ВЛИЯНИЕ ИСКУССТВА И ТВОРЧЕСТВА НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ И КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА
опыты и эксперименты на тему

Герасимова Елена Ильинична

Данное выступление на педчтениях 2014 позволяет подвести итог работы, проводившейся в течение нескольких лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ ИСКУССТВА И ТВОРЧЕСТВА НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ И КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА

Елена Ильинична Герасимова

Муниципальное образовательное учреждение гимназия № 67

               «Образование без воспитания не формирует человека, а разнуздывает и портит его, ибо оно дает в его распоряжение жизненно выгодные возможности, техническое умение, которыми он, бездуховный, бессовестный, безверный и бесхарактерный, и начинает злоупотреблять».  К сожалению, слова знаменитого  русского мыслителя  Ивана Александровича Ильина регулярно находят свое подтверждение в современной России, и именно поэтому так актуальна  воспитательная работа в школах сегодня.

Развитие человечества напрямую зависит от уровня развития каждого из представителей  нашего сообщества. Именно поэтому, начиная с древних времен мыслители и педагоги уделяли огромное внимание  воспитанию разносторонне  развитой личности, способной не только к физическому труду, но и к умственной и творческой деятельности.

Но что может помочь воспитать личность  настолько всесторонне развитой? Еще древние греки утверждали, что красота, гармония, мера – это принцип общественной жизни, а не только эталоны явлений природы и произведений искусства. Именно эстетическое воспитание, прежде всего, лежит в основе воспитания духовной культуры  личности современного школьника.

Духовная культура формируется в процессе усвоения личностью общечеловеческих ценностей и развития собственной творческой деятельности, направленной на создание новых ценностей.

Воспитание духовной культуры личности начинается практически с рождения человека. Первоначально  круг общения его ограничен родителями и ближайшими родственниками, которые ответственны за формирование эстетических чувств и представлений ребенка. Именно в семье закладывается фундамент эстетической культуры будущей личности. Формирование духовной культуры подрастающего поколения целенаправленно осуществляется на всех возрастных этапах, поэтому особенно большая роль в этом процессе  отводится школе. Воспитание духовной культуры в современной школе признается одной из важнейших функций системы образования.

Приоритетное значение в формировании духовной культуры  имеют этические и эстетические духовные ценности, закрепленные в образе жизни людей и в произведениях искусства. Очень верно звучат слова В.П.Зинченко, утверждавшего, что образование без души опустошает душу.
        Искусство – это особая составляющая часть духовной культуры, отражающее в художественной форме представление человека о мире, об окружающей действительности.  Причем каждый вид искусства обладает индивидуальными средствами гуманистического воздействия на личность человека.

Самое сложное и самое богатое и сложное искусство – это художественная литература, оказывающая сильнейшее влияние через канал сознания с помощью языковых средств  путем передачи разнообразных переживаний чужого жизненного опыта, мыслей и чувства, представлений, воспитывая те или иные личностные качества. Литература  сочетает в себе свойства разных видов искусства, обладая уникальными изобразительно-выразительными средствами.  В воображении подростка возникают зрительные образы, когда он  читает описание явлений, событий,  изображение пейзажа, интерьера, портрета, одновременно с этим  литература позволяет возбуждать слуховые образы, раскрывающие чувства, переживания человека.
        Специфика зрительных и слуховых образов, возникающих при восприятии литературы, заключается в том, что они  воспринимаются не слухом или глазом, а возникают в воображении человека под воздействием слова. Именно это делает литературу более сложной, требующей  большей интенсивности  воображения, активности ассоциативного мышления, эмоциональной отдачи.
       Школьники учатся говорить правильным литературным  языком, простым и выразительным в тот момент, когда анализируют художественное произведение, оценивают характер и поступки героя, доказывают верность своих суждений.

Литература, и это самое главное, дает нам возможность сформировать и вырастить нравственные и эстетические чувства школьника. Знакомясь с характерами, судьбами людей, сочувствуя главным героям, переживая вместе с ними, учащиеся учатся быть милосердными, понимать настоящую жизнь, отличать добро от зла.

 «О милосердии не нужно говорить, его нужно воспитывать – тончайшими, молитвенными процессами. Вырабатывать навык соучастия, сопереживания, когда помочь ближнему, понимая и принимая его, станет насущнейшей потребностью души». Эти слова принадлежат нашему коллеге, известному учителю литературы Евгению Николаевичу Ильину [6, с. 230].

И мне удается, на мой взгляд,  достичь такого эффекта на уроках литературы. В ход идут, прежде всего, эмоции и мой жизненный опыт, которые помогают не только донести до детей проблемы, поднимаемые автором, но прочувствовать их, прожить на уроке. Только таким образом можно изучать многие произведения школьной программы, Например, рассказы «Кусака» и «Корова» А. Платонова, «Муму» И.С. Тургенева.

Современная техника дала мне возможность проникнуть еще и в межкультурное пространство. Наша гимназия, в рамках многолетнего проекта «Вместе в будущее»,  уже на протяжение многих лет сотрудничает с образовательными учреждениями за пределами Н. Новгорода, например, гимназией № 122 г. Казани, со школой иностранных языков в городе Цзинань провинции Китая Шаньдун, классическим лицеем имени Томаза Фазелло в  Италии в г.Шакка  в Сицилии,  школа Торнтон –Донован в США.  

Очень интересно наблюдать за тем, с каким интересом дети разных национальностей изучают культурное наследие других народов. Например, изучая русские народные пословицы и поговорки, китайцы, итальянцы, американцы с удовольствием приводят примеры пословиц своих народов, аналогичных по значению. Такие уроки я провожу как у нас в гимназии, когда к нам приезжают ученики школ Китая, Италии, США, так и в режиме он-лайн, что позволяет привлечь большее количество учащихся. Я делюсь своим опытом с коллегами, приглашаю на уроки родителей, которые очень часто с удовольствием принимают участие в этих уроках.

Надо сказать, что такие занятия,  очень благотворно влияют на наших детей: они учатся понимать не только друг друга, но и понимать людей других национальностей, с другим менталитетом.  Это воспитывает в них, на мой взгляд, гуманизм, толерантность, что очень важно для каждого человека, особенно в наше сложное время.

Таким образом, я могу смело утверждать, что уроки литературы – это одно из мощнейших средств в формировании и развитии духовной культуры современного подростка.

Всем известно, что в каждом ребенке тлеет искра какого-либо дарования, тлеет до тех пор, пока кто-нибудь не раздует ее до огонька, если же нет, то эта искра погаснет, так и не разгоревшись.  Как пробудить же  душу подростка? Как раскрыть дремлющие способности? Один из путей — реализация их творческого потенциала.

В прошлом году в рамках большого многолетнего проекта «Вместе в будущее» мною был создан проект под названием «Источник». Это проект рассчитан на несколько лет и предполагает большую работу по возрождению традиций и обычаев через обращение к истории России с древнейших времен.  Цель этого проекта – воспитание духовной культуры, толерантности, патриотизма в подрастающем поколении через национальную культуру.

К сожалению, в наше время появляется все больше людей «не помнящих» родства, не знающих истории страны, презрительно относящихся к своей стране. В связи с этим назрела актуальнейшая проблема не просто сохранения, а возрождения национального самосознания, осознания сопричастности к великому народу, принадлежности своим корням. В этих условиях  мы должны возвратить нашим детям культуру  наших предков, создававшуюся  веками. Для этого наши дети должны хорошо знать не только  историю России, но и традиции национальной культуры, осознать их, понять и принять, чтобы иметь возможность самореализоваться, стать личностью, любящей свою Родину, свой народ, культуру своего народа, которая должна стать неисчерпаемым источником  самосовершенствования, творчества. Это и русские народные танцы, и устное народное творчество, и народные костюмы, и  памятники архитектуры и декоративно-прикладное искусство. Русское народное искусство,  выражающее духовную культуру нашего, черты национального характера, представления о нравственных идеалах людей, неразрывно связанных с родной землей и природой, должно стать источником патриотизма.

Народная культура – это путь в будущее через прошлое. Изучение  народной культуры находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на создание  эстетических представлений, раскрывает творческие способности каждого ребенка, формирует общую духовную культуру.

Народная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Поэтому  главной задачей этого проекта стала необходимость донести до сознания детей, что именно они являются носителями народной  культуры,  привить им любовь и уважение к народным традициям.

Для реализации этого проекта было принято решение о создании школьного этнографического музея. Вопрос о создании музея возник потому, что, как показывает мой опыт в создании двух музеев («Китежская Русь» в МОУ СОШ № 41 и «Оберег» в МАОУ СОШ 3 118), подлинные старинные предметы, которые можно посмотреть  близко, увидеть воочию, а не на картинке, пробуждают в детях истинный интерес к истории  своей страны, своей родной Нижегородской области.  Им интересно все: для чего необходим тот или иной предмет, как им пользовались,  кому он принадлежал. На данный момент идет сбор экспонатов для нашего музея, в котором участвует вся гимназия: мы обратились с просьбой о содействии в сборе экспонатов ко всем ученикам и родителям, учителям.  

В реализации этого проекта активно принимают родители, что ведет совместному творчеству. В рамках этого проекта уже проведено несколько мероприятий: Рождественская гостиная (празднование рождества в дворянских гостиных 19 века), Рождественские посиделки (народный праздник), защита народного костюма. Таким образом, дети не просто получают информацию, но и реализуют ее на практике, получая возможность погрузиться в прошлое. Немаловажное значение, на мой взгляд, имеет знание истории не только России в целом, но и знание истории нашей Нижегородской области, знакомство с которой мы начали с экскурсии в Семенов и Городец.

В прошлом  году было проведено первое анкетирование детей по выявлению уровня сформированности нравственно-духовной культуры, в этом году второе. Результаты показали, что проводимая мною работа имеет большие положительные сдвиги, а значит, я хоть на 1 – 2 шага, но приблизилась к своей цели.

Положительным результатом моей работы можно считать то, что мои ученики в течение последних лет занимают 1 – 2 места почти во всех городских конкурсах, таких как, например,  «Сын.Отец.Отечество», «Моя семья в истории моей страны», участвуют в поисковых конкурсах, принимают активное участие в научно-практической конференции, также занимая призовые места,  получают 100 баллов в результате проведения ЕГЭ по русскому языку и по и литературе, поступают на факультет журналистики, осознанно идут в педагогический университет на филологический факультет, желая вернуться в нашу гимназию уже в качестве педагога, выбирают специальности, связанные  с историей нашей страны.  

Список использованной литературы

1. Алиев Ю.Б., Г.Т.Арширова, Л.П. Барашникова и др.; Под ред. Н.А.Кушаева. Основы эстетического воспитания: Пособие для учителя. – М. : Просвещение, 1984.

2. Банин А.А. Сохранение и возрождение народных традиций. М., 1994г

3. Галин А. Л. Личность и творчество. – Новосибирск, 1989.6. Михайлов Н.Н. О потребности личности в самореализации. Научный доклад высшей школы. // Философские науки, 1982. - № 4.

4. Грибоедова Г.Н. Нравственное воспитание личности школьника: подходы к диагностике. Новокузнецк 2001г.

5. Ильин Е.Н. Герой нашего урока. – М.:Педагогика, 1991.

6. Ильин И.А. Творческая идея нашего будущего. Об основах духовного характера // Медный всадник. – 2001. – № 7.

7. Юдин А.В. Русская традиционная народная духовность. – М., 1994.

        

ПРИЛОЖЕНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние психоэмоционального состояния на процесс формирования личности ребёнка

Трудно растить детей в сложном современном мире. Проблемы, нагрузки на работе сказываются на родителях, а это в свою очередь на детях. Родители искренне любят детей, но многие не умеют свою любовь про...

Проблемы влияния детско-родительских отношений на формирование личности ребёнка

статья описывает проблемы влияния детско-родительских отношений на процесс формирования личности ребёнка...

Школьная газета как средство формирования коммуникативной культуры современного школьника

В каждой школе сегодня непременно есть своя пресса. Современные компьютерные технологии дают нам возможность издавать школьную газету как в печатном, так и в электронном формате, опубликовывать издани...

Школьная газета как средство формирования коммуникативной культуры современного школьника

В каждой школе сегодня непременно есть своя пресса. Современные компьютерные технологии дают нам возможность издавать школьную газету как в печатном, так и в электронном формате, опубликовывать издани...

Авторская концепция "Преподавание информатики в начальных классах как необходимый этап формирования информационной культуры современного школьника"

В концепции изложены основные формы, методы, приемы эффективного преподавания информатики в начальных классах....

Влияние личностных свойств родителей на формирование личности ребенка

В статье идет речь о том, как личностные особенности родителей  влияют на развитие ребенка. Какие качества родителей являются крайне неблагоприятными для ребенка и почему личностные качества роди...

« Формирование технологического мировоззрения и технологической культуры современных школьников»

laquo; Формирование технологического мировоззрения  и технологической культуры современных школьников»...