Школьная газета как средство духовно-нравственного воспитания школьников.
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Статья рассказывает об опыте работы  по изданию школьной газеты и освещает вопрос ее роли в духовно-нравственном воспитании учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkolnaya_gazeta_kak_._word.docx23.83 КБ

Предварительный просмотр:

             Школьная газета как  средство духовно-нравственного воспитания.

                                                                                                                       Таранушенко Н.А.,

                                                                                     учитель русского языка и литературы.

                                                                                                  МБОУ «СОШ №1» г.Протвино.

Самое мощное ветвистое дерево  было когда-то маленьким и хрупким. И на его срезе ранний возраст  отмечен первым, еле видным колечком, которое тем не менее является сердцевиной и основой  ствола. Так и детство - это главная часть человеческой жизни. Поэтому всё, что впитывает ребёнок в себя в эти годы, очень важно. Первый серьёзный шаг в мир дети совершают, когда переступают порог школы. Если духовное воспитание до этого было сосредоточено в семье, то теперь важную роль в формировании взглядов ребёнка начинает играть школа и от нее во многом зависит воспитание духовно - нравственной личности ребёнка. 

Что такое духовность? Духовность человека – это его внутренняя деятельность, совершаемая им постоянно, сравнивающая его с идеалом, движущая  к идеалу. Духовное в человеке – это «творческая жизнь души»! А душа – «весь поток нетелесных переживаний человека, помыслов, чувствований, болевых ощущений… Дух же – это лишь те душевные состояния, в которых человек живет своими главными, благородными силами и стремлениями, обращенными на познание истины, на созерцание или осуществление красоты, на совершение добра» (И.А.Ильин).  Только этот внутренний духовный опыт делает человекообразное существо  воистину человеком, то есть духовной личностью. Отсюда выводится  принцип духовно-нравственного воспитания – постоянное мотивирование ребенка к совершенствованию  в контексте идеала и идеального. Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоциональному развитию, гражданскому воспитанию, причем недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Поэтому мы должны в детском инстинкте пробудить духовность, сформировать в детях ту систему нравственных и духовных установок, те поведенческие компоненты культуры, вокруг которых постепенно можно будет через поколение консолидировать все общество, весь народ. Школа – единственный социальный институт, через который проходит вся нация и который тем самым дает уникальный шанс изменения  себя и общества  через систему общего образования.

В этом контексте особое место в духовно-нравственном воспитании  принадлежит школьной газете, которая издается в нашей школе с 2009 года и ставит своими целями

  • создание благоприятных условий для духовно-нравственного развития личности;
  • формирование у учащихся  умения находить в жизни нравственные ориентиры;
  • содействие развитию творческой инициативы учащихся;
  • предоставление учащимся возможность самим осуществлять свои идеи;
  • воспитание творческих, всесторонне развитых, активных, социально зрелых

личностей;

  • повышение  интереса учащихся к родному языку;

Газета освещает школьные события и проблемы, а также события, происходящие в городе, регионе, стране с точки зрения значимости для учащихся школы, с точки зрения духовно-нравственного воспитания своих читателей. Печатные материалы рассказывают маленьким читателям о гордости земли русской  - М.Ломоносове, А.Пушкине, А.Чехове,  Ю.Гагарине, дают образцы служения людям.

Каково место культуры в духовно-нравственном воспитании? Культура есть совокупность абсолютных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих его духовно-общественное бытие. Академик  Д.С.Лихачев называл нашу Землю «Эрмитажем, летящим в пространстве», обращая внимание на несметные богатства, созданные духовными усилиями человечества, и одновременно на их хрупкость. Через приобщение к культуре ребенок приобщается к тому, что творится от имени идеала и правды, истины и красоты. Школа должна заложить в душу и разум ребенка основы того культурного наследия, которое было создано мировой духовной мыслью.  Это наследие  разлито в русской художественной литературе, в трудах  выдающихся русских ученых, в многочисленных  событиях истории России, в биографиях замечательных людей России, в песнях, сказках, молитвах, стихотворениях. Через приобщение к культуре устраняется нигилизм, столь свойственный нашему времени в целом и подростковому возрасту в частности, ибо культура несет в себе идею гуманизма, веру в человека и его силы. Поэтому и приобщение к культуре должно воплощаться в творчестве ребенка, поскольку творчество ребенка – преобразование им самим действительности на основе идеалов красоты и добра. Через приобщение к культурному творчеству формируется личность ребенка, ибо культура есть содержание личности. Этот процесс приобщения возможен и осуществляется в нашей школе и посредством газеты, на страницах которой регулярно объявляются творческие конкурсы на лучшую новогоднюю сказку, зарисовку о весне, лучшее стихотворение, заметку о том, как  прошло лето. Участвуя в этих конкурсах, ребята учатся бережно обращаться с родным словом, развивают фантазию и творческое воображение, получают опыт первых успешных выступлений.

В процессе нравственного воспитания  необходимо поощрять ценностно значимые поступки: проявление трудолюбия, уважения к товарищу, к старшему, выполнение данного обещания, намерение говорить правду, готовность помочь, любые проявления доброты. В нравственном оценивании событий, поступков, мыслей среда школы должна обеспечивать максимальную регулярность, не допуская пропуска реакции на такие события и поступки. И здесь незаменимым помощником педагогов оказывается школьная газета, в которой регулярно печатаются материалы  о ветеранах педагогического  труда, о героях школы – победителях интеллектуальных игр и олимпиад, спортивных соревнований, о добрых делах ребят: о помощи детям детского дома, о заботе о ветеранах. Увидеть печатное похвальное слово в свой адрес – это очень сильный воспитательный момент и для  того, кого хвалят, и для тех, кто хочет добиться одобрения и успеха. Газета также учит школьников противостоять давлению, которое часто оказывают на подростка сверстники, старшие. Например, как суметь отказаться от того, что тебе не нравится, и при этом сохранить дружеские отношения? Откуда взять смелости сказать, что я не буду это делать, потому что ценю другое? Надо научить человека делать выбор свободно, чтобы он не был инерционным или навязанным. Воспитание не должно ограничиваться прямым или опосредованным информированием о тех или иных идеалах и ценностях. Перед человеком должны быть открыты возможности для совершения нравственных поступков. Газета постоянно работает в этом направлении, рассказывая о том, как сделать правильный выбор в пользу здорового образа жизни, где взять духовные силы для правильного нравственного выбора: на чьей ты стороне – тьмы или света. -

Составной частью духовно-нравственного воспитания является воспитание патриотизма, которое в наше нелегкое для страны время – дело сложное. Патриотизм – это  чувство, это ощущение своего места в родном городе, в большой стране. Это особая категория среди разнообразных чувств любви и привязанности. Ни для кого не секрет, что человек любящий всегда чувственно привязан к тому, во что он вложил душу.  Газета помогает школьникам полюбить прежде всего свою школу, которую тоже можно считать началом малой родины. На страницах школьного издания публикуются материалы о путях развитии школы, о ее успехах. И это пробуждает в детях гордость за то, что происходит. А это уже немало. Газета освещает историю школы, давая возможность своим читателям  узнать о тех, кто стоял у истоков и закладывал традиции, которыми школа гордится и которые она продолжает. Особенно актуальны эти материалы были в последнее время, когда школа готовилась отмечать свое 50-летие. Однако этим не ограничивается газетная работа по патриотическому воспитанию.  Неоднократно  публиковались статьи о Великой Отечественной войне, о героическом пути Севско-Варшавской краснознаменной ордена Суворова 60-ой стрелковой дивизии, имя которой носит наша школа. Эти усилия помогают воспитать  привязанность к школе, школьный патриотизм, преданность своей альма-матер. Подтверждением этому являются заметки наших выпускников.

Подводя итог вышесказанному,  хочется отметить, что духовно-нравственное воспитание не может осуществляться в рамках отдельно взятого предмета. Нет  и не может быть отдельных учебных или внеучебных мероприятий, целиком и полностью посвященных духовно-нравственному развитию. Но,  пожалуй,  в наибольшей степени именно школьную газету можно назвать «духовно-нравственным воспитателем», так как. она постоянно мотивирует  ребенка к добрым делам, заботится о том, чтобы уберечь детей от набора негативных ценностных установок, показывает пример людей, которые  демонстрируют образцовое  служение делу и людям, прививает  навык взвешивать все за и против, что-то выбирая, предвидеть последствия,  привлекает  школьников к участию в создании школьных традиций, прививает  понятия  национальных ценностей

И закончить я хочу восточной притчей. Это произошло давным-давно в старинном городе, где жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. Он пошел на луг, поймал бабочку, зажал ее между ладоней и подумал: «Спрошу-ка я мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони,  и бабочка умрет, а если он скажет: мертвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее» Так он и сделал: пришел к мудрецу и задал свой каверзный вопрос.   И тогда мудрец, которого не зря люди называли великим,  спокойно сказал: «Все в твоих руках…..»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики

Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....

Роль школьного музея в духовно-нравственном воспитании

Статья о роли школьного музея в духовно-нравственном воспитании обучающихся...

Роль школьного музея в духовно-нравственном воспитании обучающихся

Презентация к статье "Роль школьного музея в духовно-нравственном воспитании обучающихся"...

Роль школьного музея в духовно-нравственном, патриотическом воспитании учащихся

Статья об основных направлениях и результатах работы школьного  музейного уголка "История школы в истории города"  МОУ СОШ № 92 г. Волгограда. Материал содержит информацию о роли музейной пе...

Школьный музей – центр духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания

Все чаще и чаще в последние годы мы задаемся вопросом о низком уровне духовности, нравственности подрастающего поколения. Характерными особенностями молодежной среды сегодня называются такие как &laqu...

Роль школьного музея в духовно-нравственном воспитании учащихся

Выступление  на  педагогическом  совете  школы "Духовно-нравственное направление,  развитие  личности учащихся  в  условиях  ФГОС"...