педагогическая лекция «Профессиональный стандарт педагога как средство совершенствования профессиональной компетентности учителя»
материал на тему

Выступление на педсовете по теме  «Профессиональный стандарт педагога как средство совершенствования профессиональной компетентности учителя»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект27.77 КБ
Файл презентация 226.92 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд №1

Особенности современного этапа развития российского общества усиливают значимость и необходимость преобразования различных сфер жизнедеятельности, включая сферу образования. Формирование эталона качества в образовании начинается с разработки образовательного стандарта.

Слайд №2

Разработка государственных образовательных стандартов является важнейшим условием обеспечения качества образования, объективизации системы  контроля знаний и умений учащихся.  Существующие громоздкие квалификационные характеристики и должностные инструкции, сковывающие инициативу учителя, обременяющие его формальными требованиями (например, предписывающими составлять образовательные программы) и дополнительными функциональными обязанностями, отвлекающими от непосредственной работы с детьми, не отвечают духу времени.

Сдайд №3

В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества.

Слайд №4

Профессиональный стандарт педагога, который должен прийти на смену морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим его деятельность, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию.

Слайд №5

Стандарт является средством повышения качества предметной деятельности педагога и обучающегося, приводящей к планируемому результату. Понятие качества образовательного процесса многогранно:

С точки зрения детей, это обучение в интересной, увлекательной для них форме;

с точки зрения родителей, это эффективное обучение их детей по программам, сохраняющим здоровье детей (как психологическое. Так и физическое), поддерживающим у  детей интерес и желание учиться, обеспечивающим возможности беспроблемного поступления в ВУЗы и др.,

С точки зрения педагогов, это, с одной стороны, положительная оценка их деятельности руководителем ОУ  и родителями, с другой  - успешные результаты обучения, здоровье и индивидуальный прогресс их воспитанников.

Слайд №6                                           

Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил. Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки. Компетентный специалист является индивидуальностью, обладающий способностью осознавать собственные ценности, сопоставлять, оценивать себя  и иное, проектировать будущее.

Слайд №7

Профессиональная компетентность – это качество учителя, включающее владение учителем профессиональными знаниями и умениями, умением применять профессиональные знания в своей образовательной практике. Профессионально – компетентным является тот труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании учащихся.

Слайд №8

Компетентность учителя проявляется в демонстрации знаний и соответствующих умений в конкретной работе, исключая простое воспроизведение определенных изолированных знаний из различных естественно - научных дисциплин.

Профессиональная компетенция учителя физики может быть представлена как качественная характеристика личности учителя, которая включает систему научно-теоретических знаний, в том числе и специальных в области физики и математики, профессиональных умений и навыков, опыта, наличия устойчивой потребности в том, чтобы быть компетентным, интереса к профессиональной компетентности своего профиля, т.е. определяется как органическое единство частных компетенций в области каждой из наук

Слайд №9                                                     

Ценностно-смысловые компетенции

  • Формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к изучаемым предметам; (значение и роль предмета физики)
  • Уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия; (выдвижение гипотез, доказательство теорий)
  • Осуществлять индивидуальную образовательную траекторию. (структура изучения материала, свои методики)

Слайд №10                                                 

Учебно-познавательные компетенции

  • Ставить цель и организовывать ее достижение; (экспериментальное подтверждение гипотез)
  • Организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
  • Ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы;
  • Иметь опыт восприятия картин мира.(формирование физической картины мира)

Слайд №11

Общепедагогические компетенции

  • повышать свою квалификацию или полностью переучиваться;
  • быстро оценивать ситуацию и свои возможности;
  • самостоятельно учиться;
  • принимать решения и нести за них ответственность;
  • адаптироваться к меняющимся условиям жизни и труда;
  • нарабатывать новые способы деятельности или трансформировать прежние с целью их оптимизации

Слайд №12

Предметные компетенции учителя физики представляют адаптированную систему:

  • научных знаний;
  • способов деятельности (умения действовать по образцу);
  • опыта творческой деятельности в форме умения принимать эффективные решения в проблемных ситуациях;
  • опыта эмоционально-ценностного отношения к природе, обществу и человеку.

Слайд №13

Предметная компетентность является одной из основных составляющих профессиональной компетентности учителя физики и отражает наличие необходимых профессиональных знаний (в данном случае знаний по физике).

Формирование предметной компетенции плавно переходит в формирование методической компетенции учителя.

Методическая компетенция учителя включает методологические знания, профессионально-методические умения и навыки (умения сформулировать конечные и промежуточные цели, спланировать, провести и проанализировать урок, установить и реализовать междисциплинарные связи с предметами естественного цикла, психолого-педагогического и общекультурного циклов, обеспечить необходимый уровень профессионально-методической рефлексии на собственный опыт преподавания/обучения физики, выбрать оптимальные формы работы, средства обучения и контроля в зависимости от характера курса, условий среды, адаптировать учебные материалы и т.д.).

Слайд №14

Педагогические компетенции учителя физики

  • владение методами научного познания мира, проведение наблюдений и опытов, произведение измерений, обработка и объяснение результатов экспериментальных работ;
  • владение основными понятиями и законами физики, понимание физического смысла понятий и величин, знание о физических явлениях, законах и теориях;
  • иметь представление об основных идеях современной астрономии и астрофизики, о природе небесных тел, строении и эволюции Вселенной.

Слайд №15

Цель любого занятия (в том числе и занятия по физике), заключается в формировании у учащихся компетенций:

  • знаниевой,
  • практической,
  • исследовательской,
  • учебно-информационной.

  Формируются эти  компетенции у учащихся  только в  опыте собственной  

деятельности !!!

Слайд №16

Технологии в результате применения которых у учащихся
не развиваются компетенции:

монолог  учителя;

фронтально-индивидуальный опрос;

информируемая беседа;

самостоятельная индивидуальная работа учащихся с учебником по заданиям …;

демонстрация видеофильма;

экскурсия;

традиционная контрольная работа

Слайд №17

Проведение урока  с точки зрения компетентностного подхода

Тема урока: «История развития тепловых машин»

Некомпетентностный подход

  • Традиционно, учащимся дается задание написать реферат по указанной теме, затем их сбор и выставление отметок или заслушивание докладчика и выставление отметки.
  • Формируется имитационная компетенция – предоставить «фиктивно -демонстрационный»   продукт

Компетентностный  подход

  • Задание делится между учащимися в соответствии с определенными целями, поставленными учителем.

    На следующем уроке учащимся ставится новая задача: совместными усилиями заполнить таблицу (дата создания механизмов, автор, какой стране принадлежит изобретение и др.).

  • Формируем компетенции:
  • информационную (поиск, сбор, анализ информации, умение ее упорядочить);
  • развиваем межпредметные связи.

Слайд №18,19

Говоря об профессиональном стандарте учителя невозможно не упомянуть об использовании на уроках современных педагогических технологий

Виды технологий

Формируемые компетентности учащихся

Проектная деятельность

Способность к научному творчеству

Интернет - уроки

Умение работать с интернет - информацией

ИКТ - технологии

Владение навыками работы с компьютером

Интегрированные уроки

Умение работать с обработкой количественных данных, развитие межпредметных связей

Групповые формы

Умение работать в парах, группах, коммуникабельность

Виды технологий

Формируемые компетентности учащихся

Модульная технология

Приобретение навыков коллективной работы

Нетрадиционные уроки

Умение решать проблему новыми способами

Технология кейс-метода

Умение решать проблему разными  способами

Игровые технологии

Умение взаимодействовать с окружающими, умение представить себя

Здоровьесберегающие технологии

Развитие положительных привычек

Слайд №20

Формирование профессиональной компетенции – процесс циклический, так как в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма. От качества работы современного педагога зависит в немалой мере выживание не только одного отдельного человека, но и человечества в целом.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОГБПОУ «РПТК» педагогическая лекция « Профессиональный стандарт педагога как средство совершенствования профессиональной компетентности учителя»

Слайд 2

«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя». Д.Б.Эльконин Профессиональный стандарт педагога Приказ Минтруда России от 18.10.2013 №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельности в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) воспитатель, учитель »

Слайд 3

Зачем нужен профессиональный стандарт педагога · Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире. · Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень. · Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога. · Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования. · Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем

Слайд 4

Необходимость наполнения профессионального стандарта учителя новыми компетенциями : · Работа с одаренными учащимися. · Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования. · Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным. · Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии. · Работа с девиантными , зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.

Слайд 5

Профессиональный стандарт педагога – это основа развития профессиональных компетенций педагогических работников общеобразовательных организаций

Слайд 6

Компетентность – специальная способность человека, необходимая ему для эффективного выполнения конкретных действий в конкретной предметной области ( в том числе и узкоспециализированные знания ) Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним

Слайд 7

Компетентность и компетенция учителя физики Компетентность учителя проявляется в демонстрации знаний и соответствующих умений в конкретной работе, исключая простое воспроизведение определенных изолированных знаний из различных естественно - научных дисциплин. Профессиональная компетенция учителя физики может быть представлена как качественная характеристика личности учителя, которая включает систему научно-теоретических знаний, в том числе и специальных в области физики

Слайд 8

Ценностно-смысловые компетенции Учебно-познавательные компетенции Общепедагогические компетентности

Слайд 9

Предметные компетенции учителя физики. Система: научных знаний; способов деятельности (умения действовать по образцу); опыта творческой деятельности в форме умения принимать эффективные решения в проблемных ситуациях; опыта эмоционально-ценностного отношения к природе, обществу и человеку.

Слайд 10

Педагогические компетенции учителя физики владение методами научного познания мира; владение основными понятиями и законами физики; иметь представление об основных идеях современной астрономии и астрофизики .

Слайд 11

Цель любого занятия , заключается в формировании у учащихся компетенций: знаниевой , практической, исследовательской, учебно-информационной.

Слайд 12

монолог учителя; самостоятельная индивидуальная работа учащихся с учебником по заданиям …; демонстрация видеофильма; экскурсия; традиционная контрольная работа

Слайд 13

Тема урока: «История развития тепловых машин» Некомпетентностный подход Формируется имитационная компетенция – предоставить «фиктивно -демонстрационный» продукт Компетентностный подход Формируем компетенции: информационную (поиск, сбор, анализ информации, умение ее упорядочить); развиваем межпредметные связи.

Слайд 14

Материально-практическая деятельность учителя Виды технологий Формируемые компетентности учащихся Проектная деятельность Способность к научному творчеству Интернет - уроки Умение работать с интернет - информацией Педагогические технологии на основе современных информационно – телекоммуникационных средств Владение навыками работы с компьютером Интегрированные уроки Умение работать с обработкой количественных данных, развитие межпредметных связей Групповые формы Умение работать в парах, группах, коммуникабельность

Слайд 15

Социальная деятельность учителя Виды технологий Формируемые компетентности учащихся Модульная технология Приобретение навыков коллективной работы Нетрадиционные уроки Умение решать проблему новыми способами Технология кейс-метода Умение решать проблему разными способами Игровые технологии Умение взаимодействовать с окружающими , умение представить себя Здоровьесберегающие технологии Развитие положительных привычек

Слайд 16

Учитель – « не наблюдатель того, что делает и как учится ребенок. Он посредник между возможностями ребёнка и превышающим эти возможности учебным материалом». Ш.А. Амонашвили


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА»

В настоящей статье рассматривается вопрос о профессиональных компетенциях учителя русского языка в условиях введения «Профессионального стандарта педагога» с января 2017 года. Самой важной компетенцие...

Лист самооценки профессионального развития педагога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог–методист»

Характеристика уровня профессионального развития педагога-методиста в соответствии с требованиями профессионального стандарта Педагог...

Новый профессиональный стандарт педагога как ресурс развития профессиональной компетенции педагогических работников

Новый профессиональный стандарт педагога как ресурс развития профессиональной компетенции педагогических работников...

"Повышение качества обученности и воспитанности обучающихся через повышение профессионального уровня педагога в соответствии с профессиональным стандартом педагога и внедрением ФГОС

Выступление на педагогическом совете ГБОУ Школа № 1056 на тему "Повышение качества обученности и воспитанности обучающихся через повышение профессионального уровня педагога в соответствиис профес...

Профессиональный стандарт педагога и требования к профессиональной деятельности педагога

Выстувление на педсовете о тредованиях к профессиональной дечтельности педагога....

Профессиональный стандарт педагога как ресурс развития профессиональной компетенции педагогических работников

Что значит быть хорошим учителем? Уже начиная с 30-х годов ХХ века, в нашей стране изучался этот вопрос. Старшеклассникам предлагалось написать сочинение на тему «Мой учитель». Ученики тог...