Технологическая карта к интегрированному уроку(математика-русский язык)
методическая разработка (5 класс) на тему

Грешнова Светлана Николаевна

Интегрированный урок русского языка и математики 5 класс - путешесткие на остров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                       ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА  математики 5 класс

ТЕМА

Морское путешествие: «В ПОИСКАХ  СОКРОВИЩ  на  острове  «СИНТАКСИС»

Этапы урока

Цели

Задачи

Действия учителя

Действия ученика

Формирование УУД

I.  Мотивирование к учебной деятельности.

Настроить на организацию рабочего пространства, подготовить учащихся к работе на уроке, ярко и наглядно ввести в тему урока.

Формировать положительную мотивацию к учению, показывая практическую направленность материала.

Знакомство учащихся с формой проведения урока, с персонажами урока, с маршрутным листом, используя презентацию и раздаточный материал

Слушают, отвечают на вопросы , выполняют задания.

Личностные УУД: Освоить роль ученика; формировать интерес (мотивацию) к учению.

Регулятивные УУД: Организовать свое рабочее место под руководством учителя. (Контроль и самоконтроль).

Познавательные: определять тему.

2. Цели и задачи урока

Подвести учащихся к формулировке и целей и задач урока,

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Представить возможность каждому учащемуся принять участие в формулировании целей и задач урока, уяснению для себя учебной задачи.

Написать на доске цели и задачи урока, использовать презентацию, с помощью наводящих вопросов подвести учащихся к расшифровке целей и задач урока. Проверяет понимание.

Учащиеся, работая фронтально делают выводы о целях и задачах урока.

Личностные УУД:

формировать умение в определении постановки целей и задач урока.

Коммуникативные:  отвечать на вопросы учителя, слушать и понимать речь других.

3. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в  учебном действии, причины затруднения, отработка.

1.Вспомнить и проверить уровень усвоения теоретического материала(повторить орфограммы в  корне  слова),

проверить навыки практического применения,

 выявить и устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы.

2.Повторить  определение антонима, уметь заменять слова на антонимы в пословицах и поговорках, развивать критическое мышление.

3.Расширение словарного запаса.

Выполнить задания:

- вставить пропущенные буквы;

- догадаться о какой пословице идёт речь;

- словарная работа со словарём.

- 1. Мною  получено  странное  послание  в  бутылке (показывает  бутылку,  само  послание  на  интерактивной  доске,  презентация,  слайд  №  1).  Но  расшифровать  мне  его  пока  не  удалось.  Поэтому  мне  просто  необходима  ваша  помощь. Для этого выполните следующее задание:

Задание  №1:  Вставьте  пропущенные  буквы  в  словах:

 КО…ЬБА

ВОСКЛ…ЦАТЕЛЬНЫЙ

Б…ГРОВЫЙ

КОЛОН…А

ПРО…ЬБА

…ЖЕЧЬ

ВО…ЗАЛ

ОБЪЕД…НИТЬ

МОЛО…ЬБА (запишите их другим цветом)

Из  вставленных  букв  составьте  слово.  (Синтаксис).  Это  и  есть  название  того  острова,  на  который  мы  едем  за  сокровищами, то есть отправляемся в  Морское путешествие.

2.  В  течение  нашего  путешествия  кок  будет  произносить  пословицы  и  поговорки,  заменяя  в  них  слова  на  антонимы.  А  вы  знаете,  что  такое  антонимы?    Вам  необходимо  догадаться,  о  какой  пословице говорится  и  записать  ее  в  отдельном  бланке  «Высказывания  Кока»  (Приложение  2.)

Кок:  Вот  и  я  говорю: « У хорошего кока и старые  кастрюли – хорошие». (У плохого боцмана и новые снасти – плохие). (Слайд  №3).

3. Отлично!  Теперь  мы  знаем,  куда  и  зачем  мы  отплываем!  Можно  выдвигаться  в  путь,  но  сначала,  позвольте  представить  вам  членов  нашей  команды:  Боцман  МАТЦ  и  Кок  Вкусняйка.

( БОЦМАН.- фельдфебель во флоте; самый старший нижний чин между военными матросами, или просто их ближайший начальник, старший из палубной команды судна. 

Кок - (голл. kok) - повар на судне. Кок (иначе - Кук)— обычный повар. Слово голландское (нидерл. kok), произошло от лат. coquo — варить, печь, жарить. Кок выполняет задачи по обеспечению питанием личного состава воинской части, корабля.)

1.Дети  выполняют  задание  на  отдельных  листах  формата  А4  «Маршрутный  лист» (Слайд №2)    (Приложение 1.),

и определяют название острова для морского путешествия.

2. Дети  выполняют  здание: догадываются  о  какой  пословице говорится  и  записывают  ее  в  отдельном  бланке  «Высказывания  Кока»  (Приложение  2.)

3. Дети работают со словарём.

Познавательные.

Работать с информацией, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Коммуникативные:

Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий

Регулятивные: Осуществляют контроль

4.  Решение нестандартных и логических задач по математике.

 Развитие познавательных способностей учащихся и логического мышления

Решить :                     1. Гардеробную  задачу.

2.  Денежную  задачу.

3, 4. Задачи о друге Коке.  

-  Мне  бы  хотелось  проверить,  смышленая  ли  подобралась  у  нас  команда.  Я  люблю  придумывать  разные  математические  задачи  и  загадывать  их  команде  корабля.  Так  быстрее  и  веселее  проходит  время  путешествия.  (Слайд  №4).

Итак,  вот  моя  первая  задача.  Кто  готов  дать  ответ,  просто  поднимает  руку.(решение можно записать в маршрутный лист), обсудить с товарищем по парте. Кто решил правильно, ставьте»+»

  1. Гардеробная  задача.    

У  нашего  капитана  2  пары  штанов:  красные  и  синие  и  2  рубахи:  в  полоску  и  в  горошек.  Сколько  разных  нарядов  у  нашего  капитана? (Слайд  №5.)

Разбор  решения  задачи.  (Слайд №6.)(4 пары)

2.Денежная  задача.

У  нас  с  коком  15  золотых  монет.  Если  я  подарю  коку  3  золотых  монеты,  то  сколько  станет  у  нас  вместе  золотых  монет? (Слайд  №7.)(15 монет)

Разбор  решения  задачи.  (Слайд №8.)

  1. О  моем  друге  коке.

Кок,  стоя  на  одной  ноге, весит  60  кг. Сколько  он  будет  весить,  если  встанет  на  2  ноги?   (Слайд   №9.)(60кг)

  1. У  нашего  кока  4  брата  и  у  каждого  есть  сестра.  Сколько  детей  в  семье  у  кока?  (Слайд  №10.)(6)

Капитан:  Отлично!  А  мы  незаметно  приблизились    к  необитаемому  острову.    Судя  по  карте,  мы  должны  выбрать  правильное  направление.  А  чтобы  его  выбрать,  необходимо  справиться  со  следующим  заданием  (Слайд  №11.)

Решают задачи, записывают решения в  "Маршрутный лист", доказывают своё решение.

Регулятивные:

развивать самостоятельность,

осуществлять

самоконтроль, взаимоконтроль

Личностные: работать с соседом по парте, распределять работу, согласовывать решения;

Развивать познавательные способности, логическое мышление, творческую активность.

5.  Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в  учебном действии, причины затруднения, отработка.

Вспомнить и проверить уровень усвоения теоретического материала  (нахождение  грамматической основы предложения.

проверить навыки практического применения,

 выявить и устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы.

2. Уметь заменять слова на антонимы в пословицах и поговорках, развивать критическое мышление.

1)Выполнить задание №2. (Слайд№11.)

2)

- Судя  по  карте,  мы  должны  выбрать  правильное  направление.  А  чтобы  его  выбрать,  необходимо  справиться  со  следующим  заданием             Задание  №2:  (Слайд  №11.)

   В  предложениях найдите грамматические основы, выпишите их, правильно подчеркните.

1)Далече грянуло ура.

2)Вот раздалось ау вдалеке.

3)На корабле долго вспоминали его рассказы.

4)Пятьдесят четыре пирата напали на наш корабль.

5)Кок с боцманом шли впереди всех.

6)Смелый к победе стремится.

2. Мы  достигли  конечной  цели  нашего  путешествия.  Осталось  только  найти  затонувшее  сокровище.  Раньше  здесь  было  море,  но  затем  море  отступило,  и  затонувшая  галера  оказалась  погребенной  где – то  на  острове.  Вот,  ее - то  мы  и  ищем.  

Кок:   Да,  да,  вот  и  я  говорю: « Никто теряет, не тот  никогда потеряет!» (Кто  ищет,  тот  всегда  найдет!)  (Слайд  №17).

Боцман:  Но  все  не  так  просто.  Я  знаю,  что  древние  мореплаватели  расставляли  множество  хитроумных  ловушек  рядом  со  спрятанными  сокровищами.  Только  смекалистые  могут  преодолеть  все  ловушки  и  выйти  живыми  и  невредимыми.

Кок:  Точно, плохо не быть трусливым, но хуже – и трусливым и бесшабашным, да  еще  и  с  мусором!(Хорошо быть храбрым, но лучше  - и храбрым, и осторожным, да еще и с сокровищем!)   (Слайд  №18).

Выполняют задание  "Маршрутном листе",обсуждают в динамической паре, сверяются с решением в презентации.
Угадывают пословицу, записывают в маршрутный лист.

Регулятивные:

развивать самостоятельность,

осуществлять

самоконтроль, взаимоконтроль

Личностные: работать с соседом по парте, распределять работу, согласовывать решения

Познавательные.

Работать с предложениями, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

6.  Решение нестандартных и логических задач по математике.

 Развитие познавательных способностей учащихся,  логического мышления,

творческой активности.

Решить задачи:

1) Обо  мне  и  коке.

2) Задача  о  тяжести  сокровищ.

3) Пиратскую  задачу.

Но  только  дружная  команда,  хорошо  знающая  друг  друга,  может  выдержать  все  испытания  и  найти  древние  сокровища.

  1. Обо  мне  и  коке.

Нам  вместе  с  коком  70  лет.  Сколько  лет  нам  будет  через  3  года?  (Слайд  №13.)         (76 лет)

  1. Задача  о  тяжести  сокровищ.

Сундук с сокровищами  весит  70  кг  и  еще  полсундука.  Какова  масса  сундука?  (Слайд   №14,15.)(140кг)

5. Пиратская  задача.

В сундуке  4  пиратских  метки: черных,  белых  и  красных.  Красных  меток  столько  же,  сколько  белых  и  черных  вместе.  Сколько  черных  меток  в  сундуке?  (Слайд  №16.)(1метка)

  Мы  достигли  конечной  цели  нашего  путешествия.  Осталось  только  найти  затонувшее  сокровище.  Раньше  здесь  было  море,  но  затем  море  отступило,  и  затонувшая  галера  оказалась  погребенной  где – то  на  острове.  Вот,  ее - то  мы  и  ищем.  

Кок:   Да,  да,  вот  и  я  говорю: « Никто теряет, не тот  никогда потеряет!» (Кто  ищет,  тот  всегда  найдет!)  (Слайд  №17).

Боцман:  Но  все  не  так  просто.  Я  знаю,  что  древние  мореплаватели  расставляли  множество  хитроумных  ловушек  рядом  со  спрятанными  сокровищами.  Только  смекалистые  могут  преодолеть  все  ловушки  и  выйти  живыми  и  невредимыми.

Кок:  Точно, плохо не быть трусливым, но хуже – и трусливым и бесшабашным, да  еще  и  с  мусором!(Хорошо быть храбрым, но лучше  - и храбрым, и осторожным, да еще и с сокровищем!)   (Слайд  №18).

Решают задачи, записывают решения в  "Маршрутный лист", доказывают своё решение

Регулятивные:

развивать самостоятельность,

осуществлять

самоконтроль, взаимоконтроль

Личностные: работать с соседом по парте, распределять работу, согласовывать решения;

Развивать познавательные способности, логическое мышление, творческую активность.

7. Поэтическая пауза

Отдохнуть , почитать стихи

Переключить учащихся на другой вид деятельности.

В презентации показывают стихи Маяковского, Пушкина, Есенина и др., записанные числами.

Учащиеся выразительно читают стихи в числах, угадывают автора стихотворения и строчки.

Личностные: выразительное чтение. развитие памяти

8. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в  учебном действии,

причины затруднения, отработка.

1.Вспомнить и проверить уровень усвоения теоретического материала, проверить навыки практического применения,

 выявить и устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы.

2. Расширение словарного запаса

 Словарная работа со словарём.

 Систематизация знаний  о типах предложения по цели высказывания.

- Мы  почти  на  месте.  Клад  уже  рядом.  Но,  чтобы  открыть  сундук  с  деньгами,  необходимо  добыть  ключ.    А  для  этого  необходимо выполнить  следующее  задание.

Задание  №3.

Определите по началу предложения, каким оно будет: повествовательным, вопросительным или побудительным?    (Слайд  №21).

  1. Да пусть будет…
  2. Откуда пришли…
  3. Пусть всегда…
  4. Сегодня, как и всегда,…
  5. На берегу пустынных волн…
  6. Однажды в студеную …
  7. А ты сам ступай

Капитан:  Ага,  а  вот  и  заветный  сундучок.  А  в  нем  какая – то  коробочка,  а  в  ней  свиточек.  Это  что  ещё  такое?  Как  это  понимать?  (Слайд  № 22).

Кок:   А  вот  так  и  понимать.  Это  клад  для  ребят  от  древних  мореплавателей.  Им  предлагается    дома или после уроков  собрать  древнюю  галеру  без  ножниц  и  клея,  то  есть  без  единого  гвоздя,  как  делали  это  их  предки.  Но  работа  эта  - коллективная  и  делать  её  нужно    после  уроков.

ГАЛЕРА — (итал. galera) деревянное гребное военное судно, созданное в 7 в. Венецианцами, гребной военный корабль с одним рядом вёсел и двумя-тремя мачтами с треугольными и прямыми парусами, которые использовались в качестве дополнительного движителя.)

      А  готовую  модель   поставим  на  самом  видном  месте  в  классе.  Ведь,  как  известно:   «Плохой пешеход упадет и без ветра» (Хороший моряк познается в бурю).  (Слайд  №23).

Дети выполняют задание устно, обсуждают своё решение,

Работают со словарём.

Познавательные.

Работать с информацией, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Коммуникативные:

Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий

Регулятивные: Осуществляют контроль.

9. Итог урока

Инициировать рефлексию учащихся по поводу  мотивации своей деятельности, обобщённых и закреплённых знаний .

-  Ребята,  вы  отличная  команда!  И  это  путешествие  доставило  нам  огромное  удовольствие.  А  чтобы  вы  о  нас  не  забывали,  мне  хочется  на  память  дать  вам  несколько  логических  задачек.  Кто  справится,  сдаст  их  решения  капитану  и  мы  выберем  лучших на следующем уроке. А сегодня всем спасибо, особенно мне хочется отметить:  и поставить оценку «5». Кок помоги мне пожалуйста, собери маршрутные листы.  (дом.  задание)     (Приложение  3). 

Капитан:  

- Двайте же вспомним, что мы с вами сегодня повторили по русскому языку, какие правила:    

- расширили  представление  о способах выражения главных членов предложения;    

- систематизировали  знания о типах предложения по цели высказывания;

- повторили орфограммы в  корне  слова;

- расширили представление о контекстном значении слов.

БОЦМАН :

-решали различные логические и нестандартные задачи, читали стихи, составленные из чисел, вспоминали строки стихотворений известных авторов!!!

Познавательные:, определять тему;

 расширить представление  о способах выражения главных членов предложения;

 систематизировать знания  о типах предложения по цели высказывания;

 повторить орфограммы в  корне  слова;

расширить представление о контекстном значении слов;

учиться решать нестандартные и логические задачи.

Коммуникативные:  отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, находить нужную информацию ,  участвовать в диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, слушать и понимать речь других.

Регулятивные:

осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль.

Личностные: работать с соседом по парте, распределять работу, видеть разницу двух заявленных точек зрения и присоединяться к одной из них.

10.  Рефлексия.

Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.

- Кто доволен своей работой на уроке?
- Удалось ли нам достичь поставленных целей? Почему?
- Что было самым интересным на уроке? Самым трудным?
- Чью работу на уроке можно выделить (почему?) и оценить (как?)?

 - А что вам больше всего запомнилось на уроке?

 -  Хотели бы вы ещё отправиться в путешествие и  куда?

И напоследок  мне  хотелось  бы  задать  вам    хитрую  задачку.   

  1. Задачка  на  закуску.

Я  задумал  число,  прибавил  к  нему  1,  отнял  2,  умножил  результат  на  3  и  разделил  на  4.  Получилось  6.  Какое  число  я  загадал?   (Слайд  №24.)

Личностные: 

Формирование адекватной позитивной оценки, самоуважения и самопонимания.

Регулятивные

Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей

Познавательные: Структурирование знаний

Коммуникативные: 

 Умение задавать вопросы, слушать, отвечать.

11.  Домашнее задание

Закрепление повторенного материала.

Обеспечить понимание учащися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Домашнее задание тоже лежит на ваших столах, попробуйте выбрать хотя бы одну задачу и её решите.

Регулятивные: ситуация выбора, определение значимости задания,

самоконтроль.

Личностные:

Развитие самостоятельности в выполнении заданий.

Познавательные:

Работа с дополнительной информацией.

Ребята,  наша  команда  прощается  с  вами.  До  новых  встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку русского языка в 6 классе на тему "Прилагательное как часть речи" учитель русского языка и литературы Малина Е.В.

Подробная технологическая карта крока русского языка в 6 классе на тему "Прилигательное как часть речи" в рамках требований новых ФГОС...

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе. "Сложное предложение"

Технологическая карта урока соответствует требованиям ФГОС,...

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе на тему "Лексика. Словарное богатство русского языка" по УМК В.В. Бабайцевой

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему "Лексика. Словарное богатство русского языка" разработана в соответствии с требованиями ФГОС.Тип урока - повторение.Цели урока:-дать предс...

Конспект урока русского языка (технологическая карта) в 5 классе «Язык и человек»

Цели деятельности учителя: Познакомить учащихся с понятиями «язык», «речь», «слово»;  учить работать со словарём; развивать навыки анализа и обобщения; воспитывать бережное отношение к родному яз...

Технологическая карта урока по французскому языку по теме "Достопримечательности Парижа" 7 кл (2-ой язык)

Урок по французскому языку, как 2-му иностранному, для 7 класса по УМК "Синяя птица" Н. Селиванова, А. Шашурина...

Технологическая карта урока по русскому языку «Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление».

Это попытка продемонстрировать учащимся сложность языка, особенности его развития, его изменения.С помощью современных образовательных технологий девятиклассники могут прикоснуться к деятельности учен...