Урок-конференция
план-конспект урока (10 класс) на тему

Иваненкова Светлана Евгеньевна

Интегрированный урок, посвящённый 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_2.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                    МБОУ Гусинская СОШ

Урок-конференция, посвящённый 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова.

Сценарий конференции.

Цель мероприятия:

  расширить представления учащихся о жизни и деятельности М.В.Ломоносова, представив учёного как всесторонне развитую личность, преодолевающую все препятствия на пути к достижению поставленной цели.

Задачи:

Образовательные – способствовать формированию познавательного интереса к историческому прошлому нашей Родины;  расширить знания учащихся о биографических данных и научных достижениях М.В.Ломоносова, прививать навыки чтения научно-популярной литературы;

способствовать формированию логического  мышления;  способствовать расширению  научного кругозора учащихся; продолжить работу по обогащению словарного запаса научной терминологией.
Развивающие – развивать  навыки  работы учащихся с различными источниками информации, умение анализировать, интерпретировать, применять  и передавать информацию; развивать интерес учащихся к учению;   развивать коммуникативные способности учащихся: развитие речи, умение выступать перед аудиторией;   развивать память, внимание, усидчивость учащихся.

Воспитательные – на примере жизни, деятельности и значимости нашего великого соотечественника содействовать воспитанию нравственных качеств школьников: патриотизма, любви к родному краю, гордости за историческое прошлое Родины; коллективизма, активной жизненной позиции;

пробудить уважение к сильной, незаурядной личности, сыгравшей великую роль в развитии науки в нашей стране;

Используемые методы обучения: объяснительно-иллюстративные, частично поисковые, творческие.

Форма мероприятия: урок-конференция.

Формы работы:  индивидуальная,  парная,  групповая            

Подготовительная работа к  конференции: работа творческих групп над поиском и подбором материала о судьбе, научной и творческой деятельности М.В.Ломоносова; создание компьютерных презентаций,                                                                                 работа по организации среди учащихся конкурса рисунков, составления и решение кроссвордов, написания стихов, посвящённых М.В.Ломоносову;                                                                 работа группы «журналистов» над выпуском тематической стенгазеты;

разработка программы проведения конференции.

Оформление классной комнаты:

-портрет М.В.Ломоносова,

-выставка книг, посвящённых   М.В. Ломоносову.

-иллюстративный материал о научной деятельности М.В.Ломоносова.

-стенгазета, посвящённая М.В. Ломоносову.

-рисунки учащихся

Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Программа  конференции

№п/п

Содержание выступлений

Выступающие

1

Вступление.

Учитель русского языка и литературы Иваненкова С.Е.

2

Поморье – родина великого ученого. Становление будущего академика.

Учащаяся 9Б класса -  Петроченкова С.

3

М.В. Ломоносов и развитие отечественной литературы и русского языка.

Учащаяся 9А класса -  Зеликова А.

4

Открытия М.В. Ломоносова в области химии

Ученик 10 класса - Савка Е.,

учащаяся 9А класса- Воронина К.

5

Открытия М.В. Ломоносова в области физики и астрономии

Учащиеся 11 класса: Братчук Н.,

Ворона К.

6

Деятельность М.В. Ломоносова как организатора российской системы образования.

 Викторина

Учитель физики Попова А.А.

7

Достижения Ломоносова

Учитель физики Попова А.А.

8

Заключение.

Учитель русского языка и литературы Иваненкова С.Е.

учащиеся: ВоронинаК, Борматенкова А.

Ход мероприятия.

1. Организационный момент. 

Цели и задачи конференции Показ слайдов презентации:(слайды №1-4)

2. Вступление (слайд №5)

   Учитель: В 2011 году исполняется 300 лет со дня рождения первого российского академика Михаила Васильевича Ломоносова (19.11.1711-15.04.1765). Выдающийся ученый, Человек и Гражданин своей страны, он жил и творил в послепетровскую эпоху, когда происходили исторически значимые социальные преобразования. Гений М.В. Ломоносова проявился в его многогранном таланте. «Историк, ритор, механик. минеролог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник», -так говорил о Ломоносове А.С.Пушкин. 

  Многими славными именами по праву гордится Россия, но имя М.В. Ломоносова стоит особняком. На уроках физики, химии, литературы мы говорили о жизни и научных открытиях великого учёного, мыслителя, государственного деятеля, познакомились с его поэтическим творчеством. Пришло время подвести итоги. Сегодня наша конференция посвящена этому великому человеку- Михаилу Васильевичу Ломоносову.  А.С.Пушкин назвал Ломоносова «нашим первым университетом», и сегодня с полным правом можно сказать, что  его слова были  пророческими.

3. Основная часть.  

1. Поморье – родина великого ученого.  Становление будущего академика. 

   (Слайд№6)  Знакомство с жизнью и деятельностью М.В. Ломоносова.

Выступление ученика (Приложение №1: презентация )

2. Вклад М.В.Ломоносова в развитие русского языка и литературы.

Выступление ученика (Приложение №2: презентация)

Учитель: Множество препятствий на своём пути к достижению цели пришлось преодолеть М.В.Ломоносову. Его жизненный пример восхищал и будет восхищать наших соотечественников. Известный смоленский поэт Н. Рыленков написал стихотворение, посвящённое М.В.Ломоносову

Ученик.:

       

***

Куда бежать от сплетен и доносов!
В просторных залах смрадно, как в аду!
И вот опять Михайло Ломоносов
Шумит в академическом саду.
Строптивый сын архангельских поморов,
Прямой, как ветер северной реки,
Он сохранил неукротимый норов
И песни, что певали рыбаки.
Не он ли в школе Заиконоспасской
Одной латынью голод утолял,
Молокососов укрощал указкой
И сметкою монахов удивлял?
Поднявшись вне параграфов и правил,
Везде дыханьем родины храним,
Не он ли в старом Марбурге заставил
Немецких буршей трепетать пред ним?
Не он ли дал российской музе крылья,
Нашел слова, звучащие как медь!
Доколь же иноземное засилье
Придется в Академии терпеть?
В нее вошел, достойный славы Россов,
Как беломорский ветер молодой,
Крестьянский сын Михайло Ломоносов,
Родившийся под северной звездой
.

3.Открытия М.В. Ломоносова в области химии (Слайд №7)

 Выступление ученика (Приложение №3: презентация)

4.Открытия М.В. Ломоносова в области физики и астрономии (Слайд №8)

Выступление ученика (Приложение №4: презентация)

5.Деятельность М.В. Ломоносова как организатора российской системы образования (слайд №9)

Учитель: Целью жизни Ломоносова до самого последнего дня было «утверждение наук в отечестве», которое он считал залогом процветания своей родины. Одним из славных деяний Ломоносова было основание и устройство университета в Москве. (1755г.) Ломоносов и план начертил, и кирпич сортировал, и за кладкой следил, создал образцовый университетский устав, указал профессоров, экзаменовал студентов. Для подготовки юношества устроил две гимназии, надеяcь, что, может, и в последующем поколении начнёт понемногу вспыхивать талант. Ведь преодолел же отец будущего учёного свойственный его землякам консерватизм, недоверие к петровскому указу строить морские суда на новоевропейский манер! Дядя отца Лука Ломоносов хоть и неучён был, но ценил образованность, а в мореходном таланте ему равных не было по всему Поморью. Талант Ломоносовым принят был в виде таинственной далёкой эстафеты, взращён на поморском упрямстве, которое превращалось в стремление отстоять свою личность.

      Михаил Васильевич весной 1765 г. простудился и 4 апреля умер. Перед смертью он говорил своему другу: «Я пожил, потерпел и умираю спокойно. Жалею только, что не мог завершить всё, что делал для родины, для блага науки в России, для славы Академии. Не тужу о смерти, дети отечества вспомнят обо мне…»

6. Викторина ( групповая работа) (слайды №10-12) (Приложение№5)

7.Рефлексия. Достижения Ломоносова (групповая работа)

(Слайд №13-14)( Приложение№6)

Учитель: И вновь мы обращаемся к наследию М.В.Ломоносова. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова (МГУ) — ведущий и крупнейший вуз Москвы, центр отечественной науки и культуры, один из старейших университетов России.
       МГУ включает 9 научно-исследовательских институтов, 40 факультетов и более 300 кафедр. В Университете обучается более 31 тыс. студентов и около 7 тыс. аспирантов. На факультетах и в научно-исследовательских центрах работают 4 тыс. профессоров и преподавателей, около 5 тыс. научных сотрудников. Вспомогательный и обслуживающий персонал насчитывает примерно 15 тыс. человек.
     Университет имеет в своем распоряжении более 600 зданий и сооружений, включая Главное Здание на Ленинских (Воробьёвых) горах. Их общая площадь около 1 млн м². Только в Москве территория, занимаемая МГУ, составляет 205,7 га. Планируется дальнейшее расширение территории Университета.

     В МГУ им. М.В.Ломоносова имеют возможность  получить одно из лучших образований в мире студенты не только России, но  и других стран. Выпускники многих смоленских школ, а также выпускники нашей школы успешно обучаются в этом учебном заведении. Мы считаем, что это достойный пример для подражания. Учитесь, стремитесь, дерзайте!!! Ведь именно  к вам, будущему поколению обращается великий русский учёный, М.В.Ломоносов:

О, вы, которых ожидает

Отечество из недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовёт от стран чужих.

О, ваши дни благословенны!

Дерзайте нане одобренны

Реченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумов Невтонов

Российская земля рождать

8. Заключение (слайд №15)                                                                                                            

Учитель:  Ломоносову по необъятности его интересов принадлежит одно из самых видных мест в культурной истории человечества. Его вклад в российскую науку и культуру трудно переоценить. И во всех своих изысканиях он выступал как государственный человек, мечтал объединить духовные и материальные ресурсы России, чтобы возвести русский народ на “величайшую степень величества, могущества и славы”.

Завершить сегодняшнюю конференцию хотелось бы стихами – одами в честь великого учёного. Эти стихи сочинили наши ученики:

Воронина Кристина:

***

В потёмках мира, в суматохе дней

В семье обычной рос мальчишка.

Читал, учился, не замечая смех людей

И что ж, подрос и многого добился!

Ну а пока, назло отцу,

Не слушая его запреты,

Он смело отправляется  в Москву…

Кругом зима, но в сердце парня – лето!

И вот -  Москва во всей красе!

Теперь – за книги и тетрадки:

Учить новейшие порядки

И познавать законы – все!

Он здесь учился, за границей,

Законы смело открывал.

И многого успел добиться…

Лишь потому что, что желал!

Россия смело им гордится:

науку поднял на ура!

Смог в жизни многого добиться –

Тот подвиг помнит вся страна!

А кажется, простой мальчишка,

Чтенье книг – его игра.

Идёт в Москву – с тетрадкой, книжкой,

Когда на улице – зима.

Борматенкова А,:

***

Сам смысл жизни Михаила Ломоносова:

«Утверждение наук в Отечестве»,

Он был настолько умный и серьёзный,

Что уважает его – всё человечество!

Сам Пушкин говорил всему народу,

Что самобытный он сподвижник просвещения!

И у людей, и у всего народа

Он вызывал и вызывает восхищение!

Таким умом он одарён был Богом,

Что стал науки изучать.

А мы ведь знаем, что это нелегко –

Так хочется ведь многое узнать!

Гордимся мы, что знаем Ломоносова  -

Такого умного! И гения страны!

Прошу, друзья, вы чтите Ломоносова,

И все его великие труды!!!  

10. Рефлексия (слайд №16).

 Учитель:  С помощью аплодисментов оцените работу нашей конференции.

Спасибо за внимание!

                                                                  Гусино 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках биологии (из опыта работы); урок-конференция "СПИД - это..."

презентация обобщение опыта работы, материалы конференции...

Исследовательская работа на базе школьного музея, урок-конференция с использованием экспозиции музея как вид нетрадиционного урока

Данное проектное задание явялется  посвящено  проблемам приобщения учащихся к научно-исследовательской деятельности.  На примере проведения научно-практической конференции  среди у...

урок истории в 11 классе. Урок-конференция «Столыпин: палач или спаситель России?»

На уроке были заявлены следующие цели:Изучить реформы, проведенные Столыпиным в начале 20 века в России и выяснить роль преобразований в истории развития российского государства.Определить, какие урок...

Конспект урока - конференции по географии в 10 классе по теме: "Урбанизация". Презентация учителя к уроку.

Форма проведения урок - конференция с использованием игровой, ИКТ технологий и технологии проблемного обучения....

Урок по теме Великой Отечественной Войны (ПО ПОВЕСТИ М.КАРИМА “ПОМИЛОВАНИЕ”). (УРОК-КОНФЕРЕНЦИЯ).

Тема:”ВОЙНА И ЧЕЛОВЕК НА ВОЙНЕ”.(ПО ПОВЕСТИ М.КАРИМА “ПОМИЛОВАНИЕ”)....