Профориентация как средство социальной адаптации школьников
материал по теме

Паначёва Ирина Евгеньевна

Выступление и презентационное сопровождение выступления по теме.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПАНАЧЁВА И.Е. МОУ УЙСКО-ЧЕБАРКУЛЬСКАЯ СОШ 2009 ПРОФОРИЕНТАЦИЯ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ Паначёва И.Е

Слайд 2

КОНЦЕПЦИЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (Извлечение) Цели профильного обучения В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р «Об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда <...> отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования». Паначёва И.Е

Слайд 3

Курсы по выбору Необходимым условием создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащегося основной ступени, является введение предпрофильной подготовки через организацию курсов по выбору. Основная функция курсов по выбору — профориентационная. В этой связи число таких курсов должно быть по возможности значительным. Основная задача курсов по выбору — с оциально -профессиональная адаптация молодежи Паначёва И.Е

Слайд 4

Учащиеся выпускных классов часто испытывают серьезные затруднения в выборе профессии. Как правило, они совершают этот выбор под влиянием случайных факторов (например, за компанию, по совету взрослых), попадая под влияние средств массовой информации и общественных стереотипов. При этом подростки считают, что располагают достаточным количеством информации о той или иной профессии для выбора профиля дальнейшего обучения. Именно поэтому необходим курс мероприятий, позволяющих формировать навыки социальной адаптации школьников. Паначёва И.Е

Слайд 5

Профессиональная адаптация - это процесс приспособления учащихся к будущей профессии в общеобразовательных школах, профтехучилищах, техникумах, вузах и т.д. к условиям их профессионального труда в результате чего происходит закрепление кадров в народном хозяйстве. Под профессиональной адаптацией понимают также социально-экономический процесс приспособления человека к осваиваемой профессии. Паначёва И.Е

Слайд 6

Содержание профориентационной работы в школе обуславливается задачами профориентации: Профинформированием Профпросвещением Профконсультированием Паначёва И.Е

Слайд 7

Профинформирование и профпросвещение обеспечивают знание мира профессий, представления о требованиях к каждой профессии и человеку, о типах учебных заведений, о востребованности профессии на современном рынке труда и т.д. Паначёва И.Е

Слайд 8

Профконсультирование – получение знаний о себе, своих возможностях, способностях и перспективах их развития, коррекции, профессиональных интересах и склонностях, об особенностях нервной системы, типа темперамента и др. Паначёва И.Е

Слайд 9

1-4 КЛАССЫ Формирование представления о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности. 5- 7 КЛАССЫ Развитие интересов и способностей, связанных с выбором профессии. 8-9 КЛАССЫ Формирование профессиональной мотивации, готовности к самоанализу основных способностей и склонностей. 10-11 КЛАССЫ Профессиональное самоопределение. Формирование ценностно-смысловой стороны самоопределения, определение профессиональных планов и намерений учащихся, развитие способностей через углубленное изучение отдельных предметов. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ Паначёва И.Е

Слайд 10

ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ КУРСЫ ЦЕЛЬ : ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ОБОСНОВАННОМУ ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ Основные задачи : актуализировать процесс профессионального самоопределения школьников за счет активизации их психологических ресурсов; обеспечить системой сведений о мире современного профессионального труда; развить способность адаптироваться в реальных социально-экономических условиях. Паначёва И.Е

Слайд 11

Паначёва И.Е

Слайд 12

Паначёва И.Е

Слайд 13

ЧТОБЫ ПРАВИЛЬНО ВЫБРАТЬ СЕБЕ ПРОФЕССИЮ, НЕОБХОДИМО СОРЕНТИРОВАТЬСЯ В ТРЕХ ВЕЩАХ Определить профессиональные интересы и склонности. Оценить свои первостепенные профессиональные качества (здоровье, способности..). Изучить спрос профессии на рынке труда . Паначёва И.Е

Слайд 14

Паначёва И.Е

Слайд 15

Учащиеся 11 класса Паначёва И.Е

Слайд 16

Структурные элементы программ курсов по выбору Приложение Литература Методические рекомендации Учебно-тематический план Пояснительная записка ПРОГРАММА Паначёва И.Е

Слайд 17

Трудоустройство выпускников 200 6 -200 7 200 7 -200 8 200 8 -200 9 9КЛ 11КЛ 9КЛ 11КЛ 9КЛ 11КЛ Всего выпускников 15 11 13 16 8 18 Количество выпускников, поступивших в вузы 7 7 7 Количество выпускников, поступивших в сузы 3 4 5 10 Количество выпускников, поступивших в ПУ 4 3 2 3 2 1 Количество выпускников, поступивших в 10 класс 7 5 6 Трудоустроились 1 1 1 1 Паначёва И.Е

Слайд 18

Да уж потому только, что работа дает нам либо равновесие, либо, увы, превращает нашу жизнь в сплошной кошмар. Оглянитесь вокруг: для одних работа – смысл всей жизни, для других – просто средство к существованию, для третьих – привычка, для четвертых – печальная необходимость. Кто-то попал в «яблочко», кто-то сильно промахнулся, выбирая профессию ПОЧЕМУ ТАК ВАЖНО НЕ ОШИБИТЬСЯ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ? Паначёва И.Е



Предварительный просмотр:

«МЕТОДИЧЕСКОЕ И ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

   ПРЕДПРОФИЛЬНОГО И ПРОФИЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

                         ПАНАЧЁВА И.Е.

МОУ УЙСКО-ЧЕБАРКУЛЬСКАЯ СОШ

                          2007

Выбор профессии — один из главных жизненных вы боров, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни.  Оптимальное решение вопроса «кем быть?», поиском которого неизбежно приходится заниматься каждому человеку на определенном этапе возрастного и социального развития, является жизненно важным не только для него лично, но и для общества в целом. Помочь молодому поколению в его профессиональном самоопределении, призвана профессиональная ориентация.

     Профориентационная работа является естественным продолжением всей педагогической работы с учащимися и в каком-то смысле является ее логическим завершением. Полноценная помощь школьнику в выборе профессии не только помогает ему организовать саму учебную деятельность (когда он осознанно изучает школьные предметы, которые могут ему пригодиться в будущей взрослой, трудовой жизни), но и привносит элементы спокойствия в отношение школьника к своему будущему (когда оптимистичная жизненная и профессиональная перспектива уберегает подростка от соблазнов сегодняшней жизни).

       Подготовка учащихся к обоснованному выбору профессии - важная социально-педагогическая задача школы. Адекватное профессиональное самоопределение является непременным условием достижения успеха в трудовой деятельности, удовлетворения от ее выполнения и продвижения по работе, подготовки функционально грамотных, профессионально мобильных специалистов, способных успешно адаптироваться к быстро изменяющейся социально-экономической и профессионально-производственной среде.

       Умение анализировать содержание профессий, оценивать свои профессиональные возможности и на этой основе осуществлять жизненный и профессиональный выбор - одна из ключевых компетенции выпускника современной общеобразовательной школы. В "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.", одобренной Правительством РФ, предусмотрено, в частности, улучшение профессиональной ориентации молодежи.

       Подготовка учащихся к профессиональному самоопределению должна осуществляться последовательно и непрерывно. В начальной школе необходимо сформировать у детей представление о разделении труда и познакомить их с наиболее распространенными профессиями, в основной - научить анализу профессии, диагностированию своих профинтересов и способностей, построению плана профессионального образования и трудоустройства, сформировать осознанное профнамерения.  Учащиеся выпускного класса основной школы часто испытывают серьезные затруднения в выборе профиля обучения в старшей школе. Как правило, они совершают этот выбор под влиянием случайных факторов    попадая под влияние средств массовой информации и общественных стереотипов.    Выпускники старшей школы должны уметь уточнять и корректировать свои профнамерения, осуществлять поиск и анализ информации о рынке труда, путях профессионального образования и трудоустройства. У них должна быть сформирована готовность к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования и продвижению в деловой карьере.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

           1-4 КЛАССЫ

Формирование представления о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности.

         5- 7 КЛАССЫ

Развитие интересов и способностей, связанных с выбором профессии.

        8-9 КЛАССЫ

Формирование профессиональной мотивации, готовности к самоанализу основных способностей и склонностей.

             10-11 КЛАССЫ

Профессиональное самоопределение. Формирование ценностно-смысловой стороны самоопределения, определение профессиональных планов и намерений учащихся, развитие способностей через углубленное изучение отдельных предметов.

       В настоящее время система профориентационной работы включает в себя деятельность по следующим направлениям:

1. Профессиональное просвещение, включающее проинформацию, профпропаганду и профагитацию.

2. Профессиональная диагностика – изучение личности школьника в целях профориентации. В процессе профдиагностики изучают характерные особенности личности: потребности, ценностные ориентации, интересы, способности, склонности, мотивы, профессиональную направленность.

3. Профессиональная консультация имеет целью установление соответствия индивидуальных личностных особенностей специфическим требованиям той или иной профессии.

4. Профессиональный отбор, как правило, осуществляется вне школы в специальных лабораториях и по преимуществу к тем профессиям, которые связаны с условиями максимальной трудности. Цель профессионального отбора – выявление пригодности человека к конкретному труду.

5. Социально-профессиональная адаптация представляет собой активный процесс приспособления молодого человека к новому социальному окружению, условиям труда и особенностями конкретной специализации. Успешность профессиональной адаптации – один из главных критериев правильного выбора профессии, оценка эффективности всей профориентационной работы.

6. Профессиональное воспитание, которое ставит своей целью формирование у учащихся чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства.

         Профориентационная работа в школе должна быть направлена на развитие интересов, корректировку ценностей, мотивов и формирование целей. В этом контексте большая роль в профориентационной работе должна отводиться изучению личности школьника. Необходимо вовремя выявить, какими ценностными ориентациями руководствуется старшеклассник, каковы его мотивы выбора профессии, способности, профессиональные интересы.



Предварительный просмотр:

Семинар для педагогов, прикреплённых к ММЦ ОУ по вопросам использования УМК в  учебном процессе.

«Профориентационная работа в школе»

Цель семинара:

1.Мастер-класс, как одна из форм профессионального обучения  учителей.  Познакомить с опытом работы Паначёвой И.Е. по профориентации школьников.  2. Знакомство с электронными ресурсами.

            Задачи мастер-класса:

  1. передача учителем своего опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности. Знакомство с опытом работы по профориентации школьников.
  2. рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса. Составление учебного плана программы элективного курса для учащихся 9-х, 10-х классов "Профессиональное сомоопределение старшеклассников".
  3. знакомство с электронными ресурсами.

Место проведения: ММЦ № 74439

Категория участников: педагоги.

Продолжительность: 6 часов.

Время

Вид работы

Ответственные

9.30-10.00

Регистрация участников семинара.

Подрезова Т.Н.

10.00-10.20

Постановка проблем семинара.

Муркин Д.С.

10.20-12.20

Профориентационная работа как средство формирования профессионального самоопределения учащихся в условиях профильного обучения.

Паначёва И.Е

12.20-12.40

Перерыв.

12.40- 13.20

Практическая работа с электронными ресурсами по составлению учебного плана программы элективного курса для учащихся 9-х, 10-х классов "Профессиональное сомоопределение старшеклассников".

Паначёва И.Е

13.20-13.40

Подведение итогов семинара.

Муркин Д.С.

13.40-14.00

Рефлексия.

Малясова Л.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство социальной адаптации «особых» детей

В данной статье представлены игры, методы и приемы игровых технологий, которые можно использовать в работе с «особыми» детьми....

Влияние профессионального обучения на социальную адаптацию школьников на социальную адаптацию школьников с нарушением интеллекта.в

Выступление  на  методическом  объеденении  учителей  профессионально - трудового  обучения .  Для  специальной (коррекционной)  школы - интерната  VI...

Доклад по теме: "Профориентация как средство социальной адаптации школьников с ОВЗ"

В материале о привычках ставилась цель сформировать знания о факторах положительно и отрицательно влияющих на состояние здоровья.Чтобы подростки самостоятельно вырабатывали стойкий иммунитет к вредным...

РЕДАКЦИЯ ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ И ОРГАН САМОУПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ

РЕДАКЦИЯ ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ И ОРГАН САМОУПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕАлексей Геннадьевич Пшеничный, руководитель проекта «Школьная газета «Страница 372», педагог дополни...

ДОКЛАД «Социально-коммуникативное развитие детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как средство социальной адаптации»

Каждый человек занимает в обществе вполне определенное место и, следовательно, всегда находится в соответствующих отношениях с окружающими людьми. Основная задача в работе с умственно отсталыми д...