РЕДАКЦИЯ ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ И ОРГАН САМОУПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
статья на тему

ПШЕНИЧНЫЙ Алексей Геннадьевич

РЕДАКЦИЯ ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ И ОРГАН САМОУПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ

Алексей Геннадьевич Пшеничный, руководитель проекта «Школьная газета «Страница 372», педагог дополнительного образования ГБОУ школы №372 Московского района Санкт-Петербурга

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕДАКЦИЯ ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ И ОРГАН САМОУПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ

Алексей Геннадьевич Пшеничный, руководитель проекта «Школьная газета «Страница 372», педагог дополнительного образования ГБОУ школы №372 Московского района Санкт-Петербурга

Одной из важнейших задач современного школьного обучения является формирование коммуникативной культуры личности современных подростков. От успешного решения этой задачи будет во многом зависеть выбор профессии, а, значит, и дальнейшая социализация молодых людей. Сегодня важно в школах создать не только условия для обучения детей, но и помочь им успешно адаптироваться в жизненном пространстве, развить у них социальный интеллект. В век информации и большого значения средств массовой информации (СМИ) учащиеся должны обладать знаниями и умениями не только пользования средствами информации, но и иметь понятие о принципах их работы. Одним из таких СМИ, работу которого учащиеся могут рассмотреть изнутри и поучаствовать в процессе его создания в школе может быть школьная газета.

В сентябре 2012 года в нашей школе был открыт новый проект «Школьная газета «Страница 372». Судя по откликам и реакциям всех, кто читает нашу газету - проект понравился.

Планка, заданная первым номером высока, и мы стараемся, чтобы каждый следующий номер школьной газеты был не хуже, а лучше.

Мы добились уже значительных результатов. В 2014 году Школьная газета «Страница 372» ГБОУ школы №372 Московского района Санкт-Петербурга стала победителем в номинации «За умение привлечь внимание» на XIII Всероссийском конкурсе школьных изданий. Медаль и диплом победителя конкурса были вручены редакции школьной газеты во время Дней школьной прессы, традиционно проводимых в Москве во время весенних каникул.

Во Всероссийском конкурсе школьных изданий мы участвовали в первый раз. Учредители Конкурса Департамент образования города Москвы и Портал «Школьная пресса» http://portal.lgo.ru основными целями Конкурса видят содействие развитию школьного издательского дела, популяризацию и поддержку лучших школьных издательских проектов, обмен опытом и повышение профессионального уровня редакционных коллективов.

На Портале школьной прессы создан Реестр современных школьных изданий, в котором наша школьная газета «Страница 372» зарегистрирована под счастливым номером 1707.

Победу в номинации «За умение привлечь внимание», которую эксперты конкурса присуждают за умение подать себя и яркость молодого издания, считаю вполне заслуженной, ведь ее сопровождает огромная работа учителей и учащихся школы, включившихся в этот проект.

В 2015 и 2016 году мы также стали победителями в номинациях этого всероссийского конкурса.

Мы стараемся сделать школьную газету, которая стала настоящим рупором школы интересной, вводим новые рубрики, воплощаем интересные идеи. У нашей газеты есть уже свои внутренние проекты, например, Проект «Чтобы услышали голос поколения». Рассказы о военных и трудовых подвигах старших поколений воспитывают чувство патриотизма. Прочитав об этом на страницах школьного издания, начинаешь ценить жизнь, любить Родину.

Планируется еще один грандиозный проект «Наши выпускники» - рассказывающий о выпускниках школы прошлых лет, которые добились в жизни высоких достижений. Реализация этого проекта на страницах школьного издания поможет открыть новые страницы истории школы, так как планируется брать интервью, писать воспоминания, рассказывать о жизни школы с момента ее основания в 1972 году.

Наша школьная газета - это информационное поле, на котором сошлись интересы детей обучающихся в школе, и взрослых: учителей и родителей. Благодаря школьному изданию ребята имеют прекрасную возможность для самовыражения, высказывания своего мнения, общения со сверстниками печатным словом. Понятно, что в старшем подростковом возрасте происходит активное развитие креативного мышления, восприятия, памяти и воображения, наблюдается повышение самоконтроля, стремление к самонаблюдению и самосозерцанию, продолжает формироваться мировоззрение, перестраиваются отношения со сверстниками и взрослыми. В этот период особую значимость приобретает общение, так как оно является необходимым и всеобщим условием формирования человеческой личности. Реализуя свою потребность в общении через школьную газету, подросток получает уникальный социальный опыт и вырабатывает наиболее эффективные модели поведения, которые помогут ему самоутвердиться, почувствовать себя уверенно и получить внимание, любовь и уважение окружающих. Он также может реализовать и ряд других человеческих потребностей.

Большинство современных старшеклассников, например, прекрасно осознают и объективно оценивают собственные коммуникативные проблемы, понимая, что эти «трудности общения» в будущем будут мешать их профессиональному самоопределению и карьерному росту, поэтому им хочется избавиться от них еще в школе. Они стараются проявить себя уже сейчас, стараются показать свои лидерские способности. Идя навстречу этому стремлению, мы стараемся, чтобы редакция школьной газеты «Страница 372» стала организаций, в которой каждый подросток, участвующий в проекте, мог бы в полной мере проявить свои лидерские способности, раскрыть возможности своей личности.

Сегодня практически в каждой школе есть подростковые организации самоуправления, в некоторых даже не одна. У нас, например, уже существует Школьный Парламент, но мы пошли на создание Школьной редакции, которая должна решать актуальную задачу формирования коммуникативной культуры, социализацию личности подрастающего поколения с помощью школьной журналистики, которая как нельзя лучше сегодня соответствует социальному заказу общества и школы. Редакция школьной газеты, как орган самоуправления школы эффективно реализует свои воспитательные возможности: приобщает подрастающее поколение к интеллектуальному и духовному потенциалу общества.

Сотрудничество в создании свежих номеров газеты между ребятами и учителями, взаимодействие школьников друг с другом служат важнейшими каналами передачи информации от старшего поколения к младшему и средством коммуникации, которое позволяет юной аудитории общаться друг с другом и познавать мир.

Школьная редакция – это самоорганизующаяся и самоуправляемая социальная группа, созданная на добровольной основе по желанию детей и взрослых для создания школьного масс-медиа, отражающего запросы и потребности школьников. В таком коллективе можно не только реализовать свои творческие способности, но и желание пообщаться с понимающими тебя людьми. Через общение со сверстниками старшеклассники усваивают жизненные цели и ценности, нравственные идеалы, нормы и формы поведения. Пробуя себя в контактах друг с другом, в совместных делах, в различных ролях, подростки усваивают ролевые формы поведения, формируют и развивают у себя деловые качества, обучаются руководить и подчиняться, быть организаторами дела и исполнителями. Редакцией нашей школьной газеты совместно с редактором от школьников руководит педагог – главный редактор и Редакционный совет, состоящий из директора школы, завучей, педагогов школы, отвечающего за материалы от начальных классов и редактора от школьников. В Совет входит 10 самых активных участников редакции, включая учащихся и учителей школы. (См. приложение)

Совет планирует очередной номер газеты. Каждый член совета имеет свои функции, отвечает за одно из направлений работы редакции, такие как: «Ответственный за сайт издания», «Связи с общественностью», «Инициатор участия в конкурсах», «Ответственный за верстку и дизайн», «Ответственный за новости», «ответственный за электронную почту и рассылки», редакторы постоянных рубрик и колонок.

В каждом классе 5-11-х параллелей в начале учебного года при распределении общественных поручений вводится должность журналиста, в обязанности которого входит рассказывать о жизни класса на страницах школьной газеты и должность распространителя газеты, который отвечает за распространение газеты в классе. От взора этих корреспондентов не ускользает ни одно интересное мероприятие и непременно находит отражение на страницах школьной газеты.

Расширенная редакция кроме членов совета включает в себя по два учащихся из всех классов 5-11-х параллелей – это журналисты от классов и ответственные за распространение школьной газеты.

В процессе создания газеты происходит воспитание таких качеств личности как коммуникабельность, добросовестность, прилежание, дисциплинированность, ответственность, наблюдательность и т.д. Мы стараемся делать нашу газету по всем правилам, существующим в газетном деле, совершенствуем макет, работаем над содержанием. В общем, мы растем! Это уже отметили многие наши читатели и специалисты газетного дела.

У нас далеко идущие планы. Мы хотим и дальше участвовать в конкурсах различного уровня, включая всероссийский и даже международный, хотим проводить конкурсы и акции для наших читателей с призами и поощрением победителей, ежегодно отмечать наших самых активных авторов, вручая им грамоты и призы. Надеемся, что все это будет у нашей редакции и газеты. Для нашего роста нам как воздух необходима всеобщая поддержка. Поддержка наших авторов и читателей, поддержка администрации, учащихся и учителей школы, а также наших родителей, и выпускников школы всех лет.

Эффективное решение проблем современного образования школой, работающей в режиме инновационного развития, возможно лишь при условии создания единого информационного образовательного пространства, в которое важнейшим вектором входит создание школьной информационной редакции. Наличие последней позволяет рассматривать школу как систему, обеспечивающую обмен потоками информации между всеми участниками образовательного процесса (администрацией, учителями, учащимися и родителями) внутри самой школы, а также обмен информацией с внешними организациями. Использование данной инновационной образовательной технологии поможет осуществить в школе прорыв к открытой образовательной системе, отвечающей требованиям современного общества.


Приложение

Общая структура редакции выглядит следующим образом:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профориентация как средство социальной адаптации школьников

Выступление и презентационное сопровождение выступления по теме....

Социальная адаптация школьников с ослабленным здоровьем в школьной математической среде

Выступление на педагогическом Совете содержит опыт вовлечения школьников с ослабленным здоровьем, обучающихся на дому в школьную математическую среду....

Влияние профессионального обучения на социальную адаптацию школьников на социальную адаптацию школьников с нарушением интеллекта.в

Выступление  на  методическом  объеденении  учителей  профессионально - трудового  обучения .  Для  специальной (коррекционной)  школы - интерната  VI...

Школьная газета как средство формирования коммуникативной культуры современного школьника

В каждой школе сегодня непременно есть своя пресса. Современные компьютерные технологии дают нам возможность издавать школьную газету как в печатном, так и в электронном формате, опубликовывать издани...

Доклад по теме: "Профориентация как средство социальной адаптации школьников с ОВЗ"

В материале о привычках ставилась цель сформировать знания о факторах положительно и отрицательно влияющих на состояние здоровья.Чтобы подростки самостоятельно вырабатывали стойкий иммунитет к вредным...

Социальный проект «Школьная газета, как средство массовой информации школьника», 2016

Формирование активной жизненной позиции, социализация учащихся школы, стимулирование интереса молодого поколения к решению  актуальных проблем  школы и общества, раскрытие творческих способн...