Программа курса химии для среднего (полного) общего образования общеобразовательных учреждений.
рабочая программа по химии (10 класс) по теме
В программе представлена пояснительная записка курса, общая характеристика учебного предмета, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, содержание учебного предмета, требования к уровню подготовки выпускников, описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pr_rab_po_fgos_khim.docx | 39.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по учебному предмету «Химия»
10-11 классы
Общее количество часов 70 ч
- Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели среднего (полного) общего образования с учетом специфики учебного предмета.
Данная рабочая программа составлена для 10-11 классов общеобразовательной школы на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ МОиН «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования от 05.03.2004 г. № 1089),
- Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования (утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012г. № 413 (частично);
- Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии, рекомендованной МОиН, 2005 год
- учебно-методического комплекта авторского коллектива под редакцией Габриеляна О.С., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации;
- Учебного плана Муниципального общеобразовательного учреждения – Средней общеобразовательной школы №22 посёлка Беркакит Нерюнгринского района на 2013/14 учебный год, утверждённого приказом УО НРА от 02.08.2013 г. №348
Изучение химии на ступени среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
- Общая характеристика учебного предмета.
Курс химии на ступени среднего (полного) общего образования направлен на изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Курс структурирован по пяти блокам: Методы познания в химии; Теоретические основы химии; Неорганическая химия; Органическая химия; Химия и жизнь. Содержание этих учебных блоков в авторских программах может структурироваться по темам и детализироваться с учетом авторских концепций, но должно быть направлено на достижение целей химического образования в старшей школе.
Основные технологии:
Традиционные классно-урочные технологии
Технология игрового обучения: ролевых, деловых и других видов обучающих игр
Проектно-исследовательская технология
ИКТ
Проблемное обучение
Технология уровневой дифференциации и разноуровневого обучения
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)
Технология индивидуальных маршрутов обучения
- Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
Образовательные компоненты | Количество часов в неделю | |||
10 | 11 | |||
Федеральный компонент | ||||
Химия | 1 | 1 |
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета.
Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
Требования к уровню подготовки выпускников
знать / понимать
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
- основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
- важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь
- называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
- Содержание учебного предмета, курса.
Раздел (тема) программы учебного предмета (курса) | Количество часов | Элементы содержания раздела (темы) | Практическая часть программы по плану (содержание практической части корректируется в зависимости от учебного предмета) | |||
контрольных работ (включая тестирования) | зачётов | лабораторных, практических работ | демонстрации | |||
10 класс (35 часов) | ||||||
Глава 1. Методы познания в химии. | 1 | Роль эксперимента и теории в химии. | ||||
Глава 2. Органическая химия | 25 | Классификация и номенклатура органических соединений. Теория строения органических соединений. Углеводороды. Кислородсодержащие соединения. Азотсодержащие соединения. Полимеры. | 3 | 3 | 25 | |
Глава 3. Химия и жизнь | 5 | Химия и здоровье. Промышленное получение химических веществ на примере производства серной кислоты. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. | 1 | 1 | 10 | |
Резерв | 4 | |||||
11 класс (35 часов) | ||||||
Глава 1. Методы познания в химии. | 1 | Научные методы познания веществ и химических явлений. | ||||
Глава 2. Теоретические основы химии. | 18 | Современные представления о строении атома. Химическая связь. Вещество. Химические реакции. | 2 | 18 | ||
Глава 3. Неорганическая химия. | 13 | Классификация неорганических соединений. Металлы. Неметаллы. | 1 | 2 | 13 | |
Резерв. | 3 | |||||
Всего: | 70 |
- Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
(см.приложение)
- Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
- Габриелян, О.С. Химия.10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/О.С.Габриелян. – М.:Дрофа, 2009.
- Габриелян, О.С. Химия.10 класс: контрольные и проверочные работы / О.С.Габриелян, П.Н.Березкин.- М.: Дрофа, 2006.
- Габриелян, О.С. Химия 10 класс: рабочая тетрадь к учебнику О.С.Габриеляна / О.С.Габриелян, А.В.Яшукова. – М.:Дрофа, 2009
- Габриелян О.С. Химия 10 класс: Настольная книга учителя /О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов. – М.: Дрофа, 2004. – 480.
- Габриелян, О.С. Химия 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/О.С.Габриелян. – М.:Дрофа, 2009.
- Габриелян, О.С. Химия.11 класс: базовый уровень: методические рекомендации (текст)/ О.С.Габриелян и др.- М.: Дрофа, 2006.
- Габриелян, О.С. Химия 11 класс: рабочая тетрадь к учебнику О.С.Габриеляна / О.С.Габриелян, А.В.Яшукова. – М.:Дрофа, 2009
- Габриелян, О.С. Химия.11 класс: контрольные и проверочные работы / О.С.Габриелян и др.- М.: Дрофа, 2003
- Габриелян О.С. Химия 11 класс: в 2ч. Настольная книга учителя/ О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова, А.Г.Введенская. – М.:Дрофа, 2003. – 320с.:ил.
- Михалёва Т.г., Стрельникова Е.Н. Разработка педагогических тестов по химии. – М.: ВАКО, 2013. – 176с. – (Мастерская учителя химии).
- Набор цифровых образовательных ресурсов.
№ п/п | Класс | Раздел программы, тема | Название ЦОР (тест, презентация, дидактический материал и т.д.) |
1 | Органическая химия. 10-11 класс | Мультимедийный дидактический материал | |
2 | 10 | Основные положения органической химии. | |
3 | 10 | Предельные углеводороды. Алканы. Этиленовые и ацетиленовые углеводороды. Алкены. Алкины. | |
4 | 10 | Ароматические углеводороды. Арены. | |
5 | 10 | Высокомолекулярные соединения – полимеры. Природные источники углеводородов. | |
6 | 10 | Спирты и фенолы. | |
7 | 10 | Карбонильные соединения. | |
8 | 10 | Альдегиды и кетоны. | |
9 | 10 | Карбоновые кислоты. | |
10 | 10 | Углеводы. | |
11 | 10 | Азотсодержащие органические соединения. | |
Химия общая и неорганическая 10-11 класс | |||
12 | 11 | Строение атома. | |
13 | 11 | Химическая связь и строение неорганических веществ. | |
14 | 11 | Теория электролитической диссоциации. | |
15 | 11 | Окислительно-восстановительные реакции. | |
16 | 11 | Элементы 1-3 групп: натрий, калий, алюминий | |
17 | 11 | Элементы 4 группы: углерод и кремний. | |
18 | 11 | Элементы 5 группы: азот и фосфор. | |
19 | 11 | Элементы 6 группы: кислород и сера. | |
20 | 11 | Элементы 7 группы: водород и галогены. | |
21 | 11 | Элементы побочных подгрупп, железо и хром. | |
22 | 11 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа среднего (полного) общего образования для детей 13-16 лет "ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГИДА-ПЕРЕВОДЧИКА".
Дополнительная общеобразовательная программа среднего (полного) общего образования для детей 13-16 лет "ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГИДА-ПЕРЕВОДЧИКА"....
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МОУ СОШ с. Николаевка, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МОУ СОШ с. Николаевка, реализующих программы начального общего,...
Рабочая программа учебного предмета «Технология» среднего (полного) общего образования вариант для неделимых классов 10-11 класс (базовый уровень).
2. Рабочая программа учебного предмета «Технология» среднего (полного) общего образования вариант для неделимых классов 10-11 класс (базовый уровень)....
• Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе на базовом уровне «Программы общеобразовательных учреждений. Литература.11класс.» Под ред. Т.Ф. Курдюмовой М., Просвещение, 2012г;
Программа для очно-заочного обучения....
Программа по профилактике безнадзорности и беспризорности, предупреждению правонарушений среди подростков в муниципальной общеобразовательной школе-интернате среднего (полного) общего образования с.Самбург Пуровского района на 2013-2014 учебный год
Программа по профилактике безнадзорности и беспризорности, предупреждению правонарушений среди подростковв муниципальной общеобразовательной школе-интернате среднего (полного) общего образования с.Сам...
Рабочая программа по истории для среднего (полного) общего образования 10 - 11 классов (базовый уровень)
Программа курса по истории на базовом уровне составлена на основе программы курса «История». Базовый уровень. 10-11 классы / авт.-сост. Л.А. Пашкина в соответствии с федеральны...
Рабочая программа среднего (полного) общего образования По Английскому языку Составлена на основе авторской программы Суворова Ж.А., Мильруд Р.П.: Английский язык. 10-11 классы. Программы общеобразовательных учреждений. "Звездный английский".
Предлагаемый курс отвечает требованиям европейских стандартов (Common European Framework – Общеевропейские компетенции владения иностранным языком). Учитывая данное положение, учащиеся ста...