«Применение современных информационных технологий на занятиях специальных дисциплин по профессии «Продавец, контролер-кассир»
статья по теме

Погодина Наталья Юрьевна

В  настоящее  время  перед  профессиональным  образованием  стоит  проблема  подготовки  высококвалифицированных  специалистов  способных  удовлетворить  потребности  современного  общества  на  рынке  труда. Высокие  темпы  развития  мировой  экономики , стремительно  меняющиеся  требования  к  специалисту, большой  объём  информации, необходимой  для  усвоения  к  концу  обучения  в  училище  способствуют к  применению  современных  информационных  технологий  на  занятиях специальных  дисциплин. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Применение   современных   информационных  технологий  на  занятиях  специальных  дисциплин  по  профессии «Продавец, контролер-кассир»

Мы  занимаемся  творчеством  всякий  раз, когда  выражаем

сложную мысль  или  заполняем  текстом  чистый  лист  бумаги.

Если  мы  делаем  это  эффективно  и  необычно- значит,

нас  по  праву  можно  назвать  творческими  людьми.

Джеймс  Алан  Гербнер

В  настоящее  время  перед  профессиональным  образованием  стоит  проблема  подготовки  высококвалифицированных  специалистов  способных  удовлетворить  потребности  современного  общества  на  рынке  труда. Высокие  темпы  развития  мировой  экономики , стремительно  меняющиеся  требования  к  специалисту, большой  объём  информации, необходимой  для  усвоения  к  концу  обучения  в  училище  способствуют к  применению  современных  информационных  технологий  на  занятиях специальных  дисциплин.

Училище, должно  готовить  учащихся  к будущей жизни  в  современном  обществе, которое  становиться  все более  информационным. В  немалой  степени это  связано  с  появлением  нового  инструмента  работы  с  информацией – компьютера.  Внедрение  компьютера  в  процесс  образования  ставит  перед  училищем  и преподавателем   новую  задачу- овладение  компьютером  как  средством  работы  с  информацией. Сегодня  практически не встретишь преподавателя, который бы не владел элементарными навыками работы с компьютером. И в силу своих возможностей, специфики предмета, а может быть, и желания, так или иначе, учителя пытаются использовать данное средство в преподавании предмета, а это сегодня рассматривается как инновационная технология.

Преподаватель, владеющий компьютером, должен считать приоритетным использование в процессе обучения информационных технологий. Компьютерная технология развивает идеи программированного обучения, открывает совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров.

Учащиеся  на таких уроках работают активнее: самостоятельно анализируют, сравнивают, описывают, выполняют практические работы на компьютере в виде презентации. Для этого приходится изучить большое количество материала, поработать с сетью Интернет. Тут им на помощь приходит их помощник – преподаватель, который всегда поможет подобрать материал, объяснит, как лучше его сгруппировать.

Использование компьютера на уроках, преподаватель  должен вводить не вместо, а наряду с другими современными технологиями и методиками.

Одной  из  инноваций  для  образования  являются интерактивные  электронные  доски, кардинально  преобразующие  педагогические  технологии  с  использованием  компьютеров  и  новейших  педагогических  программных средств.

        Электронные доски  могут использоваться в училище  на уроках общеобразовательных предметах, специальных  дисциплин  и на  уроках  профессионального  обучения  ,  для организации семинарских занятий по любым предметам любой специальности.

Структура  интерактивного урока отличается от структуры обычного урока. В нее включаются элементы интерактивной модели обучения – интерактивные технологии, то есть конкретные приёмы и методы, которые позволяют сделать урок необычным и более насыщенным и интересным.

Работа с интерактивной доской создаёт комфортные условия обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют с учителем и между собой:

  • Выполнение тестовых заданий на доске.
  • Взаимопроверка и обозначение правильных вариантов на доске.
  • Работа со слайдами, демонстрирующими блок-схемы изучаемого материала, записи в опорные конспекты.

Программная поддержка новейшей технологии обучения - это комплексы наглядных учебных материалов и электронных учебников, поставляемых производителями электронных досок либо самостоятельно создаваемых педагогами.

Любое творчество – это производная от времени и мышления! Повышение мотивации к обучению учащихся  по специальным  дисциплинам — основная задача современного образования. Качество образования конкретного учащегося  — это магистральная линия улучшения качества образования всего общества. Поэтому сочетание нескольких технологий, применяемых преподавателем на уроке, позволяет сделать каждый урок увлекательным и неповторимым.

Информационные технологии подразделяются

Универсальные

(текстовый редактор, табличный процессор, компьютерные презентации)

Специальные

(электронные учебники, энциклопедии, тренажеры)

Интернет

(виртуальные лаборатории, дистанционное обучение, виртуальные экскурсии)

Процесс организации обучения школьников с использованием ИТ позволяет:

— сделать этот процесс интересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для учащихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования мультимедийных возможностей современных компьютеров;

— эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся;

— свободно осуществлять поиск необходимого школьникам учебного материала в удаленных базах данных благодаря использованию средств телекоммуникаций, что в дальнейшем будет способствовать формированию у учащихся потребности в поисковых действиях;

— индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий, за счет погружения и усвоения учебного материала в индивидуальном темпе, самостоятельно, используя удобные способы восприятия информации, что вызывает у учащихся положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;

— раскрепостить учеников при ответе на вопросы, т. к. компьютер позволяет фиксировать результаты (в т. ч. без выставления оценки), корректно реагирует на ошибки;

— самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки, корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля;

— осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность (моделирование, метод проектов, разработка презентаций, публикаций и т. д.), развивая тем самым у школьников творческую активность.

Использование информационных технологий позволяет достичь свободы творчества участников педагогического процесса: ученика и учителя. Педагог учит, воспитывает, но и стимулирует ученика к развитию его задатков, развивает потребность к самостоятельной работе.

Мультимедиа – технология представляет собой мини-технологию по использованию современных средств организации учебной деятельности учащихся и ориентированную на формирование у учащихся  предметных компетенций, поискового стиля мышления, а также навыков визуально-образного мышления.

Использование мультимедиа позволяет учащимся научиться переносить исследовательские навыки на реализацию творческих проектов. Учащиеся применяют полученные знания на практике, вырабатывают такие необходимые в жизни качества, как инициативность, самостоятельность, собранность. В целях оптимального использования времени на уроке в своей работе я создаю авторские презентации и использую различные дидактические средства обучения и контроля учебной деятельности:

  • фронтальные демонстрации уроков, специально созданные по различным темам;
  • индивидуальные демонстрации уроков, специально созданные по различным темам;
  • готовые демонстрации некоторых частей уроков с использованием CD-ROM;
  • видеоролики по различным темам;
  • практические работы, в виде раздаточных материалов;
  • практические работы в электронном виде;
  • тестовые электронные задания для промежуточной проверки знаний по различным темам;
  • контрольные тестовые электронные задания по различным темам.

Мультимедиа технология позволяет развить у учащихся навык самопрезентации и публичных выступлений: речевое мастерство и способы снятия эмоционального напряжения перед выступлением.

Урок — это основная форма организации обучения. Поэтому он должен быть продуман во всех деталях, чтобы они следовали одна за другой, чтобы учащиеся понимали, почему, что и зачем они делают на уроке.

Использование  информационной  технологии  на уроках — это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время преподавателя  и учащегося , позволяет преподавателю  работать с учащимся  дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

Применение информационных технологий при изучении материала в первую очередь требует высокой подготовки преподавателя -профессионала, который знаком с этими программами и умеет с ними работать.

На этапе организации работы с любым программным средством учитель должен обучить умению владеть им своих учеников.

В своей практике я использую «Электронное домашнее задание».

Электронное домашнее задание — это компьютерное упражнение, выполненное на электронном носителе.

Его не обязательно выполнять дома, можно использовать школьный кабинет информатики.

Домашнее задание я разбиваю по уровням сложности. Задание ориентировано на 2 группы учащихся: сильные + средние и средние + сильные. Причем сами учащиеся выбирают уровень сложности.

Для создания своей методической копилки, которой пользуются и ученики при подготовке к урокам я использую электронное домашнее задание с нахождением информации в Интернете.

При проведении уроков я использую мультимедийные презентации. На таких уроках реализуются принципы доступности, наглядности. Уроки эффективны своей эстетической привлекательностью, между учителем и учеником существует посредник — компьютер, что способствует их эффективному взаимодействию. Урок-презентация тоже обеспечивает получение большего объема информации и заданий за короткий период. Всегда можно вернуться к предыдущему слайду (обычная школьная доска не может вместить тот объем, который можно поставить на слайд).

На этапе обобщения материала 

На этом этапе учащийся должен показать знания по конкретной теме, поэтому учителем в постановке задачи должны быть упомянуты сайты, рекомендованные для выполнения этого задания, те Интернет-ресурсы которые достоверны и интересны.

Желательно при постановке задачи, связанной с использованием ИТ первоначально самому учителю, хотя бы эскизно выполнить эту работу.

В результате можно увидеть все критерии оценки работы и трудоемкость ее выполнения, а также трудности предстоящие перед учеником.

При закреплении материала можно предложить учащимся создать проект — компьютерную презентацию.

Класс разбит на группы, которые работают над созданием проекта по заданным схемам.

1 группа — Теоретики

Подбирают теоретический материал. Создают слайды.

2 группа — Историки

Подбирают исторический материал. Создают слайды

3 группа — Практики

Работают по карточкам, решают практический материал.

4 группа — Технические редакторы

В конце урока группы защищают созданные мини-проекты.

При изучении новой темы я провожу урок-лекцию с применением мультимедийной презентации. Это позволяет акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации.

Сочетание устного лекционного материала с демонстрацией слайдов позволяет сконцентрировать визуальное внимание на особо значимых моментах учебной работы.

После проведения такого урока я предлагаю учащимся выполнить буклет по данной теме.

Многослайдовые презентации эффективны на любом уроке вследствие значительной экономии времени, возможности демонстрации большого объема информации, наглядности и эстетичности. Для этого достаточно иметь один компьютер и мультимедийный проектор. Такие уроки вызывают познавательный интерес у учащихся к предмету, что способствует более глубокому и прочному овладению изучаемым материалом, повышает творческие способности школьников.

Можно использовать презентацию для систематической проверки правильности выполнения домашнего задания всеми учениками класса. При проверке домашнего задания обычно очень много времени уходит на воспроизведение чертежей на доске, объяснение тех фрагментов, которые вызвали затруднения.

Презентации удобно использовать и во внеклассной работе при проведении различных конкурсов, игр. Это и демонстрация портретов учёных, и рассказ об их открытиях, и иллюстрация практического применения знаний в жизни.

Использование ИТ дает возможность для:

· повышения мотивации обучения;

· индивидуальной активности;

· направленность на личность школьника;

· формирование информационной компетенции;

· свобода творчества;

· интерактивность обучения.

Совместная работа учителя и ученика на уроке делает этот урок интерактивным. Когда на первое место выдвигается личность учащегося его индивидуальные возможности и склонности.

Направления применения информационных технологий на уроках можно разделить на несколько блоков:

  • - создание мультимедийных сценариев уроков или фрагментов уроков;
  • - применение компьютерных тренажеров для организации контроля знаний.

Мультимедийные сценарии уроков

Мультимедийные сценарии уроков выполняются в виде презентаций с применением программы Power Point , входящей в состав пакета программ Microsoft Office .  Слайды презентаций содержат иллюстративный материал для урока, фрагменты видеофильмов, анимации. При подготовке презентации заранее продумывается структура урока, последовательность слайдов предполагает определенный темп и логику изложения материала, т.е. создается сценарий проведения урока.

Презентации демонстрируются самим учителем, с помощью переносного мультимедийного проектора, подключенного к компьютеру. Изображение проецируется на большой настенный экран. По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование таких сценариев высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала. При этом следует подчеркнуть, что компьютерная демонстрация физических явлений рассматривается не как замена реального физического демонстрационного опыта, а как его дополнение.

Презентации используются при объяснении нового материала, при повторении пройденного материала и при организации текущего контроля знаний (презентации-опросы).

Презентации-опросы содержат вопросы-задачи, адресованные ученикам. Как правило, в такие опросы включаются слайды презентаций, использованных в предыдущем учебном году при объяснении нового материала. Автор использует входное тестирование в течение нескольких последних лет и отмечает, что такой входной тест актуализирует материал, пройденный учениками в предыдущем учебном году, позволяет экономить время на повторение.

Источниками иллюстративного материала для создания презентаций служили:

•  CD диски мультимедийных курсов, энциклопедий или CD дисков-сборников электронных наглядных пособий (фирмы «Кирилл и Мефодий », совместный диск «Образование» фирм 1С и «Дрофа»)

•  Материалы из Интернет-источников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по профессии "Продавец, контролер-кассир" Юный продавец.

Внеклассное мероприятие проводит преподователь спец. дисциплин. ориентировано на обучающихся 1-го и 2-го курсов....

Вопросы по защите прав потребителя на конкурс «Лучший по профессии». Профессия: «Продавец, контролер-кассир». Подготовила: преподаватель Тарутина Н.М.

Вопросы по защите прав потребителя на конкурс "Лучший по профессии" для обучающихся по профессии: "Продавец,контролер-кассир" (с ответами)...

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Математика 100701.01 Продавец, контролер-кассир

Программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы общеобразовательных дисциплин Министерства образования и науки Российской Федерации ФИРО по профессии начального профессиональног...

Рабочая программа учебной дисциплины "Информационные технологии в профессиональной деятельности" по профессии 100701.01 Продавец, контролер-кассир

Рабочая программа представляет вариативную часть ОПОП по профессии 100701.01 Продавец, контролер-кассир...