Глоссарий по технологии тьюторского сопровождения
учебно-методический материал (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме

Инкина Инна Ильинична

Представлены основные термины, актуальные в технологии тьюторского сопровождения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Глоссарий - тьюторство24.51 КБ

Предварительный просмотр:

ГЛОССАРИЙ

к дистанционному курсу «Тьюторство как оказание  индивидуальной поддержки и сопровождения ребенка в процессе обучения в условиях введения ФГОС

Термин, понятие

Определение, толкование

1

Закрытое образовательное пространство

– это пространство, в котором существует определенный, известный учителю путь, которым надо провести ученика. Идеал закрытого образовательного пространства – это Учитель и его Школа, его конкретные методы преподавания.

2

Индивидуальная образовательная программа (ИОП)

- документ, определяющий и обосновывающий образовательные цели индивидуума, а также способы и средства достижения этих целей, включая ресурсное обеспечение.

Структура ИОП:

а) анализ индивидуальной образовательной траектории;

б) цели и задачи образования на предстоящий период;

 в) указание на условия, возможности реализации ИОП в школе, где учится ученик, в этом районе, городе и т.п.;

г) индивидуальный образовательный план, в том числе индивидуальный учебный план (ИУП), план социальных и профессиональных проб, план рефлексивных ситуаций;

д) описание ресурсного обеспечения ИОП;

е) критерии оценки эффективности реализации ИОП.

3

Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ)

- персональный путь реализации личностного потенциала человека в образовании, который отражает индивидуальную образовательную историю (освоенное содержание образовательных программ), индивидуальный стиль учения, выбор оптимального темпа и ритма учения, систему оценки личных образовательных достижений.

ИОТ может быть результатом индивидуального образовательного планирования и программирования (ИОП).

4

Индивидуальный подход

понимается как средство преодоления несоответствия между уровнем учебной деятельности, который задается программами, и реальными возможностями ученика усвоить их. Учет особенностей учащихся осуществляется на каждом этапе обучения: при восприятии цели, мотивации учения, решении учебных задач, определении способов действия и т.д., однако содержание образования здесь заранее предопределено.

5

Личностное самоопределение

- это определение себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев становления личности и дальнейшая действенная реализация себя на основе этих критериев. Личностное самоопределение формируется раньше профессионального, на основе личностного самоопределения складываются требования к профессии.

Словарь по профориентации и психологической поддержке. — Кемеровский областной центр профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения, Томский центр профессиональной ориентации. Н. Е. Дружинин. 2003.

6

Личностные результаты освоения обучающимися основной образовательной программы

готовность обучающихся к самоопределению и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, способность ставить цели и строить жизненные планы

7

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы

самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности, способность к построению индивидуальной образовательной траектории

8

Образование

выстраивание своей образовательной траектории

9

Образовательная рефлексия

осмысление учащимся своей образовательной истории и построение проекта собственного образования через создание образа себя в будущем. Для этого учащемуся необходимо осознать свои возможности и образовательные перспективы, сделать осознанный заказ к обучению, т.е. составить свою индивидуальную образовательную программу

10

Открытое образовательное пространство

предоставляет учащемуся выбор образа и выбор пути. Идеал открытого образовательного пространства – представление для ученика множества различных школ. Открытое образовательное пространство не формирует определенный образ, а имеет целью дать опыт самоопределения.

11

Принцип индивидуализации образования

означает, что за учащимися остается право на выстраивание собственного содержания образования, собственной образовательной программы.  Реализуя принцип индивидуализации, педагог-тьютор сопровождает процесс построения и реализации ИОП ученика, удерживает фокус своего внимания на осмысленности обучения, предоставляет учащимся возможности опробования, конструирования и ре-конструирования учебных форм, позволяет «выйти на поверхность» образовательного процесса фактам самоопределения учащихся в пространстве культуры.

12

Принцип открытости образования

не только традиционные институты (детский сад, школа, вуз и т.п.) имеют образовательные функции, но и каждый элемент социальной и культурной среды может нести на себе определенный образовательный эффект, если его использовать соответствующим для этого образом. Сегодня многие образовательные учреждения пытаются принципиально изменить свое внутреннее образовательное пространство: увеличить число направлений обучения; расширить контингент своих обучающихся; освоить новые образовательные технологии; выстроить межпредметные связи и т.п. В этом случае образовательное пространство для обучающегося начинает задаваться уже не столько какой-то жестко определенной, единой для всех учебной программой, сколько осознанием различных образовательных предложений и их определенной со-организацией. Помимо этого каждый ребенок должен овладеть культурой выбора и со-организации различных образовательных предложений в собственную образовательную программу.

13

Результаты тьюторских практик в основной школе

• учебное и раннее профессиональное самоопределение;

• умение делать простой и сложный выбор;

• оформление собственных интересов;

• понимание и сознательное подчинение норме;

• опыт строительства и реализации новых норм;

• опыт работы с ресурсами различного типа;

• опыт самопрезентации в различных сообществах;

• опыт работы в команде;

• умение анализировать и корректировать собственную деятельность;

• опыт самооценки;

• опыт строительства собственной индивидуальной образовательной траектории;

• проектные и исследовательские компетентности.

14

Самоопределение

это поиск человеком ответа и сам ответ на вопрос: «Кто я такой?» Самоопределение может быть внутри-групповое - обретение и осознание своей роли в кругу людей, профессиональное - поиск и нахождение своего места в системе человеческих занятий, половое — осознание себя как представителя того или другого пола, национальное - отождествление себя с собственным народом в отличие от прочих и т.д. В целом его можно определить как поиск и обретение человеком своего места в мире — поиск мучительный, нередко безуспешный.

15

Технологии открытого образования

 - обеспечивают работу на различных предметах, на различных возрастах, вне рамок образовательного учреждения, – «Кейс-стади» (метод обучения, основанный на разборе практических ситуаций), «Портфолио» (метод презентации образовательных результатов), «Дебаты» (метод организации публичной дискуссии, в которой нужно предельно доказательно аргументировать свою точку зрения и опровергнуть противоположную) и др.

16

Тьютор

(англ. tutor – наставник, опекун; лат. tueor – наблюдаю, забочусь) - новая специальность в нашем образовании.

В своей деятельности тьютор ориентируется на:

• образовательный опыт ученика – возможность проб и исправления ошибок, признание их ценности;

• его инициатива в привлечении своих знаний и умений в дополнительных, не являющихся школьно-предметными областях знаний;

• любое, по своему содержанию активное действие ребенка как источник новых направлений в его образовательном движении;

• ситуация общения и установление личного контакта с учеником;

• воля и выбор ребенка, его осмысленность по отношению к собственным действиям;

• коммуникация и позиционное самоопределение участников реальной ситуации деятельности.

17

Тьюторант

это объект тьюторского сопровождения или воздействия тьютора,  то есть ученик.

18

Тьюторское сопровождение

- это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной  программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося.

19

Тьюторство

- практика, ориентированная на построение и реализацию персональной образовательной стратегии, учитывающей: личный потенциал человека, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности.

Это исторически сложившаяся особая педагогическая позиция (в Великобритании), которая обеспечивает разработку Индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования. В Англии тьютор прикрепляется к каждому ученику сразу после перехода в среднюю школу, а после помогает ему вести проекты в вузе.

20

Учитель

представляется в педагогическом процессе и обладателем определенного знания, и, одновременно, образцом действия, предлагаемого ученику;

- это тот, кто учит, т.е. передает элементы культуры и работает с ними, чтобы они закрепились у школьников в виде знаний, умений и навыков.

Учитель в первую очередь ориентируется в своей деятельности на:

• содержание учебного предмета и те способы действия, которые необходимы для его освоения;

• концентрацию ученика на учительском действии и слове;

• соотношение действий ученика с образцом, исходящим от учителя;

• ограничение содержания общения c ребенком тем, что необходимо  в передаче образцов от учителя к ученику;

• послушание и прилежание ребенка.

21

Формы работы тьютора

консультации, индивидуальные и групповые тьюториалы, образовательные события, тренинги

22

Элементы организации образовательного процесса при тьюторском сопровождении

– командная работа, командный зачет;

– взаимопомощь и взаимовыручка;

– возможности для участников выбора и самоопределения;

– разновозрастное сотрудничество;

– выполнение обучающимися «учительских» функций (участие в разработке заданий, проверке работ, организации мероприятии, установлении дисциплины);

– открытый характер оценки достижений, результатов;

– выход участников образовательного процесса в авторскую позицию;

– включение дополнительных групп участников (например родителей, студентов-практикантов);

– обмен функциями между группами участников («День самоуправления» как итоговое мероприятие развернутого во времени интеллектуально-творческого состязания), расширение привычного перечня функций, кроме выполнения учащимися учительских функций;

– методы и формы взаимодействия, помимо групповой и командной работы: диалог, беседа, дискуссия ; игра ; разработка творческого проекта и его публичная защита ; спортивные состязания ;

 - творческий конкурс

23

Этапы тьюторского сопровождения

• диагностико-мотивационный;

• проектировочный;

• реализационный;

• аналитический.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология тьюторского сопровождения

Тьюторское сопровождение предпрофильной группы обучающихся, методы и приемы...

Использование технологий тьюторского сопровождения учащихся при внедрении новых государственных образовательных стандартов

Тьюторство – это не роль учителя, который знает ответы на вопросы, которые ребенок ему не задавал...

«Использование технологий тьюторского сопровождения в проектной деятельности на уроках технологии»

Результаты диагностики уроков технологии выявили одну из проблем образования, недостаточный уровень заинтересованности учащихся и отсутствие мотивации к получению знаний, поэтому, чтобы побудить личну...

Урок математики в технологии тьюторского сопровождения обучающихся

В данной статье рассказывается как можно построить урок математики с использованем технлогии тьюторского сопровождения обучающихся...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ТЕХНОЛОГИЯ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЛЯ ОСОЗНАННОГО ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ТЕХНОЛОГИЯ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЛЯ ОСОЗНАННОГО ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ»...

Технологии тьюторского сопровождения профессионального самоопределения подростков из неблагополучных семей

Теоретическая значимость заключается в том, что подростки из неблагополучных семей имеют низкий уровень жизненных ценностей, что влечет за собой апатию, низкую мотивацию к ученью, ...