Методика подготовки и проведение интегрированных уроков
методическая разработка (9 класс)

Методика подготовки и проведение интегрированных уроков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_mart_2019_provedenie_integrirovannyh.docx67.39 КБ

Предварительный просмотр:

Методика подготовки и проведения интегрированных уроков.

Межпредметная интеграция – необходимое условие

современного образования.

  •                    В 21 веке становится очевидным, что главная ценность личности - это способность к развитию, наличие познавательного потенциала. Потребность познавать – главная составляющая духовности человека.

             Развивающее обучение предполагает критический взгляд на добываемые знания, их личностную оценку, а также воображение как следствие суждений о знаниях и их оценки

      Классно - урочная система обучения основана на предъявлении содержания образования в виде отдельных учебных предметов, представляющих окружающий мир каждый со своей спецификой.

       Предметная дифференциация облегчает процесс познания, но сказывается на его качестве.    Каждый учитель сталкивается с проблемой: ученики, приходя на урок по одному предмету, не готовы использовать знания, полученные на других уроках. Так я столкнулась с проблемой  в 8 классе при изучении повести А.Пушкина « Капитанская дочка» с тем, что воспитанники не  представляли себе историческую фигуру Е.Пугачёва. А при изучении романа «Война и мир» учащиеся 10 класса не смогли ориентироваться в исторических датах 19 века, к которым обращался писатель. Может, на уроке литературы им не хотелось говорить об истории?

    Возникает потребность в объединении знаний разных наук об одних и тех же объектах действительности. Отсутствие целостного познания мира привело к необходимости искать новые пути связывания отдельных представлений о нем в единое целое во всех его связях и отношениях. И задача образования заключается в том, чтобы научить обучающегося ориентироваться в мире идей, образов, развивать его мышление и эмоциональное восприятие действительности, помочь ему выработать целостный взгляд на мир.

Слайд №2

  •      Современное историческое образование требует от учебного процесса искать новые нестандартные формы уроков.
  • Нестандартные  формы урока используются, в первую очередь, для повышения эффективности образовательного процесса за счет активизации деятельности учеников на уроке.

 Одной из таких форм уроков можно считать интегрированные уроки. Интеграция создает возможность для формирования у учащихся целостной картины взаимосвязанного и взаимозависимого мира, общего восприятия различных сторон жизни. Школьники более глубоко понимают сами учебные предметы, что, безусловно, повышает познавательный интерес.

            Что такое интеграция?

В словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова: "интегрировать - объединять в единое целое".

    При интеграции появляется возможность вырваться за рамки одной учебной дисциплины, наглядно, в действии показать, как всё в мире взаимосвязано, и одновременно усилить мотивацию изучения своего предмета.

    Интеграция как цель обучения  призвана научить ребёнка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Интеграция как средство обучения направлена на развитие эрудиции обучающегося. В то же время интеграция не должна заменить обучение классическим учебным предметам, она должна лишь соединить получаемые знания в единую систему.

        Интегрированный урок - достаточно сложная форма работы, которая требует длительной, тщательной подготовки, она активизирует учебно-познавательную деятельность обучающихся, обеспечивает им возможность учиться самостоятельно работать с дополнительными источниками информации, широко использовать образовательные ресурсы Интернет.

Методы интегрированного урока:      Слайд №3

- активное использование знаний;

- рассмотрение комплексных проблем;

- исследовательский метод.

  •        Философской основой межпредметной интеграции является принцип системности. 
  • Условия перспективности интеграции: слайд №4
  • Интеграция – это естественная взаимосвязь наук, учебных дисциплин, разделов и тем учебных предметов на основе ведущей идеи и ведущих положений с глубоким, последовательным, многогранным раскрытием изучаемых процессов и явлений. Например, русский язык – литература, литература – история, изобразительное искусство, музыка, театр, кино. Так курс литературы в 5-9 классах строится на принципе взаимосвязи литературы и истории.

 Следовательно, необходимо не соединять разные уроки, а восполнять материал одного предмета материалом другого, объединяя отобранные части в единое целое.

Уровни интеграции.

                    Ни присутствие нескольких учителей, ни механическое объединение материала учебных дисциплин не являются показателями уровня интегрированности. Уровень этот определяется тем кругом задач, которые можно выполнить только благодаря интеграции. В первую очередь это интенсификация познавательного интереса и процесса выработки общеучебных умений и навыков.

                      Т.о. интегрирование – это не только особая комбинация учебного материала, но и способ организации учебной деятельности,  предполагающий анализ учебного материала с различных позиций.

Интегрированный урок

  • Интегрированный урок - это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины

       На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. 

  • Алгоритм разработки интегрированного урока
  • Слайд №5
    Этапы подготовки и проведения интегрированных уроков:

1.               Аналитический. 

В первую очередь необходимо провести сравнительный анализ программ, учебников и пособий по тем школьным курсам, с которыми предполагается осуществить интеграцию. Знакомясь с содержанием смежного предмета, важно определить степень конкретизации фактов, глубину их обобщения, предполагаемый уровень умений, а также метод познания, применяемый в данном предмете. Учитель должен хорошо представлять себе содержание учебного материала смежных предметов.

2.             Установочный.

Необходимо произвести отбор материала к уроку, предварительно скорректировать его тему. Здесь тоже есть определенные сложности, в первую очередь проблема соотнесения фактического материала интегрируемых тем.

3.               Предварительный. 

На этом этапе учителями-предметниками должны быть сформированы группы консультантов, состоящие из наиболее сильных школьников.

4.               Подготовительный этап.

  • Определение цели урока
  • Подбор объектов, т.е. источников информации, которые бы отвечали целям урока.
  • Определение системообразующего фактора, т.е. нахождение основания для объединения разнопредметной информации (Это - идея, явление, понятие, тема или предмет).
  • . Переработка содержания. (Разрушение старых форм, создание новых связей между отдельными элементами системы).
  • Оформление плана-конспекта урока. Педагоги подбирают иллюстрации, аудио- и видеоматериалы, наглядные пособия. Учащиеся получают предварительные задания: подбирают дополнительную литературу, иллюстрации, аудио-видеоматериалы, выполняют индивидуальные задания.

5.  Основной этап 

Организация и проведение урока в рамках предложенных типов

6. Заключительный этап (рефлЕксия)

Типы интегрированных уроков

  С учетом того или иного распределения обязанностей между учителями и учениками интегрированные уроки имеют самые различные формы. Это могут быть как классические уроки, так и нестандартные. Все большее число интегрированных уроков базируются на системно-деятельностном подходе. Одно из обязательных и основных требований интегрированного преподавания – повышение роли самостоятельной работы учащихся потому, что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счет других предметов.
Формы уроков: 

  • урок-путешествие;                                    урок-исследование;
  • урок-экскурсия;                                         мультимедиа-урок;
  • проблемный урок.                                     урок-практикум;
  • урок-сочинение;                                        урок – деловая или ролевая игра;
  • комбинированный урок;                           повторительно-обобщающий урок;
  • проект,                            урок - игра (КВН, Счастливый случай, Поле чудес, конкурс, викторина);
  • театрализованный ;                                   виртуальная экскурсия;
  • урок-анализ контрольных работ;
  • урок-беседа                                                   дискуссии,
  • лабораторные работы,                               практические работы

Приёмы и методы на интегрированном уроке: слайд №6

  • Используется нестандартная форма урока.
  • Сравнительный  анализ, сопоставление, поиск.
  • Проблемные вопросы, задания типа «докажи», «объясни».
  • Активизация словаря.
  • Рассмотрение комплексных проблем.
  • Исследовательский метод.
  • Диалог.

Воспитание чувства уверенности в своих силах.

Развитие эмоциональной сферы детей.

Формированию мотивации учения  способствуют: слайд №7

  • включенность учеников в совместную учебную деятельность в классе;
  • построение отношений «учитель-ученик» не по типу вторжения, а на основе совета;
  • занимательность, необычное изложение учебного  материала;
  • использование познавательных игр, дискуссий и   споров;

           - анализ жизненных ситуаций;

  • развитие самостоятельности и самоконтроля  ученика.

 В нём активное участие принимают и учитель, и учащиеся. Если при подготовке к традиционному уроку такую деятельность проявляет лишь учитель (написание плана-конспекта, изготовление наглядных пособий, раздаточного материала, обеспечение и т.п.), то во втором случае в значительной степени задействованы и учащиеся. Они делятся на группы (команды, экипажи), получают или набирают определённые задания, которые необходимо выполнить до урока: подготовка сообщений на тему предстоящего урока, составление вопросов, кроссвордов, викторин, изготовление необходимого дидактического материала и т.д.

Трудности, связанные с подготовкой интегрированного урока, перекрываются тем результатом, который получает учитель. Активность детей на таких уроках, как правило, превосходит все ожидания. И это понятно: необычная форма учебного занятия, присутствие нескольких учителей, нестандартная подача материала и т. д. делают подобный урок ярким, запоминающимся, а главное – эффективным.

Анализ интегрированного урока по теме «Трагедия «Моцарт и Сальери» А.С.Пушкина.

- Используется нестандартная форма урока – урок – импровизация, мультимедиа - урок.

-Включённость учеников в совместную учебную деятельность в классе.

№1 видео:  погрузиться в содержание урока помогут Иванов Р, Коростылев К.

№2 видео: присутствие учителя музыки Анны Андреевны, ее рассказ о прототипах  героев трагедии.

№3 видео: среди различных методов проведения интерактивного урока часто используется диалог – метод «Мозгового штурма»

№4 видео: использование методов продуктивного характера: сопоставительный анализ, осмысление знаний.

№5 видео: активизация словаря, решение проблемных вопросов. приём «Глоссарий»

№6 видео: занимательность, использование познавательных игр – приём «Ромашка Блума»,

анализ прочитанного текста.

№7 видео: развитие эмоциональной сферы детей – воздействие на их эмоциональную сферу через искусство кинематографа, музыки.

№8 видео: рефлЕксия:

Преимущества интегрированного урока:

1.Формируют целостную картину мира
2. Являются источником нахождения новых связей между фактами в различных предметах.
3.Побуждают к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей.
4.Побуждают к активному познанию окружающей действительности.
5.Способствуют интенсификации учебно-воспитательного процесса.
6.Способствуют воспитанию широко эрудированного школьника.
7.Развивают потенциал учащихся, образное мышление.
8. Снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счёт переключения на разные виды деятельности.
9.Формируют познавательный интерес учащихся.
10.Способствуют формированию умений учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы.
11.Дают возможность использовать различные виды работ, поддерживать внимание учащихся на высоком уровне.
12. Служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти учащихся.
13.Углубляют представление о предмете, расширяют кругозор учащихся.
14.Способствуют повышению мотивации учения..

15. Дают возможность для самореализации, самовыражения, творчества как учителя, так и обучающихся.          

  За методикой интегрированного преподавания большое будущее, так как благодаря ей в сознании учеников формируется более объективная и всесторонняя картина мира, ребята начинают активно применять свои знания на практике, потому что знания легче обнаруживают свой прикладной характер. И учитель по-новому видит и раскрывает свой предмет, яснее осознавая его соотношение с другими науками.

Что дает данная работа учителю?

  • Рождение нового уровня мышления – глобального, интегрированного, а не замкнутого в своей узкой специализации.
  • Усиление межпредметных связей.

Что дает данная работа ученику?

  • Активизация мыслительной деятельности.
  • Интенсификация учебного материала.
  • Расширение сферы получаемой информации.
  • Подкрепление мотивации в обучении.
  • Умение сопоставлять и анализировать отдельные явления с различных точек зрения, рассматривать их в единстве взглядов.
  • Кроме того, интеграция обеспечивает совершенно новый психологический климат для ученика и учителя в процессе обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методика проведения интегрированного урока алгебры и информатики в 8 классе по теме " графический способ решения уравнений"

lРазвитие информационных технологий сделало информационное пространство одним из основных элементов окружающей среды человека и это невозможно игнорировать при организации учебного про...

Формирование глобального мышления учащихся через методику проведения интегрированных уроков

Отражает опыт проведения интегрированных уроков по экологии, английскому языку, обществознанию...

Статья "Методика подготовки и проведения интегрированных уроков"

В данной работе осуществлена попытка проанализировать и обобщить собстенные практические наработки по данной теме и попытаться привести их в соответстие с теоретическими выкладками по данному вопросу....

Презентация "Методика подготовки и проведения интегрированных уроков"

Данная презентация является иллюстративным дополнением к статье  "Методика подготовки и практика прведения интегрированных уроков", опубликованной на сайте....

Выступление на январском совещании учителей «Технология подготовки и проведения интегрированного урока».

Данное выступление носит практический характер по теме интеграции для руководителей методических объединений, заместителей директоров по учебной работе, учителей, заинтересованных данной темой. Собран...

ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ГЕОГРАФИИ И ИНФОРМАТИКИ В СОТВОРЧЕСТВЕ ПЕДАГОГОВ И УЧЕНИКОВ.

В статье говорится о сотворчестве учителей и учеников при подготовке и проведении интегрированного урока по географии и информатике....

«Методика подготовки и проведения интегрированных уроков»

В настоящее время одним из критериев выпускника школы является высокий уровень знаний, включающий в себя достаточную базу для продолжения образования. ...