Способность личности к саморазвитию как цель образования
статья на тему

В статье рассматриваются основные философско-педагогические пути организации самообразовательной деятельности, описывается проблема самообразования в контектсе педагогической деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ю.И. Шувалова, магистр педагогики по направлению «Педагогика», педагог-психолог ГБУ ДО ЦППМСП Московского района Санкт-Петербурга

Способность личности к саморазвитию как цель образования

В педагогической науке серьезное внимание уделяется проблемам факторов, определяющих осуществление саморазвития, взаимодействия условий среды и личностных предпосылок в ходе становления саморазвития, возможностям организации поддерживающей среды, «работающей» на саморазвивающуюся личность. Предметом интереса педагогов-исследователей является саморазвитие в образовательном пространстве. Ими поднимаются вопросы роли саморазвития в обучении и воспитании, соотношения саморазвития с самообразованием, самовоспитанием учащихся.

В настоящее время выпускник любого образовательного учреждения мыслится не как законченный «продукт» системы, а как личность, продолжающая свое становление и способная самостоятельно управлять этим становлением, т.е. осуществлять саморазвитие. Таким образом, в число целей образования включается вспоможение становлению личности как субъекта собственного развития.

М.А. Щукина пишет: «Важно готовить не нужных на данный момент специалистов, а профессионалов, обладающих базовой подготовкой плюс навыками самообразования и саморазвития, которые позволят адекватно реагировать на меняющиеся условия жизни» [4, c. 42].

Развитие системы непрерывного образования направлено на построение модели как совокупностей основ теоретической и практической подготовки будущих специалистов и самообразования, связанных между собой, обеспечивающих преемственность и активизирующих развитие творческого потенциала.

Возрастание социальной роли образования ведет за собой повышение статуса самообразования. Чтобы быть конкурентноспособным на рынке труда, человек должен постоянно и непрерывно развиваться, совершенствовать свои знания, умения и навыки в ходе самообразования.

Познавательная самостоятельность рассматривается как качество личности, которое выражается в способности обучаемого самому организовать и осуществлять самообразовательную деятельность для решения новой познавательной проблемы (И.Я. Лернер), а также как потребность и умение овладевать знаниями и способами деятельности, определять цели деятельности и корректировать их.

Рассматривая пути организации самообразовательной деятельности, ученые предлагают учитывать различные варианты:

1). Организацию самостоятельной работы (Б.П. Есипов, М.Н. Скаткин);

2). Формирование методов и приемов познавательной деятельности (В.В. Давыдов, Н.А. Менчинская, Д.Б. Эльконин);

3). Осуществление самоконтроля в учебной деятельности (Л.И. Рувинский).

По словам Л.М. Митиной одна из главных целей образования состоит в «развитии у учащихся заинтересованности и потребности в самоизменении. Превращение ученика в субъекта, заинтересованного в самоизменении, обуславливает в дальнейшем становление его как профессионала, способного к построению своей деятельности, ее изменению и развитию» [2, c. 32].        

Проблема порождения и становления саморазвития – точка встречи исследовательских усилий психологии и педагогики, ведь такая индивидуализированная деятельность должна быть рассчитана на те потребности, которые предъявляет развивающееся общество и быть достаточно гибкой, отвечать на творческие запросы личности.

Е.А. Шуклина утверждает, что «самообразование – это по-настоящему свободный и в то же время наиболее сложный вид образовательной деятельности, поскольку связан с процедурами саморефлексии, самооценки, самоидентификации и выработкой умений и навыков самостоятельно обретать актуальные знания и трансформировать их в практическую деятельность» [3, c. 142].

Коджаспирова Г.М. пишет, что «… под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно или общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации. Самообразование – это система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью» [1].

Автор отмечает, что в самообразовании надо различать два понимания этого явления. С одной стороны, вся человеческая жизнь есть источник постоянного саморазвития и самообразования. В таком контексте эти понятия выступают как синонимы. Но, с другой стороны, по ее мнению, под самообразованием следует понимать «специально организованную, самостоятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностных или общественно значимых образовательных целей».

Выстраивая систему по саморазвитию личности педагога необходимо сделать акцент на саморазвитии, которое выражается в активности личности и ее направленности на совершенствование личных особенностей. Необходимо развивать рефлексию, навыки самодиагностики, саморегуляции, подкреплять самостоятельность в стратегических видах деятельности, включая целеполагание и планирование. Общая гуманистическая направленность педагогической мысли на создание поддерживающей ответственное саморазвитие среды, становится приоритетом развития современного образования.

Список литературы

  1. Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли: Таблицы, схемы, опорные конспекты: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 224 с.
  2. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии.1997. № 3. С.28-38.
  3. Шуклина, Е.А. Технологии самообразования: социологический аспект / Е.А. Шуклина // Общественные науки и современность. – 1999. – № 5. – С. 140–151].
  4. Щукина М.А. Психология саморазвития личности: проблемы, подходы, гипотезы. – СПб.: С. – Петерб. Ун-та, 2009. – 152 с.
  5. Якимец С.В. История педагогики и образования в России: хрестоматия/ С.В. Якимец. – Орск: Издательство ОГТИ, 2011. – 242 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная программа «Создание инновационной модели школы с целью адаптации, индивидуализации и всестороннего развития личности школьников в 1 ступени образования»

Программа позволяет создатьинновационную модель школы 1 ступени для обеспечения качества обучения,успешной адаптации и всестороннего развития учащихся через предшкольную подготовку  и индиви...

Формирование толерантной личности, способной к самопознанию, саморазвитию и самовыражению через воспитательную систему класса

Я работаю в школе более семнадцати лет учителем немецкого языка и почти всё время являюсь классным руководителем. Каждый год с волнением переступаю порог класса и вместе с детьми погружаюс...

Анкета для самодиагностики способности педагога к саморазвитию

Анкета для самодиагностики способности педагога к саморазвитию...

Выступление "Функционально грамотная личность-стратегическая цель образования"

В выступлении рассиатривается вопрос о воспитании новой личности, грамотной, способной применить свои знания в жизни...

Формирование способности воспитанников к саморазвитию в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната

Выступление педагога-психолога на совместном методическом объединении классных руководителей и воспитателей.Наряду с познавательными мотивами в педагогическом процессе широко используются, стимулируют...