Интегрированный урок литературы и истории в 11 классе по теме «Подвиг Ленинграда"
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему

Терёхин Михаил Викторович

Цели: 1) Сформировать представление об основных вехах обороны Ленинграда (ист.) и познакомить с произведениями художественной литературы, отражающими блокаду Ленинграда. (лит.) 2) Развивать умение анализировать историческое событие на основе различных источников (ист.) Развивать навыки выразительного чтения и анализа стихотворного текста (лит). 3) Показать героизм советского народа во время блокады Ленинграда. Воспитывать патриотическое отношение к историческим событиям Великой Отечественной Войны.

Вид урока: нестандартный (интегрированная лекция с элементами модульной  технологии). Тип урока: учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_literatury_i_istorii_v_11_klasse.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок литературы и истории в 11 классе по теме «Подвиг Ленинграда.

(Проводится учителями литературы и истории)

Урок разработан и проведен в рамках районного конкурса «Инновационные

образовательные технологии в современном уроке» учителем русского

языка и литературы МОУ  «СОШ с. Сальское» Терехиной В. Н., 

учителем истории МОУ  «СОШ с. Сальское» Терехиным М. В.

Цели: 1) Сформировать представление об основных вехах обороны Ленинграда (ист.) и познакомить с произведениями художественной литературы, отражающими блокаду Ленинграда. (лит.) 2) Развивать умение анализировать историческое событие на основе различных источников (ист.) Развивать навыки выразительного чтения и анализа стихотворного текста (лит). 3) Показать героизм советского народа во время блокады Ленинграда. Воспитывать патриотическое отношение к историческим событиям Великой Отечественной Войны.

Вид урока: нестандартный (интегрированная лекция с элементами модульной  

                       технологии).

Тип урока: учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового

                       материала).

Оборудование:

1) Эпиграф к уроку:      Мы умирали…

                                              Город жил –

                                         Исполнен малых наших сил.

2) Схема «Образ Санкт-Петербурга в поэзии Анны Ахматовой».

3) Карты «ВОВ 1941- 1945г.»; «Оборона Ленинграда 1941г.»;

«Оборона Ленинграда 1944 г.»

4) Фотодокумент «Дневник Тани Савичевой».

5) Портрет Тани Савичевой.

6) Раздаточный материал (рабочий лист, завершающий контроль).

7) Музыка Баха.

План урока:

  1. Орг. момент. Запись темы, эпиграфа, объявление целей урока.
  2. Мотивационная беседа о значении города Ленинграда для России. Значимость данной исторической эпохи для города и России в целом (через творчество А.Ахматовой.
  3. Начало блокады.

А) Исторический комментарий «Начало блокады» (учитель истории).

Б) Начало блокады в стихотворении «Яне покину город свой» Н.Крандиевской-Толстой и радиоречи А.Ахматовой (учитель литературы).

  1. Оборона Ленинграда (блокада).

А) Исторический комментарий (продолжительность, потери, условия жизни). (ист.)

Б) Жизнь и борьба жителей Ленинграда в творчестве поэтов-очевидцев. (лит.)

      В) Самостоятельная работа с документом.

  1. Прорыв блокады.

А) Исторический комментарий учителя истории.

Б) 27 января 1944г. в стихотворениях очевидцев – Ю.Воронова, П. Вулушева.

  1. Завершающий контроль. Проверка 2-3 работ в виде устного опроса (учитель истории).
  2. Выводы в форме рефлексии. (учитель истории).
  3. Д/З. Сочинение-миниатюра о блокадном Ленинграде.

Ход урока:

  1. Орг. момент. Объявление целей урока, запись темы и эпиграфа. (уч. лит.)
  2. Мотивационная беседа о значении города для всей страны.

См. схему «Образ Санкт-Петербурга в поэзии А.Ахматовой». Сегодня в центре нашего урока – город Санкт-Петербург. Какое же значение имеет он для нашей страны?

Образ знаменитого города отражен в творчестве многих писателей и поэтов. Один из них – Анна Ахматова. Вся история города отражается в её поэзии.

27 января мы отмечаем другую очень важную дату – прорыв блокады Ленинграда. Осветить ход событий этой эпохи нам поможет учитель истории. Он сегодня выступит в роли исторического консультанта.

3. Начало блокады.

А) Исторический комментарий. Была возможность эвакуироваться, но многие решили остаться в городе.

Б) «Я не покину город мой…» - так называется стихотворение поэтессы Натальи Крандиевской-Толстой. Свои лучшие стихи она написала в осажденном городе. /чтение стихотворения учеником/

Какая гражданская позиция жителей Ленинграда передана в этом стихотворении? (остаться в городе и бороться за него).

Выразителями патриотической позиции жителей Ленинграда стали поэты-современники. Они поддерживали всеми силами жителей и сами были в первых рядах защитников города.

Послушайте текст выступления А. Ахматовой по ленинградскому радио в конце сентября 1941 года (под музыку Баха).

  1. Оборона Ленинграда во время блокады.

А) Исторический комментарий (продолжительность, потери, условия жизни. Обвинительный документ – дневник Тани Савичевой) /см. портрет и фотодокумент/

Б)  Образ Тани навеки запечатлен в поэме участника ВОВ, поэта, переводчика Смирнова Сергея. Послушайте отрывок из поэмы «Дневник и сердце» в исполнении ученика.

Образ детей – защитников города запечатлен в стихотворении поэта-публициста Юрия Воронова. Этот поэт подростком перенес всю тяжесть ленинградской блокады. Его стихотворение «В блокадных днях» читает один из учеников.

О чем говорят строки «Нам в сорок третьем выдали медали. И только в сорок пятом – паспорта»? /В свои 14 лет – эти дети такие же взрослые как зрелые люди/.

Достоверные зарисовки Ленинграда 1942 года в разгар блокады сделала поэтесса и прозаик, публицист Ольга Бергольц. Послушайте отрывок из поэмы Ольги Бергольц «Февральский дневник» и объясните, как понимаете эпитет слепые здания?

Стихотворения поэтов-очевидцев – словно зеркала, в которых отразилась эпоха блокады. Стихотворение Вадима Шефнера – поэта, прозаика, участника обороны Ленинграда так и называется «Зеркало» /читает ученик/

Образ города символичен и отождествляется с Ленинградом. Докажите по стихотворению, что это так. /Город каким-то чудом выжил, и его не захватили/

О мужестве жителей Ленинграда повествует еще один поэт – участник обороны Ленинграда, Глеб Семенов. /Ученик читает стихотворение «Мужество»/

Благодаря кому город выжил? /благодаря жителям и войскам, которые там находились/

В) Самостоятельная работа. Анализ документа. Обсуждение.

  1. Прорыв блокады.

А) Исторический комментарий.

Б) День – 27 января 1944 года – это день, когда весь народ, вся Россия и прежде всего город Ленинград, ныне город С.-Петербург, отмечает прорыв блокады. Этот день символизирует героизм и стойкость советского народа.

В этот день много лет назад над городом гремел праздничный салют (ученик читает стихотворение Ю. Воронова, которое так и называется «27 января 1944»)

Запишите имя еще одного участника обороны Ленинграда: поэт и журналист Павел Булушев (ученик читает его стихотворение «Салют»).

6 . Завершающий контроль.

Закрепление проводим  в виде письменного завершающего контроля (тихо звучит музыка Баха). Проверка 2-3 работ устно.

7. Рефлексия и выводы.

8. Д/з. Сочинение-миниатюра о блокадном Ленинграде.

Рабочий лист к уроку

(Задания выполняются в тетради по ходу урока и о6ьясиения темы)

А.         1. Записать основные даты и события : а) _________________________ ;

6)         ___________ ; в) ______________________ .

2. Укажите названия военных соединений и фронтов, принимавших участие в битве за  Ленинград:

а)        Германские войска: 1)        ;  2)            .

б)        Советские войска:  1)   _________________ ;  2)    _____________ .

Б.        По мере прослушивания информации укажите автора и название произведения:

Автор стихотворения

Название произведения

1

2

3

4

5

6

7

В.    Прочитайте и проанализируйте текст. Ответьте на вопрос: каково значение Ленинградского фронта в ходе ВОВ?  

1) _______________________________________________________________________:

2) _______________________________________________________________________ .

Разгром советских войск в Прибалтике и захват Ленинграда германское командование считало основным ключом для всей русской компании, поэтому возложило это задание на группу армий «Север» (18-я и 16-я полевые армии и 4-я танковая группа), она насчитывала 725 тыс. человек, свыше 13 тысяч орудий и минометов, 1500 танков, т.е. более 30% всех сил и средств, предназначенных для войны против СССР. Поддерживал их  1-й воздушный флот (  1070 самолетов) и 21 дивизия и 3 бригады в Финляндии, общей численностью 325 тыс. человек, 4 тыс. орудий и 900 самолетов.

Г.     Укажите основные даты и события, связанные с прорывом блокады Ленинграда в 1944 году.

Дата

Событие

1

2

3

4

5

ЗАВЕРШАЮЩИЙ   КОНТРОЛЬ

( Выполняется на отдельном листе , при закрытой тетради .)

А.   Укажите правильный ответ:

1.        Блокада Ленинграда началась в :

а) 1941 г.; б) 1924 г. ; в) 1939 г. ; г) 1943 г. ;д) 1945 г.

2.        Блокада была снята полностью в :

а) 22.07. 1941 ; 6) 9.05. 1945 ; в) 30.04.1944 ; г) 01.03. 1944.

3.        Блокада Ленинграда была прорвана :

а) 14.03. 1944 ; 6) 9.07.1943 ; в) 27.01.1944 ; г) 21.08.1942 .

Б.   1.  Укажите значение ленинградского фронта в ходе  ВОВ :

а)        _____________________________________________________ ;

6)_________________________________________________________________         .

2.  Укажите поэтов участников блокады к обороны Ленинграда :
а)        ; 6)         ; в)         .

Прочитайте стихотворение  А. Ахматовой, сформулируйте идею стихотворения и перечислите средства выразительности (письменно)

ПРИЧИТАНИЕ

Ленинградскую беду

Руками не разведу,

Слезами не с мою,

В землю не зарою.

Я не словом, не упреком,

Я не взглядом, не намеком,

Я не песенкой наемной,

Я. не похвальбой нескромной

А земным поклоном

В поле земном

Помяну...

1944 .

Р Е Ф Л Е К С И Я

( устно ответьте на вопросы) 1 . Понял ли материал? 2. Узнал ли больше?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок литературы и истории в 10 классе на тему «Гроза двенадцатого года…» (по историческим материалам и роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)

Предлагаемый   урок поможет учащимся сравнивать взгляды историков и писателей, проследить изображение Отечественной войны, исходя из взглядов Толстого на историю. Основная цель работы – разв...

Интегрированный урок литературы и истории. 6 класс. Поэма Гомера "Одиссея"

На данном уроке в интересной форме учащиеся знакомятся с поэмой, героями греческой мифологии....

Интегрированный урок литературы и истории в 7 классе на тему: "М.Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича..."- поэма об историческом прошлом нашей Родины"

Интегрированый урок истории и литературы представлен планом-конспектом урока и презентацией на тему "М.Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича..." - поэма об историческом прошлом нашей Родины"....

Интегрированный урок литературы и истории в 7 классе на тему: «Человек и государство (на историческом материале эпохи Ивана Грозного и материале поэмы М.Ю.Лермонтова «Песня про купца Калашникова...»)

Интегрированный (бинарный) урок  литературы и истории позволяет поднять проблему отношений человека и государства и ответить на вопрос: есть ли у человека право и возможность противостоять давлен...