Информационные технологии в изучении точных дисциплин
статья на тему

Обобщение опыта использования ИТ при изучении математики, физики и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В ИЗУЧЕНИИ ТОЧНЫХ ДИСЦИПЛИН

Бешева Виктория Александровна/ Besheva Viktoriya Aleksandrovna -учитель математики и информатики

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа № 3 г. Армавир

Аннотация: статья посвящена использованию информационных технологий в обучении математике и информатике.

Ключевые слова: информационные технологии, презентации, интерактивная доска, алгебра, геометрия, информатика.

В современном образовании актуальным вопросом становится подготовка конкурентноспособной личности. Выпускник не должен быть пассивным исполнителем. У него должны быть хорошо развиты следующие качества, выгодно отличающие его на рынке труда: любознательность, устойчивое внимание, умения и навыки, полученные им по специальности, навыки самостоятельного поиска и обработка информации, умение творчески работать и находить выход из сложных ситуаций.

Для выработки этих качеств личности необходимо применять технологии, которые дают возможность работать учителю и ученику как партнерам, которые повышают интерес к предмету и дают простор для самостоятельной творческой работы.

Я считаю, что информационные технологии в сочетании с личностноориентированным подходом и технологиями проектного обучения могут дать очень хороший результат.

С первых уроков информатики ребята учатся правильно использовать компьютер для получения знаний и обработки различной информации.

Для лучшего восприятия теоретического материала мною используются презентации  созданные в MS PowerPoint. Разработаны такие презентации по многим актуальным темам школьного курса. Презентация на уроке является своеобразным опорным конспектом, а также заменяет классную доску. На слайдах можно разместить не только определения, но и схемы, иллюстрации к материалу урока, задания для самостоятельной работы, вопросы для фронтального опроса учащихся.

При прохождении темы «Компьютерные презентации» каждый ученик создает свою презентацию на тему, ранее изученную на уроках математики, физики и др. Тем самым достигается сразу несколько результатов: формируются умения и навыки создания и использования компьютерной презентации, повторение и переосмысление ранее изученного, формируется навык создания краткого конспекта, овладение компьютерными технологиями и их использование на других уроках. Созданные презентации используются ими на школьных мероприятиях.

В настоящее время преподавание точных дисциплин невозможно себе представить без использования различных компьютерных учебных курсов, электронных учебников и книг, мультимедийных энциклопедий, тренажеров различных видов, контролирующих систем для автоматизированного тестирования. Такие мультимедийные учебные курсы я использую как дополнительный материал на уроках. Эти диски к какой-то мере облегчают подготовку к уроку и обучению детей. Ведь наглядная демонстрация и объяснение материала профессиональным диктором более эффективна.

Использование мультимедиа позволяет обучающимся научиться переносить исследовательские навыки на реализацию творческих проектов. Обучающиеся применяют полученные знания на практике, вырабатывают такие необходимые в жизни качества, как инициативность, самостоятельность, собранность.

Использование интерактивной доски реализует один из важнейших принципов обучения – наглядность.  В интерактивной доске объединяются проекционные технологии с сенсорным устройством, поэтому такая доска не просто отображает то, что происходит на компьютере, а позволяет управлять процессом презентации, вносить поправки и коррективы, делать цветные пометки и комментарии, сохранять материалы урока для дальнейшего использования и редактирования. Работая с интерактивной доской, всегда находишься в центре внимания, обращен к ученикам лицом и поддерживаешь постоянный контакт с классом. Таким образом, интерактивная доска еще позволяет сэкономить драгоценное время.

Используя интерактивную доску, я могу сочетать проверенные методы и приемы работы с обычной доской с набором интерактивных и мультимедийных возможностей.

Перечислю основные способы использования интерактивной доски на уроках: объяснение принципов работы с приложениями путем выполнения действий непосредственно на доске; защита проектов учащимися; создание различных образов путем «собирания» их средствами доски; проведения самостоятельных письменных работ (математических диктантов, тестов и др.) и последующая их самопроверка учащимися; выполнение заданий на установку соответствий терминов, понятий и многое другое.

Я использую информационные технологии и в преподавании алгебры и геометрии. На уроке алгебры  я организую работу учащихся с использованием мультимедийных учебных пособий, которые, по сути, являются идентичными электронными версиями печатных учебников, а для проверки знаний использую тест. Учащиеся сначала решают задачу, а затем набирают ответ в числовом или аналитическом виде, или выбирают ответ из числа предложенных программой. С помощью редактора электронных таблиц EXCEL учащиеся строят графики функций.

Одной из основных проблем при изучении геометрии в школе является проблема наглядности, связанная с тем, что изображения даже простейших геометрических фигур, выполнение в тетрадях или на доске, как правило, содержат больше погрешности. Современные компьютерные средства позволяют решить эту проблему.

Таким образом, использование информационных технологий на уроках позволяет улучшить качество восприятия нового материала, автоматизировать контроль знаний, разнообразить формы проведения урока.

Используя информационные технологии, я добилась значительного усиления мотивации учащихся к обучению, интереса к предмету, повышению качества знаний, делая процесс обучения личностно ориентированными, развивая коммуникативные способности, повышая информационную компетентность учащихся и прочность усвоения знаний и навыков.

Литература

  1. Лебедева М.Б., Шилова О.Н. Что такое ИКТ-компетентность и как ее формировать? // Информатика и образование. – 2004. – №3
  2. Капинос И.В. Формирование информационно-коммуникативной компетенции на уроках информатики. [Электронный ресурс]. URL: http:// http://ms.znate.ru/docs/458/index-48572.html
  3. Сальникова Н. С. Формирование ИК-компетентностей учащихся на уроках информатики через использование современных информационных технологий. [Электронный ресурс]. URL: http:// http://www.pandia.ru/text/78/302/22647.php 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий в преподавании филологических дисциплин

Статья о том, что использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы  помогает учащимся намного глубже вникнуть в изучаемый предмет, и при этом повышается эффективность...

«Применение современных информационных технологий на занятиях специальных дисциплин по профессии «Продавец, контролер-кассир»

В  настоящее  время  перед  профессиональным  образованием  стоит  проблема  подготовки  высококвалифицированных  специалистов  способных  у...

Информационные технологии в преподавании учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» в условиях информатизации и автоматизации технологических процессов

Презентация по дисциплине "Информатика и ИКТ" на тему: "Информационные технологии  в преподавании учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» в условиях информатизации и автоматизации технологических ...

Информационные технологии в преподавании общественных дисциплин

Становление информационного общества потребовало обеспечить адекватность образования динамичным изменениям, происходящим в природе и обществе, всей окружающей человека среде, возросшему объему и...

Использование информационных технологий на занятиях по дисциплине "Химия"

Статья раскрывает значимость использования информационных технологий на занятиях по химии...

Использование информационных технологий в образовательном процессе дисциплины Основы военной подготовки

Применение ИКТ в образовательном процессе - яркое освещение всем известного материала с  неизвестных сторон...

"Информационные карты в изучении гуманитарных дисциплин"

Информационная карта — это вспомогательный методический материал в форме логической схемы, которая содержит ту или иную образовательную информацию. На ней представлена информация об из...