СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИСТОРИИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ ЭЛЕКТРОННОГО МУЗЕЙНОГО КОМПЛЕКСА
статья на тему

Родичкина Ирина Николаевна

Описание возможностей использования электронного музейного комплекса в учебном процессе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rodichkina.docx20.73 КБ

Предварительный просмотр:

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИСТОРИИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ ЭЛЕКТРОННОГО МУЗЕЙНОГО КОМПЛЕКСА

       «Музей является хранилищем, но не просто ценных предметов, а духовных ценностей - памяти народа в виде ее материализованных культурных форм…»                                                                                          (Э.И.Хитарова)  

Многообразие связей музея и общества дает основание рассматривать его в качестве информационной системы, направленной на передачу информации специфическими средствами. Музей представляет собой научно-исследовательское учреждение, поскольку создает источниковую базу для исследований.

Особенность современного музея заключается в том, что он рассматривается и как феномен культуры, и как своеобразный посредник между обществом и культурой настоящего. Поэтому усилия музеев направлены на поиск сотрудничества между учреждениями культуры и образования. Музей, который идет по пути совершенствования системы музейных коммуникаций и стремится соотнести свой культурный и научный потенциал с потребностями современного общества, постепенно трансформируется в информационно-экспозиционный или электронный музейный комплекс. Такой комплекс предоставляет посетителям принципиально новые познавательные возможности.[3] Позволяет создать визуальный экспозиционный образ условий и среды проживания, бытования предметов. Помогает раскрыть для посетителей красоту и эстетику культур и художественных стилей, создать их индивидуальный художественный и эмоциональный образ, таким образом, способствуя более глубокому и осмысленному восприятию представленных музейных собраний. Дополнить экспозицию музея информацией, предметами из  фондов,  архивных материалов,  которые в полном объеме недоступны в реальной экспозиции.

 В рамках тенденции информатизации  многие российские музеи создали свои веб-сайты, многие выпустили первые СD-ROM-диски, разработали компьютерные учетные системы для внутреннего пользования, для  посетителей в ряде музеев работают компьютерные классы с доступом в Интернет, тем самым, расширяя информационное пространство музея.

       В настоящее время практически в каждом музее появились справочно-информационные зоны, в которых посетителям предоставляется возможность самостоятельной работы с информационными ресурсами музея.  Создаются информационно-экспозиционные пространства, в которых посетитель оказывается погруженным в  виртуальный мир, воссозданный в музейном пространстве. Появились музеи, концепция которых полностью строится на возможностях компьютерных средств. Более того,  они не имеют экспозиции в традиционном понимании и представляют собой экспериментально-образовательные мультимедиа комплексы для групповой и индивидуальной познавательной деятельности, со значительным игровым обучающим компонентом. Большую роль в создании музеев такого типа играет архитектура и дизайн как музейных помещений, так и компьютерных программ, которые в них используются.

      Выявляется тенденция развития электронных ресурсов художественных музеев, в экспозиции которых информационные системы ранее не использовались широко, например, большое количество художественных каталогов музеи выпускают в электронном  формате и распространяют на CD-ROM.[1]

Работа преподавателей истории с электронными фондами и информационно-экспозиционными пространствами музеев в рамках самообразования представляется чрезвычайно важной, поскольку позволяет решить ряд задач: образовательных, поисково-исследовательских, развивающих. Преподаватели  в большинстве своем обладают знаниями о структуре фондов музеев, их содержании, типологии источников, а также имеют первичные навыки работы с источниками (письменными, вещественными, изобразительными), знают основные методики обработки и систематизации сведений о предметах различных музейных коллекций.        

Поэтому работа с источниками (вещественными или этнографическими) с помощью информационно-коммуникативных технологий дает большие возможности в условиях недостаточного  или удаленного доступа преподавателей  к экспозициям российских и зарубежных музеев. Комплекс целей данного вида деятельности в этом случае  направлен на:

  • формирование системы научных знаний и совершенствование профессионализма преподавателей на основе актуализации  субъективного опыта (портрет эпохи);
  • формирование индивидуального преподавательского стиля и темпа деятельности по самообразованию,  развитие индивидуальных познавательных способностей и интересов;
  • содействие в формировании индивидуальной педагогической техники, развитии творческих способностей, овладении умениями и навыками самообразования и саморазвития.

Работа с источниками приближает к изучаемому событию, «погружая» его в изучаемую эпоху. При анализе источника учитывается современный источниковедческий подход, в основе которого лежит система отношений «объект – информация – субъект»: один человек (человек прошлого) общается с другим (человеком настоящего) не непосредственно, а опосредованно, с помощью произведения или вещи, созданной этим «другим» человеком и отражающим не только его личность, но и образ эпохи.[2]

          Если посмотреть на материалы, которыми располагает музей, то обычно они представляют из себя следующий информационный набор:

  • классификаторы (оглавления);
  • справочники (статьи);
  • изображения музейных предметов (графические файлы);
  • описания предметов (карточки предметов);
  • иконографический материал (графические файлы);
  • описания иконографического материала (подписи);
  • видео материалы (видео-файлы);
  • аудио материалы (аудио-файлы).

       Электронный комплекс дает возможность многозначного описания предмета (особенно это важно для этнографических и археологических коллекций) и возможность связывать эти описания с другими источниками одной и той же коллекции предметов. Таким образом, электронные экспозиции создают смысловые ряды, отображающие той или иной набор связей между источниками  базы данных (фондов) музея.

       Например, с помощью электронного музейного комплекса можно составить цельную картину конкретной исторической эпохи на основе всего комплекса источников (письменных, аудио, видео, археологических, этнографических и дт.), хранящихся не только в открытых экспозициях, но и в фондах музея.

В основе концепции электронной экспозиции лежит системное исследования вещей - произведений материальной культуры общества в их разнообразных социальных функциях, которые эти вещи имели изначально или приобретали в процессе своего бытования в различные эпохи и в различной культурной среде. Вещи, созданные людьми, имеют разнообразные функции (хозяйственно-экономические, правовые, социально-психологические, идеологические, политические, религиозные, эстетические и др.), которые не могут быть выявлены или достоверно познаны лишь при изучении материальных свойств этих вещей. Исследование вещи в ее социальных функциях может быть осуществлено лишь с позиций системного подхода с привлечением других типов исторических источников - письменных, устных, изобразительных и других, а это эффективно реализуется в процессе работы с фондами и электронными музейными комплексами.

      Таким образом, технология творческого  поискового уровня в самообразовательной деятельности преподавателя предполагает организацию работы с источниками на качественно новых основах. Творческо-поисковый уровень предполагает осмысление данного источника, определение его места в системе других документов и материалов; анализ выявления линий сравнения описываемых явлений и позиций автора источника.

       На этом уровне происходит собственная аналитическая работа в соответствии с поставленной задачей. Для управления качеством анализа  источника мы организуем  свою деятельность по следующим направлениям:

  • прием информации - восприятие печатного текста с помощью зрительных анализаторов, что дает возможность распознавания его на уровне смысловых отрезков, установить связь между ними;
  • осмысление источника, на основе ранее усвоенной информации;
  • свертывание текста (если источник письменный) - такое его преобразование, при котором он замещается краткими, емкими тезисами, при этом не допускается смыслового искажения, потери значимых положений;
  • трансформация - обработка уже известной информации с целью последующего обобщения и получения выводов.

      Технологии творческого уровня не ограничивают работу с источниками только аналитикой. Своеобразие данного уровня заключается в том, что мы отрабатываем навыки  поисковых способов работы с источниками, а также методы элементарной критики источника.

     Творческий уровень предполагает совершенно новое использование информации и учитывает то, что преподавателям  предлагается приобщиться к самой сути деятельности историка - профессионала – исследователя, а не транслятора знаний - к самостоятельному добыванию фактов и складыванию из них внутренне не противоречивого исторического описания. Способы работы в рамках творческого уровня нацелены на формирование собственных взглядов, убеждений и доказательных позиций.

    Таким образом, в условиях недостаточного или удаленного доступа преподавателей к российским и зарубежным музеям,  использование ресурсов электронного музейного комплекса с использованием сети Интернет,  представляется актуальным. Данный вид деятельности преподавателя способствует не только расширению кругозора и повышению общего культурного уровня, но, прежде всего, системному повышению уровня профессиональной, информационно-коммуникативной, исследовательской компетенции. Только при условии системной практической профессиональной деятельности самого преподавателя возможна реализация деятельностно-компетентностной парадигмы образовательного процесса.


 
Список литературы

  1. Богомазова  Т.Г.  Экспозиция без границ: от музейной базы данных к информационно-экспозиционному пространству музея.                    [Электронный ресурс]. URL: http://www.elbib.ru/index.phtml?page=elbib/rus/journal/2005/part4/Bogomazova  (дата обращения: 20.05.2011).

  2. Харлашова  Е.В., Ильина Т.И.  Работа с источниками на уроках истории // Преподавание истории в школе. – 2003. - № 1.
  3. Хитарова  Э.И.  Концепция музея в прикладной культурологи / Музеи России: Поиски, исследования, опыт работы: Сб. научных трудов. – СПб., 1996. – С. 37 – 38.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете на тему: «Профессиональная компетентность преподавателей и мастеров производственного обучения, развитие творческого потенциала».

В данном выступлении показанна профессиональная компетентность мастера производственного обучения и приведён личный опыт работы со студентами....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) «Повышение профессиональной компетентности преподавателя географии в логике требований ФГОС, предъявляемых к аттестации выпускников»

    Актуальность программы «Повышение профессиональной компетентности преподавателя географии  в логике требований ФГОС, предъявляемых к аттестации выпускников» обусловлена массо...

педагогическая лекция «Профессиональный стандарт педагога как средство совершенствования профессиональной компетентности учителя»

Выступление на педсовете по теме  «Профессиональный стандарт педагога как средство совершенствования профессиональной компетентности учителя»...

Доклад : "Совершенствование профессиональной компетентности педагога через самообразование"

Совершенствование качества образования напрямую зависит от уровня профессионального мастерства педагогов. Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самоо...