

2.Р.М.Нурмухаметов

(2х + у)2

3.«Бабай»

х4 - 2х2у + у2=

3.А.Д.Бурзянский

(2у + 0,5х)2

4.«Маки»

у4 - 4ху2 + 4х2=

4.Б.Ф.Домашников

2 - 2х)2

5.«Осень»

2 + 0,25х2 + 2ху=

5.А.Ф.Лутфуллин

(х - 2у)2

- Башкирская земля вырастила много видных поэтов, писателей, государственных и политических деятелей. Выполнив задание и воспользовавшись данной таблицей, вы узнаете  Имя знаменитого человека РБ и его вид деятельности. Ответ:1-4;2-1;3-5;4-3;5-2.

Разложите многочлены на множители:

Имя знаменитого человека

Вид деятельности

1.Мажит Гафури

2 - 5у2

1.Исполнитель народных танцев

4(2х - 1)(2х + 1)

2.Фаузи Саттаров

16х2 - 4

2.Художник

2(m - 1)2

3.Арслан Мубаряков

3ху2 - 27х

3.Композитор

b(2b - 1)(2b + 1)

4.Масалим Валеев

4b3 - b

4.Писатель

5(х - у)(х + у)

5.Касим Девлеткильдеев

2m2 - 4m + 2

5.Актер

3х(у - 3)(у + 3)

Алгебра 7 класс « Выражения с переменными»

-  Нариман Сабитов - один из видных композиторов Башкортостана. В его творчестве есть музыка к песням, романсам, балету и т.д. Выполнив задание и воспользовавшись данной таблицей, вы узнаете название произведения и жанр, в котором оно написано. Ответ:1-4;2-3;3-1;4-2.

Найдите значение выражения, предварительно упростив его: 

Название произведения

Жанр

1. «Гимнастерка»

0,5(р-2) - (р-1)=

Если р=-2,16,то…

1.Вальс

-1,8

2. «Ветры»

4(0,2 - 3х) + 8х=

Если х=-0,25,то…

2.Балет

18

3. «Поет жаворонок»

10(0,4 - 2х) + 13х - 3,8=

Если х=2/7,то…

3.Романс

1,8

4. «Гульназира»

9(2а - 0,9) - 5а + 21,1=

Если а=5/13,то…

4.Песня

1,08

Алгебра 7 класс «Уравнение и его корни»

-  Решите уравнения и заполните пропуски (корень предыдущего необходимо подставить вместо треугольника в следующее уравнение). Используя корень последнего уравнения, найдете название птиц, о которых в одной из башкирских легенд в старину говорили, что «там, где играют и поют эти птицы, будет побоище, и нагрянет на страну бедствие». (Журавль)

1. 1/3х = 1,5 ;

2. 0,5х -  = 0 ;

3. 4х +  = 2х - 8,4;

4.2х - (6х-0,9) =

5. - 5( + 1,1х) = 3,2х + 5,4.

0,5

-0,5

0

2

-2

Аист

Цапля

Кукушка

Ворон

Журавль

Алгебра 7 класс «Тождественные преобразования выражений»C:\Users\№15\Desktop\Анжела\статья об использовании этнокультурного материала\рис 6 Акмулла.jpg

- Упростив данные выражения и заполнив таблицу, вы узнаете имя одного из крупных башкирских поэтов-просветителей конца 19 века. (Акмулла) 

К

у - (3х - у) =

М

(х - (у - (2х - у)) =

А

5у + х + 4(0,5х - 0,75у) =

У

у - 3(у + х) =

Л

3х - 5у - (х - (3у - х)) =

3х+2у

-3х+2у

3х-2у

-3х-2у

х-2у

-2у+х

2у+3х

Предложенные задания можно использовать на уроках закрепления, при проверке и контроле, на комбинированных уроках.

Работая над этнокультурным материалом и используя его на уроках, важно поддерживаться некоторых принципов: систематичность, доступность, разнообразность материала. Особенное внимание нужно обратить на наглядность – это могут быть иллюстрации, фотографии, презентации, слайд - фильмы. 

На таких уроках нет равнодушных и безразличных. Урок проходит эмоционально и надолго запоминается. У обучающихся формируются математические знания, умения и навыки, а так же воспитывается чувство гордости за родной край, чувство патриотизма. Формируется этнокультурная компетентность для позитивных межнациональных отношений, а также собственного индивидуального взгляда на вещи, проблемы и события, которые происходят в окружающем их полиэтническом мире.

Используемая литература:

1.Учебник для 8 класса средней общеобразовательной школы « История Башкортостана: С древнейших времен до конца XIX в.»;  г. Уфа, Китап

2. Учебник для 8 класса« Культура Башкортостана» ;  г. Уфа, Китап

3. Учебник для 9 класса  « История Башкортостана: XX в.»;  г. Уфа, Китап

4.Учебник для 9 класса« Культура Башкортостана» ;  г. Уфа, Китап


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к открытому уроку "Чёрная металлургия" 9 класс (с использованием этнокультурного компонента)

Как привлечь учащихся к изучению "скучной" темы:Чёрная металлургия ? Создать  мотивацию к уроку.Все старшеклассники являются болельщиками любимой футбольной команды "Зенит".Спонсор команды-...

Проведение уроков литературы с использованием этнокультурного компонента

В наше время, когда развитие общества идёт огромными темпами, когда человечество едва успевает следить за научно-техническим прогрессом, важно не упустить самого главного: необходимо не дать все...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ УРОКОВ АЛГЕБРЫ В 7 - 8 КЛАССАХ.

В данной статье я хочу поделиться опытом использования этнокультурного материала на уроках  алгебры в 7-8 классах....

Использование этнокультурной составляющей на уроках биологии (согласно проекту: «Внедрение региональной инновационной модели этносберегающей школы для детей коренных малочисленных народов Севера».)

 Культура народа ханты формировалась в тесном взаимодействии с культурами других народов. Поэтому, делая акцент на этнокультурные традиции хантыйского народа, нельзя упускать из виду и свя...

Использование этнокультурного компонента при изучении физики.

Использование элементов культурного и творческого наследия живущих в нашем государстве и Республике Татарстан народностей является основным направлением при изучении школьных дисциплин. Именно данное ...

Использование краеведческого материала в формировании этнокультурной компетентности обучающихся

Статья посвящена рассмотрению вопроса использования краеведческого материала в  формировании этнокультурной компетентности обучающихся.  Значимость проблемы исследования обусловлена тем, что...