« Формирование технологического мировоззрения и технологической культуры современных школьников»
методическая разработка по технологии

« Формирование технологического мировоззрения  и технологической культуры современных школьников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_1.docx27.29 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему: « Формирование технологического мировоззрения  и технологической культуры современных школьников»

Современный научно-технический прогресс связывают в первую очередь с развитием различных технологий.
Важность технологической культуры молодёжи в настоящее время признается во всем мире. ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры) Согласно своему Уставу, призвана цитирую : «поощрять свободное распространение идей словесным и изобразительным путем». 

В настоящее время технологическое образование школьников становится таким же важным направлением образования, как гуманитарное и естественнонаучное .

СЛАЙД 1

Культура -в буквальном переводе означает «возделывание», «обработка». А одной из разновидностей общей культуры является технологическая культура. В её основе  лежит преобразовательная деятельность человека, в ходе которой проявляются его знания, умения, навыки и творческие способности.

СЛАЙД 2

Компонентами технологической культуры можно считать технологическое мировоззрение, технологическое мышление, технологическое образование, технологическую эстетику, технологическую этику, преобразовательную деятельность.

СЛАЙД 3

 Технологическое мировоззрение - система технологических взглядов на мир, природу, общество и человека. Основные положения мировоззрения: на современный мир надо смотреть всесторонне, во взаимосвязи биосферы, техносферы.

 Применяемые в производстве технологии не должны приносить вреда человеку и природной среде. Каждый человек должен быть подготовлен  к гармоничному  существованию и поведению в информационном и технологически  насыщенном мире.

Технологическая культура – это культура преобразующей, творческой природосообразной деятельности, которая включает знания, умения и навыки, эмоционально-нравственное отношение к данному виду деятельности и готовность действовать с учетом ответственности за свои действия.

И если всё это обобщить то : формирование технологического мировоззрения и технологической культуры являются  актуальными проблемами технологического образования .

Слайд 4 Главной целью образовательной области «Технология» является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в современном информационном  обществе, развитие и воспитание широко образованной, культурной, творческой, инициативной и предприимчивой личности. Поэтому понятие «Технологическая культура» можно разделить на следующие компоненты, которые представлены на слайде:

  • культура труда,
  • графическая культура,
  • культура дизайна,
  • информационная культура,
  • предпринимательская культура,
  • культура человеческих отношений,
  • экологическая культура,
  • культура дома,
  • потребительская культура,
  • проектная культура.

Слайд 5

«Графическая культура и дизайн»

Здесь  я расскажу как я раскрываю эти виды культур в своей деятельности на уроках технологии и рисования.

Графическая культура - это умение воспроизводить, сохранять и передавать графическими средствами различную информацию о предметах, процессах и явлениях, читать и выполнять конструкторско-технологическую документацию.

Вообще в настоящее время умения разбираться и владеть основами  графической грамотности  необходимо любому образованному человеку. Это вызвано широким распространением компьютерной графики, которой очень много в нашей жизни, а особенно в жизни  наших детей.

 Графические изображения являются одним из главных средств познания окружающего мира.Это инструмент творческого и пространственного мышления личности. Поэтому  изучать его на своих уроках я считаю  просто необходимо. Помимо этого графические средства передачи информации  используется на следующих  школьных предметах:

  • изо, черчение, геометрия, биология, география, технология ,химия, физика, литература и музыка ( в иллюстрировании)

СЛАЙД 6 Графическая культура на уроках технологии.

На этом слайде представлены фото учеников 5 классов и их работы. Т.к. мне приходится осваивать новый предмет «Технология» при работе в мастерских с мальчиками, хочется, чтобы они осваивали новые навыки работы с изделиями, при помощи графической грамотности.

СЛАЙД 7 Ребята работают с темой «Развертка геометрической фигуры» Задания я даю разной сложности, в зависимости от оценки по математике. Но сразу предупреждаю, что сложность  или простота собираемой фигуры на оценку не повлияет ,т.к. каждый должен научиться  разбираться самостоятельно.,с учетом своих способностей.  Ребята учатся размещать габаритные размеры развертки на чертёжном листе, чертят по размерам и в масштабе, вырезают и склеивают. Чтобы дети не просто механически выполняли какие-то действия, я связываю их деятельность с пользой, которую они получат от этих знаний. Например, дети учатся считать,сколько им понадобиться материала для изделия. И как его качественно использовать. Основные ошибки при размещении габаритов на листе приведут к тому, что «вы испортите дорогой материал и выбросите деньги на ветер. Причём, материал придётся купить заново». Этот пример очень быстро доводит нужную информацию о том, что надо внимательнее размещать развёртку, прежде чем вырезать её.   Самые сообразительные выполняют задания за 20-25 минут. При обсуждении выполняемых развёрток геометрических форм с учителем математики, мы  ещё учитываем  скорость ,чёткость выполнения работ.

СЛАЙД 8

Здесь мы видим работы 5-ти и 6-ти классников. Для ребят по старше и задания посложнее. Заранее напиливаем из фанеры дощечки (напиливают 6-ти классники)  выбираем те, что имееют  самый интересный структурный рисунок. Чтобы потом на его основе что-то изобразить.Здесь мы развиваем пространственное воображение:увидеть то,что не сразу видно другим-это преимущество, которое потом можно использовать как креативное качество.. Я разрешила ребятам пользоваться любыми художественными материалами, чтобы каждый ребёнок мог  проявить свои способности.  Здесь использованы: гуашь, цветные карандаши, гелевые ручки чёрного и белого цвета. А контур изображения обведён выжигателем.

СЛАЙД 9 Графическая культура на уроках черчения.

На собственной практике я не раз убеждалась как важно владеть навыками черчения. Этот предмет не является обязательным для общего образования, но с учетом улублённого изучения математики в нашей школе, этот предмет помогает ученикам лучше понять такой предмет как геометрия ,т.к.развивает пространственное мышление лучше других предметов. Также черчение  совершенно необходимо при обучение в технических ВУЗах и  в художественных профессиях.

 Механические действия: начертить, разметить, померить или хотя бы понять, что начерчено, регулярно задействованы в творческих работах.

Прикладного черчения на деле гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. Для тех, кто планирует работать, например, в сфере дизайна, проектирования или создавать собственные творческие проекты, умение чертить станет хорошим подспорьем.

Сейчас существует ряд хороших компьютерных программ для создания сложных чертежей (типа Autocad), но речь идет об умении вручную начертить небольшой чертеж, проект, сделать корректировку существующего чертежа.

СЛАЙД 10

При кажущейся сложности и излишней механичности уроки черчения невероятно полезны и актуальны. В процессе выполнения заданий мы знакомимся с новыми инструментами, терминами, техническими приемами и тонкостями чертежного процесса. Нашим ученикам будет легче ориентироваться в смежных сферах ,связанных с проектированием  ,  они будут шире понимать процесс, а самое главное получат  преимущество перед теми, кто чертит только на компьютере. Ведь при развитии компьютерных технологий ценность ручной работы только возрастает.

СЛАЙД11

Дизайн – на уроках изобразительного искусства и технологии.

 Последние 3 года мы украшаем свои холлы к различным мероприятиям. Дети совместно с учителями  создают предметно-пространственную среду, стимулирующую их навыки совместной работы и самостоятельность. Можно их назвать  «проектные дни», которые на время подготовки объединяют  группы детей по так называемым  «смешанным предметам» (рисование и технология, черчение и технология, музыка, литература и искусство, иностранные языки и география) всё для развития креативности в оформлении школы.

Дизайном мы занимаемся на уроках рисования в 7 классе. Конкретно дама  «Осень» появилась после темы «Силуэт»,которую проходили  на  рисовании .С удовольствием подключаются  к творческому процессу бывшие выпускники, студенты колледжа КПИ и педагоги. Зонтики придумала и воплотила со своим классом учитель русского языка  и литературы Кутакова О.В. Музыкальные нотки-игрушки для украшения рекреаций разработаны с учителем музыки Феоктистовой Е.В.

СЛАЙД 12

Фотозоны в нашей школе оформлены с учителем изо Бугровой К.М. В общем, всё шмо эстетического цикла задействовано в этом процессе.

СЛАЙД 13

Креативные родители- это наши  единомышленники, «копилка идей», пример для подражания, которые активно участвуют наряду с педагогами в развитии  и воспитании не только своих детей, но и всех учащихся в школе.

 И я уверена, что наши дети от совместной деятельности родителей и педагогов , станут широко образованными, культурными, творческими, инициативными и предприимчивыми  личностями.

В продолжении нашего семинара Я предоставляю слово нашей коллеге Кожиной Г.Е. с ее выступлением на тему:» Культура труда как основа технологического образования школьников»

Следующее выступление подготовлено  нашим коллегой  Скачковым А.Е. « Внедрение современных технологий для формирования технологического мышления школьников в процессе обучения»

 

Продолжаем наш семинар ,и сейчас выступит наша коллега Боброва Г.Н. С темой «Робототехника как средство развития технологических способностей младших школьников»

И в заключении Васильева О.С.  расскажет о своём  опыте работы по теме « Технологическая эстетика в технологии и дизайне.

Итог: Подводя итог хочется сказать: Мы рады были поделиться сегодня своими мыслями , идеями и наработками .Мы открыты для дальнейшего общения и обмена опытом с вами, нашими коллегами, чтобы система технологических взглядов на мир,  природу. общество и  каждого человека приносили ощутимую пользу нам и нашим будущим поколениям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьная газета как средство формирования коммуникативной культуры современного школьника

В каждой школе сегодня непременно есть своя пресса. Современные компьютерные технологии дают нам возможность издавать школьную газету как в печатном, так и в электронном формате, опубликовывать издани...

Школьная газета как средство формирования коммуникативной культуры современного школьника

В каждой школе сегодня непременно есть своя пресса. Современные компьютерные технологии дают нам возможность издавать школьную газету как в печатном, так и в электронном формате, опубликовывать издани...

Авторская концепция "Преподавание информатики в начальных классах как необходимый этап формирования информационной культуры современного школьника"

В концепции изложены основные формы, методы, приемы эффективного преподавания информатики в начальных классах....

ВЛИЯНИЕ ИСКУССТВА И ТВОРЧЕСТВА НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ И КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА

Данное выступление на педчтениях 2014 позволяет подвести итог работы, проводившейся в течение нескольких лет....

«Формирование гражданско-патриотических чувств у современных школьников в процессе ознакомления с природой родного края»

Системе образования принадлежит ведущая роль в гражданском становлении подрастающего поколения, воспитании у молодёжи любви к родине, преданности своему отечеству....

«Изучение влияния физической активности в формировании потребности здорового образа жизни современного школьника через внеурочную деятельность по физической культуре в школе »

В практической работе учителю необходимо умело организовать внеклассные направления ФВ в школе. Интенсификации учебного процесса по физическому воспитанию отводиться особое место в улучшении физическо...