Главные вкладки

    Интегрированный урок литературы и истории в 11 классе по теме «Подвиг Ленинграда"
    план-конспект урока по истории (11 класс) на тему

    Терёхин Михаил Викторович

    Цели: 1) Сформировать представление об основных вехах обороны Ленинграда (ист.) и познакомить с произведениями художественной литературы, отражающими блокаду Ленинграда. (лит.) 2) Развивать умение анализировать историческое событие на основе различных источников (ист.) Развивать навыки выразительного чтения и анализа стихотворного текста (лит). 3) Показать героизм советского народа во время блокады Ленинграда. Воспитывать патриотическое отношение к историческим событиям Великой Отечественной Войны.

    Вид урока: нестандартный (интегрированная лекция с элементами модульной  технологии). Тип урока: учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_literatury_i_istorii_v_11_klasse.doc55 КБ

    Предварительный просмотр:

    Интегрированный урок литературы и истории в 11 классе по теме «Подвиг Ленинграда.

    (Проводится учителями литературы и истории)

    Урок разработан и проведен в рамках районного конкурса «Инновационные

    образовательные технологии в современном уроке» учителем русского

    языка и литературы МОУ  «СОШ с. Сальское» Терехиной В. Н., 

    учителем истории МОУ  «СОШ с. Сальское» Терехиным М. В.

    Цели: 1) Сформировать представление об основных вехах обороны Ленинграда (ист.) и познакомить с произведениями художественной литературы, отражающими блокаду Ленинграда. (лит.) 2) Развивать умение анализировать историческое событие на основе различных источников (ист.) Развивать навыки выразительного чтения и анализа стихотворного текста (лит). 3) Показать героизм советского народа во время блокады Ленинграда. Воспитывать патриотическое отношение к историческим событиям Великой Отечественной Войны.

    Вид урока: нестандартный (интегрированная лекция с элементами модульной  

                           технологии).

    Тип урока: учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового

                           материала).

    Оборудование:

    1) Эпиграф к уроку:      Мы умирали…

                                                  Город жил –

                                             Исполнен малых наших сил.

    2) Схема «Образ Санкт-Петербурга в поэзии Анны Ахматовой».

    3) Карты «ВОВ 1941- 1945г.»; «Оборона Ленинграда 1941г.»;

    «Оборона Ленинграда 1944 г.»

    4) Фотодокумент «Дневник Тани Савичевой».

    5) Портрет Тани Савичевой.

    6) Раздаточный материал (рабочий лист, завершающий контроль).

    7) Музыка Баха.

    План урока:

    1. Орг. момент. Запись темы, эпиграфа, объявление целей урока.
    2. Мотивационная беседа о значении города Ленинграда для России. Значимость данной исторической эпохи для города и России в целом (через творчество А.Ахматовой.
    3. Начало блокады.

    А) Исторический комментарий «Начало блокады» (учитель истории).

    Б) Начало блокады в стихотворении «Яне покину город свой» Н.Крандиевской-Толстой и радиоречи А.Ахматовой (учитель литературы).

    1. Оборона Ленинграда (блокада).

    А) Исторический комментарий (продолжительность, потери, условия жизни). (ист.)

    Б) Жизнь и борьба жителей Ленинграда в творчестве поэтов-очевидцев. (лит.)

          В) Самостоятельная работа с документом.

    1. Прорыв блокады.

    А) Исторический комментарий учителя истории.

    Б) 27 января 1944г. в стихотворениях очевидцев – Ю.Воронова, П. Вулушева.

    1. Завершающий контроль. Проверка 2-3 работ в виде устного опроса (учитель истории).
    2. Выводы в форме рефлексии. (учитель истории).
    3. Д/З. Сочинение-миниатюра о блокадном Ленинграде.

    Ход урока:

    1. Орг. момент. Объявление целей урока, запись темы и эпиграфа. (уч. лит.)
    2. Мотивационная беседа о значении города для всей страны.

    См. схему «Образ Санкт-Петербурга в поэзии А.Ахматовой». Сегодня в центре нашего урока – город Санкт-Петербург. Какое же значение имеет он для нашей страны?

    Образ знаменитого города отражен в творчестве многих писателей и поэтов. Один из них – Анна Ахматова. Вся история города отражается в её поэзии.

    27 января мы отмечаем другую очень важную дату – прорыв блокады Ленинграда. Осветить ход событий этой эпохи нам поможет учитель истории. Он сегодня выступит в роли исторического консультанта.

    3. Начало блокады.

    А) Исторический комментарий. Была возможность эвакуироваться, но многие решили остаться в городе.

    Б) «Я не покину город мой…» - так называется стихотворение поэтессы Натальи Крандиевской-Толстой. Свои лучшие стихи она написала в осажденном городе. /чтение стихотворения учеником/

    Какая гражданская позиция жителей Ленинграда передана в этом стихотворении? (остаться в городе и бороться за него).

    Выразителями патриотической позиции жителей Ленинграда стали поэты-современники. Они поддерживали всеми силами жителей и сами были в первых рядах защитников города.

    Послушайте текст выступления А. Ахматовой по ленинградскому радио в конце сентября 1941 года (под музыку Баха).

    1. Оборона Ленинграда во время блокады.

    А) Исторический комментарий (продолжительность, потери, условия жизни. Обвинительный документ – дневник Тани Савичевой) /см. портрет и фотодокумент/

    Б)  Образ Тани навеки запечатлен в поэме участника ВОВ, поэта, переводчика Смирнова Сергея. Послушайте отрывок из поэмы «Дневник и сердце» в исполнении ученика.

    Образ детей – защитников города запечатлен в стихотворении поэта-публициста Юрия Воронова. Этот поэт подростком перенес всю тяжесть ленинградской блокады. Его стихотворение «В блокадных днях» читает один из учеников.

    О чем говорят строки «Нам в сорок третьем выдали медали. И только в сорок пятом – паспорта»? /В свои 14 лет – эти дети такие же взрослые как зрелые люди/.

    Достоверные зарисовки Ленинграда 1942 года в разгар блокады сделала поэтесса и прозаик, публицист Ольга Бергольц. Послушайте отрывок из поэмы Ольги Бергольц «Февральский дневник» и объясните, как понимаете эпитет слепые здания?

    Стихотворения поэтов-очевидцев – словно зеркала, в которых отразилась эпоха блокады. Стихотворение Вадима Шефнера – поэта, прозаика, участника обороны Ленинграда так и называется «Зеркало» /читает ученик/

    Образ города символичен и отождествляется с Ленинградом. Докажите по стихотворению, что это так. /Город каким-то чудом выжил, и его не захватили/

    О мужестве жителей Ленинграда повествует еще один поэт – участник обороны Ленинграда, Глеб Семенов. /Ученик читает стихотворение «Мужество»/

    Благодаря кому город выжил? /благодаря жителям и войскам, которые там находились/

    В) Самостоятельная работа. Анализ документа. Обсуждение.

    1. Прорыв блокады.

    А) Исторический комментарий.

    Б) День – 27 января 1944 года – это день, когда весь народ, вся Россия и прежде всего город Ленинград, ныне город С.-Петербург, отмечает прорыв блокады. Этот день символизирует героизм и стойкость советского народа.

    В этот день много лет назад над городом гремел праздничный салют (ученик читает стихотворение Ю. Воронова, которое так и называется «27 января 1944»)

    Запишите имя еще одного участника обороны Ленинграда: поэт и журналист Павел Булушев (ученик читает его стихотворение «Салют»).

    6 . Завершающий контроль.

    Закрепление проводим  в виде письменного завершающего контроля (тихо звучит музыка Баха). Проверка 2-3 работ устно.

    7. Рефлексия и выводы.

    8. Д/з. Сочинение-миниатюра о блокадном Ленинграде.

    Рабочий лист к уроку

    (Задания выполняются в тетради по ходу урока и о6ьясиения темы)

    А.         1. Записать основные даты и события : а) _________________________ ;

    6)         ___________ ; в) ______________________ .

    2. Укажите названия военных соединений и фронтов, принимавших участие в битве за  Ленинград:

    а)        Германские войска: 1)        ;  2)            .

    б)        Советские войска:  1)   _________________ ;  2)    _____________ .

    Б.        По мере прослушивания информации укажите автора и название произведения:

    Автор стихотворения

    Название произведения

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    В.    Прочитайте и проанализируйте текст. Ответьте на вопрос: каково значение Ленинградского фронта в ходе ВОВ?  

    1) _______________________________________________________________________:

    2) _______________________________________________________________________ .

    Разгром советских войск в Прибалтике и захват Ленинграда германское командование считало основным ключом для всей русской компании, поэтому возложило это задание на группу армий «Север» (18-я и 16-я полевые армии и 4-я танковая группа), она насчитывала 725 тыс. человек, свыше 13 тысяч орудий и минометов, 1500 танков, т.е. более 30% всех сил и средств, предназначенных для войны против СССР. Поддерживал их  1-й воздушный флот (  1070 самолетов) и 21 дивизия и 3 бригады в Финляндии, общей численностью 325 тыс. человек, 4 тыс. орудий и 900 самолетов.

    Г.     Укажите основные даты и события, связанные с прорывом блокады Ленинграда в 1944 году.

    Дата

    Событие

    1

    2

    3

    4

    5

    ЗАВЕРШАЮЩИЙ   КОНТРОЛЬ

    ( Выполняется на отдельном листе , при закрытой тетради .)

    А.   Укажите правильный ответ:

    1.        Блокада Ленинграда началась в :

    а) 1941 г.; б) 1924 г. ; в) 1939 г. ; г) 1943 г. ;д) 1945 г.

    2.        Блокада была снята полностью в :

    а) 22.07. 1941 ; 6) 9.05. 1945 ; в) 30.04.1944 ; г) 01.03. 1944.

    3.        Блокада Ленинграда была прорвана :

    а) 14.03. 1944 ; 6) 9.07.1943 ; в) 27.01.1944 ; г) 21.08.1942 .

    Б.   1.  Укажите значение ленинградского фронта в ходе  ВОВ :

    а)        _____________________________________________________ ;

    6)_________________________________________________________________         .

    2.  Укажите поэтов участников блокады к обороны Ленинграда :
    а)        ; 6)         ; в)         .

    Прочитайте стихотворение  А. Ахматовой, сформулируйте идею стихотворения и перечислите средства выразительности (письменно)

    ПРИЧИТАНИЕ

    Ленинградскую беду

    Руками не разведу,

    Слезами не с мою,

    В землю не зарою.

    Я не словом, не упреком,

    Я не взглядом, не намеком,

    Я не песенкой наемной,

    Я. не похвальбой нескромной

    А земным поклоном

    В поле земном

    Помяну...

    1944 .

    Р Е Ф Л Е К С И Я

    ( устно ответьте на вопросы) 1 . Понял ли материал? 2. Узнал ли больше?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Шумилина Л.П., Ахмедова Г.Н. Интегрированный урок литературы и истории в 11 классе "Трагизм судеб русской творческой интеллигенции Серебряного века".

    Поскольку в программах по истории и литературе в 11 классе  (да и не только в 11-ом) есть "точки соприкосновения", то появилась замечательная возможность проводить интегр...

    Интегрированный урок литературы и истории в 10 классе на тему «Гроза двенадцатого года…» (по историческим материалам и роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)

    Предлагаемый   урок поможет учащимся сравнивать взгляды историков и писателей, проследить изображение Отечественной войны, исходя из взглядов Толстого на историю. Основная цель работы – разв...

    Интегрированный урок литературы и истории в 7 классе на тему: "М.Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича..."- поэма об историческом прошлом нашей Родины"

    Интегрированый урок истории и литературы представлен планом-конспектом урока и презентацией на тему "М.Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича..." - поэма об историческом прошлом нашей Родины"....

    Разработка интегрированного урока математики и истории в 5 классе по теме: «История родного края и десятичные дроби»

    Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: "Действия с десятичными дробями"; познакомить учашихся с историей родногокрая; показать связь истории и математики....

    Презентация к интегрированному уроку литературы и истории в 11 классе "Духовная жизнь страны: период "оттепели"

    Данная презентация поможет в проведении интегрированного урока литературы и истории в 11 классе. ...

    Интегрированный урок литературы и обществознания в 11 классе по теме: «Два чувства дивно близки нам…»

    Этнокультурная самоидентификация в условиях глобализации современного мира и ее отражение в зеркале киноискусства...

    Интегрированный урок литературы и истории в 7 классе на тему: «Человек и государство (на историческом материале эпохи Ивана Грозного и материале поэмы М.Ю.Лермонтова «Песня про купца Калашникова...»)

    Интегрированный (бинарный) урок  литературы и истории позволяет поднять проблему отношений человека и государства и ответить на вопрос: есть ли у человека право и возможность противостоять давлен...