Школьная газета как средство формирования коммуникативной культуры школьника.
статья по русскому языку на тему

Мальцева Татьяна Валериевна

В статье рассматриваются особенности создания школьной газеты, воспитательных потенциал школьных изданий, цели создания школьных СМИ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_shkolnaya_gazeta.docx18.61 КБ

Предварительный просмотр:

Школьная газета как средство формирования

коммуникативной культуры школьника.

   Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его

                         способным развиваться дальше без помощи учителя.

Элберт Хаббард

Сегодня перед школой стоит важная задача - воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся действительности. Приоритетом воспитательной системы является формирование коммуникативной культуры школьников как основы для овладения нравственными ценностями личности.

 Современная жизнь быстро увеличивает объем информации. Человеку трудно иногда даже уследить за ней. В связи с этим одна из задач современной школы – научить ребенка владеть информацией, осмыслять и  творчески выбирать ее. Следовательно, школьные средства массовой информации сегодня могут рассматриваться как один из факторов, способствующих социализации и нравственному становлению личности, формированию мировоззрения человека и его ИКТ-компетентности, что является одним из основных требований к уровню подготовки выпускников согласно федеральному государственному стандарту основного и среднего общего образования.

 Актуальную задачу формирования коммуникативной культуры личности подрастающего поколения сегодня успешно решает школьная журналистика, которая соответствует социальному заказу общества и школы. Воспитательный потенциал школьных печатных изданий широк: они приобщают подростков к интеллектуальному и духовному потенциалу общества, служат важным каналом передачи информации от старшего поколения к младшему и одновременно – средством коммуникации, которое позволяет юной аудитории общаться друг с другом и познавать мир. Одновременно в процессе создания школьной газеты происходит воспитание таких качеств личности, как добросовестность, прилежание, дисциплинированность, ответственность, наблюдательность и т.д. При издании школьного СМИ создается уникальная творческая обучающая среда, которая не только стимулирует интерес подростков к развитию собственных интеллектуальных способностей, активно мобилизует их творческие силы, систематизирует и закрепляет приобретенные ранее профессиональные умения и навыки, но и помогает развить коммуникативные способности, избавиться от многочисленных подростковых комплексов. Работа в школьной газете направлена на социализацию учащихся, она готовит школьников к самостоятельной деятельности в вузе, на производстве, поддерживает их индивидуальное развитие, помогает организовать себя, выразить свои мысли, распространить  их среди других людей, помогает лучше познать себя, открыть мир.

Цель издания школьной газеты – объединение всех субъектов образовательного процесса: обучающихся, учителей, родителей - путём создания единого источника информации.

Основные задачи школьной газеты:

-освещать школьные события и проблемы;

-информировать о внешкольных мероприятиях;

-поднимать вопросы, интересующие обучающихся, учителей, родителей;

-публиковать статьи, заметки, стихи обучающихся.

 В 2014 году по инициативе администрации школы под моим руководством была организована деятельность школьной газеты «LIME NEWS» (Свежие вести). Процесс создания школьной газеты – творческий и увлекательный, с одной стороны, и трудоемкий, с другой. Он включает в себя такие этапы работы:

  1. Создание творческой группы.
  2. Распределение функциональных обязанностей.
  3. Определение стиля и названия газеты.
  4. Составление плана-схемы выпуска газеты.
  5. Работа над выпуском номера школьной газеты.
  6. Презентация готового издания.

Чтобы издавать газету нужна дружная команда. В число детского объединения "Юный корреспондент" входили учащиеся 5-11 классов. Все поручения внутри объединения распределялись на добровольной основе, функции редактора выполнялись мною, обязанности дизайнера, фотокорреспондента и корреспондентов возлагались на учащихся.

Помимо постоянного состава, в подготовке и выпуске школьных изданий участвовали и педагоги нашей школы, и юные поэты, присылающие в газету свои стихи. Газета издавалась в программе Microsoft Office Publisher.

Юнкоры старались увидеть все новшества школы и осветить их  в газете: это значимые события, происходящие в школе: например, ход предвыборной кампании по выборам президента Ученического совета школы, знакомили читателей с результатами участия нашей школы в конкурсах и спортивных соревнованиях,  рассказывали о поездках наших ребят, например, подробно освещали участие в сборах и соревнованиях различного уровня военно-патриотического клуба "Азимут", знакомили с почетными жителями нашего поселка.

Постоянными рубриками газеты стали:

«Вопрос-ответ»,

«Литературная страничка. Проба пера»,

«Гордость нашей школы»,

«И смех и слезы»,

«Поздравляем».

Юные корреспонденты получали практические навыки журналистского дела, собирали необходимую для номера информацию, обрабатывали ее, писали заметки, репортажи, брали интервью у педагогов и учащихся школы, сотрудничали с газетой Ачитского ГО «Наш путь». Каждая школа представляет собой маленькое государство со своими законами и традициями, поэтому наша задача – рассказать об этой жизни так, чтобы газета заинтересовала и учеников, и учителей, и родителей.

Формирование коммуникативной культуры личности школьников в процессе создания любого школьного СМИ происходит в коллективе.  В таком коллективе можно не только реализовать свои творческие способности, но и желание пообщаться с понимающими тебя людьми. Через общение со сверстниками старшеклассники усваивают жизненные цели и ценности, нравственные идеалы, нормы и формы поведения. Пробуя себя в контактах друг с другом, в совместных делах, в различных ролях, подростки усваивают ролевые формы поведения, формируют и развивают у себя деловые качества, обучаются руководить и подчиняться, быть организаторами дела и исполнителями.

Школьная газета в целом оказывает заметное влияние на самые различные аспекты воспитания и просвещения школьников. Прямо и косвенно воздействует на формирование их коммуникативной культуры, мировоззрения, любознательности, на эстетический вкус. Не вызывает сомнения, что благодаря школьной газете современные школьники  могут иметь куда более широкое осведомление о последних достижениях в различных областях жизни общества.

Для меня, как для учителя русского языка, важно, чтобы дети интересно излагали материал, избегали грамматических, речевых ошибок, придумывали интересные заголовки к текстам. Таким образом, ненавязчиво идет работа над развитием речи ребенка. Они приобретают опыт владения словом, грамотного построения текста, учатся общаться со сверстниками, взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьные СМИ как средство формирования коммуникативных компетенций обучающихся

  Условия для развития не только творческих, но и коммуникативных способностей учащихся можно смоделировать в своеобразной творческой лаборатории, которой, по сути, является любое шк...

Школьная газета как средство формирования коммуникативной культуры современного школьника

В каждой школе сегодня непременно есть своя пресса. Современные компьютерные технологии дают нам возможность издавать школьную газету как в печатном, так и в электронном формате, опубликовывать издани...

Школьная газета как средство формирования коммуникативной культуры современного школьника

В каждой школе сегодня непременно есть своя пресса. Современные компьютерные технологии дают нам возможность издавать школьную газету как в печатном, так и в электронном формате, опубликовывать издани...

Школьная газета как средство духовно-нравственного воспитания школьников.

Статья рассказывает об опыте работы  по изданию школьной газеты и освещает вопрос ее роли в духовно-нравственном воспитании учащихся....

Статья "Школьная газета как средство формирования УУД"

В статье обобщается опыт работы по формированию коммуникативных, регулятивных, личностных УУД на основе практико-ориентированной деятельности....


 

Комментарии

Мальцева Татьяна Валериевна

Если вы мечтаете о создание газеты своей школы, данная статья может помочь вам осуществить эту мечту.