Открытый урок по предмету «Специальное фортепиано» Тема: «Начальный период работы над артикуляцией»
план-конспект по музыке

Солощева Ольга Николаевна

 

Тип урока: урок закрепления понятий и умений.

Цель: Закрепление навыков технической работы над  музыкальной артикуляцией с применением игровых технологий.

Задачи:

Образовательные:

- закрепить понятие «дикция» и её влияние на артикуляцию пальцев на примере классической пьесы В.А.Моцарта «Волынка»;

- ознакомить с помощью иллюстраций с инструментом волынка;

- ознакомить кратко с творчеством В.А.Моцарта;

- научить увлекательным играм для ловких пальцев.

Развивающие:

- развить технику «произношения» пальцев;

- развить координацию рук и речи учащегося;

- развить способность управлять мелкими самостоятельными движениями пальцев;

- развить тонкие тактильные ощущения;

Воспитательные:

 - воспитывать внимательное  и бережное отношение к звукоизвлечению;

-расширить музыкальный  кругозор  у учащегося;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_otkrytyy_urok_no2.docx34.91 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Нефтеюганское городское муниципальное

бюджетное образовательное учреждение      

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств»

Открытый урок по предмету «Специальное фортепиано»

Тема:

«Начальный период работы над артикуляцией»

Урок разработан для Никифорова Серафима,

обучающегося 2 класса отделения специального фортепиано                                                    

Выполнила: преподаватель

отделения  специального и

общего фортепиано

НГ МБОУ ДОД ДШИ

Солощева О.Н.

г. Нефтеюганск

2013 г.

Тип урока: урок закрепления понятий и умений.

Цель: Закрепление навыков технической работы над  музыкальной артикуляцией с применением игровых технологий.

Задачи:

Образовательные:

- закрепить понятие «дикция» и её влияние на артикуляцию пальцев на примере классической пьесы В.А.Моцарта «Волынка»;

- ознакомить с помощью иллюстраций с инструментом волынка;

- ознакомить кратко с творчеством В.А.Моцарта; 

- научить увлекательным играм для ловких пальцев.

Развивающие:

- развить технику «произношения» пальцев;

- развить координацию рук и речи учащегося;

- развить способность управлять мелкими самостоятельными движениями пальцев;

- развить тонкие тактильные ощущения;

Воспитательные:

 - воспитывать внимательное  и бережное отношение к звукоизвлечению;

-расширить музыкальный  кругозор  у учащегося;

Оформление класса.

 Инструменты - два пианино; Технические средства: метроном, компьютер, экран. Наглядные пособия.

                                          План урока.

 1.Организационный момент.-1 мин.

 2. Вступительное слово.-2 мин.

Беседа с учащимся. Введение в тему и постановка цели урока

3 . Основная часть.-23 мин.

   Изучение нового материала:

 - знакомство с понятием «дикция» и «артикуляция»;- 2 мин.

 - примеры работы над дикцией (скороговорки) и  работы над       музыкальной артикуляцией (упражнения Ш. Ганона );-6 мин.

 - краткая характеристика инструмента «Волынка»;-1 мин.

 -  работа над музыкальным произведением В.Моцарт «Волынка»; -15 мин.

4.Анализ работы учащегося. - 3 мин.

5 . Итоги урока и домашнее задание. - 1мин.

1.Организационный момент. Подготовка рабочего места, проверка готовности  к уроку.

2.Вступительное слово.

Беседа с учащимся. Введение в тему.

Серафим, скажи, какая ,по настроению , музыка сейчас звучала? Какие знакомые инструменты  ты услышал? Сейчас звучала музыка. Вольфганга Амадея  Моцарт (1756-1791) австрийского композитора. Моцарт обладал феноменальным музыкальным слухом и памятью. Выступал как клавесинист- виртуоз, скрипач, органист, дирижер, блестяще импровизировал .Я не зря сказала, что Моцарт был виртуозом. Кто такой виртуоз? Расскажи. Правильно - это мастер в совершенстве, владеющий своей техникой. А ты хочешь стать виртуозом? Вот и мы с тобой ,сегодня, будем учиться совершенствовать технику.

 Постановка цели урока.

Серафим ,ты иногда  играешь  на инструменте форсированным (громким, жестким) звуком, что ведет к зажиму  кисти, запястия  и предплечия.  Поэтому наш урок будет посвящен развитию артикуляции («дикции»), активности и независимости движений пальцев. Для этого мы будем применять различные упражнения и скороговорки.

 Мы разучим с тобой  несколько скороговорок и упражнений  для  ловких пальцев при ежедневных домашних занятиях. Итак, твоя задача сегодня – закрепить   понятия «дикция», «артикуляция», которые ты  можешь применять  исполнения пьесу В.А.Моцарта «Волынка».

3.Основная часть:   

Изучение этапов урока.

Начнём  с  понятия « дикция»- четкое, ясное и отчетливое произношение всех звуков родного языка. С помощью скороговорок  мы будем учиться  управлять своим голосом, отрабатывают скорость произношения. Вспомним, диктора,(ведущего передач ),какая у него дикция?

Скороговорки:

 «3» - Сонного зайку зовут Зазнайка.

 «М» - Мороз мост мостил, мостил, не вымостил.

  «Р» - Во мраке раки шумят в драке.

  «С» - Скок, сорока, скок, сорока,  Слепа с ока, крива с бока.

А теперь попробуй произнести любую скороговорку только губами ,а я постараюсь  угадать, по твоей дикции, какая это скороговорка.(Беззвучные слова и скороговорки).

Проговаривая скороговорки, мы определили упражнения для работы над дикцией. Вопрос: Как ты думаешь, при игре на фортепиано можно придумать    тоже «скороговорки»?  Предполагаемый ответ. Да, и мы их назовем  специальные упражнения для хорошего произношения пальцами  музыкальных звуков, что означает артикулирую — расчленяю, членораздельно произношу .

 Попробуем сыграть упражнение  Ш.Л. Ганона одновременно проговаривая скороговорку.(по-твоему выбору): «Скок, сорока, скок, сорока,  Слепа с ока, крива с бока» в медленном темпе. (Перед исполнением упражнения следует спокойно расположить собранную кисть учащегося на пяти клавишах,не ударяя их.Важно проследить, чтобы 1-й и 5-й пальцы находились рядом с остальными около черных клавишей.)   Учащийся сначала отдельно проговаривает, потом пробует одновременно проговаривать и исполнять скороговорку. А теперь попробуй придумать сам свою мелодию на любую скороговорку.Молодец?У тебя все замечательно получилось.

Работа над музыкальным произведением В.Моцарт «Волынка»

А теперь давай перейдем к пьесе «Волынка».Из предыдущих уроков ты уже узнал,что Волынка –это музыкальный инструмент ,но в домашнем задании я тебя попросила,узнать об этом инструменте более подробно.Спасибо.

А как ты думаешь,такие музыканты,также активно проговаривают все звуки?Послушай.Какая у них артикуляция?А чем они артикулируют при игре?Подумай.А теперь и ты поробуй сыграть пьеску,активно ,проговаривая каждую нотку активно ловкими пальцами,которые  должны быть готовы либо « обжигаться» о клавиши, либо «погружаться» в них с нежностью ,лаской любовью  и теплом.

Помнишь мы на прошлых уроках придумали с тобой  слова  подтекстовки к этой пьесе.Скажи какой танец мы слышим,исполняя пьесу.Правильно.Можно представить марш.

I раздел                                                       II раздел

Пальцы дружно идут                                Палец четвертый трудись не ленись              

Весело и радостно нам песенку поют     Пятый подхватывай не торопись

Ты постепенно по горке спустись            Точно, ритмично и не заблудись.

Вверх посмотри и для всех улыбнись.    III раздел  повторяет   I раздел.

Красками раскрасим радугу-дугу

А потом станцуем вместе на лугу

Весело пальцы играют.

Чтобы во второй части пальцы попадали на скачки,представим как баскейтболист целится в сетку мячиком очень цепко и ловко.

А теперь вспомним,что на волынке чаще всего музыканты играли на природе.как ты думаешь,есть ткт эффект «эхо»(контраст,свойственный для музыки Моцарта).

Анализ работы учащегося. После того, как работа проведена, учащийся демонстрирует  концертное исполнение пьесы «Волынка», соблюдая точный темп, контрасты (f,p), четкую и ясную артикуляцию.

Итоги урока.

Сегодня, ты  просто молодец!Ты был ,на протяжении урока, активным, заинтересованным, а если говорить о главной теме сегодняшнего урока - артикуляции, то можно считать, что ты уже стал разбираться,что означает «ясно артикулировать                                                                                                      Домашнее задание будет состоять из скороговорок и упражнений подготовленных мной для обучающегося.

 • Учащийся должен их выучить и отработать ,начиная с медленного темпа ,доводя до  самого  быстрого для него темпа.

 • Упражнения Ш. Ганона необходимо выучить в темпе = 69, не отступая от поставленных перед упражнениями задач,проговаривая вслух скороговорку про «Сороку».

 • В пьесе Моцарта «Волынка» - добавить главной теме лёгкости ,не теряя цепкости.

 

 Список методической литературы.

 1.Гофман И. «Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре». - Москва, 1961г.

 2. Ганон Ш. «Пианист-виртуоз. 60 упражнений» ,«Музыка», Будапешт, 1964г.

 3. detkam.e-papa.ru (skorogovorki)

 4. volchikkansk.narod.ru/rech/

 5.Дюбюк А. «Техника фортепианной игры». Москва.,Издательский дом «Золотое руно», 2005 год.

6.Зырянова О.Ю.»Методическое сопровождение образовательного процесса и самостоятельной работы учащихся в новых условиях»из Сборника материалов «Областная научно-практическая конференция «Детская школа искусств в образовательном и культурном пространстве малого города(района)»».-Екатеринбург,2012г

7.Сборник научно-методических работ. - Сургут,2012г.

  Приложение.

 Домашнее задание (работа над дикцией).

 Произнесите пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта;  мал, да удал. Два сапога - пара.  Нашла коса на камень. Знай край, да не падай. Каков рыбак, такова и рыбка. Под лежачий камень вода не течет. У ужа ужата, у ежа ежата.

  В процессе выполнения упражнений следить за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносите немного подчеркнуто.

  Скороговорки; «3» • Зонного зайку зовут Зазнайка  • Соня -    незнайка, а Зина - зазнайка. «М» • Мороз мост мостил, Мостил, не вымостил.  • Звала по малину Марина Галину, Галина Марину звала по калину. «С» • У киски в миске сливки скисли.  • Села мышка в уголок, съела бублика кусок.  • Скок, сорока, скок, сорока, слепа с ока, крива с бока. «Р» • Рубили дроворубы сыры дубы на срубы.  • Во мраке раки шумят в драке.                                        

 

Самоанализ  открытого урока

 

Тема урока: «Начальный период работы над артикуляцией». мной была выбрана неслучайно, т.к. Серафим иногда  играет на инструменте форсированным (громким, жестким) звуком, что ведет к зажиму  кисти, запястия  и  предплечия.  Поэтому наш урок был посвящен развитию артикуляции («дикции»), активности и независимости движений пальцев. Для этого мы применяли различные упражнения и скороговорки.

Зачем нужно работать над дикцией?

Для гармоничного развития и успешного обучения каждому ребёнку нужна тренировка дикции, а именно ясной и членораздельной речи.

Скороговорки – это специальный речевой материал, который используется для отработки четкой речи. С помощью скороговорок детей так же учат управлять своим голосом, отрабатывают скорость произношения, развивают память и воображение. Они обогащают словарный запас ребёнка.

 Как скороговорки воспитывают нашу дикцию, так упражнения. воспитывают музыкальную речь и артикуляцию пальцев.

 Артикуляция  технически связана с различными приемами:

-движения руки( плеча или кисти);

-удара (нажима)пальцев и их последующего освобождения.

Важно отметить, что правильная артикуляция  имеет большое значение для художественной выразительной игры и пения. С применением органов речи (в пении).а с правильной  артикуляцией пальцев при игре на фортепиано  при четком и внятном произношении слов и фраз, формируется у обучающегося чёткое и ясное произношение. При плохо открываемом рте звуки произносятся как бы сквозь зубы. Для развития подвижности мышц нижней челюсти, умения достаточно широко открывать рот в процессе речи используются специальные упражнения.

При работе над пьесой «Волынка»,я  старалясь «оживить»,наполнить конкретным содержанием. Проговаривая слова  подтекстовки к пьесе   обучающий практически не обращает внимание на трудности .Если учащийся начинает форсировать звучность ,мы будем упражняться на pianoТихое звучание важно при игре  упражнений, т.к. заставляет интенсивнее работать слух.Все акценты исполняются исключительно силой пальца,без толчка кистью. Важно достаточно высокое расположение ладони(примерно на уровне с предплечием),что обеспечивает свободу движения первого пальца. .

Я не придумала ничего нового, утверждая, что слово и дело тесно переплетаются в нашей жизни. Весь урок мы  с обучающимся пытались доказать параллельность развития речи и артикуляции пальцев. На начальном этапе обучения это позволяет не только сделать работу над техникой понятной и осмысленной, но и интересной.

В возрасте трех лет Моцарт подбирал на клавесине терции и сексты, в пятилетнем возрасте начал сочинять несложные менуэтыЗанятия музыкой начал под руководством отца - Л. Моцарт. Стиль Моцарта отличается интонационной выразительностью, пластической гибкостью, кантиленностью, богатством, изобретательностью мелодии. Важнейшая сфера его творчества - музыкальный театр.

Клавесины бывают с одним или двумя (реже с тремя) мануалами, а звук в них извлекается защипыванием струны плектром из птичьего пера (наподобие медиатора) при нажатии клавиши. Струны клавесина расположены параллельно клавишам, как у современного рояля, а не перпендикулярно, как у клавикорда и современного пианино. Звук концертного клавесина — довольно резкий, но слишком слабый для исполнения музыки в больших залах, поэтому в пьесы для клавесина композиторы вставляли множество мелизмов (украшений) для того, чтобы длинные ноты могли звучать достаточно протяженно

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по предмету «Специальность и чтение с листа» с обучающейся 2 класса Аникеенко Ксенией

Формирование осознанного отношения к работе во время занятий в классе фортепиано.Осуществление более глубокого усвоения и систематизации знаний, умений и навыков с привлечением различных форм и методо...

Открытый урок по предмету «Специальность и чтение с листа» с обучающейся 1 класса Фёдоровой Ксенией

Формирование осознанного отношения к работе во время занятий в классе фортепиано.Осуществление более глубокого усвоения и систематизации знаний, умений и навыков....

Открытый урок по предмету "Специальность и чтение с листа" на тему«Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано»

Тема: «Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано»Цель: Развитие технических навыков через художественный образ.Форма проведения:  индивид...

Самоанализ открытого урока по предмету «Специальность и чтение с листа» на тему: «Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано» с ученицей 1 класса Фёдоровой Юлией

Тема: «Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано»Цель: Развитие технических навыков через художественный образ.Форма проведения:  индивид...

Технологическая карта открытого урока по предмету «Специальность и чтение с листа» на тему «Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано»

Планируемые  результаты:1. Предметные: Учащаяся должна знать приемы  помогающие преодолеть трудности в техническом исполнении, уметь применять их в самостоятельной работе, слушать себя и оце...

Открытый урок по предмету «специальность» класс фортепиано

Цель урока: научить ученика грамотной работе с текстом произведения  крупной формы. Объяснить понятие «сонатная форма» Развивать и  совершенствовать навыки работы над п...

Открытый урок по предмету: сольфеджио на тему: «Игровые формы работы на уроках сольфеджио»

Открытый урок по предмету: сольфеджио на тему: «Игровые формы работы на уроках сольфеджио»...