Интеграция на уроках сольфеджио
учебно-методический материал на тему

Волегова Инна Борисовна

Материалы подготовлены для выступления на семинаре преподавателей музыкальной школы на тему "Интеграция на уроках сольфеджио"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Приложение№ 13

Выступление на семинаре «Интеграция на уроках сольфеджио»

тема:

 Использование музыкального материала специальности

 на уроках сольфеджио

Цель:

 Осуществление взаимосвязи между предметами и формирование навыка грамотного разбора нотного текста.

        Задачи:

  • обогащение музыкального опыта учащихся;
  • иллюстрация нового теоретического материала доступным, возможно, знакомым музыкальным материалом (в том числе, в исполнении самих ребят);
  •  быстрое и прочное  запоминания нотного текста;
  • понимание элементов музыкальной речи во взаимосвязи с жанром и формой;
  • взаимодействие теоретических знаний и практических навыков;
  • развитие самостоятельности учащихся.

Актуальность:

Часто при чтении с листа дети не могут правильно спеть мелодию, так как не могут ее правильно осознать.

        Использовать в качестве учебного пособия сборники упражнений, насыщенных разного рода трудностями полезно в меру. Более полезно читать те сборники, в которых преобладают примеры из музыкальной литературы. Замечательно, что в работе мы используем сборники Калмыкова, Фридкина, Металлиди, Перцовской. В «живой» музыке ярче ощущается логика развития мелодии, ритма, фразеровки, динамических оттенков, штрихов. Все это работает на создание какого-либо музыкального образа, общего настроя, характера музыки.

И все эти средства музыкальной выразительности помогают проинтонировать мелодию. Чтение с листа – не самоцель, а помощь в исполнении и инструментальной, и вокальной музыки, ощущение мелодии, ее развития, динамики. Поэтому анализ должен предварять исполнение.

Ранний формирование навыка грамотного разбора нотного текста будет способствовать быстрому освоению фактуры произведений, приобретению технической свободы, прочному закреплению текста в памяти. Чуткий, развитый гармонический слух поможет и грамотному, вдохновенному исполнению, богатым внутренним ассоциациям при слушании и понимании того или иного сочинения.

В пособиях Г.Ф.Калининой есть очень много примеров инструментальной и вокальной музыки с интересными заданиями (определить вид лада, тональность, скачок в мелодии, аккорд и т. п.)

Тем не менее, использование на уроках пьес, изучаемых на специальности, позволит обогатить музыкальный опыт ребят, приблизить программу специальности к сольфеджио, даст возможность ярких иллюстраций ко многим темам, сможет заинтересовать учащихся (например, можно оценивать по высшей шкале примеры самих ребят, исполненные на уроке).

Даже научить ребят определять тональность пьес желательно на примере небольших популярных в учебной практике произведений

Особое внимание необходимо уделить фразеровке и дыханию при интонировании, принимая во внимание вокальное начало и  многих инструментальных произведений. Отмечая в тексте элементы типа синкоп, триолей, мелодических скачков, гармонических оборотов, секвенций, каденций, отклонений, кульминации, важно выделять их выразительную и формообразующую роль. Это поможет ребятам быстро и грамотно разбирать нотный текст, прочно запоминать, выразительно исполнять, охватывая структуру произведения, тональное и динамическое развитие.

В учебной литературе частично отражен такой подход, в частности в пособиях Ж.Металлиди, А.Перцовской. Они обогатили привычный репертуар ритмическими партитурами, цитатами в двухстрочном изложении, которые наиболее ценны для примера и анализа. Но нельзя пройти мимо некоторых хрестоматийных примеров. Каждый год кто-нибудь из учащихся их играет в классе специальности. Ребята с удовольствием их исполняют в качестве музыкальных примеров.

 

Ряд произведений представлен в качестве возможных примеров для рассмотрения на уроках сольфеджио и дифференцирован по следующим разделам:

  • Лады (виды мажора и минора, параллельные тональности):
  1. «Еврейская народная мелодия» - минор гармонический;
  2. Э.Григ «Ариетта» - мажор гармонический;
  3. «Ах, улица, улица широкая» (р.н.п.) – параллельно-переменный лад.
  • Ритмы:
  1. Д. Кабалевский «Клоуны»;
  2. Ф.Шуберт «Серенада»;
  3. Д.Шостакович «Шарманка».
  • Интервалы (гармонические, мелодические, скачки):
  1. Ф.Мендельсон «Песня венецианского гондольера»;
  2. Гедике «Этюд» до мажор;
  3. Ж.Металлиди «Гном».
  • Аккорды (в мелодиях и аккомпанементе):
  1. П.Чайковский «Мужик на гармонике играет» (из цикла «Детский альбом»)
  2. К.Вебер «Хор охотников» (из оперы «Вольный стрелок»);
  3. К.Черни «Этюд» фа мажор.
  • Музыкальные формы (мотив, фраза, предложение, каденция, период, простые 2-х и 3-х частные формы, сонатина, вариации, рондо и т.п.):
  1. Р.Шуман «Смелый наездник»;
  2. Штейбельт «Сонатина» до мажор;
  3. Т.Назарова  Вариации на тему белорусской песни «Савка и Гришка».
  • Тональное развитие (отклонения, модуляция, кульминация и пр.):
  1. М.Глинка «Вальс» (из оперы «Иван Сусанин»);
  2. П.Чайковский «Сладкая греза» (из цикла «Детский альбом»);
  3. В.Моцарт «Менуэт» фа мажор.
  • Мелодия - неаккордовые звуки (хроматические проходящие и вспомогательные):
  1. В.Моцарт «Менуэт» до мажор;
  2. Р.Шуман «Карнавал»;
  3. А.Рубинштейн «Мелодия».

На усмотрение преподавателей этот репертуар можно расширять и обогащать другими музыкальными примерами.

«Использование музыкального материала специальности на уроках сольфеджио»

дополнение к образовательной программе «Мы играем, сочиняем и поем»

преподаватель теоретических дисциплин И.Б. Волегова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сольфеджио. Развитие ладового чувства. Наглядность для работы над гаммой на уроке сольфеджио.

Мажорные тональности до двух знаков при ключе, буквенное обозначение. Устойчивые, неустойчивые. Разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, опевание устойчивых ступеней неустойчивыми, ступеневые до...

Открытый урок по сольфеджио с обучающимися 2 класса отделения народных инструментов по теме: «Различные виды интонационно-ритмических и тестовых заданий на уроке сольфеджио при закреплении изученного

Открытый урок по сольфеджио (предпоследний урок первой четверти).Закрепление пройденного материала, подготовка к контрольной работе...

Открытый урок по сольфеджио «Вокально-интонационная работа на уроке сольфеджио в 1 классе».

Данный урок преследуе ряд целей и задач:Образовательные:- демонстрирование навыка интонирования в тональности;- формирование комплекса знаний, умений и навыков для развития музыкального слуха, п...

Открытый урок по сольфеджио «Вокально-интонационная работа на уроке сольфеджио в 1 классе».

Обращение к данной теме позволяет решить целый ряд следующих целей и задач:Образовательные:- организация и развитие музыкального слуха;- демонстрирование навыка интонирования в тональности;- формирова...

Открытый урок по предмету: сольфеджио на тему: «Игровые формы работы на уроках сольфеджио»

Открытый урок по предмету: сольфеджио на тему: «Игровые формы работы на уроках сольфеджио»...