«ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО И ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ»
методическая разработка (6, 7 класс) на тему

Чтобы заинтересовать учеников математикой иногда нужно обратиться к другим предметам, т.е. заинтересовать  через интеграцию. Это можно сделать на внеурочных часах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «ВНЕУРОЧНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  КАК СПОСОБ  ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО  И  ТВОРЧЕСКОГО  ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ»

Подготовила: Силантьева О.В.- учитель математики

                             

В данной разработке представлены определения основных терминов, касающихся внеурочной, внешкольной и социальной деятельности.

Мы надеемся, что материалы работы будут интересны, во-первых, учителям-предметникам,  организаторам и педагогам  дополнительного образования, представителям общественных организаций (они увидят, как спланировать совместную работу со школой).

       У каждого ребенка есть способности и таланты. Большинство учеников в процессе обучения не используют интеллектуальную способность человека – способность к сравнению, анализу и  классификации получаемой информации из вне. Этому способствует внеурочная и внешкольная деятельность. Процесс формирования познавательного интереса к предметам происходит под влиянием многих факторов, один из которых – метапредметные связи. Чем теснее будет взаимосвязь между отдельными предметами, тем легче будут усваиваться факты, явления, процессы.

                                         

II. ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Под внеурочной деятельностью  следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах,  отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Спортивно-оздоровительное

Художественно-эстетическое

Научно-познавательное

Военно-патриотическое

Общественно-полезная   деятельность

Проектная деятельность

ФОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.Кружок.

2.Факультатив.

3.Конкурсы, викторины.

4.Олимпиады.

5.Дискуссии.

6.Предметная неделя, День науки.

7.Проектная деятельность учащихся.

8Конструирование, моделирование.

9.Экскурсии.

В нашей школе проектная деятельность .

Всё началось с Кэрролла и его «Алисы в стране чудес». Ученики были  удивлены, что писатель профессор математики. Потом задумались, есть ли ещё писатели, которым  интересны математические задачки, головоломки, ребусы и математики, которые умеют сочинять. Ученики находили их работы на уроках математики в своих учебниках, читали их произведения на уроках  литературы. Так появился интегрированный проект: «Великие исполины. Проверить алгеброй гармонию». Авторы проекта учащиеся 5-7 классов.

ЦЕЛИ.

* познакомиться с биографией писателя и найти его увлечение математикой

* порешать задачи великих литераторов и прочитать стихотворения математиков

* убедиться, что математика и литература – науки, дополняющие друг друга

* научиться работать в группе

 МЕТОДЫ РАБОТЫ.

*проектная деятельность

*факультатив « Проверить алгебру гармонией»

*исследовательская работа

*издательская деятельность

 ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ.

*повышение уровня филологической культуры и математической грамотности

*участие в межпредметных конкурсах

*участие в олимпиадах

Ожидаемый результат

*изменение отношения к математике

*развитие творческой деятельности

* осознанное чтение текстов

* активизация ролевой работы в группе

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.

           Данная работа расширила наши исследования и в других областях знаний.

В нашем классе есть ребята, которые занимаются музыкой. Они предложили узнать, нет ли среди математиков музыкантов, а среди музыкантов любителей посчитать? Нашлось и название работы - «Музыка математична - математика музыкальна» и ученый математик, которым мы заинтересовались - это Пифагор. Оказалось, он является основателем музыкальной грамоты.  А другие одноклассники, из художественной школы, нашли любителей  Геометрии среди поэтов и писателей.

III. ВНЕШКОЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Внешкольная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. 

Главное для педагога  во внешкольной деятельности не сообщение информационных знаний обучающимся, а выявление их жизненного и познавательного опыта, включение их в сотворчество со значимыми взрослыми (поэтами, почётными жителями),  родителями,  друг с другом, в активный поиск необходимых для них знаний с приобретением умений, навыков, и в итоге, формирование творческой самореализации личности.

  Наша работа во внешкольной деятельности – это встречи с поэтами,  которые превратились   в традицию. По профессии  все наши поэты земляки – технари: водители,  строители, инженеры.

 Бахиловские поэты.

DSCN3190     ПОЭТ СЕРГЕЙ ТИХОМИРОВ.

Перекуётся, смелется

Наковальни мельницы.                                Разбежимся лицами

Жизнь куётся, мелется                                Мы навстречу ветру,

Невзгоды – ветер движитель                         Разлетятся птицами

Без них - ты – житель ли?                        Тёмные поветрия…

DSCN3189      ПОЭТ ВЯЧЕСЛАВ КУЗЬМИН.

Рыжая красотка.

Осень заразила всех своей хандрой

Рыжая красотка стала ты другой

Нет твоих прекрасных бархатных деньков,

И не носишь больше из листвы венков.

По утрам встречаешь лёгким холодком.

Первым белым  снегом, на воде ледком.

Тем ты и мила мне. Я тебя люблю!

Жигулёвские и тольяттинские поэты.         d:\Profile\Рабочий стол\SAM_4637.JPG ВСТРЕЧИ В  ЛИТЕРАТУРНОМ

САЛОНЕ  «ЛЮБАВА».

Дружба и сотрудничество с Минкиной И.С.  начались   в нашей маленькой Бахиловской школе  во время литературно – математической декады, проходившей  под эгидой  «Сочинители решают, математики сочиняют», в октябре 2012года. По профессии И.С.Минкина- инженер Жигулёвской ГЭС  и известный поэт.

Следующие  встречи с Ириной Семёновной проходили в литературном салоне «Любава», куда она нас приглашала  как хозяйка. И каково же было наше удивление, что в Жигулёвске  много поэтов. Поразили нас тогда и тольяттинские гости: А.Воронцов, Н.Баюшева, А.Байдуков, А.Татьмянин.

Майские поэтические встречи уже в нашей школе продолжила «Жигулёвская Весна». Участники салона «Любава», теперь уже очень хорошие знакомые, посетили музей Мордовской культуры с. Бахилово.               Тольяттинский поэт И.Д. Рожков прочитал в честь нашей школы замечательные строки: «Твори добро, пока живёшь, и в том себя переживёшь. Добро – источник мирных дел! Не существует им предел!». Почётный  житель г.Жигулёвска, А.Г.Жидилёва, отметила, что школа маленькая, но светлая и творческая.

Школьные сочинители

Наши  ученики с удовольствием сочиняют математические сказки, статьи в газеты: школьную - «Диалог», городскую – «Жигулёвский рабочий», районную – «Ставрополь-на-Волге»;

участвуют в межпредметных конкурсах; устраивают литературные гостиные «Живая классика».

Наше творчество.

1) Альманах «Задачи от Великих  и не только». Составители  учащиеся 7класса: Иванова О., Михайлова Н, Шидлёнок З.

2)Журнал «Улыбнитесь». Сказки, стихи, рассказы. Составители учащиеся  5 – 8 классов: Шерстобитова П., Игошина Л., Кулагин Л., Ломакина А., Михайлова Н., СилантьевК.

3)Сборник кроссвордов и ребусов. Составители учащиеся 5-9 классов,

4)Газета «Диалог» литературно-математического кружка. Корреспонденты учащиеся             4-9классов, редакторы учителя математики и литературы Силантьева О.В.и ШерстобитоваТ.В.

V  СОЦИАЛЬНО – ЗНАЧИМАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Осуществление социально-значимой деятельности является важным средством гражданского воспитания и социализации учащихся. Развиваются организаторские, творческие, коммуникативные способности, школьники познают мир. Поисковая и исследовательская работа расширяет кругозор учащихся, учит общению, развивает любознательность, вызывает желание работать со справочниками и энциклопедиями, знать больше о стране, о своей малой родине, о людях, которые живут и работают рядом. Именно данная форма работы позволяет соединить теоретические знания, практические навыки, умения, с формированием активной гражданской позиции.

В ходе работы учащиеся осуществляли социальную практику:

1)  Издавали книжки – подарки для младших школьников за участие в различных конкурсах.  

2) Встречались со значимыми людьми г.Жигулёвска, с. Бахилово: воинами афганцами, ветеранами труда, поэтами.

3) Выступали консультантами  для младших школьников в заочных и очных  конкурсах.

4) Проводили благотворительные концерты для жителей села.

5) Участвовали в волонтёрском движении.

6)Посещали местный храм, проводили уроки с батюшкой Алексием.

CПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

           1) Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. –М. : Просвещение, 2010г. – 223 с.

           2)  Ливанский В.М. Ресурсный подход становления интегрированного школьного и внешкольного образовательного пространства // Завуч. -2006г.-№5. - С. 118

 3) Максимова В.Н.  Межпредметные связи  в процессе обучения . Москва. «Просвещение» 1988г

4)Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка: пособие для учащихся.  М.: Просвещение .1984г – 160 с.

5) Образование: Традиции и инновации современных перемен; сборник М 1997г

6) Понамарёва Т. Д. Я познаю мир: великие учёные: энциклопедия.   М.: Астрель. 2004 -397с.

7)Словарь иностранных слов  М 1995г - с276.

           8) Штейберг Е.Р. ЖЗЛ, Великие россияне, биографическая библиотека

Ф. Повленкова, энциклопедия, М:. – Медиа Групп 2007г. – 639с.

                           

   



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность учащихся в рамках элективного курса как способ развития познавательной самостоятельности учащихся

Элективный курс "Начала исследовательской химии" решает многие образовательные задачи. Одна из них - развитие навыков исследовательской деятельности. Данный материал может быть интересен тем педагогам...

Организация работы учащихся над проектом по теме «Треугольник Паскаля» для учащихся 7- 9 классов

Разработка содержит дидактический и методический материал для учителя по работе над проектом с учащимися 7- 9 классов по темам "Биномиальные коэффициенты" и "Треугольник Паскаля"....

Лист учащегося "Самооценка учащегося по биологии" :: Статьи Фестиваля «Открытый урок»

В этой небольшой работе предложен  возможный вариант самооценки  и контроля знаний,умений и навыков учащихся по биологии. очень хотелось бы узнать мнение коллег....

Проект "Здоровье учащихся в руках самих учащихся"

Цель проекта:  пропаганда здорового образа жизни, формирование ценностного отношения к здоровью. Задачи проекта:oПовысить уровень образования школьников в области культуры здоровья.oСпособст...

Привитие интереса к предмету и проверка выполнения учащимися домашнего задания, учёт знаний учащихся и повторение пройденного

Привитие интереса к предмету и проверка выполнения учащимися домашнего задания, учёт знаний учащихся и повторение пройденного...

Научное общество учащихся как способ развития одаренности учащихся.

Реформы, произошедшие в отечественной системе образования за последнее десятилетие, ее направленность на гуманистические, личностно ориентированные и развивающие образовательные технологии измен...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время, формирование творческой инициативы учащихся

На современном этапе развития школьного образования проблема активной познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствован...