Этнокультурный компонент в обучении математики (статья)
статья на тему

Афанасьева Валентина Дмитриевна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon etnokulturnyy_komponent_v_obuchenii_matematiki_statya.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

                                               

Этнокультурный компонент в обучении математики

                                                                                   Афанасьева В.Д.

  Великие русские педагоги, писатели, общественные деятели всегда боролись за подлинную русскую школу, за воспитание высокого национального достоинства, благородного честного человека Отечества. Актуально звучат  ныне слова, написанные К.Д. Ушинским в 1867 г. в доказательство необходимости того, чтобы знание своей Родины, ее музыка, история составляли основу содержания школьного образования: «Самое резкое, наиболее бросающееся в глаза отличие западного воспитания от нашего состоит в том, что человек западный, не только образованный, но даже полуобразованный, всегда, всего более и всего ближе знаком со своим Отечеством: с родным ему языком, литературой, историей, географией, статистикой, политическими отношениями, финансовым положением и т.д., а русский человек всего менее знаком именно с тем,  что всего к нему ближе: со своей Родиной и всем, что к ней относится».[1,с.73]

Проработав 27 лет в школе, я пришла к глубочайшему убеждению, что  развивая и изучая множество важных и серьезных тем дидактики, духовно-нравственного и общественно-политического характера на уроках и во внеурочное время, необходимо формировать у детей  подлинную любовь и уважение к Родине к ее историческому прошлому, к русской самобытной культуре, к народному творчеству, народному искусству. И поэтому я в своей работе широко использую русскую народную тематику: малый детский фольклор, народные обряды и традиции, фразеологию и лексику русского языка, многое другое, то есть все те духовные ценности, чем богата наша великая Родина, что составляет стержень национального характера. Все это, несомненно направлено на общее развитие личности ребенка, раскрытия его индивидуальности, пробуждения в нем добрых, гуманных чувств.

Несколько лет назад я вела кружок «Старинные меры».  В его работу были включены практически все школьники среднего звена. Кружок имел успех, дети с интересом и творчески собирали материал, сочиняли, рисовали, оформляли альбомы, книжки-малышки, изготовляли меры длины дюйм и аршин. Затем, по мере накопления материалов в кружке, я проанализировала результаты общения детей с национальным наследием, и эти наблюдения привели меня к мысли систематизировать работу по данной теме, чтобы ввести ее в содержание единого учебного, воспитательного и развивающего процесса.

Использование на уроках и внеклассных занятиях по математике элементов  историзма является не только эффективным средством развития интереса учащихся к предмету, но также имеет познавательное и воспитательное значения. Источники по истории математике содержат богатый методический материал, но его следует дидактически обработать, т.е. видоизменить так, чтобы элементы истории гармонично вливались в урок, в комплексе решали задачи, как образовательные (учащиеся лучше бы усваивали знания по теме), развивающие (школьники учились бы разнообразным приемам познавательной деятельности: сравнению, классификации, общению и т.д.), так и воспитательные (формировались бы такие качества личности, как пытливость, любознательность, жажда знаний).

    Элементы историзма при организации учебного процесса использую  в форме бесед:

1) Беседа «Из истории линейки»:

    Знаете ли вы, что в 2014 году у линейки был юбилей. Ей исполнилось 225 лет. В ряде стран Европы, в том числе и в древней Руси, для разметки линий на листах пергамента применялись железные прутья. В летописях их называют «шильцами». Когда в 1789 году во Франции началась работа по внедрению метрической системы мер, в Париже были изготовлены две платиновые линейки с метрическими делениями длиной в один метр и шириной  25 мм, называемые эталоном метра. По их образцу изготовили деревянные линейки для академиков, а позднее и для парижских студентов. У школьников линейки появились только в конце 19 века. В Россию линейка попала в 1812 году в качестве военного трофея. В 1899 году по инициативе знаменитого химика Д.И.Менделеева приступили к производству линейки и в России – так в нашей стране началось постепенное внедрение метрической системы мер.[2, с.15].

   2) Беседа «Из истории цифры 7»:

   В глубокой древности, когда люди только учились  считать число 7 оставалось долгое время очень большим. Эти представления о величине числа 7 сохранились  в русских пословицах и поговорках,  и дошли до наших дней:

«Семь раз отмерь, один раз отрежь».

«Семеро одного не ждут».

«Семь бед – один ответ».

«Один с сошкой , семеро с ложкой ».

«Лук от семи недуг» и другие .

   Древние люди считали число 7 таинственным и загадочным. Про непонятное и теперь мы говорим, что это книга за «семью печатями», а народные сказки повествуют о «семимильных сапогах», о «семицветиках» и т.д. И в наши дни в народе почитают число 7: счастливый чувствует себя «На седьмом небе». Не случайно в неделе 7 дней, в радуге «7 цветов», в музыке 7 нот.[3, 375с]

   А вот как сведения получают дети во время бесед «Из истории учебника «Арифметика»:

   Первый учебник по математике был написан по заданию Петра Первого учителем математики, выходцем из крестьянской семьи Телятиных. Ведя беседы с Л.Ф. Телятиным, Петр Первый сказал: « Да ты, братец, силен в науках, притягиваешь знания как магнит. Так быть тебе по сему  Магницким». Так Леонтий Филиппович Телятин стал Магницким. Написанная им «Арифметика» была лучшим учебником по математике. Юный  М.В.Ломоносов, отправляясь пешком  из далеких Холмогор в Москву» «за наукой», в котомке за плечами вместо хлеба нес «Арифметику» Л.Ф.Магницкого, которую он заработал у дьячка. Эту книгу  М.В.Ломоносов позже назвал «вратами своей учености».[4,231с].

    Подобные исторические справки, вводимые в урок, являются особым стимулом  развития интереса к математике; положительные эмоции, полученные на уроке, еще долго владеют учащимися после окончания занятия. Таких уроков дети ждут с нетерпением.

   Работе над темой «Старинные русские меры в истории и речи народной» предшествует освещение и такой исторической справки:

« Международная система мер и весов, которой пользуются в настоящее время почти все страны мира, была введена на территории бывшего СССР 14 сентября 1918 года декретом Совета Народных Комиссаров. Наряду с новой системой пользовались и старыми мерами на протяжении многих лет».

   При изучении уроков и занятий  по русской народной тематике русские меры длины и массы изучаются на уроках в 5-6 классах по математике, в 7 классе по геометрии.

   При изучении в 5 классе темы «Натуральные числа и шкалы» рассматриваем такие меры как пядь, локоть, маховая сажень, косая сажень, дюйм, аршин. Решаем такие задачи, как например: « Выразите в метрах и сантиметрах: а) высоту терема, равную трем косым саженям; б) длину отреза полотна, равную 15 локтям; в) ширину горницы, равную 2 маховым саженям 3 локтям». [5,с.21].

    Работая над темой «Единицы массы» изучаем старинные меры массы: золотник, фунт, пуд и берковец, а также единицы массы драгоценных камней: карат. Учащимся дается задание: «Составить задачи с использованием старинных русских мер массы и мер длины, и издать в виде сборника». Ребята оформляют их в виде книжек-малышек.

   При изучении темы «Единицы площади» рассматриваем такую единицу площади, как десятина: в старину площадь земельных участков измеряли в десятинах (это площадь квадрата со стороной, равной десятой части версты). Задание: сравните десятину с 1 га.

    При ознакомлении с темой «Объемы и единицы объема» рассматриваем такие измерения объема: ведро (около 12 л.), штоф (десятая часть ведра).

В 7 классе, работая над темой «Окружность», решаем такие задачи:  «В старину часто пользовались солнечными часами, они известны более 3000 лет. В солнечных часах время определяется по положению тени от наклонного стержня на циферблате (циферблат и стержень располагали так, чтобы в полдень тень от стержня была направлена на отметку 12 ч.)

Подумайте, что общего у солнечных часов с современными, в чем их  достоинства и недостатки».[8, 85с]

      При изучении темы в 5кл «Инструменты для вычислений и измерений» рассматриваем первые «вычислительные устройства», которые дети оформляют в виде раскладушки, или готовят презентации «Первые вычислительные машины»: счеты, арифмометр, пальцы рук, микрокалькулятор, компьютер.[6,c.29]

   Раскрывая тему «Не оскудевает русская земля талантами», изучаем русских математиков :Лобачевский Н.И., Ковалевская С.В., Чебышев П.Л., Погорелов А.В.- как в урочное, так и во внеурочное время. Большие возможности имеет внеклассная работа по предмету. В рамках недели математики я также использую краеведческий материал, провожу игры с использованием старинных русских мер: «Звездный час», вечер математики « Женщины- математики», «Брейн -ринг», « Счастливый случай», « КВН» и многие другие.[8,c 125].

Имея опыт работы, наработки по использованию краеведческого материала на уроках математики и во внеклассной работе по предмету  мною   создан  модуль (дополнение к базовой программе материалами краеведческого характера), остановлюсь на некоторых темах :  

                                 Математика -5 класс:

  1. Натуральные числа. Из истории учебника « Арифметика» (беседа).
  2. Отрезок. Старинные меры длины (маховая и косая сажень)
  3. Единицы массы. Старинные меры массы (золотник, фунт, берковец, пуд)
  4. Обыкновенные дроби. Использование на Руси монет (грош, полушка, алтын и др.)
  5. Микрокалькулятор. Первые вычислительные устройства на Руси( пальцы рук, абак, счёты и др.)

                                     Математика -6 класс

1.Целые числа. « Арифметика» Магницкого.

2.Простые числа. П. Л. Чебышев – великий русский учёный.

3. Составные числа. Фигурные и треугольные числа.

4.Разложение на простые множители. « Решето Эратосфена».

5 Разложение на простые множители. И.М. Виноградов- русский математик.

                       

                                             Геометрия -7

  1. Вводный урок. Из истории возникновения  геометрии.
  2. Геометрические фигуры. По его учебникам  учат геометрию (Погорелов  А.В.)
  3. Аксиома   параллельных.  Н.И. Лобачевский-русский математик.

 4.   Прямоугольный треугольник.   О прямоугольном треугольнике                                      

    Решение подобных задач и заданий требует не только математических знаний, но и сообразительности, творчества, умения логически мыслить, желания найти  нетрадиционные пути решения. Кроме того,  эти задачи дают возможность  учителю проводить небольшие экскурсы в историю развития математики в России, рассказывать о составителях этих задач, которыми и поныне гордится русский народ, формировать у школьников интерес к учению, развивать у них патриотические чувства, побуждать самостоятельным мыслительным действиям и проявлению творчества.

   Таким образом, включение элементов истории о старинных мерах в образовательный  процесс  способствует укреплению познавательного интереса к математике, углублению понимания изучаемого фактического материала; расширению кругозора, повышению общей культуры и воспитанию учащихся в почитании старины и любви к Родине.

     

                   «Литература»

  1. Журнал «Воспитание школьников» , №5 , 1987
  2. История математики в школе (4-6 класс), М. Просвещение,1981г
  3.  «Энциклопедия символов»   Бидерман Г. М., «Просвещение», 2007
  4. За страницами учебника математики.      Депман И.Я.  – М., «Просвещение», 1999-г
  5. Учебник «Матемтика 5класс», Н.Я. Виленкин и др.,изд. «Мнемозина», 2012г
  6. « За гранью урока»,обл.типография г.Белгород,1974г
  7. История математики в школе (7-8 класс), М. Просвещение,1982г
  8.  П. Я. Кочина, Н. Г. Зенкевич “С. В. Ковалевская” книга для учителя М: Просвещение, 1986 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этнокультурный компонент в обучении географии

Обмен опытом по использованию этнокультурного компонента в изучении географии....

"Этнокультурный компонент в обучении учащихся 5-х классов на уроках истории"

Тема моего исследования «Этнокультурный компонент в обучении учащихся 5-х классов на уроках истории».Актуальность и перспективность этой работы заключается в том, что последние годы современные умы бь...

Этнокультурный компонент на уроках математики в начальных классах.

Формирование гражданских качеств личности, посредством решения задач, содержащих историко- краеведческую и экологическую информацию; развитие математического мышления, повышение интереса к истории и к...

Задачи с краеведческим материалом как средство реализации этнокультурного компонента в обучении математике

Изучение математики в органической связи с  окружающим, позволяют приобщить школьников к человеческой культуре в целом. Поиск, творческая деятельность позволяют сделать математическое содержание ...

Этнокультурный компонент в обучении грамматике иностранного языка

Известно, что включение этнокультурного компонента в процесс обучения иностранному языку – это путь к созданию социокультурного контекста развития личности учащегося и его межкультурной коммуникации. ...

Задачи с краеведческим материалом как средство реализации этнокультурного компонента в обучении математике

В данной методической разработке мною составлен ряд математических задач краеведческого направления для учащихся 5 класса. В процессе решения задач учащиеся знакомятся с историей родного края....

Методическая разработка "Этнокультурный компонент на уроках математики"

Воспитание достойных граждан своей страны, их всестороннее и гармоничное развитие – главная задача учителя российской школы. Один из путей ее решения - введение в систему образования этнокультур...