Открытый урок по предмету: сольфеджио на тему: «Игровые формы работы на уроках сольфеджио»
учебно-методический материал по музыке

Рябенко Анжелика Георгиевна

Открытый урок по предмету: сольфеджио на тему: «Игровые формы работы на уроках сольфеджио»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_solfedzhio.docx22.05 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ

Открытый урок по предмету:

СОЛЬФЕДЖИО

на тему:

«ИГРОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО»

                                                                Подготовила:

                                                                Рябенко Анжелика Георгиевна                                                                       преподаватель теоретических

                                                                дисциплин МБУДО СДШИ      

                                                               

Симферополь

2019

                                 

Содержание урока:

  1. Вступление.
  2. Цель открытого  урока.
  3. Задачи открытого урока.
  4. Тип урока.
  5. Оснащение урока.
  6. Методы обучения
  7. План - конспект открытого урока.
  8. Подведение итогов.

           

           

       

         

       

Эстетическому воспитанию детей младшего школьного возраста в детских школах искусств уделяется большое внимание. Музыка же является одним из могучих средств эстетического воспитания детей, воспроизводящее окружающую нас действительность в звуковых образах. Общение с музыкой способствует музыкально-эстетическому становлению ребенка, развивает основы его умения воспринимать в музыке определенное содержание, а музыкальная деятельность оказывает положительное влияние на общее развитие ребенка. Музыкальное воспитание детей должно быть направлено на развитие восприимчивости к языку музыки, образному представлению, а также на потребность слушать музыку. .

Начальный этап обучения музыке остается самым уязвимым местом в методическом плане, так как он призван заложить фундамент музыкального образования, создать действенную систему духовных и эстетических  контактов учащегося с музыкой как видом искусства. Общение с музыкой должно стать  неотъемлемой для учащегося формой его бытия. 

Дети младшего школьного возраста очень восприимчивы, и поэтому, на мой взгляд, один из самых эффективных способов развития творческих способностей у ребенка – это игра, потому что именно игра является одним из главных средств познания у ребенка младшего возраста. Пренебрегать игрой вовсе и даже сокращать объем игровой деятельности на уроке неразумно. Игра вводит ребенка в увлекательный мир музыки, позволяет моделировать любые изучаемые явления, активизирует эмоции, внимание, память, интеллект. Играя, ребенок переживает в действии то, что он воспринимает и одновременно изучает, познает изнутри, в том числе и терминологию. В игре ребенок перевоплощается, раскрепощается, забывает об официальности урока.

Опираясь на свой опыт, могу сказать, что детей невольно тянет к знаниям, если они слышат от учителя сказку. Поэтому, так же как и музыкальные игры, музыкальные сказки органично вплетаются в урок. Сама собой исчезает проблема дисциплины и неустойчивого внимания, не говоря уже об отношении к «скучному» уроку сольфеджио. Часто в ходе урока задания по формированию навыков чистого интонирования, запоминания и осмысления элементов лада превращаются в достаточно однообразные упражнения. Без их тщательной проработки не обойтись, но при постоянном повторении внимание учащихся ослабевает, исчезает интерес, теряется контроль над интонацией, важные теоретические понятия не остаются в памяти. Сказка – это то зерно, из которого произрастает эмоциональное отношение ребенка к предмету обучения. Музыкальное озвучивание сказок – обязательное условие, так же как и вовлеченность в рассказ, иначе желаемого результата придется ждать несколько дольше. Сказка интереснее слушается в коллективе, ведь малышу хочется поделиться с другим своими переживаниями, маленькими открытиями, удивлением и восхищением чем-то новым и необычным. На наших уроках сказочные истории могут быть длинными и короткими; их рассказывают друг другу по несколько раз, целиком и частями (с продолжением на следующем уроке).

Игра и сказка дают возможность в доступной для детей форме, без лишнего интеллектуального и нервного напряжения, с привлечением внимания учащегося к происходящему на уроке сольфеджио научить ребёнка основным теоретическим понятиям, развить у учащегося мелодический, ладоинтонационный, ритмический слух.

           

Цель открытого урока:

       - показать всю важность и значимость начального этапа работы на уроках сольфеджио с учащимися младшего школьного возраста; 

       - с учащимися первого класса показать разнообразие методов, приёмов и форм работы, способствующих применению знаний, умений и навыков, полученных на уроке.

   Задачи открытого урока:

I. Обучающие:

  1. способствовать яркому, образно-эмоциональному восприятию музыки;

  2. раскрывать индивидуальный творческий потенциал каждого ребенка;

3. сформировать у обучающихся  знания и навыки, связанные с развитием ладового, гармонического, полифонического слуха, чувства ритма и уметь применять их в конкретной практической деятельности.

II. Развивающие:

  1. развитие музыкальной памяти, внимания;

  2. развитие логического мышления; умения сравнивать;

  3. развить эмоции, интерес, способности и дарование личности.

III. Воспитывающие:

  1.формирование музыкально-эстетической культуры в период             эмоционального воздействия с музыкой.;

  2.воспитывать и формировать систематический процесс обучения средствами музыки, игры, сказки.

   Тип урока: урок-повторение, урок- обобщение.

Оснащение урока:

- фортепиано, таблицы, карточки, схемы.

   Методы обучения:

  1. игровой;
  2.  проблемно-поисковый;
  3.  иллюстративный;
  4.  объяснительный;
  5.  эвристический;
  6.  метод  создания ролевых действий;
  7.  метод эмоционального воздействия;
  8.  метод «забегания вперед».

План – конспект урока.

I. Организационный момент

Цель и задачи:

- проверка присутствующих, мобилизация внимания;

- настрой учащихся на учебную деятельность;

- приглашение в страну «сольфеджио» как в сказку;

- создание рабочего климата на уроке, определенной творческой    атмосферы;

- настрой на урок – активный, целеустремленный, но при этом доброжелательный и позитивный.

II. Работа с учащимися над различными видами и формами изучения теоретического и практического материала по сольфеджио:

  1. Лад. Ступени-главные жители нашей страны. Пение песенок о ступенях.
  2. Гамма. Пение гаммы До мажор разными способами. Пение ступеней по руке (включая альтерированные ступени).
  3. Знаки альтерации. Песенки про диез, бемоль, бекар.
  4.  Устойчивые и неустойчивые ступени. Тоническое трезвучие (пение трезвучий от разных нот). Разрешение ступеней (пение разрешение ступеней в До мажоре).
  5. « Песенка о  посадке»-куплетная форма.
  6. Нота, нотный стан или нотоносец. Ребусы.
  7.  Песня «Ехали медведи»- длительности, паузы, фермата. Игра «Светофор». Прохлопывание ритмического рисунка песенки.
  8. Игра «Ритмический поезд».
  9. Песня «1,2,3,4,5»-динамические оттенки. Пение по ролям.
  10. Интервалы. Песенка «Про интервалы».
  11. Определение интервалов на слух (используя карточки).
  12. Четыре вида трезвучия. Определение на слух 4-х видов трезвучия (используя карточки).
  13. Сказка «Про ноты» (расположение нот на фортепиано).
  14. Эмоциональное чтение стихотворений с показом. Игра «Зеркало». Стихотворение «Маленький котик».

III. Оценивание работы учащихся на уроке.

IV. Домашнее задание:

  1. сочинить сказку о приключениях животных- интервалов в нашем сказочном волшебном лесу;
  2. нарисовать сочинённые приключения.

Подведение итогов урока.

         На занятии были представлены основные разделы предмета

  «Сольфеджио»:

        - вокально - интонационные навыки;

        - воспитание чувства метро – ритма;

        - воспитание музыкального восприятия;

        - воспитание творческих навыков;

        - теоретические сведения.

        На уроке использовались следующие  современные технологии:

        -  проблемно – развивающая;

        - личностно – ориентированная;

        -  перспективно – опережающего  развития;

        -  сотрудничества.

       

         Урок проведен в соответствии с современными требованиями:                                

        - цели и задачи, поставленные перед обучающимися выполнены;

     -  темы, методы и формы проведения урока обусловлены чёткой логикой  построения;

       -   задания, формы их выполнения, музыкальный материал подобран с учётом индивидуальных музыкальных способностей, уровня развития и темпа работы обучающихся, что создавало психологический комфорт;

        - обучащиеся показали хорошие знания предмета,  практические навыки  и умения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Формы работы на уроках сольфеджио в младших классах народного отделения ДШИ"

В исследовании дана характеристика основным формам работы на уроках сольфеджио в ДШИ и доказана целесообразность их комплексного применения, способствующего  развитию личности ученика в процессе ...

Открытый урок по предмету «Специальное фортепиано» Тема: «Начальный период работы над артикуляцией»

Тип урока: урок закрепления понятий и умений.Цель: Закрепление навыков технической работы над  музыкальной артикуляцией с применением игровых технологий.Задачи:Образовательные:- закрепить п...

Методическая разработка на тему: Использование игровых форм работы на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ

Игра в целом – естественное состояние души ребенка. Главной особенностью игры является ее активный творческий характер. Через игру, воображение, творческие поиски дети обучаются сложным понятиям и нав...

Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках).

Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках). Введение ФГОС ООО предполагает ис...

"Формы работы на уроке сольфеджио в первом классе"

Данная методическая разработка является разработкой открытого урока по предмету «Сольфеджио» в 1 классе.          Построение урока может быть или всегда од...

Видео-урок "Анализ на слух как одна их форм работы на уроках сольфеджио"

Видеоурок посвящен одной из важнейших форм работы на уроках сольфеджио – анализу на слух. В этой форме работы  объединяются все знания и умения учащихся, получаемые на уроках. Работа над анализом...