Программа курса химии для среднего (полного) общего образования общеобразовательных учреждений.
рабочая программа по химии (10 класс) по теме

Кривошей Валентина Юрьевна

В программе представлена пояснительная записка курса, общая характеристика учебного предмета, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, содержание учебного предмета, требования к уровню подготовки выпускников, описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pr_rab_po_fgos_khim.docx39.09 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по учебному предмету «Химия»

10-11 классы

Общее количество часов 70 ч

  1. Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели среднего (полного) общего образования с учетом специфики учебного предмета.

Данная рабочая программа составлена для 10-11 классов общеобразовательной школы на основе:

  • Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ МОиН «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования от 05.03.2004 г. № 1089),
  • Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного)  общего образования (утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012г. № 413 (частично);
  • Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии, рекомендованной МОиН, 2005 год
  • учебно-методического комплекта авторского коллектива под редакцией Габриеляна О.С., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации;
  • Учебного плана Муниципального общеобразовательного учреждения – Средней общеобразовательной школы №22 посёлка Беркакит Нерюнгринского района  на 2013/14 учебный год, утверждённого приказом УО НРА от 02.08.2013 г. №348

Изучение химии на ступени среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
  • воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

  1. Общая характеристика учебного предмета.  

Курс химии на ступени среднего (полного)  общего образования направлен на изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Курс  структурирован по пяти блокам: Методы познания в химии; Теоретические основы химии; Неорганическая химия; Органическая химия; Химия и жизнь. Содержание этих учебных блоков в авторских программах может  структурироваться по темам и детализироваться с учетом авторских концепций, но должно быть направлено на достижение целей химического образования в старшей школе.

Основные технологии:

Традиционные классно-урочные технологии

Технология игрового обучения: ролевых, деловых и других видов обучающих игр

Проектно-исследовательская технология

ИКТ

Проблемное обучение

Технология уровневой дифференциации и разноуровневого обучения

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)

Технология индивидуальных маршрутов обучения

 

  1. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

Образовательные компоненты

Количество часов в неделю

10

11

Федеральный компонент

Химия

1

1

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета.

Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

3) готовность к служению Отечеству, его защите;

4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.  

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов; 

7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

Требования к уровню подготовки выпускников

знать / понимать

  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
  • основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
  • важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

уметь

  • называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
  • характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
  • объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
  • выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
  • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
  • приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

  1. Содержание учебного предмета, курса.

Раздел (тема) программы учебного предмета  (курса)

Количество часов

Элементы содержания раздела (темы)

Практическая часть программы по плану (содержание практической части корректируется в зависимости от учебного предмета)

контрольных работ (включая тестирования)

зачётов

лабораторных, практических работ

демонстрации

10 класс (35 часов)

Глава 1. Методы познания в химии.

1

Роль эксперимента и теории в химии.

Глава 2. Органическая химия

25

Классификация и номенклатура органических соединений. Теория строения органических соединений. Углеводороды. Кислородсодержащие соединения. Азотсодержащие соединения. Полимеры.

3

3

25

Глава 3. Химия и жизнь

5

Химия и здоровье. Промышленное получение химических веществ на примере производства серной кислоты. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

1

1

10

Резерв

4

11 класс (35 часов)

Глава 1. Методы познания в химии.

1

Научные методы познания веществ и химических явлений.

Глава 2. Теоретические основы химии.

18

Современные представления о строении атома. Химическая связь. Вещество. Химические реакции.

2

18

Глава 3. Неорганическая химия.

13

Классификация неорганических соединений. Металлы. Неметаллы.

1

2

13

Резерв.

3

Всего:

70

  1. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

(см.приложение)

  1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

  1. Габриелян, О.С. Химия.10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/О.С.Габриелян. – М.:Дрофа, 2009.  
  2. Габриелян, О.С. Химия.10 класс: контрольные и проверочные работы / О.С.Габриелян, П.Н.Березкин.- М.: Дрофа, 2006.
  3. Габриелян, О.С. Химия 10 класс: рабочая тетрадь к учебнику О.С.Габриеляна / О.С.Габриелян, А.В.Яшукова. – М.:Дрофа, 2009
  4. Габриелян О.С. Химия 10 класс: Настольная книга учителя /О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов. – М.: Дрофа, 2004. – 480.
  5. Габриелян, О.С. Химия 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/О.С.Габриелян. – М.:Дрофа, 2009.  
  6. Габриелян, О.С. Химия.11 класс: базовый уровень: методические рекомендации (текст)/ О.С.Габриелян и др.- М.: Дрофа, 2006.        
  7. Габриелян, О.С. Химия 11 класс: рабочая тетрадь к учебнику О.С.Габриеляна / О.С.Габриелян, А.В.Яшукова. – М.:Дрофа, 2009
  8.  Габриелян, О.С. Химия.11 класс: контрольные и проверочные работы / О.С.Габриелян и др.- М.: Дрофа, 2003
  9. Габриелян О.С. Химия 11 класс: в 2ч. Настольная книга учителя/ О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова, А.Г.Введенская. – М.:Дрофа, 2003. – 320с.:ил.
  10. Михалёва Т.г., Стрельникова Е.Н. Разработка педагогических тестов по химии. – М.: ВАКО, 2013. – 176с. – (Мастерская учителя химии).
  11. Набор цифровых образовательных ресурсов.

№ п/п

Класс

Раздел программы, тема

Название ЦОР (тест, презентация, дидактический материал и т.д.)

1

Органическая химия. 10-11 класс

Мультимедийный дидактический материал

2

10

Основные положения органической химии.

3

10

Предельные углеводороды. Алканы. Этиленовые и ацетиленовые углеводороды. Алкены. Алкины.

4

10

Ароматические углеводороды. Арены.

5

10

Высокомолекулярные соединения – полимеры. Природные источники углеводородов.

6

10

Спирты и фенолы.

7

10

Карбонильные соединения.

8

10

Альдегиды и кетоны.

9

10

Карбоновые кислоты.

10

10

Углеводы.

11

10

Азотсодержащие органические соединения.

Химия общая и неорганическая 10-11 класс

12

11

Строение атома.

13

11

Химическая связь и строение неорганических веществ.

14

11

Теория электролитической диссоциации.

15

11

Окислительно-восстановительные реакции.

16

11

Элементы 1-3 групп: натрий, калий, алюминий

17

11

Элементы 4 группы: углерод и кремний.

18

11

Элементы 5 группы: азот и фосфор.

19

11

Элементы 6 группы: кислород и сера.

20

11

Элементы 7 группы: водород и галогены.

21

11

Элементы побочных подгрупп, железо и хром.

22

11

  1. Комплекты плакатов по химии 10-11 классы.
  2. Набор оборудования для кабинета химии. Микролаборатория.