Выступление на январском совещании учителей «Технология подготовки и проведения интегрированного урока».
методическая разработка по теме

Данное выступление носит практический характер по теме интеграции для руководителей методических объединений, заместителей директоров по учебной работе, учителей, заинтересованных данной темой. Собрана теоретическая база и обоснование необходимости применения различных форм интегрированных уроков. Основной акцент приходится не столько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образного мышления. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям окружающей жизни. Как результат - повышение мотивации к учебной деятельности учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на январском совещании учителей «Технология подготовки и проведения интегрированного урока».

Урок – главная форма организации обучения и воспитания учащихся в школе. Все экспериментальные попытки найти ему равнозначную замену успеха не имели. Со времени Яна Амоса Коменского урок как форма обучения детей всё же не мог не трансформироваться, отражая культурные и педагогические нормы своей эпохи. Сегодня школа стоит на пороге рождения свободного урока, появляющегося как результат личностно ориентированного образования, сотрудничества учителя и ученика.

Одним из видов уроков истории являются уроки межпредметных связей. Интегрированные межпредметные уроки являются одними из эффективных и хорошо себя зарекомендовавших инструментов организации учебного процесса. История является наиболее объединяющим предметом учебной системы. Интегрированные уроки по истории – это попытка. Используя новые методы, доступно, всесторонне и эмоционально рассказать о прошлом человечества. Многие коллеги – предметники обращаются к учителю истории с просьбой рассмотреть тот или иной вопрос в историческом конспекте. Иногда такое объединение вполне оправдано самим учебным материалом, однако не следует забывать, что интегрированный урок сегодня – это новая, пока еще  неосвоенная до конца часть методического и дидактического аппарата учителя.

В принципе межпредметные связи осуществляются практически на всех занятиях. Обществознание, география, химия, математика и т.д.- все они связаны с историей, в первую очередь уже потому, что вошедшие в нее личности были не только политиками и полководцами, они представляли все сферы  жизнедеятельности государства и человека. Кроме того, многим ученым естественных и точных наук не были чужды история, внутренняя и внешняя политика, экономика и т.д. У них имелись труды непосредственно и прямо относящиеся к истории и к политике. Достаточно вспомнить письмо Л.Н.Толстого Николаю Второму «Мерами насилия можно угнетать народ, но нельзя управлять им…», «Заветные мысли» химика Д.И.Менделеева об устройстве России, письмо физиолога И.П.Павлова председателю Комисаров В.М.Молотову о демократии в СССР и т.д.

Предельна близка к истории география. Однако использовать географические знания в преподавании истории надо творчески. К примеру, учащиеся приступили к изучению темы о складывание Древнерусского государства. Учитель предлагает показать на карте путь «из варяг в  греки» или переход Олега из Новгорода в Киев. Учащийся, вышедший к карте, непременно столкнется с «географической» проблемой: между Новгородом и Киевом не было единой водной артерии, а в Киев все переплавлялись на ладьях. Возникает вопрос. Разбор этого вопроса приводит учащихся и к лучшему знанию географии,  к выявлению пока неизвестного им способа передвижения целого войска (купеческой экспедиции) «от одной воды до другой воды» посредствам волока (волок – « место наибольшего сближения двух судоходных рек, по которому в старину перетаскивали суда и грузы из одной речной системы в другую»).

«Литература и история - близнецы-братья» - так можно перефразировать стихи В.В.Маяковского. К примеру «Слово о полку Игореве», «Бородино» М.Ю.Лермонтова, «Полтава» А.С.Пушкина, «Воина и мир» Н.Н.Толстого, десятки и сотни других литературных произведений являются близкими для исторических дисциплин.

Прекрасно вливаются в рассказ учителя истории стихи. К примеру, можно долго объяснять, как красив храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве, воздвигнутый в честь взятия Казани по приказу Ивана Четвертого Грозного, как жесток и непредсказуем был сам царь и не вызвать особых эмоций у учащихся. Заметно интереснее воспринимаются и история создания храма и царский нрав, если с чувством прочесть стихотворение Д.Кедрина «Зодчие».

Возможен интегрированный подход к изучаемой проблеме или теме, например при рассмотрении творчества А.С.Пушкина. Вот как об этом рассказывает учитель С.Гуревич. Ученики, увлеченные криминалистикой, рассказывают об экспертизе анонимного пасквиля, послужившего поводом последней дуэли; ученик, интересующийся скульптурой, проводит сопоставимый анализ «Медного всадника» и памятника Петру Первому на площади «Декабристов в Санкт-Петербурге; будущий врач знакомит класс с сообщениями  хирургов Бурденко и Юдина, а также статей Кассирского о возможности лечения раны Пушкина; киноман рассказывает, как кино учится у Пушкина последовательности раскрытия характера человека; будущий историк-исследователь изучает статью Е.Тарле «Пушкин-историк» и монографию Блока о работе Пушкина над историческими источниками; ученик, интересующийся экономикой, анализирует описание кабинета Онегина и составляет перечень предметов русского экспорта начала 19 века и товаров, ввозимых в Россию; ученики увлекающиеся географией готовят сообщение по теме «Пушкин-путешественник».

На основании особенностей обучения истории преподавание должно быть построено таким образом, что бы формировать у учащихся способность воспроизводить ранее усвоенные знания для лучшего запоминания нового материала. Предметы или явления, взаимодействующие в природе, связываются и в памяти человека.

Способность памяти запоминать новое на основе ранее известного не должна ограничиваться лишь внутрипредметными связями, межпредметные связи дают возможность взглянуть на предмет с разных сторон и прочнее запомнить на основе межсистемных ассоциаций.

Важнейшими характеристиками запоминания следует считать приемы смысловой группировки учебного материала и выделение смысловых, опорных пунктов, смыслового соотношения того, что усваивается в связи с чем-либо уже известным.

  Можно выделить следующие факторы снижающие эффективность интегрированных уроков это:

  • Отсутствие возможности скоординировать темы различных предметов (содержание нынешних программ слабо увязаны в целях интеграции);
  • При доминировании одного предмета как интегратора занижается роль других предметов (они лишь «обслуживают» основной предмет);
  • Тема интегрированного урока не получает дальнейшего развития на последующих уроках.

Для лучшего понимания вопроса интеграции мы рассмотрели интеграцию предметов гуманитарного и художественно-эстетических циклов.

Интеграция предметов гуманитарных и художественно-эстетических циклов имеют важное значение для идейно-нравственного становления личности. На уроках истории культура рассматривается как результат человеческой деятельности в процессе развития общества. Историческое событие – это «следы культуры». Продукты деятельности человека. Литература, музыка, изобразительное искусство изучают художественную культуру, то есть предметом изучения данной образовательной области является культура в широком смысле слова. Имея общую тему, эти предметы ставят перед собой различные цели: одни ориентированы на усвоение новых знаний, другие на овладение способами деятельности.

Формирование эмоционально-ценностного отношения к миру. При этом должны быть соблюдены   следующие условия:

  • Предметы гуманитарных и художественных циклов должны преподаваться интегрировано, образуя единый модуль;
  • Содержание и структура программ сформированы с учетом параллельно изучения данных предметов;
  • Обучение осуществляется методом « погружения» на основе сочетания исторических и тематических подходов;

Постижение культуры осуществляется не только на уровне знаний различных культурно и на уровне овладения способами деятельности, эмоционально-ценностного переживания, выработки личностного отношения к культурно-исторической эпохе.

Определить системообразующие принципы формирования интегрированных программ предметов гуманитарного и художественно-эстетических циклов это:

  • Сочетание исторических и тематических подходов (исторические знания пронизывают все интегрируемые предметы, явления и события рассматривая в исторической последовательности)
  • Принцип синхронности (темы должны изучаться параллельно)
  • Сохранение предмета изучения как самостоятельного, гармонизация его с интегрируемой учебной дисциплиной (нельзя допустить доминирования)
  • Принцип «погружения» в культуру (качество усвоения культуры зависят от глубины и широты изучаемого материала)
  • Понимание общей культуры, в особенности национальной, достигается путем постоянного диалога культур разных времен и народов.

Вышесказанное проиллюстрировано на опыте работы МБОУ Погроминская СОШ. Творческая группа учителей школы разработала органически интегрированную программу, ориентированную на всемерное развитие интеллектуальных качеств учащихся. Разделы и темы программ содержат учебно-поисковые, творческие, коммуникативные и другие способы деятельности на основе решения «очных проблем» (поиск смысла жизни, истины, идеалов и другие). В качестве источника информации учащиеся пользуются первоисточниками, экспонатами музеев и выставок, музыкальными произведениями. Прием рассчитан на среднее и старшее звено обучения.

 При этом в 7-9 классах интеграционные уроки проходят по образцу дебатов, так как дискуссионная форма наилучшим образом позволяет реализовать идейного диалога культур (класс делится на две команды,  представляющие на уроке противоположные точки зрения), таким образом,  формируется целостные представления об изучаемой культуре, вырабатывают определенные качества личности (гибкость и логичность мышления, умение выразить свое эстетическое и эмоционально-ценностное отношение к изучаемому, аргументировано и корректно отстаивать свою позицию, доброжелательно относится к чужому мнению).  

Технология подготовки состоит из нескольких этапов.

Первый этап работы подготовительный. Он включает в себя следующие элементы: планирование, организация творческой группы, конструирование содержания урока, репетиции. Рассмотрим каждый элемент подробно.

Планирование урока. Во время работы над календарно-тематическим планированием необходимо определить количество интегрированных уроков, их тематику и сроки проведения, что позволит четко определить их роль и место в проведении интегрированных уроков, поможет планомерно вести работу по подготовке к интегрированному уроку. На этом этапе необходимо определить оптимальное количество интегрированных уроков. Критерием оптимальности являются их необходимость и достаточность для достижения поставленных образовательных целей. Цель интегрированного урока – достичь целостного представления об изучаемом (явлении, событии, процессе, которые отображаются в теме, разделе программы). Если стоит цель сформировать целостные пропедевтические знания в начале изучения темы или раздела, программы, то интегрированный урок проводится как вводный в тему или раздел. Если урок проводится в конце изучения раздела, то он проводится как обобщающий. Возможно сочетание того и другого подходов одновременно, то есть вначале дать вводно-обзорный урок, а в конце изучения темы или раздела как урок обобщения знаний по пройденному материалу. Последний вариант является наиболее приемлемым, так как наиболее полно соответствует логике построения познавательного процесса: от общего к частному и от частного к общему.

В настоящее время интегрированные уроки используются в основном как обобщающие. Это обусловлено, прежде всего, тем, что учебный материал, как правило,  изучается индуктивным методом, то есть линейно-поступательно, шаг за шагом от частного к общему. В  этом случае целостное представление  об изучаемом у школьников должно сформироваться в конце  изучения материала на обобщающем уроке. Процесс усвоения программы в данном случае напоминает составление мозаики из разноцветных кусочков стекла, когда ученики соединяют расчлененные знания в единую картину. Учащиеся при таком способе не видят взаимосвязи между уроками. А так как раздел программы представляет собой развернутую во времени картину, наполненную множеством фактов, то не каждому ученику удается сформировать в своем сознание целостный ее образ. Если на основе дедуктивного подхода использовать интегрированный урок как пропедевтический, когда материал урока укрупняется до обзора раздела программы, то это поможет преодолеть фрагментировать видение, сформировать у учащихся целостную и всестороннюю картину изучаемого, подготовит необходимую базу для более углубленного изучения на последующих уроках. Отсюда логически вытекает решение проблемы определения оптимального количества интегрированных уроков. Количество разделов в программе определит количество и тематику интегрированных уроков в учебном году. Таким образом, формируется система интегрированных уроков, обусловленная логикой изучения предмета.

Данный подход соответствует диалектико-материалистическому методу познания: от общего (первичный синтез) к частному (анализ), от частного к общему (синтез). Вводно-обзорный урок создает у учащихся целостную картину изучаемого. На последующих уроках материал детально рассматривается и анализируется. На заключительных уроках по разделу программы делаются обобщения и выводы.

В процессе календарно-тематического планирования необходимо определить оптимальное количество интегрированных предметов. Слишком большое их число может привести к следующим проблемам:

  • Перегруженности материала урока, излишней детализации и отсутствию целостности подаваемого материала;
  • Переутомлению учащихся вследствие перегруженности информацией, отсюда к потере внимания учащихся на уроке;
  • Отсутствию взаимопонимания и взаимосогласованности действий учителей в ходе урока.

На этапе планирования необходимо согласовать и скоординировать тематику уроков с учителями-партнерами по интегрированным урокам. Наиболее удачный вариант – совместное планирование предстоящих уроков.

На первый взгляд создается впечатление, что проблем с планированием интегрированных уроков нет. Однако анализ показывает, что существующие программы имеют слабые межпредметные связи, что не способствует интеграции знаний.

В процессе планирования уроков необходимо определить основания интеграции. Например, при интеграции предметов гуманитарного и как логика изучения этого курса рассматривает развитие общества разносторонне (интегрировано): развитие исторических событий (собственно история), развитие политических систем (политология), развитие культуры (культурология) и т.д. Внутри этих знаний существует собственная интеграция. Так, например, темы по культуре интегрируют знания по истории науки, техники, изобразительного искусства, литературы, музыки, архитектуры и театра.

Следующая задача состоит в том, чтобы определить близкие темы по литературе, изобразительному искусству и музыки для их интеграции с историей. Для этого и необходимо проанализировать программы этих предметов.

Организация творческой группы. Формирование команды учителей – это один из ответствующих моментов работы над уроком, так как от взаимной совместимости и слаженности работы команды зависит успех урока. Психологическая совместимость  является важным фактором успеха работы любой группы людей. Поэтому важно, чтобы творческая группа создавалась с учетом взаимной совместимости. Только в атмосфере партнерства и взаимной доброжелательности может родиться хороший урок.

Конструирование содержания урока. На первом этапе урок моделируется в общих чертах, без конкретизации материала. Необходимо разработать композицию урока, определить ее основные части. Для этого члены творческой группы, методом "мозговой атаки" предлагает различные варианты урока, методы и формы работы. Из всего многообразия идей и вариантов необходимо выбрать оптимальное решение, соответствующее поставленной цели.

Следующий этап работы над содержанием урока – этап  самостоятельного творчества. Каждый учитель самостоятельно подбирает материал по своему направлению. Задача состоит в том, чтобы найти по возможности исчерпывающий материал по тематике урока, выявить интересные факты, подобрать необходимые иллюстрации, музыкальные произведения и другой материал.

Затем группа приступает к созданию плана-конспекта урока. На данном этапе, рассмотрев и обсудив весь собранный материал, творческая группа производит отбор лишь самого необходимого из всего массива информации, отказавшись от всего малосущественного. Это связано с необходимостью соблюдать временные рамки урока. Главная задача этого этапа заключается в том, чтобы создать целостную ткань урока без четких границ между интегрированными частями.

Репетиционный этап. В ходе репетиции творческой группы учителей отрабатывается режиссура урока, оттачивается сценарий. На этом этапе определяются «роли» учителей на уроке, продумываются мизансцены. Необходимость в такой детальной проработке хода урока обусловлена особенностью работы ансамбля учителей. Учитель, работающий с классом сольно (в одиночку), находится в более комфортных условиях, чем группа учителей, так как один управляет ходом урока. Гораздо труднее импровизировать, когда работает группа учителей. Каждая несогласованность, непродуманная импровизация текста может поставить напарников в тупик. Поэтому необходимо отработать все переходы от монолога к монологу, чтобы возможные импровизации текста не озадачили партнеров. Опыт показывает, что импровизированный текст лучше воспринимаются, чем заученный. Однако, мастерское исполнение заученного текста всегда лучше плохой импровизации. Все зависит от профессионализма учителя, его актерского мастерства.

Отсутствие слаженности в работе творческой группы могут привести к снижению качества урока. Необходимо избегать излишней суетности, неловкости, непродуманности в ходе урока, так как все эти «мелочи» могут в значительной мере испортить впечатление от урока.

Во время репетиций необходимо проводить хронометраж урока, который поможет четко определить ход урока и уложиться во временные рамки.

Второй этап подготовки и проведения урока – исполнительный. Начало урока, по нашему мнению, должно оказать на учащихся сильное эмоциональное воздействие, чтобы настроить их на его восприятие. В современной дидактике этот этап урока называется фазой вызова. Цель этого этапа – вызвать интерес учащихся к теме урока, к его содержанию. Способы вызова интереса учащихся могут быть различные, например описание проблемной ситуации или интересного случая.

Начало интегрированного урока предметов гуманитарного и художественно–эстетических циклов должно представлять своего рода увертюру – торжественное приглашение к уроку как художественно-педагогическому произведению. Поэтому необходимо проработать режиссуру этого вступления.  

В ходе урока могут использоваться различные музыкальные произведения. Так на уроке «Раннее средневековье и его культура» используется музыка Рихарда Вагнера к операм «Тангейзер», «Лоэнгрин». В сочетании со слайдами  музыка помогает создать атмосферу того времени. Где-то музыка идет фоном, где-то в специально продуманных паузах, набирает силу, а иногда вовсе умолкает.

В заключительной части урока необходимо обобщить все сказанное на уроке, подготовить итог рассуждениям учеников, сформулировать четкие выводы. Как и начало урока, концовка должна произвести на учащихся сильное эмоциональное воздействие.

Желательно, чтобы интегрированный урок имел проблемный характер. Если этот вводный урок, то на нем необходимо обозначить проблемные вопросы, которые будут рассматриваться на последующих уроках. На обобщающем уроке также можно сформулировать вопросы, которые ученики будут рассматривать самостоятельно во внеурочное время.

Третий этап – рефлексивный. На этом этапе проводится анализ урока.

Без хорошего анализа не может быть развития и совершенствования профессиональной компетентности учителя. Поэтому творческая группа тщательно должна проанализировать проведенный урок. Необходимо учесть все его достоинства и недостатки. Желание занизить или умолчать недостатки, а также завысить его положительные стороны оказывает вредное влияние на развитие педагогического мастерства учителя, ведет к снижению качества уроков.

Таким образом, процесс подготовки и проведения интегрированного урока представляет собой структурированную систему, состоящую из следующих элементов-этапов: подготовительный, исполнительский, рефлексивный.

Список литературы

Образование: традиция и инновации в условиях современных перемен: Сборник.-М., 1997.

Федорец Г.Ф. Проблемы интеграции в теории и практике обучения. – Л., 1990.

Сборник нормативных документов. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план. История. М.: Дрофа, 2007, с.3.

Загладин Н. В., Козленко С.И., Загладина Х.Т. Методические рекомендации по использованию учебников при изучении предмета. М.: “Русское слово”, 2005, с.6, 49-51.

Боголюбов Л.Н. и др. Обществоведение. Методические рекомендации 10-11 класс. М. “Просвещение” 2011, с.9-11.

Блонский П.П. Избранные педагогические сочинения в 2-хт., М., 1979, т.1, с.211.

Обществоведение. Методические рекомендации по изучению курса в соответствии с различными вариантами учебного плана. Под ред. Л.Н.Боголюбова. М., “Просвещение”, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на августовском совещании учителей технологии

Используя на своих уроках современные образовательные технологии и методики, я добиваюсь заметного роста показателей обучающихся, а именно качества знаний, среднего балла, индивидуальной успеваемости....

Статья "Методика подготовки и проведения интегрированных уроков"

В данной работе осуществлена попытка проанализировать и обобщить собстенные практические наработки по данной теме и попытаться привести их в соответстие с теоретическими выкладками по данному вопросу....

Презентация "Методика подготовки и проведения интегрированных уроков"

Данная презентация является иллюстративным дополнением к статье  "Методика подготовки и практика прведения интегрированных уроков", опубликованной на сайте....

ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ГЕОГРАФИИ И ИНФОРМАТИКИ В СОТВОРЧЕСТВЕ ПЕДАГОГОВ И УЧЕНИКОВ.

В статье говорится о сотворчестве учителей и учеников при подготовке и проведении интегрированного урока по географии и информатике....

«Методика подготовки и проведения интегрированных уроков»

В настоящее время одним из критериев выпускника школы является высокий уровень знаний, включающий в себя достаточную базу для продолжения образования. ...

Методика подготовки и проведение интегрированных уроков

Методика подготовки и проведение интегрированных уроков...