Программа курса для обучающихся средней школы "Основы библиотечно-информационной грамотности"
рабочая программа

Дубинина Елена Владимировна

Программа курса для обучающихся средней школы «Основы библиотечно-информационной грамотности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx38.09 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

курса для обучающихся средней школы

«Основы библиотечно-информационной грамотности»

Пояснительная записка

В жизни человека огромную роль играют самые разнообразные сведения, сообщения, известия, знания и умения, которые он получает из окружающего мира, – информация. С каждым веком, десятилетием и годом роль информации в жизни человека только увеличивается. Массовая компьютеризация, внедрение и развитие новых технологий хранения, переработки и распространения информации явились причиной увеличения роли информации во всех сферах жизни общества.

Мы наблюдаем бум развития информационных технологий. За короткий период, фактически на наших глазах, появляются новые технические средства для передачи информации, приходят новые технологии, меняется информационное пространство. Общество становится информационным.

Сегодня наступила эпоха информационного периода. Тот, кто владеет информацией, является наиболее успешным, преуспевающим. Современный человек должен не только уметь читать, писать, говорить, но и обладать информационной грамотностью.

Информационная грамотность личности – это одна из составляющих общей культуры человека. Ее важнейшим компонентом, наряду с системой информационных знаний и умений, является информационное мировоззрение – это система взглядов, характеризующих сознательное отношение человека к информации и информационным ресурсам, понимание их роли и места в жизни современного общества, осмысленное отношение   к необходимости получения специальной информационной подготовки.

В условиях перехода к информационному обществу назрела необходимость формирования информационной грамотности обучающихся, включающей:

  • навыки использования инструментов информационно-поисковой деятельности (библиотечно-библиографическая грамотность);
  • навыки работы с текстом (культура чтения);
  • умение анализа и оценки информации (критическое мышление);
  • умение использовать новые технологии.

Ключевая роль в формировании  информационной культуры подрастающего поколения принадлежит школьной библиотеке, которая обладает возможностью с помощью специального курса  содействовать реализации последовательной, систематической  информационной подготовки обучающихся  в ее неразрывной связи с учебным процессом.  

Рабочая программа  «Основы библиотечно – информационной  грамотности» составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего и  основного общего образования на основе авторской программы курса Гендиной Н.И. и Косолаповой Е.В.  «Основы информационной культуры школьника»

Программа предназначена для учащихся 1-11 классов.

Цель: формирование основ библиотечно-библиографической грамотности соответственно их возрастным потребностям

Задачи:

  • формирование у обучающихся навыков пользования библиотекой;
  • формирование представлений об информационно поисковой деятельности как жизненно важной в информационном обществе;
  • формирование навыков работы с книгой и другими информационными ресурсами;
  • формирование и совершенствование навыков обработки, организации и представления информации;
  • знакомство с методами критической оценки информации;
  • углубление эмоциональной рефлексии обучающихся, формирование у них информационной потребности.

Результаты освоения учебного курса

Личностные результаты изучения курса:  

 - проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задач;

- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей, оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- высказывать своё  отношение к героям прочитанных произведений,  их поступкам;

- развивать способность  к саморазвитию.  

Метапредметные результаты изучения курса.

 Познавательные УУД:

- определять,  в каких источниках  можно  найти  необходимую информацию для  выполнения задания;

- ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, схемах и т.п.;

- делать выводы в результате совместной работы класса и педагога-библиотекаря;

-  преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные УУД:

- определять и формировать цель деятельности на занятии;

- проговаривать последовательность действий на занятии;

-  учиться высказывать своё предположение (версию);

- учиться работать по предложенному педагогом-библиотекарем плану;

-  соотносить выполненное задание  с образцом;  

-  моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя   главное).

 Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- слушать и понимать речь других;

- отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других;

-  учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Программа предусматривает достижение  следующих  предметных результатов:  

-  понимать смысл текста;  

- делить текст на части, озаглавливать части;

- выбирать наиболее точную формулировку главной мысли;

- составлять  вторичный документ по плану;

- осуществлять самостоятельный поиск, систематизацию и оформление интересующей информации.

Формы организации занятий

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, системно-деятельностный подходы.  Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  1. Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  2. Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  3. Системность организации учебно-воспитательного процесса;
  4. Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Основной формой организации  занятий является библиотечный урок, который может проводиться в форме семинара, практического занятия, ситуативной игры, экскурсии и др.

Методы организации  учебно-познавательной деятельности:

  • самостоятельная работа с информационными ресурсами,
  • демонстрация,
  • практическая работа,
  • работа в группах,
  • игра,
  • проектирование,
  • решение проблемных ситуаций,
  • творческие задания.

Библиотечные уроки проходят в виде комбинированных занятий, на которых обучающиеся получают необходимую информацию, консультации, помощь. Проводятся  такие уроки  в течении года на классных часах. В течение  учебного года проводится 1 библиотечный урок на параллели классов.

Формами промежуточного контроля является обсуждение проектов, тестирование.

Учебно-тематический план

№ модуля

Название модуля

Количество часов

Контингент

1

Первоначальное представление об информации

4

1-4 классы

2

Работа с книгой как одно из направлений информационной деятельности

3

Информация, ее хранение, систематизация и способы передачи

6

5-9 классы

4

Поиск и использование информации. Библиотека как информационно-поисковая система.

5

Работа с информационными ресурсами: поиск и извлечение информации.

6

Справочно-библиографический аппарат и информационно-поисковая система как инструмент поиска информации

8

Анализ информационных ресурсов и представление собственного продукта

2

10–11класс

Итого

12

Ожидаемые результаты

По окончании начальной обучающиеся должны:

  • знать правила пользования библиотекой;
  • знать информационные ресурсы на традиционных и нетрадиционных носителях (фоно-, видео-, аудиоматериалы);
  • знать основные элементы книги (обложка, корешок, титульный лист, оглавление, предисловие, аннотация, послесловие);
  • уметь правильно называть произведение (фамилия автора, заглавие книги);
  • уметь определять примерное содержание книги, используя знание ее элементов;
  • уметь самостоятельно определять жанр книги (художественная, справочная);
  • уметь пользоваться доступной справочной литературой, периодическими изданиями для младших школьников;
  • уметь целенаправленно выбирать и читать художественную, познавательную, справочную литературу и детскую периодику.

По окончании основной школы обучающиеся должны:

  • знать способы переработки и хранения информации;
  • знать принципы систематизации информационных ресурсов;
  • знать алгоритм самостоятельной работы с информацией;
  • уметь пользоваться справочным аппаратом книги;
  • уметь пользоваться информационными ресурсами на нетрадиционных носителях информации;
  • уметь правильно оформлять результаты самостоятельной работы.

По окончании средней школы обучающиеся должны:

  • владеть основными элементами библиографического описания;
  • уметь анализировать и характеризовать художественную, учебную, научно – популярную, справочную литературу с библиографической точки зрения (библиографическая характеристика).
  • владеть методом работы в библиотеках, умение оформить библиографический запрос;
  • уметь оформить и представить результаты самостоятельной работы;
  • уметь оценить результаты собственной самостоятельной информационной деятельности.

Содержание программы

Модуль I. «Первоначальное представление об информации»

Цели: формирование первоначального представления об информации, ее систематизации и способах хранения; обучение первоначальным навыкам и умениям пользования библиотечных инструментов для поиска и выбора информации и основам работы с текстом; содействие развитию познавательной активности учащихся; поощрение интереса к книге и чтению.

Содержание. Первоначальное представление об информации. Многообразие информационных ресурсов. Традиционные ресурсы: книги, журналы. Пластинки, диафильмы, кассеты с видео и аудиозаписями. Компьютер как инструмент управления информацией.

Понятие о библиотеке. Правила пользования библиотекой. Абонемент и читальный зал. Систематизация информации. Выбор книг в библиотеке. Открытый доступ к книжному фонду: порядок расстановки книг в фонде, полочные разделители. Книжные выставки.

Структура книги как инструмент информационной деятельности. Обложка (переплет), титульный лист, корешок, предисловие и послесловие, оглавление (содержание), аннотация.

Художественное оформление книги. Иллюстрации. Типы иллюстраций: фотографии, карты, рисунки, репродукции и т.л. Роль иллюстрации в восприятии текста.

Понятия: информация, носитель информации, книга, библиотека, абонемент, читальный зал, обложка (переплет), титульный лист, корешок, предисловие и послесловие, оглавление (содержание), аннотация.

Умения и навыки: пользование библиотекой, самостоятельная работа с книгой.

Модуль II. «Работа с книгой как одно из направлений информационной деятельности»

Цели: знакомство с основными типами и видами литературы; формирование навыков самостоятельной работы с книгой; формирование навыков критического мышления; формирование интереса к чтению; развитие познавательной активности обучающихся.

Содержание. Основные типы и виды литературы. Научно-познавательная литература для детей.

Справочная литература. Понятие об энциклопедиях, словарях, справочниках. Структура справочной литературы: алфавитное расположение материала, алфавитные указатели, предметные указатели.

Понятие о периодической печати. Газета, журнал: читательское назначение, оформление, содержание. Детские газеты и журналы.

Понятия: словарь, энциклопедия, справочная литература, научно-популярная литература, периодическая печать, газета, журнал, рубрика, статья, заметка.

Умения и навыки: самостоятельная работа со справочной, научно-познавательной литературой; умение поставить вопросы к книге.

Модуль III.  «Информация, ее хранение, систематизация

и способы передачи»

Цель: формирование представления об информации и информационных ресурсах; углубление  знаний об истории книги и современных носителях информации; формирование умений работы с книгой как источником информации.

Содержание. Понятие информации. Значение информации в жизни человека и развитии общества. Многообразие и особенности организации информационных ресурсов в условиях распространения новых технологий сбора, хранения, переработки и распространений информации. Способы организации информации. Систематизация и хранение информационных ресурсов.

Традиционные и нетрадиционные носители информации. История книги и библиотеки. Книга в современном мире.

Современные носители информации. Возникновение нетрадиционных носителей информации. Роль компьютера в хранении и распространении информации. Мультимедиа-ресурсы.

Понятия: архив, документ, библиотека, видео, информационные ресурсы, информация, компьютер, носитель информации, поиск информации, сохранение информации, систематизация информации.

Умения и навыки: самостоятельно работать с информационными ресурсами: умения различать и использовать особенности различных носителей информации; навыки работы с текстом, поиск и выбор необходимой информации.

Модуль IV. «Поиск информации. Библиотека как информационно-поисковая система»

Цели: формирование понятия о библиотеке как информационно-поисковой системе; формирование умений и навыков поиска, оценки и извлечения информации.

Содержание. Системы библиотек и информационных учреждений: научные, универсальные, учебные библиотеки. Специализированные отделы.

Поиск информации в библиотеках. Структура библиотечных фондов.

Электронные библиотеки. Особенности систематизации информации в электронных библиотеках. Поисковый запрос.

Понятия: библиотечные фонды, шифр книги, библиотечно-библиографическая классификация, поисковый запрос, ключевое слово, Интернет, электронная библиотека.

Умения и навыки: поиск документов в фонде библиотеки, использование ББК, умения работать с книгой, умения извлечения информации из ресурса.

Модуль V. «Работа с информационными ресурсами:

поиск и извлечение информации»

Цели: расширение знаний об особенностях использования различных информационных ресурсов; углубление знаний о методах обработки информации; формирование умений и навыков поиска, оценки, обработки и использования информации; формирование навыков работы с текстом.

Содержание. Информация на традиционных носителях. Основные виды изданий: периодические, непериодические. Основные типы литературы: учебная, справочная, научная, научно-популярная, художественная.

Справочная литература. Дифференциация справочной литературы в зависимости от назначения и содержания. Справочные издания для учащихся. Принципы использования справочного аппарата энциклопедий. Словари, их назначение, структура и принципы работы с ними.

Особенности использования информационных ресурсов на электронных носителях. Электронные словари, справочники, энциклопедии. Достоинства и недостатки электронных носителей информации.

Научно-популярная литература. Использование научно-популярной литературы при подготовке докладов и рефератов.

Методы работы с информацией. Способы чтения (просмотр, выборочное и полное чтение, изучение). Использование знаний о структуре книги при работе с ними.

Периодические издания в библиотеке. Методы работы с периодическими изданиями.

Понятия: научно-справочный аппарат книги, библиографические ссылки, библиографический список, гипертекст, электронные издания. 

Умения и навыки: оценка, обработка и использование информационных ресурсов на различных носителях; пользование справочными изданиями; работа с текстом.

Модуль VI. «Поиск информации. Справочно-библиографический аппарат и информационно-поисковая система библиотеки»

Цели: знакомство со справочно-библиографическим аппаратом библиотек и его ролью при поиске информации; формирование умений и навыков использования каталогов как информационно-поисковых инструментов.

Содержание. Понятие справочно-библиографического аппарата библиотеки. Назначение и виды каталогов. Алфавитный каталог. Систематический каталог. Разделители, отражающие структуру каталогов.

Информационно-поисковые системы. Поисковый запрос и схема его выполнения. Методика составления ключевых слов.

Понятия: алгоритм информационно-поисковой деятельности, каталог, картотека, справочно-библиографический аппарат библиотеки, информационно-поисковая система, поисковый запрос, ключевое слово.

Умения и навыки: использование библиотечных и информационно-поисковых инструментов.

Модуль VII. «Анализ информационных ресурсов и представление собственного информационного продукта»

Цели: совершенствование умений и навыков самостоятельной работы с информационными ресурсами (поиск, оценка, обработка и использование информации); совершенствование умений организации и представления информации в традиционном и нетрадиционном форматах.

Содержание. Использование информационных ресурсов в учебной, образовательной и исследовательской деятельности.

Методы работы с информацией. Учет и систематизация просмотренных и прочитанных ресурсов. Выписки и цитаты.

Составление плана. Виды плана (простой и сложный).

Методика формализованной подготовки информационных продуктов. Составление аннотации.

Библиографическое оформление цитат и выписок. Список использованной литературы. Оформление самостоятельной работы.

Формы представления результатов самостоятельной информационно-поисковой деятельности обучающегося. Доклад. Реферат. Обзор. Презентация.

Умения и навыки: инструментальные: использование каталогов, использование презентации PowerPoint; когнитивные: умение выбирать и оценивать соответствие поискового запроса и поискового образа документа, умение синтезировать информацию из различных источников.

Формы контроля знаний

Формы контроля и диагностики: фронтальный опрос, тестирование, творческая работа, индивидуальный и коллективный творческий проек, самооценка.

Виды творческих работ:

  • реферат,
  • аннотация,
  • рецензия,
  • презентация,
  • проект: книга, «справочное пособие»,
  • журнал, газета.

Литература для учащихся

  1. Андреева О.В. История книги: хрестоматия / О.В.Андреева. - М.:МГАП «Мир книги», 1997.
  2. Володин Б.Ф. Всемирная история библиотек / Б.Ф.Володин. – 2-е изд., доп. – СПб.: Профессия, 2004.
  3. Гецов Г.Г. Работа с книгой: рациональные приемы / Г.Г.Гецов. – М.: Книга, 1984.
  4. Львова С.Л. Книга о книге: для учащихся старших классов / С.Л.Львова. – М.: Просвещение, 1980.
  5. Николаева Л.А. Учись быть читателем: старшекласснику о культуре работы с научной и научно-популярной книгой / Л.Н.Николаева. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Просвещение, 1982.
  6. Поварнин С.И. Как читать книги / С.И.Поварнин. – 2-у изд. – М.: Книга, 1978.
  7. Сенокосов А.И. Информатика для любознательных: кн. для уч-ся 8-11 кл. / А.И.Сенокосов. – М.: Просвещение, 2006.
  8. Смородинская М.Д. О культуре чтения / М.Д.Смородинская, Ю.П.Маркова. – М.: Книга, 1984.
  9. Учимся учиться / под ред. А.М.Зимичева. – Л., 1990.
  10. Фролов М. Учимся работать на компьютере: самоучитель для детей и родителей / М.Фролов. – 4-е изд. – М. Лаборатория Базовых Знаний, 2002.

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего  образования / Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010.
  3. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обосно¬вание и моделирование содержания учебной дисциплины [Текст] / Н. И. Гендина, Н.И. Колкова, Г. А. Стародубова, Ю. В. Уленко. - М., Межрегиональный центр биб¬лиотечного сотрудничества. 2006. - 512 с.
  4. Гендина Н.И. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности М.,2002.
  5. Гендина Н.И. Основы информационной культуры школьника [текст]: учебно-методический комплекс для учащихся 1 - 4-х классов общеобразовательных учебных заведений /Н.И. Гендина, Е.В. Косолапова. – М.: РШБА, 2012. – 200 с.

Календарно – тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во часов

План.

дата

Факт. дата

Примечание

Модуль I. Первоначальное представление об информации

1

Мы идем в библиотеку. Библиотека – дом, где хранится информация.

1

2

Структура книги как инструмент информационной деятельности.

1

Модуль II. Работа с книгой как одно из направлений информационной деятельности

4

В мире справочной и научно-познавательной литературы.

1

5

Основные приемы рациональной работы с книгой

1

Модуль III.  Информация, ее хранение, систематизация

и способы передачи

6

История книги. Книга в современном мире.

1

7

Принципы систематизации информации в библиотеке

1

Модуль IV. Поиск информации. Библиотека как информационно-поисковая система

8

Поиск информации. Информационная безопасность.

1

Модуль V. Работа с информационными ресурсами:

поиск и извлечение информации

9

Справочно-библиографический аппарат библиотеки

1

10

Информационно-поисковые системы

1

Модуль VII. Анализ информационных ресурсов и представление собственного информационного продукта

11

Работа с каталогами. Составление списка ресурсов и работа с ними.

1

12

Оформление результатов  самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физики в 8-м классе по программе курса физики в средней общеобразовательной школе по учебнику А.В. Пёрышкина. Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».

Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока.  Амперметр. Измерение силы тока».Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного.  На уроке вводится понятие  сил...

Урок физики в 8-м классе по программе курса физики в средней общеобразовательной школе по учебнику А.В. Пёрышкина. Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».

Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока.  Амперметр. Измерение силы тока».Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного.  На уроке вводится понятие  сил...

Программа курса химии для среднего (полного) общего образования общеобразовательных учреждений.

В программе представлена пояснительная записка курса, общая характеристика учебного предмета, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, содержание учебного предмет...

Программа курса для обучающихся 9 класса "Функции, графики и всё, что с ними связано!

Курс «Функции, графики и всё, что с ними связано» направлен на углубление и расширение знаний учащихся по алгебре, повышение уровня их математиче...

Рабочая программа курса «Занимательный английский» средняя школа.

Образовательная программа дополнительного образования детей (базовый уровень) ...

Рабочая программа курса английского языка среднего общего образования

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНОСТРАННЫЙ (АНГЛИЙСКИЙ) ЯЗЫК»В свете сказанного выше цели иноязычного образования становятся более сложными по структуре, формулируются на...