Школьная газета как средство формирования коммуникативной культуры современного школьника
статья (7, 8, 9 класс)

Татаренкова Наталья Викторовна

В каждой школе сегодня непременно есть своя пресса. Современные компьютерные технологии дают нам возможность издавать школьную газету как в печатном, так и в электронном формате, опубликовывать издания на школьном сайте. Я представляю небольшой опыт по созданию школьной газеты, обладающей большим воспитательным потенциалом, одной из функций которой является формирование коммуникативной культуры современного школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tatarenkova.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Школьная газета как средство формирования

 коммуникативной культуры современного школьника

Татаренкова Наталья Викторовна

ГБОУ СОШ с. Нижняя Быковка м.р. Кошкинский

учитель русского языка и литературы

e-mail – tatarenkova.natalja@yandex.ru

        

   Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его

                            способным развиваться дальше без помощи учителя.

Элберт Хаббард

       Сегодня перед школой стоит важная задача - воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся действительности. Приоритетом воспитательной системы является формирование коммуникативной культуры школьников как основы для овладения нравственными ценностями личности.

      Актуальную задачу формирования коммуникативной культуры личности подрастающего поколения сегодня успешно решает школьная журналистика, которая соответствует социальному заказу общества и школы. Воспитательный потенциал школьных печатных изданий широк: они приобщают подростков к интеллектуальному и духовному потенциалу общества, служат важным каналом передачи информации от старшего поколения к младшему и одновременно – средством коммуникации, которое позволяет юной аудитории общаться друг с другом и познавать мир. Одновременно в процессе создания школьной газеты происходит воспитание таких качеств личности, как добросовестность, прилежание, дисциплинированность, ответственность, наблюдательность и т.д. При издании школьного СМИ создается уникальная творческая обучающая среда, которая не только стимулирует интерес подростков к развитию собственных интеллектуальных способностей, активно мобилизует их творческие силы, систематизирует и закрепляет приобретенные ранее профессиональные умения и навыки, но и помогает развить коммуникативные способности, избавиться от многочисленных подростковых комплексов. Работа в школьной газете направлена на социализацию учащихся, она готовит школьников к самостоятельной деятельности в вузе, на производстве, поддерживает их индивидуальное развитие, помогает организовать себя, выразить свои мысли, распространить  их среди других людей, помогает лучше познать себя, открыть мир.

      В 2013 году по инициативе администрации школы под моим руководством была организована деятельность школьной газеты «Класс!» Процесс создания школьной газеты – творческий и увлекательный, с одной стороны, и трудоемкий, с другой. Он включает в себя такие этапы работы:

  1. Создание творческой группы.
  2. Распределение функциональных обязанностей.
  3. Определение стиля и названия газеты.
  4. Составление плана-схемы выпуска газеты.
  5. Работа над выпуском номера школьной газеты.
  6. Презентация готового издания.

     Каждая школа представляет собой маленькое государство со своими законами и традициями, поэтому наша задача – рассказать об этой жизни так, чтобы газета заинтересовала учеников, и учителей, и родителей. Школьная редакция разделена на творческие  группы, которые  создают тематический  материал для  рубрик газеты:

«События месяца», «Литературная страничка», «Калейдоскоп школьных дел», «Знай наших!» «ЗОЖ: наше здоровье - в наших руках!» «Это интересно», «Готовимся к экзаменам», «И в шутку, и всерьез», «Школьный юмор». В состав творческих групп входят учащиеся 7-9 классов.

     Юные журналисты имеют необходимый уровень умений  и навыков, составляющих  коммуникативную и  информационную   компетенции:    владеют   устной речью, приемами оформления текста (электронной перепиской, созданием текстовых документов по шаблону, правилами подачи информации в презентации). Эффективно  работают  в группе, ищут и   находят  компромиссы. Пользуются в работе способами работы с информацией: поиском в каталогах, поисковых системах; извлечением информации с различных носителей; систематизацией, анализом  и отбором  информации; техническими  навыками  сохранения, удаления, копирования и преобразования информации. Критически  относятся к получаемой информации, умеют  выделять главное, оценивать степень достоверности. Были определены обязанности членов редакции.

  • Группа №1 - «Учебно-просветительская» - освещает все стороны учебной деятельности классов.
  • Группа №2 - «Досуг» - рассказывает о школьных и внешкольных мероприятиях, проводит интервью с участниками, призерами и победителями конкурсов.
  • Группа №3 - «Спорт и здоровье» - пишет статьи о спортивных соревнованиях в школе и районе; берет интервью у лучших спортсменов школы; ведет работу по пропаганде здорового образа жизни.
  • Группа №4 – «Проба пера» - издает литературную страницу с публикацией творческих работ учащихся.
  • Группа №5 – «Обо всем понемногу»  - размещает интересный материал научного, юмористического содержания.

Отчетом о проделанной работе творческих групп становится выпуск очередного номера газеты. За период ее существования  было выпущено 15 номеров, каждый из которых отражает знаменательные и памятные события месяца.

  •   Выпуск №1, январь, 2013г. – посвящен «открытию газеты».
  •   Выпуск №2, февраль, 2013г. – праздничный номер ко Дню защитника Отечества.
  •   Выпуск №3, март, 2013г. – посвящен главному празднику весны – Международному женскому Дню 8 Марта.
  •   Выпуск №4, апрель, 2013г. – об истории полета первого человека в космос.
  •   Выпуск №5, май, 2013г. – посвящен празднованию 68-ой годовщины победы в Великой Отечественной войне.
  •   Выпуск №6, сентябрь, 2013г. – ко Дню Учителя – профессиональному празднику педагогов школы.
  •   Выпуск №7, октябрь, 2013г. – ко Дню народного единства.
  •   Выпуск №8, ноябрь, 2013г. – ко Дню Матери.
  •   Выпуск №9, декабрь, 2013г. – подведение итогов уходящего года, встреча Нового года.
  •   Выпуск №10, январь, 2014г. – в преддверии «Вечера встречи», посвящен выпускникам школы.
  •   Выпуск №11, март, 2014г. – об итогах самой большой - 3 учебной четверти.
  •   Выпуск №12, май, 2014г. – освещает мероприятия, посвященные 69-ой годовщине победы в ВОВ.
  •   Выпуск №13, сентябрь, 2014г. – к началу нового учебного года.
  •   Выпуск №14, октябрь, 2014г. – посвящен юбилейной дате – 40-летию школы.
  •   Выпуск №15, ноябрь, 2014г. – приурочен Международному дню толерантности.

Электронная версия школьной газеты «Класс!» размещена на сайте школы http://bykovka.yartel.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=600:elektronnaya-gazeta

На протяжении «жизни» школьной газеты нам удавалось делать ее востребованной и интересной, получить признание читателей. Ведь успех газеты зависит именно от связи с аудиторией. Но самым главным достоинством  в этом направлении считаю воспитательную функцию. Школьная газета является в первую очередь средством создания в школе настоящего крепкого творческого коллектива, формированием общественного мнения. Для ребят активных, любознательных – это своеобразный катализатор и генератор идей. Она способствует взрослению школьников, их воспитанию, а также помогает зарождению в стенах школы устойчивого мини-социума, действующей модели современного мира. В результате работы школьного пресс-центра каждый: и пишущий, и читающий – чувствует собственную значимость и причастность к решению школьных задач.

      У каждого школьного пресс-центра есть свое лицо, отличающее его. «Визитка» нашей газеты— это работы ребят, в каждой из которых есть своя «изюминка». Для меня, как для учителя русского языка, важно, чтобы дети интересно излагали материал, избегали грамматических, речевых ошибок, придумывали интересные заголовки к текстам. Таким образом, ненавязчиво идет работа над развитием речи ребенка. Они приобретают опыт владения словом, грамотного построения текста, учатся общаться со сверстниками, взрослыми. Юнкоров интересуют разные темы социальной направленности: взаимоотношение детей и родителей, необходимость введения школьной формы в школе, современные молодежные субкультуры, подростковый суицид. Для меня важно, чтобы ученики, раскрывая такие темы, умели видеть позитивное в жизни, могли находить выход из трудной ситуации.

      «Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы» (Леонардо да Винчи). Творческая деятельность в школьной газете дает свои результаты: наши школьники становятся лауреатами и призерами конкурсов литературного творчества районного и окружного уровней, ежегодно принимаем участие в конкурсе чтецов «Живая классика», презентуем свои работы на филологической научно-практической конференции, участвуем в районном конкурсе сказок.

     Работа в данном направлении нами совершенствуется: в перспективе планируем освоить графические редакторы Acrobat Reader, Adobe
PhotoShop, Corel Draw, Abode Page Marker, глубже изучить основы журналистики, посетить редакцию районной газеты «Северные нивы». Возможно, кто-то из ребят и свяжет свою судьбу с журналистикой, а опыт владения словом и компьютерная грамотность пригодятся в любой профессиональной сфере. Ведь вся наша жизнь – общение!

Использованная литература

  1.  Александрова О. Проблема воспитания речевой (коммуникативной) культуры в процессе обучения русскому языку/ О. Александрова // Учитель в школе. - 2009. - N 4. - С. 60 – 65.
  2.   Галлямова Н. Ш.  Активные методы обучения в процессе формирования коммуникативной компетенции/ Н. Ш. Галлямова //Русский язык в школе. - 2008. - N 7. - С. 22 - 25. 
  3.   Голуб  И. Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи.— М.: Международные отношения, 1993.
  4. Развивайте дар слова: Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров» (7—8 кл.) / Сост. Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С.— М.: Просвещение, 1990.
  5. Смирнова Е.О. Особенности общения с подростками: Учебное пособие. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. 

Интернет-ресурсы

  1. http://vologda-smi.narod.ru/print_manual.html - пособие «Как мы делаем газету». 
  2. http://www.mediasprut.ru/jour/theorie/index.shtml – теория и практика журналистики.
  3. http://www.sch2.ru/gazeta/index.htm - Второшкольная газета (пример Интернет-газеты).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьная газета как средство развития творческих способностей обучающихся

Выступление на семинаре «Развитие творческих речевых умений и эстетического мировозрения учащихся в урочной и внеурочной  деятельности» (тема выступления: «Школьная газета как средство развития т...

Школьная газета как средство формирования коммуникативной культуры современного школьника

В каждой школе сегодня непременно есть своя пресса. Современные компьютерные технологии дают нам возможность издавать школьную газету как в печатном, так и в электронном формате, опубликовывать издани...

Школьная газета как средство формирования коммуникативной культуры школьника.

В статье рассматриваются особенности создания школьной газеты, воспитательных потенциал школьных изданий, цели создания школьных СМИ....

РЕДАКЦИЯ ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ И ОРГАН САМОУПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ

РЕДАКЦИЯ ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ И ОРГАН САМОУПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕАлексей Геннадьевич Пшеничный, руководитель проекта «Школьная газета «Страница 372», педагог дополни...

Школьная газета как средство духовно-нравственного воспитания школьников.

Статья рассказывает об опыте работы  по изданию школьной газеты и освещает вопрос ее роли в духовно-нравственном воспитании учащихся....

Социальный проект «Школьная газета, как средство массовой информации школьника», 2016

Формирование активной жизненной позиции, социализация учащихся школы, стимулирование интереса молодого поколения к решению  актуальных проблем  школы и общества, раскрытие творческих способн...

Тема: «Школьная газета как средство самовыражения школьника»

Цель: сплочение детского коллектива, развитие творческих способностей детей и подростков, саморазвитие, самовыражение личности на основе познавательной деятельности через работу Пресс-центра.Задачи:Øн...