Муниципальная молодежная политика в полиэтническом социуме.
статья по теме

Шоноев Тимур Иванович

 статья о проблемах молодежи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шоноев Тимур Иванович, учитель истории Сосново-Озёрской средней общеобразовательной школы №2

Муниципальная молодежная политика в полиэтническом социуме. 

            Актуальность анализа структуры полиэтнической молодежной среды становится значимой при решении различных вопросов местного уровня с учетом социокультурных интересов этнических групп, проживающих в данном регионе или населенном пункте. Также это важно знать органам местного самоуправления для прогнозирования и предотвращения национальных конфликтов. В связи с этим, а данной статье  анализируется структура полиэтнической общности как социального субъекта в системе местного самоуправления.

      Социальным субъектом в данном случае может выступать определенная социальная общность, обусловленная административно-территориальным делением. Это может быть любой населенный пункт: деревня, село, поселок, город и т.п. или регион, например, область, республика, край и т.п., имеющий многонациональный состав постоянно проживающего здесь населения. На уровне местного самоуправления в качестве социального субъекта будет выступать какой-либо населенный пункт, имеющий органы местного самоуправления. Если рассматривать регион в качестве полиэтнического социального субъекта, то его структура будет достаточно сложная, поскольку имеет свою типологию – это может быть республика с титульной национальностью и другими этносами, проживающими на данной территории, может быть областью, включающий дисперсные или компактные поселения различных этносов, а также может иметь административный статус края, включающего этнонациональные автономии.

          В качестве элементов структуры полиэтнического социума можно рассматривать различные этнонациональные группы, проживающие на территории данного населенного пункта и выступающие как определенная социальная общность (целостность). Все они могут иметь свою социальную значимость, которая определяется численностью этноса и его социальной активностью. Нередко, особенно в нестабильных в этнонациональном отношении регионах, небольшая по численности, но социально активная национальная община данного полиэтнического социума оказывает гораздо большее влияние на социальные процессы, чем большая, но социально пассивная национальная группа населения этого социума. Такого рода факты можно видеть в России, на Украине и во многих республиках СНГ.

       В структуру полиэтнического социума также входят социальные институты и организации, оказывающие свое специфическое влияние на сохранение и воспроизводство этноса и представляющие его интересы во властных и других структурах самоуправления социальным субъектом. Организации, созданные по этническому признаку, прежде всего, выполняют функции объединения представителей данного этноса, сохранения специфики его культуры и социальной поддержки.

      Кроме того, в структуре полиэтнического социума можно выделить неорганизованное население различных национальностей. Оно, как правило, представлено небольшими по численности этническими группами населения. Эти группы населения также оказывают влияние на межнациональные отношения и их следует учитывать в системе местного самоуправления, обеспечивая им равностатусные позиции в данной социальной общности.

       Структура полиэтнического социума включает также связи и взаимоотношения между этническими группами населения, социальными институтами и организациями. Важным моментом здесь является то, что на первый план выступают отношения между организациями этнических групп и местной администрацией, где эти организации могут оказывать влияние на принятие управленческих решений в интересах определенных национальных общностей. С другой стороны, администрация может оказывать необходимое воздействие на этносы через данные организации.

       Большое значение в структуре полиэтнического социума имеют и взаимодействия между организациями различных этносов, входящих в социальную общность. Такого рода взаимодействия осуществляются в различных сферах социокультурной жизни социума, но более всего в политической, экономической и культурной сферах.

       Анализируя этническую общность в качестве социального субъекта, можно видеть, что он существует в созданном им специфическом этнонациональном мире культуры и окружающих его природных условиях. Этническая общность выступает как определенный социальный субъект и каждым членом этой общности своя культура может восприниматься в качестве эталона, с которым соотносятся культурные особенности других этнических групп. С этих позиций, например, считается, что если это наша социально-этническая группа, то все, что она делает, является справедливым и добродетельным. Ко всему тому, что думают и делают люди, принадлежащие к другим общностям, члены данной этнической общности, относится с подозрением. Такая ситуация обозначается термином «этноцентризм».

        Действительно, в ряде полиэтнических республик, особенно с титульной нацией, резко возросли неприязнь и нетерпимость к представителям других народов, что нередко приводит к возникновению межнациональных конфликтов. Люди вынуждены покидать родные дома и возвращаться на этническую родину, а это влечет за собой необходимость решения большого множества различных экономических, демографических, социальных, политических и психологических проблем. Ведь этнос во многом обуславливает черты культуры и быта, образа жизни, ценностных ориентаций и межличностных отношений, как внутриэтнических, так и межнациональных.

        Развитие государственно-национального сообщества с титульной нацией в условиях демократизации общества может привести к различного рода социальным конфликтам, поэтому необходимо предпринимать усилия для того, чтобы не было этнократии – господства народа с одним языком или культурой. В условиях полиэтнического общества, чтобы сохранить его единство, обеспечить активное взаимодействие и избежать национальных конфликтов, необходимо у молодежи вырабатывать чувства взаимоуважения и национального равенства. На это надо обращать особое внимание, и в случае возникновения каких-либо проблем на национальной почве, о них нельзя молчать, поскольку это может привести к возникновению национализма. Однако решение этих вопросов не должно сводиться к декларациям или пропаганде. Немалую роль здесь играют толерантное в этнокультурном отношении воспитание и образование. От того, какие социокультурные ценности здесь будут заложены в сознание подрастающего поколения, во многом, будет зависеть судьба не только конкретной личности, но и данного полиэтнического социума в целом.

      Молодежь в полиэтническом социуме выступает как активный социальный субъект, особенно в межэтнических взаимодействиях, поскольку такого рода взаимодействия более всего осуществляются в системе образования, как общего, так и профессионального. Это связано, прежде всего, с тем, что далеко не везде существуют национальные учебные заведения, а подавляющее большинство учебных структур имеют полиэтнический характер. Учащаяся молодежь постоянно и активно взаимодействует между собой, являясь не только членом социально-возрастной, но и представителем социально-этнической группы

         В целом можно сказать, что полиэтническая общность, как социальный субъект, в своей сущностной основе имеет этнонациональные социокультурные особенности и специфику национального характера каждого этноса, входящего в ее состав, объединяя людей, проживающих на определенной территории в единое социокультурное пространство. Такое понимание полиэтнической общности позволяет осуществлять социализацию молодого поколения, в результате которого происходит формирование этнонационального сознания и самосознания, освоение этнонациональной культуры и системы ценностей. В свою очередь, это оказывает влияние на формирование смысложизненных позиций молодежи в их ориентации на укрепление внутриэтнических и межнациональных социальных связей в данном социуме.

       Бурятия – один из самых многонациональных регионов России. Известно, что степень интеграции элементов системы в целое есть общий критерий прогресса. Поэтому очень важно, чтобы со школьной скамьи юные жители республики приобщались к богатому и многообразному культурному наследию народов Бурятии, России и мира, приобретали навыки межкультурного общения, учились находить общий язык, жить в дружбе и межнациональном согласии.

          Мировая практика показывает, что от статуса, от положения этнических меньшинств зависит прочность социально-политического бытия. В нестабильной ситуации наибольший дискомфорт ощущают именно этнические группы, которые особо нуждаются в уверенности относительно обеспечения своих прав, без ущемления и унижения, без риска потерять собственную самобытную культуру.

Межэтнические отношения — это вид межгрупповых отношений, исторически предшествовавший всем остальным видам. Поэтому он наиболее глубоко связан с предысторией человечества, с теми психологическими закономерностями организации социального действия, которые зародились в глубине антропогенеза, развивавшегося через противопоставление “мы” — “они” по признаку принадлежности в первую очередь к этнической группе.

На наш взгляд, муниципальная политика не должна упускать из виду сферу межкультурного взаимодействия и поликультурного образования, межрегионального и международного сотрудничества. Муниципалитетам необходимо заложить фундамент национального воспитания и образования в духе этики национальных отношений, а также оказывать научную, методическую, организационную помощь тем, кто занят строительством межнационального мира и согласия. 



Предварительный просмотр:

Шоноев Тимур Иванович, учитель истории Сосново-Озёрской средней общеобразовательной школы №2

Муниципальная молодежная политика в полиэтническом социуме. 

            Актуальность анализа структуры полиэтнической молодежной среды становится значимой при решении различных вопросов местного уровня с учетом социокультурных интересов этнических групп, проживающих в данном регионе или населенном пункте. Также это важно знать органам местного самоуправления для прогнозирования и предотвращения национальных конфликтов. В связи с этим, а данной статье  анализируется структура полиэтнической общности как социального субъекта в системе местного самоуправления.

      Социальным субъектом в данном случае может выступать определенная социальная общность, обусловленная административно-территориальным делением. Это может быть любой населенный пункт: деревня, село, поселок, город и т.п. или регион, например, область, республика, край и т.п., имеющий многонациональный состав постоянно проживающего здесь населения. На уровне местного самоуправления в качестве социального субъекта будет выступать какой-либо населенный пункт, имеющий органы местного самоуправления. Если рассматривать регион в качестве полиэтнического социального субъекта, то его структура будет достаточно сложная, поскольку имеет свою типологию – это может быть республика с титульной национальностью и другими этносами, проживающими на данной территории, может быть областью, включающий дисперсные или компактные поселения различных этносов, а также может иметь административный статус края, включающего этнонациональные автономии.

          В качестве элементов структуры полиэтнического социума можно рассматривать различные этнонациональные группы, проживающие на территории данного населенного пункта и выступающие как определенная социальная общность (целостность). Все они могут иметь свою социальную значимость, которая определяется численностью этноса и его социальной активностью. Нередко, особенно в нестабильных в этнонациональном отношении регионах, небольшая по численности, но социально активная национальная община данного полиэтнического социума оказывает гораздо большее влияние на социальные процессы, чем большая, но социально пассивная национальная группа населения этого социума. Такого рода факты можно видеть в России, на Украине и во многих республиках СНГ.

       В структуру полиэтнического социума также входят социальные институты и организации, оказывающие свое специфическое влияние на сохранение и воспроизводство этноса и представляющие его интересы во властных и других структурах самоуправления социальным субъектом. Организации, созданные по этническому признаку, прежде всего, выполняют функции объединения представителей данного этноса, сохранения специфики его культуры и социальной поддержки.

      Кроме того, в структуре полиэтнического социума можно выделить неорганизованное население различных национальностей. Оно, как правило, представлено небольшими по численности этническими группами населения. Эти группы населения также оказывают влияние на межнациональные отношения и их следует учитывать в системе местного самоуправления, обеспечивая им равностатусные позиции в данной социальной общности.

       Структура полиэтнического социума включает также связи и взаимоотношения между этническими группами населения, социальными институтами и организациями. Важным моментом здесь является то, что на первый план выступают отношения между организациями этнических групп и местной администрацией, где эти организации могут оказывать влияние на принятие управленческих решений в интересах определенных национальных общностей. С другой стороны, администрация может оказывать необходимое воздействие на этносы через данные организации.

       Большое значение в структуре полиэтнического социума имеют и взаимодействия между организациями различных этносов, входящих в социальную общность. Такого рода взаимодействия осуществляются в различных сферах социокультурной жизни социума, но более всего в политической, экономической и культурной сферах.

       Анализируя этническую общность в качестве социального субъекта, можно видеть, что он существует в созданном им специфическом этнонациональном мире культуры и окружающих его природных условиях. Этническая общность выступает как определенный социальный субъект и каждым членом этой общности своя культура может восприниматься в качестве эталона, с которым соотносятся культурные особенности других этнических групп. С этих позиций, например, считается, что если это наша социально-этническая группа, то все, что она делает, является справедливым и добродетельным. Ко всему тому, что думают и делают люди, принадлежащие к другим общностям, члены данной этнической общности, относится с подозрением. Такая ситуация обозначается термином «этноцентризм».

        Действительно, в ряде полиэтнических республик, особенно с титульной нацией, резко возросли неприязнь и нетерпимость к представителям других народов, что нередко приводит к возникновению межнациональных конфликтов. Люди вынуждены покидать родные дома и возвращаться на этническую родину, а это влечет за собой необходимость решения большого множества различных экономических, демографических, социальных, политических и психологических проблем. Ведь этнос во многом обуславливает черты культуры и быта, образа жизни, ценностных ориентаций и межличностных отношений, как внутриэтнических, так и межнациональных.

        Развитие государственно-национального сообщества с титульной нацией в условиях демократизации общества может привести к различного рода социальным конфликтам, поэтому необходимо предпринимать усилия для того, чтобы не было этнократии – господства народа с одним языком или культурой. В условиях полиэтнического общества, чтобы сохранить его единство, обеспечить активное взаимодействие и избежать национальных конфликтов, необходимо у молодежи вырабатывать чувства взаимоуважения и национального равенства. На это надо обращать особое внимание, и в случае возникновения каких-либо проблем на национальной почве, о них нельзя молчать, поскольку это может привести к возникновению национализма. Однако решение этих вопросов не должно сводиться к декларациям или пропаганде. Немалую роль здесь играют толерантное в этнокультурном отношении воспитание и образование. От того, какие социокультурные ценности здесь будут заложены в сознание подрастающего поколения, во многом, будет зависеть судьба не только конкретной личности, но и данного полиэтнического социума в целом.

      Молодежь в полиэтническом социуме выступает как активный социальный субъект, особенно в межэтнических взаимодействиях, поскольку такого рода взаимодействия более всего осуществляются в системе образования, как общего, так и профессионального. Это связано, прежде всего, с тем, что далеко не везде существуют национальные учебные заведения, а подавляющее большинство учебных структур имеют полиэтнический характер. Учащаяся молодежь постоянно и активно взаимодействует между собой, являясь не только членом социально-возрастной, но и представителем социально-этнической группы

         В целом можно сказать, что полиэтническая общность, как социальный субъект, в своей сущностной основе имеет этнонациональные социокультурные особенности и специфику национального характера каждого этноса, входящего в ее состав, объединяя людей, проживающих на определенной территории в единое социокультурное пространство. Такое понимание полиэтнической общности позволяет осуществлять социализацию молодого поколения, в результате которого происходит формирование этнонационального сознания и самосознания, освоение этнонациональной культуры и системы ценностей. В свою очередь, это оказывает влияние на формирование смысложизненных позиций молодежи в их ориентации на укрепление внутриэтнических и межнациональных социальных связей в данном социуме.

       Бурятия – один из самых многонациональных регионов России. Известно, что степень интеграции элементов системы в целое есть общий критерий прогресса. Поэтому очень важно, чтобы со школьной скамьи юные жители республики приобщались к богатому и многообразному культурному наследию народов Бурятии, России и мира, приобретали навыки межкультурного общения, учились находить общий язык, жить в дружбе и межнациональном согласии.

          Мировая практика показывает, что от статуса, от положения этнических меньшинств зависит прочность социально-политического бытия. В нестабильной ситуации наибольший дискомфорт ощущают именно этнические группы, которые особо нуждаются в уверенности относительно обеспечения своих прав, без ущемления и унижения, без риска потерять собственную самобытную культуру.

Межэтнические отношения — это вид межгрупповых отношений, исторически предшествовавший всем остальным видам. Поэтому он наиболее глубоко связан с предысторией человечества, с теми психологическими закономерностями организации социального действия, которые зародились в глубине антропогенеза, развивавшегося через противопоставление “мы” — “они” по признаку принадлежности в первую очередь к этнической группе.

На наш взгляд, муниципальная политика не должна упускать из виду сферу межкультурного взаимодействия и поликультурного образования, межрегионального и международного сотрудничества. Муниципалитетам необходимо заложить фундамент национального воспитания и образования в духе этики национальных отношений, а также оказывать научную, методическую, организационную помощь тем, кто занят строительством межнационального мира и согласия. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы формирования комплексного программно-методического обеспечения в учреждениях сферы молодежной политики

В статье описаны основные проблемы документационного обеспечения деятельности, с которыми сталкиваются специалисты сферы молодежной политики....

"Показатели и технология измерения эффективности реализации проектной линии стратегии развития молодежной политики муниципального образования город Ноябрьск до 2020 года "Активная жизнь"

показатели и технология измерения эффективности реализации проектной линии "Активная жизнь"- основные напрвления проектной линии;- наименование показателя- единица измерения- формула расчета...

Приказ №125 от 22.05.2015г. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра муниципальное образование город Пыть-Ях ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

О проведении Фестиваля Всероссийского физкультурно-Спортивного комплекса«Готов к труду и обороне»среди обучающихся образовательныхорганизаций, посвященного70-ой годовщины Победы в  Великой Отечес...

О проведении муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2017-2018 учебном году.УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА П Р И К А З от 15.11.2017 №505

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА  П Р И К А З от 15.11.2017  №505 О проведении  муниципального этапа всероссийской олимпиады школьни...

«Приказ департамента образования и молодежной политики ХМАО – Югры №1762 от 27.12.2018г. «О решении аттестационной комиссии Департамента образования и молодёжной политики ХМАО – Югры по результатам заседания, проведённого 19.12.2018 года»

Приказ департамента образования и молодежной политики ХМАО – Югры №1762 от 27.12.2018г. «О решении аттестационной комиссии Департамента образования и молодёжной политики ХМАО – Югры ...

Приказ комитета по образованию и молодежной политике "Об итогах муниципальной научно-практической конференции школьников «Старт в науку – 2019»

В соответствии с планом работы Комитета по образованию и молодежной политике, в целях выявления и поддержки одаренных и способных детей, активизации исследовательской, проектной и творческой деятельно...