«Тема подвига в русской истории».
статья на тему

Манасипова Наталья Германовна

Актуальность темы в преподавании истории в старшей школе продиктована требованиями времени. Важнейшей проблемой, стоящей перед современной системой образования, является духовно-нравственное воспитание в школе, потому что психическое и духовное здоровье подрастающего поколения находится сегодня в критическом состоянии. Размытые и искажённые духовно – нравственные ориентиры в обществе, пропаганда насилия, эротики, жестокости и алчности в СМИ, тяжёлые социальные условия, разрушение семейного уклада и многое другое нелёгким бременем легли на неокрепшие детские души. Ещё одной проблемой является широкая деятельность в нашей стране чуждых тоталитарных сект, направленная на подрыв духовных ценностей нации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_manasipova.docx20.39 КБ

Предварительный просмотр:

                     Доклад  на тему «Тема подвига в русской истории».

Актуальность темы  подвига в преподавании истории в старшей школе продиктована требованиями времени. Важнейшей проблемой, стоящей перед современной системой образования, является духовно-нравственное воспитание в школе, потому что психическое и духовное здоровье подрастающего поколения находится сегодня в критическом состоянии. Размытые и искажённые духовно – нравственные ориентиры в обществе, пропаганда насилия, жестокости и алчности в СМИ, разрушение семейного уклада и многое другое нелёгким бременем легли на неокрепшие детские души, подрывая духовные ценности нации, последствия которого крайне опасны и губительны.

Немаловажным как в отношении воспитания, так и в отношении интеллектуального развития детей, является построение  содержания образовательного процесса с учётом многовековой культурной традиции России, определившей мировоззрение русского народа .От решения этих проблем зависит состояние и благополучие общества и государства, дальнейшая судьба России, которая вот уже более 1000 лет является носителем, хранителем Православия во всей его чистоте.

 На уроках истории и обществознания  в старших классах актуальна проблема сущности подвига, его истоков и роли личностного начала. Как же эта проблема  решалась в исторической науке и в философии? Зачастую происходила либо абсолютизация роли личностного начала (что вело к обожествлению образа героя), либо абсолютизация безличностных сил – Божественного Провидения, Мирового Разума, потребностей массы и т.п. (что вело уже к умалению роли личностного начала в истории).Понятие подвига в национальном отечественном сознании связано с такими однокоренными словами, как «подвижничество» и «движение».

Подвиг – это то, что направлено на изменение негативного хода вещей (поступков) к лучшему, это движение во имя людей, во имя других. Как феноменальное явление человеческого бытия подвиг мог иметь место только в обществе с высоко развитой культурой. Великие подвиги героев приходятся на «золотые века» культуры, дающие простор человеческому духу. С одной стороны, существует значительное разнообразие подвигов (военный, религиозный, нравственный и др.), и каждый неповторим; с другой стороны, можно выявить универсальное начало в понимании героя.

В русской социально-философской мысли значительное развитие тема подвига героя получила в конце XIX – начале XX в. Одними из первых эту проблему стали обсуждать мыслители-народники (Н.К. Михайловский, П.Л. Лавров). Этот анализ был продолжен в русской религиозной философии (С.Н. Булгаков, Н.О. Лосский, С.Л. Франк), главным образом, в исследованиях, касающихся характера русских революций и участия в ней деклассированных элементов. Позиция этих авторов отражала, в существенной мере, влияние литературного творчества Ф.М. Достоевского. Русские мыслители отмечали тесную связь между толпой и ее героями. Они сделали вывод о том, что в русском национальном сознании представления о герое предназначены не столько для воспитания общества, сколько для мобилизации его энергии.

Таким образом, подвиг есть особый вид духовной практики, антропологический процесс, который охватывает все уровни человеческого существования. Русский философ Н. Бердяев считал, что подвижничество предназначено для «освобождения человеческой личности», он определяет подвиг как концентрацию внутренних сил и управление собой. Исходя из понимания сущности подвига , роли личностного начала и актуальности данной темы в системе гуманитарных дисциплин хотелось бы определить в связи с этим цели исторического образования в контексте данной проблемы:

- воспитание ребёнка человеком духовно – здоровым, высоконравственным, патриотом своего Отечества;

- расширение умственного кругозора ребёнка в области истории, литературы, искусства.

Задачи:

 - использование всех возможных средств  для воспитания у учащихся общей культуры, верности духовным традициям России, ответственности правосознания, уважение к ценностям современного общества, сформированного на основе духовных ценностей русской культуры;

- дальнейшее развитие и совершенствование работы по воспитанию здорового образа жизни и негативного отношения к вредным и пагубным привычкам.

На уроках истории  я  использую различные формы, методы и приёмы обучения и прежде всего  интерактивные и активные, такие как:

-групповая работа;

- экскурсии в  краеведческий музей;

- просмотр видео-передач, видеофильмов;

- работа с историческими источниками и литературой;

- творческие задания (сочинения-рассуждения, эссе и т.д.) .

    В изучении гуманитарных дисциплин , таких как история,  обществознание  немало уроков  связанных с темой  подвига (гражданского, семейного, военного, духовного ) , роли личности в истории, среди которых :

1.Личность Александра Невского (гражданский и военный подвиг).

2.Преподобный Сергий Радонежский, Дмитрий Донской (духовный, гражданский и военный подвиг).

3.Деяния К.Минина, Д.Пожарского и И.Сусанина в период Смуты (гражданский, военный подвиг).

4.Избрание М.Романова на царство (гражданский подвиг).

5.А.В.Суворов, Ф.Ф.Ушаков (военный и гражданский подвиг).

6.Институт семьи. Жёны декабристов (семейный подвиг).

7.П.С.Нахимов (военный и гражданский подвиг).

8.Семья императора Александра III, Николая II.Воспитание детей в семье (семейный подвиг).

9.Маршал СССР Г.К.Жуков (военный подвиг).

10.А.Д.Сахаров, А.С.Солженицын (гражданский подвиг).

11.Евгений Родионов :  за веру Христову жизнь свою положивший.

 ( духовный подвиг). 

     Хотелось бы привести пример внеклассного мероприятия  «Подвиг. Истоки мужества» для учащихся 11 классов, которое было приурочено ко Дню народного единства и согласия, так же данное мероприятие можно провести в Дни воинской славы, посвященные памятным датам в истории России. Использован проектный метод.

   Учащимся предлагается видеоряд,  связанный со значимыми событиями

из истории России и историческими личностями,  совершившие подвиг. На основе увиденного  предлагается определить критерии подвига  (психо-логические, социальные), а так же классифицировать виды подвигов: воинский, гражданский, семейный, духовный.

     Учащиеся распределяются на  четыре мини-группы по  видам подвигов. Работая с ресурсами  Интренет, Энциклопедией, историческими источниками получают задание подобрать исторический материал в соответствии  с видом подвига, определить его критерии. В итоге учащиеся представляют свой проект.  В качестве опережающего задания учащимся предстояло ответить на вопрос: есть ли место подвигу в современной исторической эпохе? И привести примеры. Группа учащихся  подготовила  презентацию  «Евгений Родионов :  за веру Христову жизнь свою положивший». Которая не оставила  ни одного равнодушного в классе. Евгений Родионов погиб 23 мая 1996 г. на Чеченской войне, не отрекшегося от веры Христовой в праздник Вознесения Господня и в день своего рождения, ему исполнилось 19 лет.

     В результате учащиеся пришли к выводу, что Подвиг – это героический поступок, когда человек преодолевает свои возможности и совершает что-то, что не под силу обычному человеку. Подвиги люди совершали на протяжении всей истории. Подвиги многих героев становились легендами. Учащиеся высказали  свое мнение о том, что, подвиг может совершить каждый человек, но для этого потребуется  сила воли,  преодоление огромных трудностей, а так же проблема выбора , кто-то может, к примеру, совершить подвиг, рискнуть своей жизнью ради спасения чужих жизней, а другой человек, оказавшийся перед этим выбором, струсит. Поэтому, каждый сам решает, совершать нам подвиги или нет. Человек, который сделал свой выбор в пользу свершение благого дела, достоин восхищения.

Подвиг есть и в сраженьи,
Подвиг есть и в борьбе.
Высший подвиг в терпеньи
Любви и мольбе.

Если сердце заныло
Перед злобой людской,
Иль насилье схватило
Тебя цепью стальной;
Если скорби земные
Жалом в душу впились, -
С верой доброй и смелой
Ты за подвиг берись:

Есть у подвига крылья,
И взлетишь ты на них,
Без труда, без усилья,
Выше мраков земных, -
Выше крыши темницы,
Выше злобы слепой,
Выше воплей и криков,
Гордой черни людской.

                Алексей Хомяков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музейный урок на тему: "Подвиг живой бессмертен», посвящённый 65 – летию Победы в Великой Отечественной войне!"

Конспект урока предназначен для учащхся 8-х классов. Целью урока является:рассказать о подвигах народа в годы войны....

Интегрированный урок литературы и истории в 11 классе по теме «Подвиг Ленинграда"

Цели: 1) Сформировать представление об основных вехах обороны Ленинграда (ист.) и познакомить с произведениями художественной литературы, отражающими блокаду Ленинграда. (лит.) 2) Развивать умение ана...

Конспект открытого урока по теме «Удельный период русской истории» 6 класс по ФГОС ООО

Цель урока - выяснение причин и последствий удельной системы на Руси.       Задачи урока: формирование УУД в условиях решения учебных задач:1) познава...

Методическая разработка открытого урока по истории по теме: «Кризисные моменты в истории России и роль Русской Православной Церкви в их преодолении».

Региональный этапXXVII Международных Рождественских образовательных чтений«Молодежь: свобода и ответственность» РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ«НАУКА И ИСКУССТВО В ...

Конспект урока родного языка (русского) в 9 классе по теме "Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"

Урок №1 "Язык и культура. Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"...

Введение. Россия 19 века. Русская литература и русская история. Общая характеристика литературы века. Основные темы и проблемы литературы XIX века

Тема: Введение. Россия 19 века. Русская литература и русская история. Общая характеристика литературы века.  Основные темы и проблемы литературы XIX века. Цель: дать общее представление о ру...

Конспект урока истории по теме «Удельный период русской истории» (6 класс)

Конспект урока истории по теме «Удельный период русской истории» (6 класс) ...