Использование свободного программного обеспечения для моделирования физических процессов
статья на тему

Шевченко Татьяна Игоревна

Век общественно-экономических формаций вовлекает компьютерные и информационные технологии абсолютно во все виды человечесой деятельности. Информационно-коммуникационные технологии не только позволяют самосовершенствовать свои навыки, но дают возможность покорения новых рубежей науки. Это покорение начинается уже со школьной скамьи. Однако такой прорыв в развитии влечет за собою и значительные финансовые траты. А в условиях массового применения и использования (школа, колледж, ВУЗ), это существенный фактор, который, к сожалению, становится решающим. Но есть выход, на сегодняшний момент разработчики программного обеспечения могут предложить довольно хорошие и полные пакеты на условии свободного использования (не требующие покупки ключа безопасности и регистрации). Свободное программное обеспечение - хорошая альтернатива, которая, несомненно, займет свою нишу в условиях ограниченного бюджета.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование свободного программного обеспечения для моделирования физических процессов

Современный этап развития общественно – экономической формации характеризуется достаточно широким распространением компьютерных и информационных технологий во все сферы деятельности человека.

В настоящее время существует множество наук, для которых информационные технологии являются важным методом исследования. К числу таких наук по праву принадлежит физика.

Одним из наиболее перспективных направлений использования современных цифровых технологий в физическом образовании является компьютерное моделирование физических процессов и явлений. Рост компьютеризации школ дает возможность каждому учителю использовать на своих уроках информационные технологии, что с одной стороны, активизирует внимание учащихся и усиливает их интерес к уроку, а с другой – облегчает работу учащихся и учителя. Компьютерные модели легко вписываются в традиционный урок, позволяя учителю продемонстрировать на экране компьютера многие физические эффекты, а также позволяют организовать новые нетрадиционные виды учебной деятельности. А также мы располагаем замечательной особенностью компьютера, дополняющей способность к быстрому счету - возможностью визуализации абстракций. Представление результатов в виде графиков, диаграмм, траекторий движения динамических объектов в силу особенностей человеческого восприятия обогащает исследователя качественной информацией. При грамотном использовании компьютерных моделей физических явлений можно достигнуть многого из того, что требуется для неформального усвоения курса физики и для формирования физической картины мира.  

Масштабность использования компьютеров и информационных технологий в образовании подразумевают и большие затраты на обеспечение их должной функциональности. В связи с этим возникает вопрос: «Как минимизировать затраты на информатизацию процесса образования?». Есть выход из сложившейся ситуации – это использование свободного программного обеспечения - аналогов коммерческого продукта Microsoft Office.

OpenOffice.org  - один из ведущих проектов свободного программного обеспечения для обработки текстов, электронных таблиц, презентаций, графиков, базы данных и многого другого. Данное свободное программное обеспечение доступно на многих языках и работает на всех персональных компьютерах. Позволяет сохранять данные в международном открытом формате ODF (Open Document Format), а также открывает и сохраняет файлы других распространённых офисных пакетов.

Существуют большие возможности моделирования физических задач в среде OpenOffice.org Calc. Электронные таблицы, первоначально использовавшиеся для финансовых расчетов, все шире применяются для сложных многошаговых технических расчетов. Так, применение табличных процессоров  на уроках физики может сократить время при проведении однотипных расчетов, например при выполнении лабораторных работ, где требуется рассчитывать одни и те же физические величины для нескольких опытов.

Еще одним набором независимых программ, выполняющим роль офисного пакета, является GnomeOffice.

По своим возможностям GnomeOffice, уступает OpenOffice, однако обеспечивает вполне достаточную для многих пользователей функциональность. В состав GnomeOffice входит табличный процессор Gnumeric, поддерживающий полный набор функций Microsoft Excel.

Исходный код и сама программа Gnumeric бесплатно доступны на условиях лицензии на GNU General Public License.

Gnumeric имеет собственный формат электронных таблиц, именуемый аналогично самой программе. Программа поддерживает большое число форматов электронных таблиц, используемых другими табличными процессорами. Последняя версия программы Gnumeric является одним из лучших табличных процессоров в мире программ Open source.

Ко всему прочему, в данной программе имеется дополнительный набор статистических инструментов:

  • вычисление F-, T- и Z-тестов.
  • однофакторный и двухфакторный дисперсионный анализ;
  • прогнозирование методами скользящего среднего и экспоненциального сглаживания;
  • вычисление корреляции и ковариации;
  • фурье-анализ;
  • построение гистограмм;

При этом, если по работе используемой функции возникают вопросы, то можно обратиться к разделу справки и программа предоставит полную информацию из справочника функций.

К достоинствам программы Gnumeric стоит отнести компактность программы, высокую скорость работы, функциональность, что особенно актуально при работе на относительно маломощных компьютерах. Табличный процессор офисного пакета GnomeOffice дает более высокую точность вычислений, поддерживает полный набор функций Microsoft Excel.

Описанные выше факты являются неоспоримым достоинством использования свободного программного обеспечения для моделирования физических процессов.

Список литературы

  1. http://projects.gnome.org/gnumeric - Gnumeric - табличный редактор.
  2. http://www.openoffice.org/ru - Официальный сайт офисного пакета OpenOffice.org.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование пакета свободного программного обеспечения в учебно-воспитательном процесса.

У большинства учителей проблема перехода с Windows  на Linuxзаключается не в том, что последний недоступен или сложен в настройке, а в том, что пользователи зачастую зависимы от ПО написанных для...

Использование свободного программного обеспечения на уроке

Создание трехмерной  упаковки в графическом редакторе Gim...

Свободное программное обеспечение

Обзор свободно распространяемого  программного обеспечения для организации работы на уроках информатики и других предметах....

Немного о свободном программном обеспечении

Небольшая справка о возникновении, принципах и внедрении ПСПО...

"Использование свободного программного обеспечения при изучении информатики"

Наряду с коммерческими программными продуктами широкое распространение получило так называемое «свободное» программное обеспечение, дистрибутивы которого размещены в Интернете для широкого круга польз...

Использование свободного программного обеспечения в ходе разработки прикладного программного обеспечения для нужд образовательного учреждения

В ходе процесса информатизации образовательного процесса школы в итоге сталкиваешься с ситуацией, что для решения определенного круга управленческих задач не подобрать готовое программное обеспечение....

Практикум для педагогов: "Использование комплекса свободного программного обеспечения в проектной деятельности инженерно-технической направленности"

Материал, предоставленный в данном практикуме, тесно переплетается с информатикой, развивая ИКТ компетентности учеников, знакомит с функциональными навыками профессий дизайнера,  инженера,  ...