«Методика подготовки и проведения интегрированных уроков»
статья по биологии (10 класс) на тему

Копосова Татьяна Борисовна

         В настоящее время одним из критериев выпускника школы является высокий уровень знаний, включающий в себя достаточную базу для продолжения образования. А чтобы выпускник соответствовал этим требованиям, в курсе средней школы учащимся необходимо заложить основы целостного подхода к изучению процессов, происходящих в окружающем мире.

          Возникают трудности в связи с увеличением в учебных планах школ числа изучаемых дисциплин, с сокращением времени на изучение некоторых классических школьных предметов, в том числе химии, биологии и географии.

          Эти обстоятельства требуют поиска новых подходов в организации учебного процесса с целью развития у выпускников умения обобщать, синтезировать знания из смежных учебных предметов, формируя целостный взгляд на мир, понимание сущности взаимосвязи явлений и процессов. Многие из этих задач решает методика внедрения интегрированных уроков по основным предметам, в частности биологии, химии, физики и географии, а также и с другими предметами, не относящихся к предметам естественно-научного цикла.

          Интеграция – это объединение материала по двум и более предметам, обеспечивающего повышение идейно-воспитательного и научного уровней содержания уроков.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Методика подготовки и проведения

интегрированных уроков»

План

  1. Вступление
  2. Теоретические основы проведения интегрированных уроков
  3. Примерные темы и фрагменты конспектов  некоторых итрегрированных уроков.
  4. Конспект интегрированного урокаНа тему:

«Строение и функции клеточной мембраны.»

  1. Преимущества интеграции на уроке.
  2. Результаты интегрированного обучения и его значение.
  3. Результаты интегрированного обучения и его значение.
  4. Список литературы.
  5. Приложения.

  1. Вступление.

           В настоящее время одним из критериев выпускника школы является высокий уровень знаний, включающий в себя достаточную базу для продолжения образования. А чтобы выпускник соответствовал этим требованиям, в курсе средней школы учащимся необходимо заложить основы целостного подхода к изучению процессов, происходящих в окружающем мире.

          Возникают трудности в связи с увеличением в учебных планах школ числа изучаемых дисциплин, с сокращением времени на изучение некоторых классических школьных предметов, в том числе химии, биологии и географии.

          Эти обстоятельства требуют поиска новых подходов в организации учебного процесса с целью развития у выпускников умения обобщать, синтезировать знания из смежных учебных предметов, формируя целостный взгляд на мир, понимание сущности взаимосвязи явлений и процессов. Многие из этих задач решает методика внедрения интегрированных уроков по основным предметам, в частности биологии, химии, физики и географии, а также и с другими предметами, не относящихся к предметам естественно-научного цикла.

          Интеграция – это объединение материала по двум и более предметам, обеспечивающего повышение идейно-воспитательного и научного уровней содержания уроков.

  1. Теоретические основы проведения интегрированных уроков.

Интегрирование:

по форме – это технология, позволяющая решить проблему разобщённости предметов, что даёт возможность:

  •  устанавливать связи между понятиями и определять их практическую направленность;
  • -исключить повторы в учебных дисциплинах;
  • -углубить изучение материала без дополнительных временных затрат;
  • . повышение мотивации учебной деятельности, за счет

   нестандартной формы урока.

  • положительная динамика метапредметных

    компетентностей.

  • -повысить творческий потенциал обучающихся;
  • -расширить информационную ёмкость урока, интенсивность.

Формы интегрирования:

  • Интегрированный курс, объединяющий многочисленные предметы, предусмотренные учебными планами общеобразовательного учреждения.
  • Интегрированный урок - наиболее эффективная форма обучения, так как изучаемый предметный материал тут же находит практическое применение при изучении других предметов.
  • Интегрированный фрагмент урока - использование интеграции не на всем уроке, а только на каком-либо этапе.

          Согласно классификации тенденций развития образовательных технологий,  интегрированный   урок  относится к группе технологий «воспитания в процессе жизни», которая представляет собой стремление уйти от школярского подхода к образованию, крайней дифференциации предметного обучения и привести его в естественную органическую связь с жизнью.

 Интегрированный   урок - это особый тип  урока , объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В таком  уроке  всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины.

         К использованию  интегрированного   урока  учителя прибегают нечасто и главным образом в следующих случаях:

  • при обнаружении дублирования одного и того же материала в учебных программах и учебниках;
  • при лимите времени на изучение темы и желании воспользоваться готовым содержанием из параллельной дисциплины;
  • при изучении межнаучных и обобщённых категорий (движение, время, развитие, величина и др.), законов, принципов, охватывающих разные аспекты человеческой жизни и деятельности;
  • при создании проблемной, развивающей методики обучения предмету.

и т.д.

В ходе этой подготовительной деятельности учитель определяет:

  • свои мотивы  проведения   интегрированного   урока  и его цель;
  • форму интегрирования;
  • характер связей между соединяемым материалом;
  • структуру (последовательность) расположения материала;
  • методы и приёмы его предъявления;
  • методы и приёмы переработки учащимися нового материала;
  • способы увеличения наглядности учебного материала;
  • распределения ролей с учителями  интегрируемого  предмета;
  • форму записи подготовленного урока;
  • формы и виды контроля обученности учащихся на данном уроке.

Типы интегрированных уроков:

1. урок формирования новых знаний

2. урок обучения умениям и навыкам

3.  применение знаний на практике

4. урок повторения,

      систематизации и обобщения знаний, закрепления

      умений

5. урок контроля и проверки знаний и умений

Формы уроков:

  • урок-лекция;
  • урок-путешествие;
  • урок-экспедиция;
  • урок-исследование;
  • урок-инсценировка;
  • учебная конференция;
  • урок-экскурсия;
  • мультимедиа- урок;
  • проблемный урок; повторительно-обобщающий урок;
  • диспут;
  • игра (КВН, Счастливый случай, Поле чудес, конкурс, викторина);
  • театрализованный урок (урок-суд);
  • урок-совершенствование;
  • заключительная конференция;

  1. Примерные темы и фрагменты конспектов  некоторых итрегрированных уроков.

  1. Характеристика звука (7 класс, физика – биология)
  2. Глаз – как оптическая система  ( 7,8 класс, физика – биология)
  3. Закономерности географической оболочки (7 класс, география – биология)
  4. Белки ( 10 класс, биология – химия)
  5. Глобальные экологические проблемы человечества (11 класс, география – биология)

Фрагмент интегрированного урока по физике и биологии в 10-м классе на тему:

"Диффузия – основа жизни"

(урок ведут учителя физики и биологии)

Дидактические цели:

  • Развить творческое мышление, позволяющее критически воспринимать окружающий мир

Методические задачи:

  • Закрепить умение готовить микропрепараты.
  • Рассматривать и наблюдать за процессом диффузии в кожице лука.
  • Определить зависимость скорости протекания диффузии от температуры.
  • Обобщить  информацию, полученную в результате проведенных опытов.

Ход урока.

Учитель биологии: Природу изучают в нескольких школьных курсах, однако мало у кого формируется её целостное видение. Знания, как правило, разделяются на “физические”, “биологические”, “химические” и др.. Однако разрозненные знания не позволяют создать целостную картину мира, поэтому основная задача нашего урока показать взаимосвязь, казалось бы, таких разных наук как физика и биология при изучении такого распространенного явления, как диффузия.

Вопрос: Скажите, зачем солят морскую рыбу, ведь в море вода и так соленая?

Обсуждаются варианты ответов учащихся, после обсуждения, проведем опыт:

Опыт № 1 “Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука”.

Цель:1.  Познакомиться с одним из важнейших свойств цитоплазматической мембраны (цитоплазмы) — регуляцией поступления в клетку и выхода из нее воды.

          2. Убедиться, что оно проявляется только при условии полупроницаемости цитоплазматической мембраны

Оборудование: луковица лука репчатого, имеющего антоциановую окрасу,6-8% раствор поваренной соли, покровные и предметные стекла, препаровальные иглы, скальпели или лезвия, микроскопы.

Ход работы.

1.Приготовить препарат кожицы лука, рассмотреть клетки под микроскопом.

2.Удалить с микропрепарата воду, приложить фильтровальную бумагу к краю покровного стекла. Нанести на предметное стекло - каплю раствора поваренной соли.

3.Фильтровальной бумагой удалить раствор поваренной соли. Капнуть на предметное стекло 2—3 капли воды. Наблюдать за состоянием цитоплазмы.

4. Выполнить схематический рисунок, показывающий механизм процесса плазмолиза и деплазмолиза.

http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=349904163-64-72&n=21  схема плазмолиза

http://www.valleyflora.ru/images/kletochnyy-turgor-plazmoliz.jpg  схема деплазмолиза

Вывод:

1. Если клетка находится в гипертоническом растворе, концентрация которого больше концентрации клеточного сока, то скорость диффузии воды из клеточного сока будет превышать скорость диффузии воды в клетку из окружающего раствора. Уменьшение объема клеточной вакуоли сопровождается отделением цитоплазмы оболочки – происходит плазмолиз

2. Если плазмолизированную клетку поместить в гипотонический раствор, концентрация которого меньше концентрации клеточного сока, вода из окружающего раствора будет диффундировать внутрь вакуоли. В результате увеличения объема вакуоли повысится давление клеточного сока на цитоплазму, которая начинает приближаться к стенкам клетки, пока не примет первоначальное положение - произойдет деплазмолиз.

3.Мы убедились в том, что плазматическая мембрана обладает избирательной проницаемостью

Контрольные вопросы к лабораторной работе “ Плазмолиз и деплазмолиз в клетке кожицы лука.

1. С какими свойствами цитоплазмы связаны осмотические явления клетки?

2. Что такое тургор, плазмолиз, деплазмолиз?

3. Может ли происходить плазмолиз в мертвой клетке?

4. Дать определения понятиям осмос и диффузия.

Конспект интегрированного урока

На тему:«Строение и функции клеточной мембраны.»

(биология, физика)

Цель урока: 

       Создать условие для комплексного применения знаний на уроке в процессе              изучения темы.

Задачи урока:

Образовательная:

 1.Углубить знания о строении и функциях клеточной мембраны.

 2.Сформировать представление об основных видах транспорта веществ, через мембрану.

Развивающая:

 1.Развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы, развивать образное мышление.

 2.Развитие понятия о соответствии строения выполняемым функциям.

 3.Первичное закрепление полученных знаний с помощью заданий в формате ЕГЭ.

Тип урока: интегрированный  урок

Формы организации учебной деятельности: Фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения:Репродуктивный, частично – поисковый

Приемы обучения:рассказ, беседа, сообщения учащихся, демонстрация опытов, работа у интерактивной доски с презентацией и анимационными схемами.

Средства обучения:интерактивная доска, слайды презентации,раствор моющего средства (для получения мыльных пузырей), пластмассовая трубочка, тонкая швейная игла.

 модель строения плазматической мембраныинтерактивный учебник «Кирилл и Мефодий»дидактические материалы с заданиями в формате ЕГЭ.

учебник Биология. Общая биология 10 – 11 классы. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.

Ход урока

Оргмомент.

Тема урока. Целеполагание.

Деятельность учителя.

          Актуализация знаний по теме: «Клеточная теория»

Вопросы фронтального опроса:

-Как зовут ученого, в результате открытий которого было введено понятие “клетка”? (Роберт Гук)

Что изучает наука «цитология»? (Цитология – одна из биологических наук, наука о строении и жизнедеятельности клетки)

Кто является автором клеточной теории?

(В 1838 году Шлейденом и Шванном сформулирована клеточная теория, которая получила дальнейшее развитие).

Назовите основные понятия современной клеточной теории:

1. Клетка – основная единица строения и развития всех живых организмов.

2. Клетки всех организмов сходны по строению и химическому составу.

3. Размножение клеток происходит путем их деления.

4. По наличию ядра клетки делятся на прокариоты и эукариоты.

И так, клетка – это структурная единица всего живого.

В организме только что родившегося ребенка содержится две тысячи миллиардов клеток. Всю последующую жизнь клетки размножаются, специализируются, работают. И каждая из них – миниатюрный завод, четко налаженное производство со своим энергоснабжением, транспортом, поточными линиями, конвейерами по сборке новых деталей.

Из курса 9 класса вам известно строение и функции органоидов клетки. На протяжении нескольких уроков мы будем расширять знания о строении и функциях органоидов клетки.

Цель нашего урока расширить знания о строении и функциях цитоплазматической мембраны.

Но прежде чем начнем подробно вести разговор о клеточной мембране, давайте вспомним особенности строения клетки и сравним строение растительной и животной клеток. (слайд презентации)

(ответ ученика)

Что такое плазматическая мембрана (или плазмалемма), каково ее строение, свойства и функции мы и должны разобраться на сегодняшнем уроке.

 Ваша задача – в процессе прослушивания записать основные сведения о клеточных мембранах.

Полученные знания вы должны будете применить, отвечая на вопроса теста в конце урока.

Сообщение ученика:  «Строение мембран».(слайд презентации)

Плазматическая мембрана есть во всех клетках (под гликокаликсом – у животных и под клеточной стенкой у других организмов), она обеспечивает взаимодействие клетки с окружающей ее средой. Плазмалемма образует подвижную поверхность клетки, которая может иметь выросты и впячивания, совершает волнообразные колебательные движения, в ней постоянно перемещаются макромолекулы.

Несмотря на эти непрерывные изменения, клетка всегда остается охваченной плотно прилегающей мембраной. Плазматическая мембрана представляет собой тонкую пленку толщиной менее 10 нм. Даже при увеличении ее толщины в 1 млн. раз мы получим величину всего около 1 см, при этом, если всю клетку увеличить в 1 млн. раз, ее размер будет сравним с достаточно большой аудиторией.

Мембрана включает два основных типа молекул: фосфолипиды, образующие бислой в толще мембраны, и белки на ее поверхностях. Эти молекулы удерживаются вместе с

помощью нековалентных взаимодействий. Такая модель мембраны, похожая на сэндвич, была предложена американскими учеными Даниели и Давсоном в 1935 году.

 С появлением электронного микроскопа она была подтверждена и несколько видоизменена. В настоящее время принята жидкостно-мозаичная модель мембраны, согласно которой белковые молекулы, плавающие в жидком липидном бислое, образуют в нем своеобразную мозаику. Схема этой современной модели, предложена в 1972 году Сингером и Николсоном.

К некоторым белкам на наружной поверхности ковалентно прикреплены углеводы, образуягликопротеины – своеобразные молекулярные антенны, являющиеся рецепторами. Гликопротеины участвуют в распознавании внешних сигналов, поступающих из окружающей среды или из других частей самого организма, и в реакции клеток на их воздействие. Такое взаимное узнавание – необходимый этап, предшествующий оплодотворению, а также сцеплению клеток в процессе дифференцирования тканей. С распознаванием связана и регуляция транспорта молекул и ионов через мембрану, а также иммунный ответ, в котором гликопротеины играют роль антигенов.

Учитель:   Свойства мембран.(слайд)

Чтобы понять, какими свойствами обладают эти микроскопические структуры, возьмем в качестве модели мыльный пузырь. Дело в том, что молекулы мыла и фосфолипидов, входящих в состав мембран, имеют аналогичное строение (слайд презентации). 

Мыло (соли жирных кислот) в своем строении имеют гидрофильную головку (из заряженной карбоксильной группы) и длинный гидрофобный хвост. У фосфолипидов, входящих в состав мембран, тоже имеется гидрофобная хвостовая часть (из двух цепей жирных кислот) и большая гидрофильная головка, содержащая отрицательно заряженную группу фосфорной кислоты.

Когда вещества подобного строения смешиваются с водой, их молекулы самопроизвольно принимают такую конфигурацию: гидрофильные головки погружаются в воду, а гидрофобные хвосты в контакт с водой не вступают, контактируя только между собой и с другими гидрофобными веществами, которые могут быть вокруг, например, с воздухом. Оказываясь на границе между двумя средами аналогичной природы, и молекулы мыла, и молекулы фосфолипидов способны к образованию бислоя. Некоторые важные свойства биологических мембран (как и мыльных пузырей), перечисленные далее, объясняются структурой липидного бислоя.

Комментарий учителя физики: Но прежде, чем перейти к свойствам мембран, вспомним .что знаем из  курса физики. На одном из уроков мы рассматривали одно из свойств жидкости-текучесть. Оно  объясняется взаимным притяжением молекул жидкости. И мы обращали внимание на то, что это явление наблюдается в том случае, если расстояние между молекулами жидкости  сравнимо с размером молекулы.

а) Подвижность.

Липидный бислой по существу – жидкое образование, в пределах плоскости которого молекулы могут свободно передвигаться – “течь” без потери контактов в силу взаимного притяжения (учитель  демонстрирует перетекание жидкости в стенке мыльного пузыря, висящего на пластмассовой трубочке). Гидрофобные хвосты могут свободно скользить друг относительно друга.

б) Способность самозамыкаться.

(Учитель демонстрирует, как при протыкании мыльного пузыря и последующего извлечения иглы целостность его стенки сразу же восстанавливается). Благодаря этой

способности клетки могут сливаться путем слияния их плазматических мембран (например, при развитии мышечной ткани). Этот же эффект наблюдается при разрезании клетки на две части микроножом, после чего каждая часть оказывается окруженной замкнутой плазматической мембраной.

Комментарий учителя физики: И мы обращали внимание на то, что взаимное притяжение  наблюдается в том случае, если расстояние между молекулами   сравнимо с размером молекулы, если же расстояние становится много больше, то взаимное притяжение не проявляется.

        И со взаимным притяжением молекул связано важное свойство жидкости- смачиваемость и не смачиваемость.(демонстрация опытов с бумагой и  смазанной свечой бумагой) Объяснение: молекулы воды в первом случае сильнее взаимодействуют с молекулами бумаги. Во втором случае-друг с другом сильнее, чем с воском.

в) Избирательная проницаемость. аналогично

То есть, непроницаемость для молекул, растворимых в воде, из-за маслянистой пленки, образованной гидрофобными хвостами фосфолипидных молекул. Чтобы физически проникнуть сквозь такую пленку, вещество само должно быть гидрофобным, или оно может протиснуться через случайные щели, образовавшиеся в результате молекулярных перемещений (мелкие молекулы, например, молекулы воды).

Белки, пронизывающие всю толщу мембраны, или располагающиеся навнешней и внутренней ее поверхностях, помогают клетке обмениваться веществами с окружающей средой. Белковые молекулы обеспечивают избирательный транспорт веществ через мембрану, являясь ферментами, кроме того, внутри белковых молекул или между соседними молекулами образуются поры, через которые в клетки пассивно поступают вода и некоторые ионы.

 Функции плазматической мембраны.(слайд)

Для чего же служит клетке структура с таким строением и свойствами? Оказывается, что она:

Придает клетке форму и защищает от физических и химических повреждений.

Благодаря подвижности, способности образовывать выросты и выпячивания, осуществляет контакт и взаимодействие клеток в тканях и органах.

Отделяет клеточную среду от внешней среды и поддерживает их различия.

Является своеобразным указателем типа клеток в силу того, что белки и углеводы на поверхности мембран и различных клеток неодинаковы.

Регулирует обмен между клеткой и средой, избирательно обеспечивая транспорт в клетку питательных веществ и выведение наружу конечных продуктов обмена.

Учитель биологии: На функции регуляции обмена веществ остановимся более подробно. Транспорт бывает пассивный, не требующий затрат энергии, и активный, энергозависимый, в процессе которого расходуется энергия, получаемая вследствие гидролиза молекул АТФ.

Учитель физики: Я вас опять возвращаю в неживую природу и прошу вспомнить, что является доказательством непрерывного движения молекул в веществе?

Диффузия-это самопроизвольное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого. (интернет сайт)

В каких средах наблюдается ?

Во всех трех агрегатных состояниях

От чего зависит скорость?

От температуры вещества и от концентрации

Учитель биологии:

1. Диффузия. (слайд презентации)

Это пассивный процесс; перемещение веществ осуществляется из области с высокой концентрацией в область с низкой концентрацией. Газы и липофильные (жирорастворимые) молекулы диффундируют быстро, ионы и малые полярные молекулы (глюкоза, аминокислоты, жирные кислоты) – медленно. Диффузию ускоряют поры в белковых молекулах.

Разновидностью диффузии является осмос – перемещение воды через мембрану.

2. Активный транспорт при использовании ферментов, встроенных в мембрану.(слайд презентации)

Перенос идет против градиента концентрации с затратами энергии, например, в клетку поступают (“накачиваются”) ионы калия, а из клетки выводятся (“выкачиваются”) ионы натрия. Эта работа сопровождается накоплением на мембране разности электрических потенциалов. Такие клеточные транспортные системы принято называть “насосами”. Аналогично осуществляется транспорт аминокислот и сахаров.

 (демонстрация анимационной схемы из интерактивного учебника «Кирилл и Мефодий)

3. Эндоцитоз.

Это активный транспорт веществ через мембрану в клетку (экзоцитоз – из клетки). В зависимости от характера переносимого через мембрану вещества различают два типа этих процессов: если переносится плотное вещество – фагоцитоз (от греч. “фагос” – пожирать и “цитос” – клетка), если же капли жидкости, содержащие разнообразные вещества в растворенном или взвешенном состоянии, то –пиноцитоз (от греч. “пино” – пить и “цитос” – клетка).

Принцип переноса в обоих случаях идентичен: в том месте, где поверхность клетки соприкасается с частицей или каплей вещества, мембрана прогибается, образует углубление и окружает частицу или каплю жидкости, которая в “мембранной упаковке” погружается внутрь клетки. Здесь образуется пищеварительная вакуоль, и в ней перевариваются поступившие в клетку органические вещества. Фагоцитоз широко распространен у животных, а пиноцитоз осуществляется клетками животных, растений, грибов, бактерий и сине-зеленых водорослей

4.Экзоцитоз(слайд презентации)

(демонстрация анимационной схемы из интерактивного учебника «Кирилл и Мефодий)

Выводы:

Плазмалемма – тонкая, около 10 нм толщиной, пленка на поверхности клетки. Она включает липопротеиновые структуры (липиды и белки).

К некоторым поверхностным молекулам белков присоединены углеводные молекулы (они связаны с механизмом распознавания).

Липиды мембраны самопроизвольно образуют бислой. Этим обусловливается избирательная проницаемость мембраны.

Мембранные белки выполняют разнообразные функции, существенно облегчают транспорт через мембрану.

Мембранные липиды и белки способны перемещаться в плоскости мембраны, благодаря чему поверхность клетки не бывает идеально гладкой.

Вывод по уроку:В заключение урока  хочется отметить, что между предметами школьного цикла прослеживается взаимное проникновение.

Вы заметил, что закономерности и явления неживой природы  характерны и для структур живых организмов. Как и наоборот.

Для закрепления информации, полученной на уроке, ученикам предлагаются задания в формате ЕГЭ.

Iвариант.

Часть “А”

Выберите один правильный ответ.

А1. Строение и функции плазматической мембраны обусловлены входящими в ее состав молекулами:

1) гликогена и крахмала
2) ДНК и АТФ
3) белков и липидов
4) клетчатки и глюкозы

А2. Плазматическая мембрана не выполняет функцию:

1) транспорта веществ
2) защиты клетки
3) взаимодействие с другими клетками
4) синтеза белка

А3. Углеводы, входящие в структуру клеточной мембраны, выполняют функцию:

1) транспорта веществ
2) рецепторную
3) образования двойного слоя мембраны
4) фотосинтеза

А4. Белки, входящие в структуру клеточной мембраны выполняют функцию:

1) строительную
2) защитную
3) транспортную
4) все указанные функции

Часть “В”

Альтернативный тест (оцените каждое утверждение, “да” или “нет”):

1) при активном транспорте затрачивается энергия
2) фагоцитоз – это вид эндоцитоза
3) диффузия – это вид активного транспорта
4) клеточная стенка растений состоит из целлюлозы
5) осмос – это диффузия воды
6) пиноцитоз – это вид фагоцитоза
7) плазмалемма состоит из трех слоев липидов
8) у животной клетки нет клеточной стенки
9) плазмалемма обеспечивает связь клетки со средой обитания

IIвариант.

Часть “А”

А5. Фагоцитоз – это:

1) поглощение клеткой жидкости
2) захват твердых частиц
3) транспорт веществ через мембрану
4) ускорение биохимических реакций

А6. Гидрофильные поверхности мембран образованы:

неполярными хвостами липидов

 полярными головками липидов

 белками

 углеводами

А7. Прохождение через мембрану ионов Na+ и K+ происходит путем:

1) диффузии
2) осмоса
3) активного переноса
4) не осуществляется

А8. Через липидный слой мембраны свободно проходит:

1) вода
2) эфир
3) глюкоза
4) крахмал

Часть “В”

Альтернативный тест (оцените каждое утверждение, “да” или “нет”):

1) при активном транспорте затрачивается энергия
2) фагоцитоз – это вид эндоцитоза
3) диффузия – это вид активного транспорта
4) клеточная стенка растений состоит из целлюлозы
5) осмос – это диффузия воды
6) пиноцитоз – это вид фагоцитоза
7) плазмалемма состоит из трех слоев липидов
8) у животной клетки нет клеточной стенки
9) плазмалемма обеспечивает связь клетки со средой обитания

Ответы к заданиям.

Часть “А”.

1–3, 2–4, 3–2, 4–4, 5–2, 6–2, 7–3, 8–2.

Часть “В”.

1, 2, 4, 5, 8, 9 – “да”; 3, 6, 7 – “нет”

  1. Преимущества интеграции на уроке

  1. Мир, окружающий детей, познается ими в многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.

2.        Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

3. - Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна.    -  Использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков

4.   Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения,творчества учителя, способствует раскрытию способностей его учеников

  1. Результаты интегрированного обучения и его значение.

1) способствует развитию научного стиля мышления учащихся;

2) даёт возможность широкого применения учащимися естественнонаучного метода познания;

3) формирует комплексный подход к учебным предметам, единый с точки зрения естественных наук взгляд на ту или иную проблему, отражающую объективные связи в окружающем мире;

4) повышает качество знаний учащихся; 5) повышает и развивает интерес учащихся к предметам естественно-научных дисциплин.

  1. Перспективы развития интегрированного обучения.

Плюсы и минусы интегрированных уроков

Плюсы:

  1. Повышается творческий потенциал обучающихся;
  2. Устанавливаются связи между понятиями и определяется их практическая направленность;
  3. Углубляется изучение материала без дополнительных временных затрат;

      4.  Повышается мотивации    учебной деятельности, за счет    нестандартной формы урока.

       5.   Развивает метапредметную компетентность.

Минусы:

  1. Подготовительный этап требует дополнительных временных затрат:
  2. Проблемы с расписанием;
  3. Совместимость личностных качеств учителей, ведущих интегрированный урок;

Выводы:

Практика работы показала плодотворность интеграции и выявила перспективы дальнейшего развития и совершенствования такого подхода к обучению.

Интеграция — необходимое условие современного учебного процесса, её возможная реализация в рамках какой-либо школы была бы переходом этой школы на новый уровень ее развития.

Список литературы:

  1. 1.Арефьева Г.Я. «Интегрированные уроки география, биология, экология , ОБЖ, химия) // География в школе.-2002.-№ 3. -С. 70
  2. .2.Знагирова Л.Н. «Открытый интегрированный урок биологии и географии»//Биология в школе.-2007.- № 4.-С .41
  3. 3.Ливанский В.М. «Ресурсный подход становления интегрированного школьного и внешкольного образовательного пространства // Завуч. -2006г.-№5. - С. 118
  4. 4.Максимова В.Н.» Межпредметные связи в процессе обучения . Москва. «Просвещение» 1988
  5. Дружинина А. Здоровое питание. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2004. – 336 с.
  6. Скурихин И.М., Нечаев А.П. Все о пище с точки зрения химика: Справ. Издание. – М.: Высшая школа, 1991. – 288 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методика проведения интегрированного урока алгебры и информатики в 8 классе по теме " графический способ решения уравнений"

lРазвитие информационных технологий сделало информационное пространство одним из основных элементов окружающей среды человека и это невозможно игнорировать при организации учебного про...

Формирование глобального мышления учащихся через методику проведения интегрированных уроков

Отражает опыт проведения интегрированных уроков по экологии, английскому языку, обществознанию...

Статья "Методика подготовки и проведения интегрированных уроков"

В данной работе осуществлена попытка проанализировать и обобщить собстенные практические наработки по данной теме и попытаться привести их в соответстие с теоретическими выкладками по данному вопросу....

Презентация "Методика подготовки и проведения интегрированных уроков"

Данная презентация является иллюстративным дополнением к статье  "Методика подготовки и практика прведения интегрированных уроков", опубликованной на сайте....

Выступление на январском совещании учителей «Технология подготовки и проведения интегрированного урока».

Данное выступление носит практический характер по теме интеграции для руководителей методических объединений, заместителей директоров по учебной работе, учителей, заинтересованных данной темой. Собран...

ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ГЕОГРАФИИ И ИНФОРМАТИКИ В СОТВОРЧЕСТВЕ ПЕДАГОГОВ И УЧЕНИКОВ.

В статье говорится о сотворчестве учителей и учеников при подготовке и проведении интегрированного урока по географии и информатике....

Методика подготовки и проведение интегрированных уроков

Методика подготовки и проведение интегрированных уроков...